Прорывы Чубайса

Сергей Шрамко: литературный дневник

«РОСНАНО и Индия не договорились о создании инвестфонда на $2 млрд.». Такую новость сообщило агентство Rambler News Service.
Чубайс не стал комментировать ситуацию, заявив: «Фонд не состоялся, точка. Не хочу углубляться». Речь идет о рухнувших планах по созданию совместного кластера прямых инвестиций в высокие технологии. Судя по реакции Анатолия Борисовича, он воспринял произошедший провал, как пощечину.
Напомним, ровно год назад РОСНАНО и Национальный инвестиционный и инфраструктурный фонд Индии (NIIF – англ. аббревиатура – авт.) который представлял директор Саурабх Гарг (он же заместитель индийского министра финансов), договорились о совместной научной деятельности. С нашей стороны деньги на эти цели искали в народной заначке. Как сообщил в марте прошлого года «Интерфакс» со ссылкой на свои источники, финансы на российскую долю планировалось взять из Фонда национального благосостояния (ФНБ). Называлась даже сумма - 89 млрд. рублей, которую Чубайс хотел занять на 15 лет по 2% годовых.
Тогда же Анатолий Борисович с пафосом анонсировал этот проект: «Создание совместного Фонда (с Индией – ред.) прямых инвестиций — это выход на новую ступень развития отношений в жестких условиях мирового рынка. Фонд призван укрепить конкурентные позиции российских компаний, содействовать экспорту российских высоких технологий на перспективный индийский рынок». Ставилась цель - реализация проектов на стадии «роста (growth) в сфере хай-тек, включая технологии двойного назначения и продукцию военно-промышленного комплекса.
И вот, как говорится, «окончен наш роман». Есть, как минимум два объяснения, почему это произошло. Во-первых, вмешались внешние силы. Если посмотреть на последние события вокруг NIIF, то легко увидеть арабскую интригу, а затем и отворот-поворот РОСНАНО.
Так, 25 января 2017 года Индия и ОАЭ заключили всеобъемлющее стратегическое соглашение о партнерстве, а также более десятка соглашений в ключевых сферах: обороны, безопасности, торговли и энергетики. Но при этом так и не были поставлены окончательные подписи под пактом об арабских инвестициях на сумму $75 млрд. в инфраструктуру Индии, о чем еще 2015 году предварительно договаривались премьер-министр Нарендра Моди и глава Эмиратов, шейх Мухаммед Бен Заид Аль-Нахайан. Зато секретарь по экономическим отношениям МИД Индии Амар Синха пообещал, что деньги из ОАЭ прольются сразу же после урегулирования некоторых последних вопросов.
Здесь надо сказать, что индийско-арабское согласование позиций по пакту о $75 млрд. притормозилось именно в 2016 году. Как раз в то время, когда Анатолий Чубайс и Саурабх Гарг скрепили своими подписями меморандум о совместном фонде размером $2 млрд, по миллиарду с каждой стороны. В итоге политологам оставалось гадать о подводных камнях.
Конечно, Национальный инвестиционный и инфраструктурный фонд Индии вправе заключать самые разные договора, но Абу-Даби всячески противился сближению Москвы с Дели. Между тем цена вопроса, напомним, равнялась $75 млрд. прямых инвестиций в экономику Индии, тогда как РОСНАНО в реальности предлагало лишь совместные научные разработки.
Таким образом, на одной чаше весов были десятки миллиардов долларов арабских шейхов, на другой – научные программы Чубайса. Реальные деньги против будущих российских технологий. Конечно, для нашего обывателя выбор кажется очевидным, но не для Нарендра Моди, который ставил на первое место в своей международной политике научно-технический прогресс Индии.
Кстати, хотя индусы вообще никак не комментировали «несостоявшийся с РОСНАНО брак по расчету», зато на накануне заявления Чубайса (о провале совместного проекта – авт.) на портале NIIF появилась новость: «15 февраля 2017 года Индия успешно запустила за одну миссию 104 спутника, перекрыв предыдущий российский рекорд (37 спутников в 2014 году). Спутники были запущены Индийской организацией космических исследований с помощью ракеты-носителя PSLV».
Отсюда возникает вопрос, не связан ли отказ NIIF от сотрудничества с Чубайсом также с оценкой деятельности его компании, которой в этом году исполняется 10 лет. Собственно, это вполне логично, поскольку партнеры всегда изучают друг друга. Таким образом, второе объяснение несостоявшегося научного союза может лежать в плоскости «технологических достижений» РОСНАНО, чья ценность, как известно, измеряется доходом от их внедрений.
По словам, Чубайса РОСНАНО построило 77 заводов, включая известную портфельную компанию OCSiAl по производству углеродных нанотрубок. С другой стороны, общая картина не вызывает оптимизма. Достаточно вспомнить провальные проекты "Лиотех", Nitol, Plastic Logic 100, "Солнечный ветер".
При этом фонд Чубайса изначально получил 130 млрд. казенных рублей. Но этого оказалось мало. В итоге общий долг организации на конец 2015 года достиг 149,4 млрд. рублей. Если же посмотреть отчетность РОСНАНО, то в 2014 году прибыль кластера составила 8 млрд. рублей, в 2015 году - 17 млрд. Что касается 2016 года, Анатолий Чубайс заявил, что «пока не может огласить результаты», но намекнул, что будет не хуже.
Чтобы картина была яснее, отметим, что до 2014 года значительная часть имеющих в распоряжении РОСНАНО средств, так или иначе, конвертировалась в твердую валюту для закупки оборудования и прочие нужды, в том числе и для самопиара. Теперь же продукция компании даже на внутреннем рынке продается по ценам, близким к мировым. Очевидно, ситуация была еще хуже, если бы не девальвация рубля.
Как бы на то ни было, но управляемая Чубайсом организация, как минимум, еще 20 лет будет гасить долги, тогда как инвестиционный цикл для американских венчурных фондов составляет от 3-х до 7-ми лет, с прибыльностью от 30% и выше. Иначе, проще вкладывать в депозиты.
На этом фоне отказ Индии от сотрудничества, выглядит вполне логично. https://news.rambler.ru/economics/36159835/?utm_content=news&utm_medium=read_more&utm_source=copylink


Как Чубайс обещает гигантскую прибыль государству, но зарабатывает сам
Глава УК «Роснано» и «отец российской приватизации» Анатолий Чубайс заявил, что в этом году корпорация, которую он возглавляет, может заработать 25 миллиардов рублей. Топ-менеджер уточнил, что эти деньги госкомпания получит за счет продажи активов. Впрочем, слова Чубайса стоит поставить под сомнение. Во-первых, бизнес, которым занимается «Роснано», позволяет спокойно оправдывать убытки. А, во-вторых, прошлый год, возможно, был для корпорации не самым удачным. Впрочем, подобные обстоятельства не мешают лично Анатолию Чубайсу зарабатывать громадные суммы.


Светлое будущее вот-вот наступит
25 миллиардов рублей. Именно столько, по словам Анатолия Чубайса, сможет заработать «Роснано» в текущем году. Глава корпорации общался с журналистами в Новосибирске, в ходе визита на завод по производству аккумуляторов «Лиотех», принадлежащий «Роснано» (то самое предприятие, что хотели признать банкротом). Человек, ставший одним из символов 1990-х годов, как всегда был оптимистичным. «По этому году у нас еще нет окончательно утвержденного бюджета, но думаю, что точно цифра будет больше, чем 25 миллиардов», - добавил еще одно слово, которое тоже хорошо знакомо тем, кто пережил 90-е, правда, из уст другого политика: «однозначно».
Судя по словам Чубайса, зарабатывать «Роснано» будет на том, что продаст акции предприятий, в которые ранее вложилась. В общем-то это нормальная стратегия для подобной компании. Госкорпорация работает по классической модели венчурного бизнеса, то есть компании, которая вкладывает в рискованные предприятия, ждет пока они докажут свою жизнеспособность, а потом с прибылью для себя их продает. Для того, чтобы все это было успешным, нужно оценить потенциал стартапов, в которые идут деньги, поверить в них и потом считать барыши. Ну и, естественно, смириться с возможными потерями. И здесь главное, чтобы убытки не превышали доходы. Кстати, с этим в прошлом году у «Роснано» могли быть большие проблемы.


В чем прибыль, миллиардер?
Если внимательно прочитать последнее интервью Анатолия Чубайса, то можно заметить, что он приводит очень интересные конкретные цифры. В 2015-м году корпорация заработала на продаже активов 8-9 миллиардов рублей. Прибыть «Роснано» все в том же году составила 17 миллиардов. Все логично, ибо доходы корпорации складываются из многих составляющих. Переходим к следующему году. В 2016-м «Роснано», если верить Чубайсу, заработала на выходе из капиталов (то есть на продаже своих акций в высокотехнологичных предприятиях) аж 18 миллиардов рублей. С учетом этого, компания в прошлом году могла заработать и вовсе гигантскую сумму. Какую – пока неизвестно, потому что отчетность за этот год «Роснано» еще не опубликовала. Но, вот незадача: весь 2016-й корпорацию преследовали финансовые неудачи.
Отчетность за первый квартал 2016-го: чистый убыток госкомпании составил почти 5 миллиардов рублей, и это в 13 (!) раз больше, чем за предыдущий отчетный период. Идем дальше. За полгода 2016-го убыток превысил 19 миллиардов рублей. И это в 3,5 раза больше, чем за предыдущий отчетный период (результат удручающий, но динамика положительная). Наконец, данные за 9 месяцев прошлого года. Убыток превысил 12 миллиардов рублей, и это в 5 раз хуже, чем за 9 месяцев 2015-го. Возможно, за 3 последних месяца 2016-го «Роснано» сумела сделать рывок и таки продемонстрировать отличные финансовые результаты. Возможно, те 25 миллиардов от продажи активов покроют убытки, и в итоге флагман российских инноваций будет рапортовать о небывалых успехах. Возможно, но не факт. Зато сам Анатолий Чубайс, судя по некоторым данным, в накладе точно не останется.
Осенью прошлого года журнал Форбс сообщил, что Анатолий Чубайс за 2015-й заработал миллиард рублей. Сама по себе эта цифра может намертво поразить воображение. «Роснано» компании не маленькая. Но она в том же году сумела заработать всего лишь в 17 раз больше, чем ее глава. В долларах доход Чубайса мог составить около 17 миллионов. Это примерно сопоставимо с заработками руководителей российских нефтегазовых и финансовых гигантов. Но ведь и прибыль у этих компаний исчисляется в десятках и сотнях миллиардов. А «Роснано» все-таки не слишком финансово успешное предприятие. Что ж тут поделать, вложения в новые технологии всегда могут оказаться убыточными. Собственно, в этом-то и есть секрет успеха корпорации и ее руководителя.


Воля к поражению
Анатолий Борисович не зря последние пару десятков лет остается на плаву и слывет самым удачливым политиком и менеджером страны. «Роснано», какие бы бури не вились вокруг этой корпорации, не может поколебать ничто. И даже скандал конца 2015-го, когда на корпоративе Чубайс рассказал, что у «нас очень много денег», не смог пошатнуть позиции ни самого топ-менеджера, ни компании, которую он возглавляет. Все закончилось его шутливым признанием в косноязычии. Нет пока никакого продолжения и нового скандала, когда в конце прошлого года в госкомпании побывали с обысками следователи. Очень показательна в свете тех событий публикация ВВС, которая решила расставить все точки на i и рассказать любопытствующим о сути конфликта. Издание сообщило о подробностях (это довольно скучная по нынешним временам история о растрате), привело рассуждение о политической составляющей. А в конце задалось вопросом: «Чем вообще занимается «Роснано?»…
Этот вопрос, конечно, ключевой. И дать на него ответ поможет еще одно расследование, на этот раз журналистов КП. Они выяснили, что госкорпорация в первую очередь зарабатывает не на научных открытиях, которые в будущем прославят страну и приведут ее на первые места в высокотехнологичном бизнесе, а на валютных операциях и процентах по депозитам. На самом деле, ничего зазорного в этом нет, так зарабатывают все компании в мире. Вложили деньги в банки и иностранные активы, получили проценты по вкладам и разницу из-за падения курса. Предприятия, которые на этом специализируются, называются «финансовыми инвестфондами», а в народе попросту «спекулянтами». Впрочем, у «Роснано» перед ними есть несколько важных преимуществ. Во-первых, это 100-процентная госкомпания, которая действует в интересах 143 миллионов человек. Во-вторых, она всегда имеет право на ошибку. А, в-третьих, ей руководит человек, который может квалифицированно соединить первое со вторым. Шоб, как говорится, все так жили.


Счетная палата нашла у «Роснано» только убытки вместо инноваций
Аудиторы проверили, как распоряжалась бюджетными деньгами госкорпорация.
Контрольное ведомство Татьяны Голиковой в ближайшее время планирует опубликовать полный отчет о проверке детища Анатолия Чубайса - "Роснано". А пока некоторые выдержки из него стали известны прессе. По ним выходит, что нанотехнологии пока приносят бюджету одни убытки...
Во-первых, выход на окупаемость в возглавляемом Анатолием Чубайсом «Роснано» отложили еще на год - до 2017-го. Но это еще можно хоть как-то объяснить кризисом. Во-вторых, назвать инвестиции компании удачными пока язык не поворачивается. К примеру, если взять 16 уже завершенных проектов, то государство потратило на них 25 млрд. рублей, а получило всего 14 млрд.
Больше всего в компании погорели на проекте «Поликремний» (планировалось создать масштабный комплекс по его производству). В этом случае аудиторы Счетной палаты задают самые неудобные вопросы. К примеру, выяснилось, что решение о финансировании проекта в компании приняли, даже несмотря на отрицательные заключения специалистов из МИФИ и Института химии силикатов. Ученые протестовали: у этого проекта нет «научно-технической новизны» и «коммерческой перспективы». Другими словами, к нанотехнологиям он не относится, и прибыль вряд ли будет приносить. Но проект все равно утвердили. И денег на него выделили. Естественно, прогноз профессиональных химиков оправдался...
В доклад Счетной палаты еще не попал знаменитый новосибирский завод "Лиотех", который должны был выпускать нано-аккумуляторы. В него вложили 13 млрд. рублей. Но продукция оказалась невостребованной...
При этом неудачи не помешали менеджерам госкорпорации выписать себе гигантские бонусы за управление. В 2014 – 2015 годах 278 сотрудников компании заработали более 8 млрд. рублей. Другими словами, средняя зарплата в компании составила 1,2 млн. рублей в месяц. Это почти в 40 раз больше, чем в среднем по стране (чуть более 30 тысяч рублей). А сам Чубайс в конце прошлого года на новогоднем корпоративе хвастал перед сотрудниками, что у компании «очень много денег». Вот бы и бюджету хоть немного перепало...


Вся прибыль "Роснано" - это валютные спекуляции и проценты по вкладам
Странно слышать из уст главы госкорпорации, что у них денег - лопатой греби и давай по две премии выписывай!
Достаточно заглянуть в финансовую отчетность "Роснано", чтобы понять: доход вовсе не от того, что изобрели что-то прорывное и продали за бешеные деньги. Вся прибыль - это прокручивание госденег на банковских счетах плюс, по сути, валютные спекуляции. Вот цифры. В 2013 году у "Роснано" убыток в 39,9 млрд. руб. В 2014 году - вдруг прибыль. В финансовом отчете компании говорится: это доход от курсовых разниц - 16,57 млрд. руб. (когда из-за девальвации нашей валюты зарубежные активы госкомпании в перерасчете на рубли подорожали вдвое). Плюс проценты по депозитам - 6,3 млрд. руб. (на счетах "Роснано" держит государственные деньги, которые вообще-то должна инвестировать в развитие технологий). Ставки по депозитам, кстати, вполне себе льготные - от 11 до 23% годовых, говорится в финансовом отчете (подробности)




Другие статьи в литературном дневнике: