Зюганов продолжит борьбу с Гайдаром

Сергей Шрамко: литературный дневник

По решению предвыборного XVI съезда КПРФ, прошедшего в подмосковном лесу в субботу, лидер партии Геннадий Зюганов возглавил ее список на выборах в Госдуму. Глава коммунистов предложил провести в России масштабную национализацию и ввести госконтроль над ценами.
Корреспондент Русской службы Би-би-си Дмитрий Булин стал свидетелем этих исторических событий, а также подискутировал с гостями съезда о возрасте высшего руководства партии и актуальности ее риторики.
- А где у вас тут написано, что вы из КПРФ? - придирчиво спрашивал охранник, рассматривая депутатское удостоверение гостьи съезда.
- Я депутат Лобненского областного собрания и член КПРФ, - гордо отвечала она. - У нас в удостоверении не пишется, из какой мы партии...
Дело было в Подмосковье, на въезде в дом отдыха "Снегири". Съезд партии, которая, по словам ее лидера, является "единственной реальной оппозицией" в стране, проходил, по иронии судьбы, на базе отдыха управления делами президента России.
- А как найти зал съезда? - наивно поинтересовался я, когда миновал пункт досмотра.
- Идите прямо, мимо не пройдете.
И действительно, пройти мимо было трудно: издалека неслись переливы нескольких гармоней. Сквозь редкие лапы елей просвечивал большой алый плакат, на котором Геннадий Зюганов был изображен в окружении соратников и колосьев.
Перед залом заседаний, на небольшой площади, было разбито несколько десятков красных палаток, в которых умещались представительства КПРФ из разных регионов. Под растяжкой "Северный Кавказ - за Зюганова" сидели двое мужчин и играли - один на гармошке, другой на барабане.
Перекрывая их, поодаль старался хор Сталинградского обкома КПРФ.
- Почему вы вступили в КПРФ? - поинтересовался я у одного из "сталинградцев", воспользовавшись паузой.
- Потому что надоела несправедливость в России! Я считаю, что КПРФ - единственная партия, способная что-то сделать.
- Вы как-то почувствовали нынешний кризис?
- Мы живем в деревне и почувствовали кризис не сильно, потому что у нас подножный корм: зелень своя, картошечка своя. А в городе действительно тяжело сейчас.
На передовой борьбы с хаосом
В этот самый момент в зале заседаний о трудностях и горестях кризисного времени говорил с трибуны лидер партии Геннадий Зюганов.
"Производство свёртывается. Доходы трудящихся снижаются. Растёт безработица, бедность и нищета. Зреет социальное напряжение..." - мрачно перечислял он.
"Развитие ситуации доказывает: неолиберальная политика правительства Медведева полностью исчерпала себя и ведёт страну к краху", - повторял председатель КПРФ свою излюбленную мысль.
Не все в зале с достоинством принимали удары судьбы - в данном случае ранний подъем в выходной день (съезд начался в 10 утра): кто-то тихонько дремал, кто-то потирал глаза.
На этом фоне Геннадий Зюганов, которому в воскресенье исполняется 72 года, держался более чем убедительно, а его речь была исполнена ярких и красочных сравнений - в лучших традициях политика, четырежды занимавшего второе место на выборах президента России.
"Хищники-глобалисты", "паучьи сети перекупщиков", "жуки-короеды либеральной расцветки", "маховик либерального безумия", "либеральные экстремисты" - особенно досталось, конечно, либералам. Глава партии заявил, что партия не позволит "выжигать души людей антисоветизмом", а люди - добавил он - "не хотят травиться ядом Сванидзе и Караулова".
Противостоять всему этому мирскому хаосу теперь будет проще, заявил Геннадий Зюганов, поскольку он позаботился об этом лично.
"Борьбу с антисоветизмом предстоит наращивать. Отдельный вопрос - практическая пропаганда. Теперь в арсенале каждого коммуниста есть ещё два развёрнутых документа. Это обращение к гражданам "Без Родины наши имена и дела обречены на забвение" и моя последняя статья "Идеология предателей". Прошу их активно использовать", - призвал лидер коммунистов.
Начало нового мира
Особое внимание корреспондент Русской службы Би-би-си обратил на слова Геннадия Зюганова об обновлении кадрового состава руководящих партийных органов. В президиуме на сцене сидело около 30 человек, но "молодых товарищей" среди них было крайне немного (может быть, двое).
Позже я спросил об этом внешнем противоречии у российского кинорежиссера, депутата Госдумы Владимира Бортко.
- Президиум всегда состоит из людей заслуженных, которые заслужили это место своими делами перед партией и пониманием процесса, - улыбнувшись, ответил он.
- А может, нужны молодые лидеры, которые будут апеллировать к молодежи?
- Я думаю, это будет обязательно на следующих выборах. Вы увидите других людей. Но президиум - в силу разных, в том числе исторических причин - выглядит вот таким образом. Все-таки не самый плохой президиум. Жорес Алферов - может, и старый человек, но заслуженный.
Референдум в Великобритании, касается всего мира: это начало нового мира. Это поворот к социализму и конец глобализмаВладимир Бортко, кинорежиссер
- Хорошо, но если говорить о риторике, которая звучала на съезде, - она производит впечатление немного несовременной. Говорится о том, что главные враги России - это Гайдар и Чубайс, но ведь Егора Гайдара уже нет семь лет на свете.
- Извините, под Гайдаром и Чубайсом имеются в виду не конкретные Гайдар и Чубайс. Имеется в виду либеральное направление, которое они собой олицетворяют и которое, как было тогда, так и осталось сейчас.
- Даже несмотря на то, что Владимир Путин осуществляет, как говорят, пророссийскую политику?
- Я бы сказал, она двойственная. Я полностью разделяю внешнюю политику нашего президента. Но что касается внутренней политики, я не понимаю, почему при явных вещах, при полном банкротстве этого правительства - он его не меняет? Хотя догадываться могу.
- И какие ваши догадки?
- Очевидно, связывают его давние отношения с этими людьми: не денежные, а личные. Но здесь, хочешь или не хочешь, а придется сделать шаг... Кстати говоря, референдум в Великобритании, касается всего мира: это начало нового мира. Это поворот к социализму и конец глобализма.
Смерть постмодерна
После Геннадия Зюганова докладчики сменяли один другого, но не оставляло ощущение единой риторики, текста, написанного словно одним человеком.
Общим у этого текста были не только яркие антилиберальные метафоры, громкая - в стиле политического памфлета - ирония над властителями либеральных дум в России, но и сама постановка вопросов вкупе с предлагаемыми методами их решения.
Главные "враги всего человечества" (цитата по академику Жоресу Алферову) - Гайдар, Чубайс и им подобные. Главное решение проблем - национализация ключевых банков, электроэнергетики, железных дорог, систем связи, предприятий ВПК, нефтяной и газовой отраслей, а также выход из ВТО и государственный контроль над ценами.
Выбивался из общего дискурса, хотя тематически ему и следовал, писатель Захар Прилепин, приехавший в качестве гостя (а не члена партии) и сообщивший съеду, что только что вернулся из самопровозглашенной "Донецкой народной республики". Он горячо говорил о пошлости капитализма и о том, что будущее, безусловно, за социализмом.
Встретив его в кулуарах, я спросил, что он подразумевает под социализмом.
- Вы имеете в виду более справедливое распределение ресурсов в экономике или возвращение к плановой экономике?
- Это настолько широкий, разновекторный спектр проблем, что сводить его к каким-то одним значимостям невозможно. Кстати, слово, которое подали промышленные районы Великобритании на недавнем референдуме, находится в левой системе ценностей, а не в неолиберальной. Это касается не только обобществления национальных богатств, это касается международной экономики, геополитического положения, положения в культуре. Левые тенденции - это тенденции, связанные с реальностью, связанные с чаяниями людей. Постмодерн уходит, и приходит реальность.
Мы это всё наблюдаем на Донбассе, где постмодерн проиграл, а выиграла реальность. А дальше уже начинаются рациональные вопросы: как строить новое, независимое государство. Выясняется, что строить его можно только на левых тенденциях. Пришел туда Захарченко: он понимает, что с бизнесом очень сложно строить отношения, потому что здесь, в России, он украинский, там он - российский, в итоге он черт знает чей, и деньги в карман республики не идут. Значит, надо обобществлять, национализировать.
- Вопрос вам как литератору. Риторика, звучавшая на съезде, не вызывает у вас какого-то эстетического диссонанса?
- Понимаете, любая партия, организация пользуется той или иной риторикой, чтобы она транслировалась на максимально широкие массы. Если вот здесь такая риторика, то мы можем вспомнить всех наших либеральных звезд, которые недавно собирались в Прибалтике. У них там была другая риторика - такая, что почитаешь и озвереешь. В этом смысле левая риторика, кажущаяся архаичной, и кажущаяся прогрессивной либеральная риторика друг от друга ничем не отличаются. Они просто берут и выворачивают слова наизнанку. Но за этими словами реальная жизнь, реальная война, реальные позиции, реальная боль. Не так сложно переписать речь любого коммунистического управленца и сделать из нее литературный фейерверк.
Люди в большинстве своем консервативны. Они опасаются непонятных вещей. Им нужны простые вещи. Желательно, чтобы это было пять-семь простых фразЗахар Прилепин, писатель
- Но может быть, если мы рассматриваем эту риторику как обращение к электорату, форма этого обращения сужает электорат, к которому она обращена?
- Я не уверен. У нас в "Другой России" была попытка расширения речевых форматов по обращению к потенциальному электорату, и она была доведена до полного абсолюта. Мы обращались так, что мама не горюй. Это не сделало нас суперзвездами, потому что люди в большинстве своем консервативны. Они опасаются непонятных вещей. Им отсылки на Рене Генона, Эрнста Юнгера и остальных... они не знают, что с этим делать. Им нужны простые вещи. Желательно, чтобы это было пять-семь простых фраз.
- Что будет с КПРФ в будущем? Говорят, что у партии возрастной электорат, которого, к большому сожалению, становится с каждым годом все меньше.
- Я знаю негласные властные цифры по КПРФ. И там рейтинг КПРФ составляет свыше 30% вот сегодня, сейчас. Если бы завтра были бы выборы, которые были бы абсолютно прозрачными, то они имели бы свои 30-35% голосов. Ну а что вы хотите, если целых два года страна наблюдала, как люди собираются у памятников Ленину и отстаивают интересы русского мира... Есть то, что есть, и будем выбирать из того, что есть. Есть вот эти ребята.
Выбор миллионов
По итогам съезда Геннадий Зюганов возглавил федеральный список партии на выборах в Государственную Думу. Вместе с ним в тройку лидеров федерального списка вошли другие действующие депутаты: космонавт Светлана Савицкая и секретарь ЦК КПРФ Юрий Афонин, курирующий в партии молодежную политику.
В Думу от КПРФ будет баллотироваться писатель Сергей Шаргунов.
Также к списку партии примкнули депутат Дмитрий Носов из фракции ЛДПР и Антон Романов из "Единой России" (предвыборный съезд последней открывается в воскресенье).
Чем бы ни была КПРФ сегодня в России - пришествием реализма на место проигравшего постмодерна (словами Прилепина), пестрым политическим "базаром" на территории подмосковного пансионата, где традиционные портреты Сталина соседствуют с разносолами из различных губерний и веселыми народными плясками, или архаичным пафосом коммунистических вождей, - не стоит забывать одно.
Только по официальным данным на прошлых выборах за КПРФ проголосовало 12,5 миллионов человек.
Для 12,5 миллионов россиян - и лозунги, и риторика, и политические форматы, предлагаемые коммунистами, являются полноценным выбором. Если прибавить сюда 8,6 миллионов голосов, набранных "Справедливой Россией", то электоральная база левых идей в стране покажется совсем не смешной.



Другие статьи в литературном дневнике: