Герман Садулаев.

Елена Рябчевских: литературный дневник

Интересный автор. Очень интересный. На мой взгляд, он опережает двух предыдущих на порядок, если не на два, и не случайно занимает первое место в рейтингах современных литературных конкурсов. Войдя во вкус, прочитала две его книги: «Я чеченец!», после которой к нему пришла известность (ее можно найти в Интернете) и «Таблетка» (пока только бумажный вариант). Не раскрывая основных сюжетных линий, попробую высказать свое личное мнение - субъективное и никоим образом не претендующее на истину в последней инстанции.


«Я чеченец!»


Каждое слово – искренне. Прожито, прочувствовано и идет из самой глубины души. Некоторые слова обжигают, как плеть, некоторые истекают болью, как материнский плач на поминках, некоторые пронзают насквозь, как остро заточенный кинжал... Это взгляд на чеченскую войну изнутри. Можно спорить о жизненной философии автора, можно не соглашаться с ним, можно возмущаться и критиковать, но остаться равнодушным после прочтения этой книги - нельзя. Интуиция безошибочно подсказывает, что все описанные события - правда, и это одна из главных особенностей творчества Садулаева. Наверное, поэтому его и называют «последним реалистом современной русской литературы».



«Таблетка».


Сильные стороны произведения, на мой взгляд:
1.Современность и актуальность. От первого до последнего слова, от певицы Максим до употребления в книге «современного албанского». Само произведение по стилю даже немного напоминает блог в ЖЖ. Впрочем, в данном случае мое мнение совпадает с мнением автора.

2.Панорамность. В книге охвачен период российской действительности с начала девяностых годов до нынешних дней (в прямом смысле этого слова: такое ощущение, как будто книга закончена всего месяц назад). Все герои безупречно узнаваемы.


3.Острота. Автор беспощаден. Он похож на хирурга с наточенным скальпелем в руках и поступает в полном соответствии с главной заповедью хирургов всех времен и народов: «Где гной – там вскрой» (прошу прощения за медицинский подход, но это очень точная метафора). Он освещает все стороны российской культурной, социальной и политической жизни, о которых обычно не принято кричать в СМИ, ну, пожалуй, если только в прессе оппозиционных партий. Он иронизирует, осмеивает, разоблачает, выставляет напоказ…. И это правильно. Эпоха Интернета. Похоже, скоро государственных секретов не останется вовсе.


4.Глубина. Садулаев с одинаковой легкостью рассуждает как о сложнейших философских учениях древности, так о причинах и следствиях социальных явлений в нашем обществе, анализирует и делает выводы. Браво!


5.Хороший стиль. Легко читается.



Минусы:
1. Матерные слова. Их слишком много, и иногда это даже, имхо, не обусловлено контекстом.


2. «Хазары». На мой взгляд, любое, самое замысловатое обыгрывание этой темы, даже в иронически- сатирическом ключе, неизбежно приводит читателя к Павичу. Хм, пожалуй, я бы не стала так рисковать. Видимо, автор и сам это понимает, поскольку в книгу вставлено пространное рассуждение о «вторичности» всей уже созданной в мире литературы: и в плане сюжетов и в плане литературного подхода, а Борхес назван «гениальным библиотекарем».


3. Депрессивность состояния после прочтения. Спорный пункт, но я его все же включу. Автор показывает все недостатки существующего положения, но не указывает путей выхода из ситуации, кроме, разве, призыва к мировой революции. Хотя… может… выход - это тема для будущей книги? Удачи Вам, Герман!




Другие статьи в литературном дневнике: