Поговорим о семье... полезные книги и публикации о

Георгий Весна: литературный дневник

1.ВЫЙТИ ЗАМУЖ




«Мне уже скоро 30 лет, а я все еще не замужем! А ведь мне надо рожать, пока могу! Я хочу детей и хочу мужа, чтобы жить семьей! Я свою семью хочу! Почему мне Бог не дает мужа?! Ведь я все делаю: в церковь хожу каждое воскресенье, молюсь, посты соблюдаю, часто исповедуюсь, но Он меня не слышит», – с отчаянием говорят многие девушки.


Причина разводов - неумение жертвовать личными интересами


Патриарх Московский и всея Руси Кирилл называет причиной кризиса во многих семьях нежелание мужа и жены жертвовать собственными интересами ради другого. Он призвал христиан не на словах, а на деле воспринимать заповедь Христа о важности любви друг к другу.


www.pravoslavie.ru/smi/1331.htm


2.БРАК: ПУТЬ ЧЕРЕЗ КРИЗИСЫ К НОВЫМ КРИЗИСАМ



Кризис – слово греческое, которое значит, в конечном итоге, суд. Критический момент – тот, когда ставится под вопрос всё прежнее… Это может тоже быть момент, когда мы должны себя самих судить и во многом осудить…


www.pravoslavie.ru/smi/1336.htm


3.ПОЧЕМУ ВРУТ МУЖЧИНЫ?




www.russia.ru/video/ktoyakolonka1/


4.ЖЕНЩИНА И МУЖЧИНА: ОТНОШЕНИЯ СКВОЗЬ ВЕКА


Недавно мне пришлось разговаривать со своей бывшей студенткой, которую я не видел несколько лет. Рассказывая о своем житье-бытье, она вдруг произнесла: "Два года просидела с ребенком, на работу не выходила. Так стыдно! Надо срочно чем-то заняться!" Эти слова довольно точно передают царящие в современном мире умонастроения. Умонастроения новые, ставящие многие вещи с ног на голову. Материнство больше не воспринимается в качестве основного предназначения женщины, стремление современных девушек добиться успеха в политике, бизнесе, науке нередко подчиняет себе все остальные стремления. Подобные изменения не могут не затронуть и мужчин, и семью, и общество в целом.


Проще всего занять крайние позиции: попытаться отмахнуться от современных изменений, призывая вернуться к идеалу "Домостроя", либо, напротив, не раздумывая и не сомневаясь, отдаться "ветру перемен", не пытаясь разобраться, откуда он дует и куда вынесет. А разобраться, наверное, все же стоит. Хотя бы потому, что в конечном итоге цена всех подобных перемен - это разрушенные или, наоборот, налаженные человеческие взаимоотношения. И здесь, чтобы лучше понять настоящее и оценить будущее, стоит заглянуть в прошлое. Действительно, прежде, чем окончательно решать, что плохо, а что хорошо, а также определиться с тем, кто виноват и что делать, давайте попробуем разобраться в том, как было и как все менялось. Конечно, разрешить в одной статье проблему "мужчина - женщина" - все равно, что объять необъятное. Поэтому автор не претендует на какое-то окончательное решение вопроса, а просто предлагает читателю свои размышления, основанные на изучении различных религий и культур.



www.pravoslavie.ru/jurnal/society/muzh.htm


4.«И БУДУТ ОБА В ПЛОТЬ ЕДИНУ».


«И БУДУТ ОБА В ПЛОТЬ ЕДИНУ». ЧАСТЬ 1



Мужчины и женщины… Такие противоположные друг другу и так нуждающиеся друг в друге, Богом соединенные в единое целое – в семью. О мужском и женском предназначении, о том, как найти гармонию в их взаимоотношениях, сохранить мир и лад в семье продолжает размышлять священник Павел Гумеров.


И сотворил Бог мужчину и женщину


И будут оба в плоть едину
Мф. 19: 5


Бог мужчину и женщину сотворил их.
Мк. 10: 6


www.pravoslavie.ru/jurnal/7141.htm


«И БУДУТ ОБА В ПЛОТЬ ЕДИНУ». ЧАСТЬ 2


Женщина - мать
Рассмотрим еще одну очень важную причину, по которой женщина имеет влечение к мужчине и хочет, чтобы он был ответственным, сильным, мужественным, решительным, самостоятельным и вместе с тем заботливым.


Женщина ищет не только и не столько мужа, но и отца для своих будущих детей. Часто она делает это подсознательно, когда в ее голове и мысли нет о детях. Женщина своим естеством чувствует, что все вышеперечисленные свойства настоящего мужчины будут необходимы не только ей, но и всему семейству. Оставшись без мужа или не имея его вовсе, женщине чрезвычайно сложно воспитать и вырастить детей, и не только по причине недостатка средств.


Мужчина – это авторитет для детей, это умение принять решение, это поддержка и опора для всей семьи. Я знаю очень мало семей, где женщина без мужа смогла хорошо воспитать детей (особенно мальчиков), вывести их в люди.



www.pravoslavie.ru/jurnal/7151.htm



«И БУДУТ ОБА В ПЛОТЬ ЕДИНУ». ЧАСТЬ 3

Что ждет мужчина от женщины


Мы уже вспоминали о том, что Господь сказал при сотворении первой женщины Евы: «Нехорошо быть человеку одному, сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2: 18). Что значит «помощника, соответственного ему»? Тут, конечно, имеется в виду не какой-то письмоводитель, секретарь, который будет помогать Адаму давать имена сотворенным животным. И в древности, и в наши дни мужчина по своему естеству, несмотря на свою внешнюю силу, мощь, толстокожесть, был существом весьма уязвимым и ранимым, причем гораздо более, чем женщина. Под броней мужественности мужчина скрывает весьма хрупкую натуру. И мужчине нужно, чтобы рядом был кто-то, кто будет его любить и жалеть, а значит, помогать ему. Ибо помогать мужу, поддерживать его – это не только ждать его домой с горячим обедом и поддерживать огонь в домашнем очаге, а нечто большее. На земле не было равного из сотворенных человеку. И вот Господь творит женщину – существо, которое может дать мужчине такую любовь, на какую он, может быть, даже не способен. Потому что женщине дано чувствовать гораздо острее и полнее, чем мужчине.

www.pravoslavie.ru/jurnal/7434.htm



«И БУДУТ ОБА В ПЛОТЬ ЕДИНУ». ЧАСТЬ 4


О счастье
Существует расхожее представление о счастье как о некой сумме земных благ, своего рода социальном пакете, который делает жизнь человека комфортной и беспечной. Для каждого он свой, но все равно: либо тебе повезло и ты счастлив, либо тебе остается влачить жалкое существование неудачника. Такое понимание счастья является примитивным и упрощенным.


Счастье нематериально: это состояние души. Конечно, счастье разными людьми понимается по-разному. Кто-то находит его в семье, кто-то идет в монастырь, чтобы всю свою жизнь посвятить служению Богу: для монаха это является счастьем. Кто-то не имеет семьи, но находит счастье в труде на пользу людям, в том, что его работа приносит радость ему и другим. У кого-то, может быть, вообще ничего нет, но он все равно счастлив. Рад тому, что на улице хорошая погода и у него в данный момент ничего не болит. Разные бывают люди. Случается, что человеку дается все: здоровье, материальный достаток, хорошая семья; казалось бы: живи и радуйся, а он все равно несчастлив, не ценит все это и все время чем-то недоволен.



www.pravoslavie.ru/jurnal/7440.htm


«И БУДУТ ОБА В ПЛОТЬ ЕДИНУ». ЧАСТЬ 5

Интересы и общение
Институт семейных отношений в Лос-Анджелесе, ознакомившись с обстоятельствами нескольких тысяч браков, выявил причины, по которым обычно происходят разводы. На втором месте оказались «различия во мнениях относительно того, как проводить свободное время». То есть несовпадение интересов партнеров.


Исследования эти проводились довольно давно, но, думаю, и в наше время ситуация мало изменилась.


Почему супруги, которые вместе, чтобы любить друг друга, не могут найти общий язык? Почему очень мало общаются? Видимо, не очень-то и хотят. Люди в современном обществе, да и в семье, очень сильно разобщены. Наше время один поэт назвал «эпохой большой нелюбви». Появились даже семьи – и их довольно много, – где муж и жена живут под одной крышей, но у каждого совершенно своя жизнь. И на работе, и на отдыхе и даже в плане выбора сексуального партнера. Так они договорились. Называют свой брак свободным и очень гордятся своими «высокими отношениями». Их брак свободен от чего? От любви? Тогда что их объединяет? Совместная жилплощадь? У мужа и жены должна быть одна душа, одно сердце, тогда будет и любовь, и счастье, и общие интересы.


www.pravoslavie.ru/jurnal/7443.htm



«И БУДУТ ОБА В ПЛОТЬ ЕДИНУ». ЧАСТЬ 6


Кризисы семейных отношений
Семья на протяжении своей жизни проживает несколько кризисных периодов.


Первый – это этап взаимной притирки друг к другу, сглаживания углов. Обычно это первые два-три года. Очень многие браки распадаются именно в этот период: не выдерживают проверки на прочность. Причиной может быть и несерьезность намерений супругов, поспешивших вступить в брак, и нежелание проявить терпение в непростой период адаптации. «Чему можно уподобить семью? Представим себе два камня, острых и твердых. Пока они не соприкасаются друг с другом, вроде бы все хорошо, один другой не задевает. Но положи их в мешок и потряси сильно и долго. Возможны два варианта: либо камни обтесываются и уже не ранят друг друга, либо не хотят избавляться от своих острых углов, и тогда рвется мешок и камни вылетают из него. Мешок – это семья. Либо супруги через мелкие самопожертвования притираются, либо разлетаются в злобе друг на друга», – такой пример приводит протоиерей Илья Шугаев в своей книге «Один раз на всю жизнь».



www.pravoslavie.ru/jurnal/7450.htm


«И БУДУТ ОБА В ПЛОТЬ ЕДИНУ». ЧАСТЬ 7


Хочу замуж
Большинство женщин, достигнув определенного возраста, хотят выйти замуж. И это вполне естественно: любая женщина – это потенциальная жена и мать. Но у некоторых это желание принимает не совсем здоровую форму. Если они, как им кажется, «засиделись в девках», то готовы выйти замуж за кого угодно: за пьющего, неверующего, даже наркомана, главное – выйти. Им кажется, что они имеют такую любовь, которая способна будет творить чудеса, и это пламенное чувство обязательно перевоспитает будущего мужа, какой бы он ни был. Как поет одна известная рок-певица: «Моей огромной любви хватит нам двоим с головою». При этом такие девицы даже согласны, чтобы их самих не любили вовсе, главное, что они будут любить преданно и беззаветно.


А если такая девица уже достигла 30-летнего возраста, то ее желание во что бы то ни стало выйти замуж становится просто навязчивой идеей, словно жизнь после 30 заканчивается, хотя я знаю не один случай, когда женщины и после 30 (и даже около 40 лет) очень удачно выходили замуж и были счастливы. А самое грустное то, что такие «рабыни любви», уже совершено отчаявшись найти свою половину, выходят замуж за первого встречного и бывают весьма несчастны. Протоиерей Аркадий Шатов как-то сказал мудрые слова: «Гораздо лучше вообще никогда не выйти замуж, чем выйти плохо».



www.pravoslavie.ru/jurnal/28082.htm



5.О ХРАНЕНИИ ДЕВСТВА


Стыдно указать на неприличные, печальные, но действительные факты: откуда вошла в Церкви язва Агапет? Откуда именование жен без брака? Откуда новый род наложниц? Скажу более: откуда единомужние блудодейцы? Пребывают мужчина и женщина в одном доме, в одной спальне, часто на одной постели и называют нас подозрительными, если мы думаем что-нибудь. Брат оставляет сестру девицу, девушка удаляет от себя неженатого родственника, называет братом чужого, и, притворяясь оба для одной цели, они ищут духовного утешения на стороне, чтобы дома иметь телесное общение. Таких людей изобличает Соломон в притчах, говоря: Может ли кто взять себе огонь в пазуху, чтобы не прогорело платье его? Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног своих? (Притч. 6, 27–28).



www.pravoslavie.ru/put/2712.htm


6.ПОЧЕМУ Я НЕ РАЗВОЖУСЬ?


Мои родители развелись, когда мне было 14 лет. Наверное, это не совсем уже детский возраст, но мир для меня рухнул. То, что само собой разумелось, то, что было крепкой почвой под ногами, что воспринималось естественной основой жизни — моя семья, — вдруг зашаталось, зашаталось и развалилось. Семейное гнездо, «родовой замок», в котором было так надежно, в котором не были страшны ни гроза, ни наводнения, ни все войны внешнего мира, рухнул, засыпав камнями всех своих обитателей. Из-под этого обвала каждый выбирался уже поодиночке и сам как мог залечивал полученные контузии.

www.pravoslavie.ru/smi/1271.htm


7.Почему близость между любящими друг друга людьми считается...


www.pravoslavie.ru/answers/7034.htm



8.Семейная жизнь: как не остаться у разбитого корыта


У Андерсена есть сказка про крестьянина, который поехал на ярмарку, чтобы продать единственное богатство, которое они нажили вместе с женой, -- лошадь. По пути в город лошадку он поменял на корову, корову -- на овцу, овцу -- на гуся, гуся -- на курицу, а курицу… на мешок гнилых яблок. В гостинице, где произошла последняя мена, крестьянин повстречал англичан-путешественников, уверенных, что незадачливого торговца ждет нагоняй от жены. Но крестьянин утверждал -- жена его расцелует. Конец у сказки счастливый: за мешок гнилых яблок старичок получил поцелуи от жены и меру золота от англичан. Вопрос о том, возможны ли в жизни между супругами сказочные отношения, изучала корреспондент «НС» Алиса ОРЛОВА.

www.nsad.ru/index.php


9.ПРАВДА ОБ ИДЕАЛЬНОМ СУПРУЖЕСТВЕ


Веря в то, что отношения мужчины и женщины могут однажды достигнуть невиданного еще на земле идеала красоты и гармонии, разные народы сложили свои легенды о любви. Европейцы воспели Тристана и Изольду, азиаты – Лейлу и Меджнуна. Но все они – лишь прекрасные поэтические образы, а могут ли реальные отношения исторических личностей послужить идеалом «совета да любви»? Русскому же народу принадлежит, пожалуй, самая нетипичная и разительно отличающаяся от всех прочих история любви – «Повесть о Петре и Февронии». Именно здесь, на древней Муромской земле, девять веков назад, любовь мужчины и женщины явилась чудом, какого никогда не знал ни романтический Запад, ни чувственный Восток. Союз молодого князя и простой крестьянки стал законным браком, их праведная жизнь – житием, а тела верных супругов – святыми нетленными мощами.


История жизни святых Петра и Февронии Муромских известна в общих чертах большинству россиян, даже далеких от Церкви и незнакомых с древнерусской литературой. Адаптированный для детей вариант жития включен в школьную программу начальных классов. В последние годы наметилась тенденция отмечать 8 июля, когда совершается память благоверных князей Петра и Февронии, «русский день всех влюбленных». Конечно, этот праздник гораздо нравственнее и патриотичнее опошленно-коммерческого «Валентина» 14 февраля, но здесь уместно напомнить, что сами-то муромские святые были не «влюбленными», а законными венчанными супругами, и поздравлять в этот день любые «сладкие парочки», состоящие в каких угодно греховных отношениях, было бы просто очередным кощунством.



www.pravoslavie.ru/jurnal/339.htm


10.ПРАВОСЛАВНОЕ ПОНИМАНИЕ ЛЮБВИ И БРАКА И ИХ ПОДМЕНЫ


Сейчас за любовь часто принимают влюбленность, а этого душевного (не духовного) чувства отнюдь недостаточно для подлинной семейной жизни. Влюбленность может сопутствовать любви (впрочем, не обязательно) - но она слишком легко проходит; и что тогда? "На каждом шагу мы имеем случаи, когда люди сходятся в браке, потому что "влюбились" один в другого, но как часто и такие браки бывают непрочны! Часто такую влюбленность называют "физиологической". Когда "физиологическая влюбленность" стихает, люди, сошедшиеся в браке, либо нарушают верность, сохраняя внешние брачные отношения, либо разводятся"



www.pravoslavie.ru/jurnal/450.htm



11.РАЗМЫШЛЕНИЕ О БРАКЕ И СЕМЬЕ


«Лучше хорошей жены ничего не бывает на свете. И ничего не бывает страшнее жены нехорошей», — писал древнегреческий поэт Гесиод. Прав ли он? Неужели действительно самое горькое в жизни человека — неудачное супружество?


Люди приходят в церковь со своими проблемами, скорбями, горем, радостью… И, должен сказать, что подавляющее большинство этих проблем связано с жизнью человека в семье, с отношениями между мужем и женой, между детьми и родителями, тещей, свекровью и т.д. Ведь любой согласится: если здесь что-то не в порядке, то оказывается не в порядке вся жизнь.



www.pravoslavie.ru/smi/627.htm


12.ГРАЖДАНСКИЙ БРАК-НЕ БРАК?


Гражданский брак для огромного количества россиян, к сожалению, стал нормой. Люди сходятся на какое-то время, живут вместе, потом расходятся, не считая обязательным скреплять свой союз законными узами. У кого-то за спиной остается целая череда таких вот «браков». Часто можно услышать пренебрежительно брошенное: «А разве что-то значит печать в паспорте?». Что на самом деле стоит за нежеланием людей идти в ЗАГС, а потом в храм для венчания? Бывает ли любовь без обязательств? Так ли безобидны подобные отношения? Об этом наш разговор с настоятелем храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» города Саратова игуменом Нектарием (Морозовым).

www.pravoslavie.ru/smi/918.htm


13.ОБ ОДЕЖДЕ ЖЕНЩИН


Скажу несколько слов о скромной и нескромной одежде.


Тело является видимой частью души (кстати, узнав об этом, известный рок-музыкант К. Кинчев перестал уродовать тело новыми татуировками). Украшая свое тело, одевая его, женщина приоткрывает некоторую часть того, что таится в ее душе. Например, с помощью косметики пытается дорисовать свой лик до ей одной известного идеала.


Поэтому, смотря на девушку, которая одевается слишком облегченно и открыто, невольно задаешься вопросом: «А не является ли ее поведение таким же облегченным, как и ее одежда?» Разумеется, далеко не все женщины, одевающиеся вольно, хотят быть легкой мишенью для мужчин. Когда-то я не мог понять, почему многие девушки одеваются так, будто думают только о сексе? Ведь для любого мужика это послание: «Я не против!» Известно, что большинство изнасилований происходит из-за нескромного поведения женщин. А потом я понял, что девушки вовсе не хотят отдаться первому встречному, скорее они просто не понимают, как это действует на мужчин. Но если парень обратил на нее внимание — это маленькая победа, тщеславие удовлетворено, ее оценили. Сродни тому как атлетически сложенный мужчина поигрывает мускулами на пляже и ловит восхищенные взоры красавиц. Но беда в том, что бедные девицы не понимают, какие грязные, опасные мысли возникают в головах некоторых мужчин при виде их и как скоро они могут перейти в действие. Ведь мужчина, как известно из медицины, гораздо более возбудим, чем женщина.



www.pravoslavie.ru/put/4044.htm


14.СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ (книга)



Четвёртый том продолжает публикацию "Слов" блаженного Старца Паисия. В этой книге собраны поучения Старца о семье и тех испытаниях, которым подвергается человек из-за кризиса, переживаемого семьёй в нашу эпоху. Старец говорил, что больше всего писем он получал от людей, имевших проблемы в семейной жизни, и подчёркивал, что причина этих проблем — удаление людей от Бога и их самолюбие. "В прежние времена, — говорил он, — жизнь была более умиротворённой и люди проявляли терпение. А сегодня все, кого ни возьми, — словно зажигалки: не могут вынести ни единого слова. И после этого автоматически следует развод".




www.truechristianity.info/paisiy/paisiy_content_volume_04.html


15.УЖ ЗАМУЖ НЕВТЕРПЕЖ, ИЛИ А ЗАЧЕМ ЖЕНИТЬСЯ-ТО?


Факт налицо: девушки не хотят выходить замуж. Происходит некоторое, если можно так выразиться, дежа-вю с обратным знаком. Некогда просторы Европы и Азии оглашал (на разных языках) девичий вопль: «Женись, голубчик!» Из-за игнорирования этого вопля утопилась карамзинская бедная Лиза, судьбу которой тысячи людей оплакивали десятки лет. Пушкинская Русалка тоже утопилась, но судя по тексту неоконченной поэмы, коварный изменник получил-таки в конце свое суровое воздаяние. А сейчас я знаю не один случай, когда несчастный молодой человек умоляет: «Ну, выдь за меня замуж!» — и слышит хладнокровное: «Так — пожалуйста, а регистрироваться не хочу». Прямо не девушки, а какие-то черные гусары.


Почему это так — об этом можно говорить долго и проникновенно, однако ограничимся тем, что наряду с универсальной причиной — утратой христианских основ жизни — укажем еще только одну, безусловно, с ней связанную, но гораздо реже упоминающуюся: влияние матерей, жертв победившего, развивающегося, совсем-совсем развитого, зрелого и, в конечном итоге, перезревшего социализма, искалечивших свою жизнь и другой возможности просто не желающих видеть. Мне в свое время пришлось чуть ли не зубами отрывать высокоинтеллигентную и верующую женщину от зятя, которого она стремилась стереть с лица земли, утверждая, что дочери он уже не нужен: замужем побывала, штамп в паспорте есть, ребенок есть, так зачем еще такая обуза, как муж (кстати, очень порядочный, очень образованный и хорошо зарабатывающий)? Замечу кстати, хотя это к данной теме вроде бы отношения не имеет, что в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» значится, что если муж принуждает жену к аборту, то она имеет право с ним развестись. Про мамаш там ничего не сказано, а их подзуживание встречается гораздо чаще.


Но значительно интереснее попытаться ответить на вопрос: а зачем, в самом деле, замуж-то выходить?



www.pravoslavie.ru/smi/518.htm


16.СЕМЕЙНЫЕ ПРОБЛЕМЫ


Ну, об иерархии мы поговорили, теперь скажем о жизни в семье вообще, о специфике семейной жизни. Я с удивлением обнаружил, что в продаже очень мало книг на тему семейной психологии. В книжном магазине, который я посетил, было около 15 полок с книгами по психологии, из них только три полки занимали книги по семейным и детско-родительским отношениям. Но из этих книг можно было выбрать три-четыре дельных. Зато на остальных полках чего только не было! Здесь, конечно, море литературы по психологии секса, астрологические, психологические советы, как добиться успеха в бизнесе, как манипулировать людьми, бороться со стрессом и депрессией. Особую полку занимала литература типа «как стать настоящей стервой» (переводя на понятный язык — как манипулировать мужчинами и использовать их в своих целях). Такое впечатление, что у людей никаких проблем в браке и в отношениях с детьми. Но жизнь показывает другое. Про разводы и брошенных детей мы уже говорили. Падение интереса к этой теме вызвано, конечно, и падением самого института брака и семьи. Но могу свидетельствовать: у тех, кто находится в браке, интерес к этой теме огромный и тема эта сложнейшая. Когда ко мне подходит супруг или супруга и просит что-либо посоветовать по поводу конфликта в семье, я внутренне напрягаюсь, так как иногда очень сложно что-либо ответить, даже если видишь ситуацию изнутри и выслушиваешь мнение обеих сторон.


Итак, что же такое брачный союз, жизнь в браке и какие подводные течения могут быть на этом пути?



www.pravoslavie.ru/put/080305131434.htm


17.СВЯТЫЕ ОТЦЫ О СЕМЕЙНЫХ ОБЯЗАННОСТЯХ ХРИСТИАНИНА


Идеальная православная семья, представляя собой малую Церковь, помогает каждому своему члену достигать Царства Небесного. Об этом говорил святитель Иоанн Златоуст: «Где муж, жена и дети соединены узами добродетели, согласия и любви, там среди них Христос»профиль удален. Уместно привести здесь и слова святителя Феофана Затворника: «Кто в семье живет, тому и спасение от семейных добродетелей»; «Совершенства можно достигнуть и среди семейной жизни. Надо только страсти погашать и искоренять».


Однако семейная жизнь приносит не только радости, с ней связаны и неизбежные трудности как внутреннего (отношения между членами семьи), так и внешнего (материальное обеспечение существования семьи) характера. Об этой стороне так отзывались святые Русской Православной Церкви: «Семья – это житейский крест для главы! – Терпи, покорствуя Господу, и все с своей стороны делая, все предай в волю Божию»Светлана Пешкова «Семейные тяготы должно переносить как добровольно избранную нами долю. Задние мысли тут скорее вредны, нежели полезны. Спасительно лишь то, чтобы о себе и о семействе молиться Богу, да сотворит о нас полезное по воле Своей святой»..


Один из соблазнов семейного человека – за хлопотами о сродниках позабыть про Бога, охладеть к вере. Об этом предупреждает святитель Николай Сербский: «Если человек посвящает все свои мысли и все свое усердие своей семье и ничего не хочет знать, кроме своей семьи, тогда его семья для него божество. И тогда это болезнь души» и нарушение заповеди «не сотвори себе кумира»Сэр Писатель.




www.pravoslavie.ru/jurnal/28265.htm


18.ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ


На вопросы отвечает кандидат психологических наук, в прошлом профессор Магнитогорского государственного университета, монахиня Нина.




www.pravoslavie.ru/put/070522150400.htm



19.СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ. ЧАСТЬ 1,2,3


www.pravoslavie.ru/put/1522.htm ЧАСТЬ 1


www.pravoslavie.ru/put/1531.htm ЧАСТЬ 2


www.pravoslavie.ru/put/1534.htm ЧАСТЬ 3


20.СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ (ответы священников)


tv-soyuz.ru/index.php


21.АПОЛОГИЯ БРАКА



О любви




Лет 20 назад, когда я еще учился в школе, молодым юношам и девушкам не было нужды доказывать, что брак, рождение детей – это хорошо и правильно. Никто (или почти никто) не мог помыслить, что он никогда не создаст семьи, не увидит детей, внуков. Человек, не создавший семьи, считался либо больным, либо неудачником. Сейчас положение иное. Не без помощи СМИ люди стали бояться брака. Молодежные журналы воспитывают подростков так, чтобы они в принципе никогда не смогли создать крепкую семью. Предлагается модель поведения, с браком вообще не совместимая. Юноша должен быть безответственным, грубым, независимым, циничным, как можно позже вступать во взрослую жизнь. Девушек воспитывают как будущих «стерв», которые умеют хорошо устроиться, манипулировать мужчинами, давать отпор. И, конечно же, самые главные лозунги – пресловутые «Бери от жизни всё!» и «Ты этого достойна». Любому здравомыслящему человеку понятно, что, следуя этим «советам», невозможно обрести семейное счастье.


www.pravoslavie.ru/jurnal/080603132735.htm



22.ПРИЗНАК ЛЮБВИ


Один из признаков любви — не раздражаться. Кто может, действительно, себе представить мать, раздражающуюся на своего грудного ребенка? Матери дается чувство особой любви, когда ее ребенок беспомощен. Но сколько есть матерей, которые и потом, когда дети их вырастут, тоже не раздражаются на них. В доброте, покрывающей человеческую слабость, является более всего образ Божий в человеке. Конечно, и гнев против зла (а не человека) может быть святым; но это есть нечто совсем другое, чем эгоистическое раздражение людей друг против друга, которое так отяжеляет жизнь, — и тех, на кого раздражаются, и тех, кто раздражается. Священное Писание дает совет: «Гневайтеся, и не согрешайте» (Пс 4, 5).


Иначе сказать: люди, гневайтесь только на зло, а не на страдающего от своего зла человека.«Любящие Господа, ненавидьте зло» (Пс 96, 10).


Гнев на зло (особенно — на свое зло!) может вылечить от зла, если этот гнев исходит из любви. Но беда в том, что темная гневливость, раздражительность, как паутина, висит в мире над народами, семьями и сердцами. И эта раздражительность человеческая, иногда вызванная пустяком, отравляет жизнь.




www.pravoslavie.ru/put/070508100652.htm





Другие статьи в литературном дневнике: