О любви к детям

Мальхан: литературный дневник

Психоисторик Л, Демоз делит стили воспитаний на шесть формаций:


Ллойд де Мо;c (варианты написания фамилии — Демос, де Моз, де Мос и др.; англ. Lloyd de Mause; род. 19 сентября 1931, Детройт) — американский историк и психолог, один из основателей психоистории.


В своих работах по истории детства де Мос выделил шесть различных доминирующих моделей отношения к детям на протяжении истории, обосновал влияние воспитания в детстве на особенности взрослой личности и связал выделенные им модели воспитания детей с особенностями развития цивилизации в каждый период. Шесть моделей, по де Мосу, следующие:


1. Инфантицидная (до IV века н. э.) — характеризуется узаконенным массовым убийством детей и насилием в их отношении.
Символ - Медея.
2. Бросающая/отстранённая (IV — XIII века) — характеризуется отказом от инфантицида в связи с распространением христианства и практикой передачи родителями детей на воспитание третьим лицам - кормилицам, в монастыри, в чужую семью и проч.
Символ - Гризельда.
3. Амбивалентная (XIV — XVII века) — характеризуется началом вытеснения практики физических наказаний, разрешают входить в жизнь родителей, но "лепят" характер, нещадно бьют, выколачивая своеволие.
4. Навязчивая/принудительная (XVIII век) — характеризуется началом понимания потребностей ребёнка, но стремящийся полностью контролировать не только поведение, но внутренний мир, мысли и волю ребёнка.
5. Социализирующая (XIX — первая половина XX века) — характеризуется массовым распространением педагогических знаний, а также начального и среднего образования - тренирующий волю ребёнка, готовящий его к самостоятельной жизни. Ребёнок мыслится скорее объектом, чем субъектом социализации.
6. Помогающая (с середины XX века по нынешний день) — характеризуется индивидуализацией процесса воспитания, отказом от физических наказаний и равноправными отношениями между родителями и детьми. Якобы ребёнок лучше родителей знает, что ему нужно на каждой стадии жизни. Родители помогают индивидуальному развитию. Стремление к эмоциональному контакту с детьми, к пониманию и сочувствию.


Тут надо отметить прагматизм предков в давние времена - никто даже не задумывался, когда рождался ребёнок с явными физическими недостатками: его сразу убивали. Ребёнок был нужен только как продолжатель трудов семьи, а лишний рот, который не приносил ощутимой пользы клану, подлежал скорейшему отторжению. Забота о детях - достижение последних трёх (а скорее - полутора) веков. До этого времени к детям относились без сентиментальности и сюсюканья.


По наблюдениям Ллойда де Моза дети в малых, нуклеарных семьях более дружественны, менее авторитарны, чем в больших семьях. Но, в любом случае, дети никогда не вырастают такими, какими их хотят видеть родители. У родителей две главных задачи: научить детей обходиться в жизни без помощи родителей и воспитать творца, а не исполнителя.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 12.04.2018. О любви к детям