Рецензия на Машинку для точки лезвий газета Истоки

Иосиф Гальперин: литературный дневник

Человек читающий
Участник жизни
19.07.2017 12:48:00
Светлана ГАФУРОВА


       
Иосиф Гальперин принадлежит к поколению журналистов-деятелей, ныне почти уже исчезнувшему с географического пространства нашей страны. Это поколение Юрия Щекочихина, Анны Политковской, Артема Боровика, Юрия Черниченко. На смену журналистам-деятелям, которые активно вмешивались в жизнь и даже порою меняли ее, пришли многочисленные копирайтеры, блогеры, созерцатели и описатели, которым важней всего набрать нужное количество просмотров в соцсетях, лайков и… срубить бабки. То есть само понятие журналистики и публицистики сегодня принципиально изменилось.
Мне посчастливилось работать с Иосифом в редакции молодежной республиканской газеты "Ленинец" почти с десяток лет еще в советское время и в годы накануне и в начале перестройки. И я всегда удивлялась его необыкновенной осведомленности во всех областях жизни (обо всех событиях в республике он узнавал каким-то образом раньше всех). Но более того Иосиф всегда имел какую-то мифологическую смелость и мужество вмешиваться в эти события, пытаться влиять на их ход, несмотря на монолитное засилье властвующей тогда идеологии. Поверьте мне, в советские времена это было чрезвычайно сложно и всегда угрожало смелому автору-журналисту весьма неприятными последствиями. Собственно этой готовности к постоянному риску в своей профессии я – молодая, начинающая журналистка, училась тогда у нашего ответственного секретаря.
Но и кроме работы с Иосифом Гальпериным меня связывает многое. Например, благодаря Иосифу я счастливо вышла замуж за журналиста Александра Кочкина, которого Исосиф принял на работу в нашу редакцию, родила от него сына и теперь жду продолжения рода Александра Кочкина младшего…
Такая длинная подводка нужна для того, чтобы объяснить, почему я с таким интересом прочла, пожалуй, первую полноценную художественную книгу Иосифа Гальперина "Машинка для точки лезвий", изданную в качестве бонуса для лауреата национальной литературной премии "Писатель года".
Конечно, в первую очередь, мне был интересен писательский взгляд автора на людей, хорошо мне знакомых, с которыми я прожила определенную часть жизни, работала, общалась…
Но не это главное… Само название книги "Машинка для заточки лезвий" – удачная метафора к тому, чем сам Иосиф Гальперин занимался всю жизнь: он неуклонно и постоянно оттачивал свой стиль в разных жанрах, будь то публицистика, поэзия или литературное творчество.
Точность и глубина взгляда и слова – вот, пожалуй, то, что более всего импонирует мне и в литературном творчестве Иосифа Гальперина. Правда, в рассказе (или небольшой повести?) "Книгочей 9,7" мне показалось изложение событий, да и сама сюжетная линия, которую я наблюдала в реальной жизни, несколько запутанными и замудреными, что тоже свойственно стилю Гальперина.
Но в остальных художественных вещах автор точен, прозрачен и понятен. По сути, писатель состоялся, о чем свидетельствует эта книга. Автор не боится пересекать границы дозволенного и общеизвестного, уверенно и доказательно поднимается до уровня социальных и социокультурных обобщений, рискует показывать себя и в слабости и в болезни. Особо интересно мне лично было читать об очень щепетильных и тонких вещах, связанных с национальной принадлежностью автора. Страхи и комплексы еврейского мальчика, родившегося буквально на границе окончания антисемитских гонений в стране, которые преодолевались всю жизнь. Выпукло, образно, объемно, а главное – художественно показан своеобразный менталитет этого народа. обрисованный в образе деда автора, его отца и матери, его сестры, многочисленных родственников, чьи характеры выплавлялись и варились в общем котле послевоенных коммуналок… Для меня, как для читателя, это было необычно и интересно или скорее необычно интересно!
Но важней всего, на мой взгляд, в авторской позиции Иосифа Гальперина – его личное участие в жизни страны, в самые грозные и переломные моменты нашей отечественной истории – будь то расстрел парламента в 1993 году или расследование теракта и штурма школы в Беслане. Правда, это уже скорее публицистика, нежели литература. Но публицистика, при всей своей внешней сдержанности, – страстная, граждански наполненная и потому не оставляющая читателя равнодушным, заставляющая сопереживать, плакать, возмущаться, негодовать, думать, как жить в этой стране..



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 20.07.2017. Рецензия на Машинку для точки лезвий газета Истоки
  • 12.07.2017. ***