Шуйский и Шереметев

Ольга Барсова: литературный дневник

Шуйский и Шереметев



- Ну, что же, друже, я в отлучке,
А ты уже дошёл до ручки?
Негоже сетовать другим.
- Ты прав, мой брат
Иль господин?
Не знаю, как и обращаться.
- Уж лучше нам с тобой обняться.
Я Шереметев, Шуйский ты.
И ссориться мы не должны.


(Обнимаются)


- Вина моя, я огорчитися* успел.
Да мимо важных дел пройти нельзя.
Снуют кругом врагов глаза.
- Каков же твой вердикт, дозволь узнать?
Покинуть сей предел и оконитися**?
Иль пуще прежнего боярский двор смущать?
- О! Ведаешь ты более, чем я. Что мне сказать?
Обаче*** государь не принял мой отказ.
И мне петля на шею в самый раз.
- Ну, будя, Шуйский, жонкой**** отходить,
Прескверно сетовать сверх меры.
Ты молод, а уже угрюм.
И спешка на подходе в важном деле.
А самость надобно явить в приделе.
- Чем мне утешиться, мой брат?
И в келье пребывая строгой,
Искать пути единства с богом?
- А благочиние приняв,
Стремление расстаться с тем,
Что дышит здесь тобою пройдёт само собою.
- Настаиваешь? Принял я решенье.
- А от царя отказ.
Иль я увидел ложное виденье?
Иль в самый раз поститься начинать?
Говеть, молиться, дрожь чтобы унять?
И всё из-за тебя, мой брат?
- Я не просил о том.
И в келье не отыскать душе спасенье.
Слух о прельщениях ужасен.
Увещеванья труд опасен.
- Как знаешь. Ежели сознаться.
Сил нет сопротивляться.
Уж лучше сразу сдаться.
- Пускай других сюда зовут,
А я, признаться, сыт. Ей богу.
Готов сегодня уступить дорогу.
- О, милый сердцу отрок!
То фимиам, прелюдия для спора,
А я хочу совсем иного.
- Насмешка, горькое вино. И этим
Заглушаем праздность души своей.
А там лишь пустота. И хлеб не хлеб.
- Не ставь задачи в том, что никогда
Не сможет принести удачи.
Путь наущения напрасен почти всегда.
Зачем скрывать?
От чистого я сердца тебе дарю совет.
- Нет! Мой ответ.
Увещевают пусть других. Я сыт.
Как фимиам мысль строгая взвилась.
И опустилась. И легла под ложе.
И нас с тобою двое всё же.
- Хотел бы я узреть тебя на поле боя.
Одного. Примкнуть и ждать, что
Станет с ворогом треклятым.
- Мне нет спасенья оттого, что
Возжелал. Презренный государь! А ты ещё
Стоишь и подливаешь масло.
- Да, царь наш деспот и тиран.
Но он велик. Он флагман на престоле.
Хотя людей ему не жалко боле.
- Я так и знал.
Что ждать от супостата,
Когда он отравил меньшого брата.
- Всё заговор мерещится царю.
Мне Старицкого жаль. И всю его семью.
И я попал в опалу государю.
- Фиглярство не в почёте. Ей же, ей!
Иной дурак, а тешится притворством.
К тому же, сластолюбец, льстит, как змей.
Поди, задеть его посмей.
Он разве будет чтить законы чадобратства*****?
- Согласен, дел монастыря
Касаться могут те, кто избран.
Мирской в богоугодном деле не смирен, глуп.
И всякий раз затейник множества проказ.
Расхлёбывай потом, с царём.
Не знаешь, как и подобраться.
Он псом себя именовал смердящим.
Меня же бесом. Упырём боярина Хобара.
И величал так многих из княжат.
Вот так, шутить с царём, мой брат.
И тот, кто аки пёс близ царевых сапог
Кафтан свой отирает, знает, ради чего.
Понятно всё итак,
Что умному достанется колпак.
- Ты огорчил меня, мой брат.
- Ужели? Не всё ещё пропало. Обожди.
Век царевой обиды глушат споры.
Тебе ль не знать, что стоят разговоры?
- Обида душит, подступая к горлу.
И разрешенье вижу лишь одно.
В бою встречаться с ворогом.
- Давно не видел я героя без коня.
Коль драться так охота, то прими
Подпругу дам и коника живого.
- Мне легче вымолить прощенье
На тот свет, чем в полудурках
При царе горохе похвально шествовать.
- Ты зря. При государе никто не смеет
Голоса поднять. Он строг,
Но по понятиям дворовых пример другим.
- Как надо убивать? Так мне плевать!
Как можно поучать, когда убийцы
Ступают по двору свободно,
Радуются дню. Я разве так смогу?
- Ого! Да ты горяч! А как же поле?
Поле брани? Там разве крови не имать?
Позволь, и я тут потому,
Что верю не царю, а богу одному.
А поступаю вопреки рассудку своему.
И сколько так продлится я не знаю.
- Сын божий умер. Он страдал.
За что? Я так и не узнал.
Моя стезя теперь лишь здесь.
Молиться, разум чтоб отвлечь.
- Не унывай. Я рядом, знай.
С тем трудно спорить,
Что живое и трепетное сердце рвёт.
И будущее к нам грядёт.
С увы неясною судьбою.
- Пускай болит в груди давно,
Нет горше ни травы полынной,
Ни моря соли солоней,
Слезы невинной.
- В том больше нет отрады для меня
Что я услышал. Душа безгрешна у тебя
Мой брат, мой друг, мой судия.
- А тот, кто на престоле,
Пусть нас переживёт,
Но не чинит суд боле.



* Разъяриться, оскорбиться
** Сесть на коня
*** Однако
**** Бабой
***** Двоюродный брат








Другие статьи в литературном дневнике: