Афоризмы о писательстве

Ольга Островерхова: литературный дневник

Если во второй раз пишешь на ту же тему, то поневоле противоречишь себе. (Джонсон Сэмюэль)
***
Писатель, конечно, должен зарабатывать, чтобы иметь возможность существовать и писать, но он ни в коем случае не должен существовать и писать для того, чтобы зарабатывать. (К. Маркс)
***
Если книгу дружно хвалят, то, возможно, она неплоха. Если книга прошла не замеченой, значит, она никуда не годится. Если почти все книгу ругают, - это великая книга. (Н.Векшин)
***
Настоящий писатель - это то же, что древний пророк: он видит яснее, чем обычные люди. (А.П.Чехов)
***
Люди перестают мыслить, когда перестают читать. (Д. Дидро)
***
Слово, идущее от сердца, проникает в сердце. (Низами)
***
Я боюсь, что у русской литературы одно только будущее - ее прошлое. (Е.И.Замятнин)
***
Лучшая служба, которую может сослужить вам книга, это не только сообщить истину, но заставить задуматься над ней. (Э. Хаббард)
***
Основная разница между литературой и жизнью состоит в том, что... в книгах процент самобытных людей очень высок, а тривиальный низок; в жизни же все наоборот. (О.Хаксли)
***
Когда чтение возвышает вашу душу и внушает вам благородные и мужественные чувства, не ищите других оснований для оценки произведения: оно хорошо и написано мастером. (Лабрюйер)
***
Писатель - это не тот, кто все время пишет. Писатель - это тот, кто все время думает, о чем писать. (Андрей Крылатов)
***
Писать - это особый способ разговаривать: говоришь, и тебя не перебивают. (Жюль Ренар)
***
Для нас, писателей, брань ничего не значит: мы живем затем, чтоб о нас кричали; одно только молчание нас губит. (Б.Джонсон)
***
Произведение, которое читают, имеет настоящее; произведение, которое перечитывают, имеет будущее. (Дюма-сын)
***
Спрашивать писателя, что он думает о своих критиках, - все равно что спрашивать фонарный столб, что тот думает о собаках. (Джон Осборн)
***
Основное качество хорошей прозы заключается в том, что она должна быть естественной и ритмичной, как процесс дыхания. (Р.Гурмон)
***
Будь я проклят, если напишу роман только для того, чтобы обедать каждый день! (Э.Хемингуэй)
***
Чтобы написать хорошую книгу, нужно только взять перо, обмакнуть его в чернила и выложить свою душу на бумагу. (К.Берне)
***
Тот, кто не надеется иметь миллион читателей, не должен писать ни одной строки. (Гете)
***
У пишущего человека мысли спорят между собой на каждой странице, в каждой строке, за каждое слово. (Р.Гамзатов)
***
Флобер, составляя план романа в течение многих месяцев, ежедневно работал по многу часов; а закончив план, говорил: "Мой роман готов, остается только его написать". (Я.Парандовский)
***
Гоголь на вопрос, откуда он черпает богатство своего языка, ответил: "Из дыма. Пишу и сжигаю, что написал. И пишу снова". (Я.Парандовский)
***
Больше всех говорит тот, кому нечего сказать. (Л.Н.Толстой)
***
Я пишу кратко. Фраза у меня короткая. Доступная бедным. (Михаил Зощенко)
***
Быть интересным - первая обязанность малоизвестного автора. Право быть скучным принадлежит только тем писателям, которые уже прославились. (Э.Берк)
***
В хорошем рассказе, как на военном корабле, не должно быть ничего лишнего. (А.П.Чехов)
***
Никакое железо не может войти в человеческое сердце так леденяще, как точка, поставленная вовремя. (И.Бабель)
***
Три трудности литературной карьеры: написать книгу, которая стоила бы напечатания, найти честного человека для издания ее, а затем - смыслящих людей для чтения ее. (К.Колтон)
***
Я пишу не чернилами, как другие, говорил Берне, я пишу кровью своего сердца и соком моих нервов. Так и только так должен писать каждый писатель. Кто пишет иначе, тому следует шить сапоги и печь кулебяки. (Д.И.Писарев)
***
Если бы я хотел что-нибудь посоветовать начинающему писателю, я бы не смог сказать ничего конкретного - только общие слова. И это лучшее, что я бы мог сделать. Я бы сказал ему: "Не думай, не оценивай, насколько разумно то, что ты пишешь, получай удовольствие. Если тебе будет скучно со своими собственными словами, написанными на бумаге, представь, каково с ними будет читателю. Твое удовольствие абсолютно необходимо. Как только начинаешь зевать, выбрасывай все. И последний совет: не старайся выглядеть прилично. Это ключ к обманыванию себя, который эксплуатируется снова и снова. (Ричард Бах)
***
Краткость - сестра таланта. (Антон Чехов)
***
Писать просто и ясно так же трудно, как быть искренним и добрым. (Сомерсет Моэм)
***
Литература была бы совсем неплохим занятием, если б не надо было писать. (Константы Ильдефонс Галчиньский)
***
Мы вовсе не врачи - мы боль. (Александр Герцен)
***
Есть три причины, по которым становятся писателем. Первая: вам нужны деньги; вторая: вы хотите сказать миру что-то важное; третья: вы не знаете, чем занять себя длинными зимними вечерами. (Квентин Крисп)
***
Лучше писать для себя и потерять читателя, чем писать для читателя и потерять себя. (Сирил Конноли)
***
Будь писатели хорошими бизнесменами, им бы хватило ума не быть писателями. (Эрвин Кобб)
***
Писать трудно, но еще труднее не писать. (Тадеуш Бреза)
***
Писатель - это человек, которому писать труднее, чем остальным людям. (Томас Манн)
***
Если мне хочется прочитать роман, я пишу его. (Бенджамин Дизраэли)
***
Книга жизнеспособна лишь в том случае, если дух ее устремлен в будущее. (О. Бальзак)
***
Моя болезнь состоит в том, что я пишу книги, а написав, стыжусь их. (Ш. Монтескьё)
***
Писатель не должен думать о критике, также как солдат о госпитале. (Стендаль)
***
Каждый настоящий писатель, конечно же, психолог, но сам больной. (В. Шукшин)
***
...писать должно либо о том, что ты знаешь очень хорошо, либо о том, что не знает никто. (А. и Б. Стругацкие)
***
...если уволиться и сесть писать, то жить на что, а если работать и писать, то жить когда? (М. Жванецкий)
***
...Величайшее умение писателя - это уметь вычеркивать. Кто умеет и кто в силах свое вычеркивать, тот далеко пойдет. Все великие писатели писали чрезвычайно сжато. А главное -- не повторять уже сказанного или и без того всем понятного. (Ф.М. Достоевский)
***
- У каждого автора свой собственный слог, и потому своя собственная грамматика... Мне нет никакого дела до чужих правил! Я ставлю запятую перед что, где она мне нужна, а где я чувствую, что не надо перед что ставить запятую, там я не хочу, чтобы мне ее ставили! (Ф.М. Достоевский)
***
С авторами это часто бывает, т. е. что, будучи иногда тонкими и верными критиками чужих трудов, они не знают, что думать о себе. Это я говорю про даровитых людей: бездарные скромностью и сомнениями насчет себя не страдают и почти всегда довольны собой -- и это собственное довольство и есть некоторое вознаграждение им за бездарность. (И.А. Гончаров)
***
Я не начинал писать до 1806 года, пока не почувствовал в себе гениальности. Если бы в 1795 году я мог поделиться своими литературными планами с каким-нибудь благоразумным человеком и тот мне посоветовал бы: Пиши ежедневно по два часа, гениален ты или нет, я тогда не потратил бы десяти лет жизни на глупое ожидание каких-то там вдохновений. (Стендаль)



Другие статьи в литературном дневнике: