Синопсис фильма анастасия. подвиг русской женщины

Николай Сологубовский: литературный дневник

Предлагается для сотрудничества



Синопсис сценария многосерийного телевизионного художественного фильма
«АНАСТАСИЯ»


Предлагается Вашему вниманию синопсис сценария художественного фильма о судьбе русской женщины на рубежом. Основа - судьба Анастасии Александровны Ширинской-Манштейн, ее родителей, офицеров Русской Эскадры, покинувших Крым в 1920 году, в том числе контр-адмирала М.А. Беренса, командующего Эскадры, других русских людей на основе рассказов Анастасии Александровны Ширинской-Манштейн, записанных мной на видео- и аудиоаппаратуру, и моей книги «Анастасия. Судьба и память».

Н.А.Сологубовский,
историк, сценарист, лауреат кинопремии «НИКА» 2009 года



Общие положения:
Начинать серии фильма прямо с видеозаписей самой Анастасии Александровны,
Например, предлагается такая композиция фильма: каждая серия начинается с ее крупного плана и ее слов на определенную тему и заканчивается ее крупным планом и ее словами, также на определенную тему.
Каждая серия заканчивается русской или украинской песней или пением церковного хора.
Некоторые проходные темы:
Тема Андреевского флага.
Тема голубого моря и голубого неба.
Тема цветущего сада.
В фильме русские люди часто поют русские и украинские песни.


Главные герои линии «Эскадра»:
Анастасия Александровна,
Ее родители,
Контр-адмирал М.А.Беренс
Два-три офицера.
Две-три женщины


Главные герои линии «Современность»:
Илья Стеценко,
Его родители,
внук Михаила Андреевича Беренса, который живет в Бизерте
Внук адмирала Е.А.Беренс, брата М.А.Беренса, который живет в Москве


Начало фильма. На экране, на фоне голубого моря появляется титр:
АНАСТАСИЯ
На экране появляются слова:
Любое совпадение имен, фамилий и фактов жизни героев нашего фильма с именами, фамилиями и судьбами реальных людей совершенно случайно. Авторы


ДЕТСТВО НАСТИ
Первая серия фильма. В этой серии рассказывается о детстве и родителях Анастасии Александровны.
Эпизод.
Африка. Белый мыс. Анастасия Александровна сидит на высокой скале и смотрит на море.
(Субтитр: Африка. Тунис. Бизерта. Анастасия Александровна Ширинская-Манштейн)…


Эпизоды из жизни маленькой Насти. (В данной серии, как и в других, сценарий базируется на части книги, написанной Анастасией Александровной, а также на записях ее рассказов, которые хранятся у автора сценария)
Маленькая девочка бежит среди цветущих деревьев родительского имения Рубежное на Украине. Она спускается к реке Донец.
Анастасия Александровна рассказывает о маме и папе:
– Мама моя привыкла быть женой моряка, хотя она была совершенно не из военной среды, родилась в Петербурге… Но она стала настоящей женой моряка. Так как мой папа был первый моряк в длинной семье Манштейнов, которые служили России с времен Петра Великого!


Эпизод.
Морской офицер на борту корабля «Невка». Трагические события на Балтийском флоте: убийства морских офицеров.
Эпизод, как матросы «Невки» спасают своего командира от озверевшей толпы.
Александр Манштейн покидает Ревель, семью и уходит с офицерами на юг России.


Африка. Белый мыс. Анастасия Александровна сидит на высокой скале и смотрит на море. Ее голос:
– Я знаю, что я хотела бы вам показать. Белый мыс! Я часто прихожу сюда, когда есть возможность, чтобы кто-то меня подвез… Мы знали, что эта точка Африки – самая близкая к России. На этом самом месте маленькая девочка закричала туда, севернее: «Я люблю тебя, Россия!» (данный эпизод уже записан на видео)
Идут титры на фоне голубого моря.


ЭВАКУАЦИЯ


Вторая серия фильма.
Эпизод.
Современная квартира в Москве. На стенах – семейные фотографии разных годов, от 20-х годов до наших дней. За письменным столом, перед компьютером сидит мужчина лет тридцати. Это журналист Илья Стеценко. На мониторе – слайдофильм из семейных фотографий разных лет.
Илья Стеценко:
- Это фотографии моего прадеда Лукьяна, деда Алексея, отца Николая…Есть записи деда, такие скупые…Есть его рассказы, снятые отцом на видео…. Очень скупо… Прошло столько времени… И врезался в память рассказ деда о Перекопе, о том, как белый офицер спас ему жизнь. Во время кавалерийской атаки красных дед был тяжело ранен и истекал кровью. И представьте: офицер, рана которого была смертельна, смог перевязать его, остановить кровотечение… Потом его подобрали санитары…
И вот о чем я думаю: есть страницы нашей истории, которые мы будем постоянно… перечитывать… чтобы понять… смысл событий… Первая Мировая Война, есть ли в ней смысл?… Две революции в России… И та гражданская война, которая обескровила родину… Что случилось? Почему?


Общий план дома Анастасии Александровны в Бизерте. Анастасия Александровна в ее комнате:
– Может быть, легче всего, чтобы не потеряться по дороге, начать с того момента, когда мы покидаем Россию… навсегда! И это была… середина ноября 1920 года….
(это уже снято)


Эпизоды:
Актеры восстанавливают картину трагедии гражданской войны в России, которая заставила моряков и их семьи покинуть родину.
1919 год. Россия и Украина, охваченные гражданской войной. Поезд из Ревеля в Харьков. В вагоне - мама, Зоя Дмитриевна, с тремя дочками: Настей, Шурой и Ольгой. В Харькове – полный бардак. Они не могут ехать дальше. Появляется машинист паровоза - Лукьян Стеценко. Рядом с ним оказывается сын Алексей. Ему 13 лет. Первая встреча с Настей, которой 8 лет. Детская любовь! А вокруг взрослые убивают и мучают друг друга. Гражданская война! Дети обещают не забыть друг друга. Благодаря Лукьяну семья Насти добирается до Рубежного.
Алеша с отцом на паровозе возвращаются в Люботин (под Харьковом).
В Рубежном Зою Дмитриевну встречает Сергей Манштейн, брат отца Насти. Сам папа – в Новороссийске со своим кораблем. Сергей уезжает в Белую Армию.
В Люботине немцы арестовывают Лукьяна, как большевика, по доносу Василия, соседа, и уводят в тюрьму. Алексей один с мамой Лизой и малыми детьми. Он бежит на станцию с двумя своими братьями и видит, как немцы расстреливают схваченных. Но среди них нет отца.
Ночью появляется отец с двумя товарищами. Один из них – бывший матрос Черноморской эскадры Александр Радченко.
Разговор между ними: «Что делать?»
Алексей умоляет отца отпустить в Красную армию:
- Ну, иди! Только роклом не вертайся!
Конники исчезают в ночи.
Утром голоса во дворе. Пьяный доносчик Василий стучится к Лизе.
Попадает в «объятья» Лукьяна. Лукьян дает ему нарок… «беречь Лизу!»
- Вернусь, убью, гадюка, если что с ней случится…
Лукьян прощается с Лизой. Вокруг плачущие дети.
- Я вернусь!
Садится на коня и исчезает. Лиза стоит, ни слезинки. Дети смотрят на маму и перестают плакать. Прекрасный пейзаж цветущего сада.
Звук: мужской голос нашептывает мелодию и слова…


Эпизод «Перекоп».
Ноябрь 1920 год. Важный эпизод фильма– гибель на Перекопе Сергея Манштейна, и тяжелое ранение Алексея, кавалериста Первой конной армии.
Звук: мужской голос нашептывает мелодию и слова…
На экране мы видим Перекоп…
(субтитр – Гражданская война в России. Ноябрь 1920 года. Крым. Перекоп.)
Грязь, кровь, убитые люди и лошади. Мертвая тишина. Туман. Панорама после боя.
Замерзает тяжелораненый белый морской офицер. Сергей Манштейн. Брат Александра Манштейна.
Рядом с ним – тяжелораненый красноармеец Алексей Стеценко. Он приходит в себя, открывает глаза, видит кровавую рубку, исчезающую в тумане, слышит знакомую мелодию, шепчет слова, пытается напеть свою песню, свои слова и опять уходит в забытье…
Мы понимаем, что мелодия и у офицера, и у красноармейца - одна и та же. Только слова разные, одни слова пели белые, другие слова пели красные…


Эпизод:
Скромная комната маленького дома в Бизерте. Анастасия Александровна смотрит фотоальбом. Старческие женские руки перелистывают фотоальбом. Женский голос тихо называет имена:
«Это… Михаил Андреевич Беренс…, это моя мама….., а это мой папа, Александр Манштейн, это… это Сережа, его брат…
На экране - фотографии. Это стоп-кадры из фильма, который мы начинаем смотреть.
Идут титры с фамилиями актеров.
Анастасия Александровна: «А это Сережа, он так и не вернулся с Перекопа…»


Продолжение эпизода «Перекоп».
Белый офицер достает бинт (грязную тряпку), начинает перевязывать раненого красного кавалериста, видит, что он -совсем мальчишка… Перевязав, вздыхает, усилием воли приподнимается, достает запечапанный конверт, засовывает его в карман кавалериста, ложится на него, снова потерявшего сознание, пытаясь его согреть, и смотрит в голубое небо… Высоко-высоко летят журавли. И офицер начинает напевать украинскую песню:…
«Дывлюсь я на небо тай думку гадаю, чому я не сокил, чому не литаю…»
Высоко-высоко летят журавли голубом небе.
На фоне голубого моря в тумане виднеются силуэты кораблей, покидающих Крым.


Эпизод.
Комната в Бизерте. Анастасия Александровна вспоминает. Эвакуация из Севастополя, увиденная глазами восьмилетней девочки.
Анастасия Александровна:
– Эвакуация прошла быстро, в два дня надо было выйти кораблям, но паники не было, и это то, что я своим восьмилетним детским умом запомнила, что люди шли быстро, торопились, несли какие-то пакеты, но паники не было…
(это уже заснято)


Эпизод:
Анастасия Александровна:
– Папин миноносец «Жаркий», которым он командовал, был разобран в арсенале, в доках. Все машины были разобраны. И папа, когда эвакуацию объявили, папа бегал по штабам, чтобы его тащили на буксире. Потому что моряк не оставляет свой корабль в городе, в который входит неприятель!
– Пришлось ли вам видеть стихи Николая Туроверова? Это был молодой казачий офицер. И Туроверов пишет:
Бахчисарай, как хан в седле,
Дремал в глубокой котловине.
И в этот день в Чуфут-кале,
Сорвав бессмертники сухие,
Я выцарапал на скале:
Двадцатый год – прощай, Россия!
(это уже заснято)


Эпизод:
- На миноносце «Жаркий» сидело тридцать семей. Мы были в папиной каюте… отделены, каютка, хоть была маленькой, но мы хоть были отдельно, мама, трое девочек и собачка Буся…
– И тот же Николай Туроверов пишет:
Помню горечь соленого ветра,
Перегруженный крен корабля;
Полосою синего фетра
Уходила в тумане земля;
Но ни криков, ни стонов, ни жалоб,
Ни протянутых к берегу рук, -
Тишина переполненных палуб
Напряглась, как натянутый лук,
Напряглась и такою осталась
Тетива наших душ навсегда.
Черной пропастью мне показалась
За бортом голубая вода.
Были переполнены корабли. –Стояли плечом к плечу… Иногда невозможно было сесть… Но действительно: ни стонов, ни жалоб не было…
(это уже заснято)


Эпизод:
– Ночью разыгралась страшная буря…«Жаркий» оторвался от «Кронштадта», который тащит его на буксире. А «Кронштадт», на котором было около трех тысяч человек, не мог задерживаться. Чего не хватало, так это угля! Третий раз, когда «Жаркий» оторвался, сказали: «Теперь пересаживайтесь на «Кронштадт». Если опять «Жаркий» оторвется, то его бросят!»
– И я помню, как руки спускались, чтоб нас принять на «Кронштадт», и как другие руки нас поддерживали. Мама спрятала собаченку к себе в муфту. А та такая была разумненькая , она все понимала…
(это уже заснято)


Эпизод:
В фильме показывается гибель в эту ночь миноносца «Живой», на борту которого было около трехсот человек…
Анастасия Александровна:
- В Константинополь пришло 150 тысяч человек на 120-130 кораблях….
Титры идут на фоне голубого неба. Высоко-высоко летят журавли...


БРОНЕНОСЕЦ
Третья серия фильма: приход Русской Императорской Эскадры из Константинополя в Бизерту. Анастасия Александровнавспоминает:
– Когда мы вошли в Бизерту… Это точно было 23 декабря 1920 года… Солнце, море, масса красочно одетых жителей, которые смотрели с удивлением на вход кораблей…
– Для населения это было необыкновенное явление, что столько народу - и женщины и дети – на военных кораблях…
– Французы объявили сначала карантин, чтобы люди не разбегались, чтоб успеть сделать обыск… И были разговоры о большевистском вирусе, которым, конечно, измученным людям, перенесшим три года войны, и в голову не приходило! Кто-то пустил слух, что на «Кронштадте» какие-то богатства есть, какие-то деньги есть. Действительно, так оказались ассигнации, которые не имели никакой стоимости ни на каком рынке… – Карантин не долго длился, может быть, месяц…
(это уже заснято)



Детство Насти на броненосце «Георгий Победоносец». Вспоминает Анастасия Александровна.
Идут различные эпизоды:
–На этом причале, на месте, где стоит этот маленький катер, встал в 1921 году старый русский броненосец «Георгий Победоносец», который оборудовали так, чтоб семьи всех моряков можно было поселить на «Георгии Победоносце». Были жители кормы и жители бака. У каждой семьи была каюта. На баке жили холостые люди, а на корме жили собственно матери с детьми. А мужья, военные офицеры, были еще на своих кораблях…
– Детство трудное, потому что, конечно, мы жили в одной каюте с мамой… Но у нас была школа. Достаточно было подняться по трапу из церковной палубы на батарейную палубу, и сразу было адмиральское помещение, где были созданы два класса… И преподавал мне генерал, который преподавал математику, астрономию в Морском корпусе. Его кадеты назвали «бог девиации»…
(это уже заснято)


Эпизод:
Генерал, «бог девиации». обращаясь к детям:
-Ну, бог с ней, с математикой. На сегодня хватит. Я хотел бы поговорить с вами о другом… Пойдемте на палубу.
Дети поднимаются на палубу, генерал ведет их к Андреевскому флагу.
Генерал:
-Сегодня я хотел бы рассказать вам об Андреевском флаге.
Его рассказ об истории Андреевского флага.
Вариант:
Рассказывает детям контр-адмирал Михаил Андреевич Беренс


Эпизод:
Анастасия Александровна:
– Мы здесь на «Георгии» лазили на марсы. И с марсов смотрели в открытое море. И мир был перед нами! (это уже заснято)


Дети на марсах. Всматриваются в голубую даль моря.
- А где Россия?
- Вот там!
- А какая она?- спрашивает маленькая девочка.
- Огромный цветущий сад! - говорит Настя.
-Маленькая девочка:
-А когда мы вернемся домой?
-Папа сказал, что скоро… Что Новый год будем праздновать дома.
-Ну да? – с сомнением переспрашивает Олег.
-Раз папа сказал, то так и будет! – убежденно говорит Настя.


Анастасия Александровна.
– Французы всегда нам посылали и елку, и гостинцы, и, как видно, муку, и сахар. А повар Папаша и для елки делал пирожки, пирожные, и на Пасху делал такие куличи, что все помещения «Георгия» пахли куличами…
Эпизод с поваром Папаша.


Эпизод. Анастасия Александровна.
– Командующий эскадрой был контр-адмирал Михаил Андреевич Беренс. Я помню даже один случай, как я с ним вальс танцевала… Был какой-то праздник, пригласили и Михаила Андреевича, он пришел, скромненько стоял в дверях и думал, как же это так обратиться, чтобы видели, что он тоже пришел и поздравляет людей с праздником. Он поднял глаза и увидел, что я сижу на какой-то полке, наверное, с босыми ногами и, может, даже с грязными ногами, потому что мы бегали везде…
И он говорит:
- Ты хочешь со мной вальс потанцевать?
Я говорю:
- Хочу!
Спустилась, встала в третью позицию… Он наклонился, поцеловал мне ручку, поблагодарил и потом достойно удалился.
Титры идут на фоне голубого моря..



ГИБЕЛЬ ЭСКАДРЫ
Четвертая серия фильма:
Эпизод. Анастасия Александровна рассказывает:
– Французы их арестовали. Судья – его звали Гете, как писателя Гете. И я была в классе с его дочкой Жизель Гете, и знаю, что он очень за этих молодых офицеров, которые перерезали себе…, хотели покончить самоубийством… И их скоро выпустили, они уехали…
Эпизод, какНастя узнает в школе о потоплении канонерки «Грозный»: два мичмана открыли кингстоны и затопили канонерскую лодку «Грозный».


Эпизод. 28 октября 1924 года Франция признала СССР и установила с ним дипломатические отношения.
Анастасия Александровна рассказывает:
– И французский адмирал Эксельманс, очень беспокоился и сделал все, что мог: собрал в последний раз на «Дерзком» людей, пожал каждому руку и обещал, что они могут взять с собой все, что им дорого…
Эпизод. Русские офицеры и матросы слушают, как Беренс зачитывает последний приказ по Эскадре.
На экране - приказ номер 147 командующего Русской эскадрой, 3 ноября 1924 года, порт Бизерта…
«Русская Эскадра прекратила свое существование.
Четыре года мы жили надеждой, что не дождемся никогда этого момента, но судьба решила иначе.
Я считаю своим долгом отметить то спокойное достоинство, с которым личный состав встретил это последнее и самое тяжелое испытание.
Четырехлетняя совместная жизнь в ненормальных условиях не могла не связать личного состава…
Пользуюсь случаем, чтобы принести сердечную благодарность всем моим сослуживцам и соплавателям и пожелать им успеха в устройстве их личной жизни до счастливого момента возвращения на родину, надеждой на который мы все живем.
Контр - адмирал Беренс».


Эпизод. Анастасия Александровна рассказывает, а актриса-девочка играет:
– Вспоминаю, как спускали Андреевский флаг… в последний раз! Когда мы уже прожили на кораблях больше четырех лет. Это было 29 октября 1924 года… Когда были собраны все офицеры, ученики Морского корпуса, адмирал Беренс, Тихменев… И когда в 17 часов 25 минут раздалась последняя команда «На флаг и гюйс!»… И через минуту – «Флаг и гюйс спустить!»… У всех была одна и та же мысль! Непонимания, полного отчаяния! Флаг Петра! Слышишь ли ты, Великий Петр? Слышите ли вы, Сенявин, Ушаков, Нахимов? Ваш флаг спускают! И всякий знал, что спускают так, чтобы не поднять на следующий день…
– Потерянные глаза людей, которые в последний раз были русскими офицерами… Все мы плакали – и это я помню – на корме «Георгия Победоносца»…
Идут титры на фоне Андреевского флага.


БРАТЬЯ
Пятая серия фильма: посвящена двум братьям Беренсам. Их играют актеры. В Бизерту прибывает франко-советская комиссия, чтобы решить судьбу кораблей. В составе советской – Евгений Андреевич Беренс, в недавнем прошлом – главнокомандующий Красным флотом, старший брат адмирала Михаила Андреевича Беренса…
Анастасия Александровна:
– Что поражает, так это то, почему братья не встретились? Михаил Андреевич, который командовал Эскадрой, и Евгений Андреевич, который вступил на службу Ленина и Троцкого…
Французское правительство взяло подписи у пяти членов советской комиссии… Никаких контактов с русскими, у которых забирают корабли…


Эпизод: братья все-таки встречаются тайком благодаря одному французскому офицеру.
Их разговор о судьбе России и о долге офицера.
Михаил передает Евгению письмо для матери.
Его содержание мы узнаем только в конце фильма…
Или… как вариант:
. Евгений возвращается в Россию и встречается с матерью…
Его преждевременная смерть в 1929 году….


Эпизоды, рассказывающие о судьбе русских кораблей…..
Идут титры на фоне голубого моря.


РУССКИЕ
Шестая серия фильма. Жизнь русских в Бизерте. Анастасия Александровна рассказывает:
– И вы знаете, эти корабли сразу увели французы в Арсенал…Это последнее пристанище нашей Русской Императорской эскадры……..И больше русские офицеры своих кораблей не видели…


Идут различные эпизоды о судьбах русских офицеров.
Корабли ушли… Надо было искать жилье, работу, укореняться в Бизерте, в Тунисе… Рыков, капитан второго ранга, просил, чтобы работу ему дали хоть на каком-нибудь катере, буксире маленьком…
Мой дорогой Михаил Андреевич Беренс строчил на машинке сумочки дамские из кусков кожи… Не приняв французского гражданства, он лишился работы…
Папа делал шлюпки на продажу, рамки, модели кораблей… Вот эта модель, это французский корабль, это он сделал. Как-то он сделал ходули, так вся улица, все дети на этих ходулях ходили…Он умел все делать своими руками, но что он не умел, так брать за это деньги…
Мы, дети, пошли уже во французские школы. И мама говорила: «Мне не стыдно идти в чужой дом прислугой работать для того, чтобы мои дети могли учиться…»
– Конечно, я теперь понимаю, что и отец, и мать раньше умерли, раньше срока, потому что они работали! Мама как вол работала! Я помню, как она, стирая холодной водой, в каком-то…, чан большой, деревянная доска, и течет эта холодная мыльная вода. А она еще поет… и говорит стихи Никитина:
« Эх ты, Русь моя, Русь державная, моя Родина православная!»
– Я помню, как мама перенесла с достоинством разлуку со своей страной. Как она позже скажет: «Потерявши голову, по волосам не плачут! А мы потеряли Родину! Так что жаловаться не приходится!»
– Я уже начала зарабатывать частными уроками. Наши подруги из французской школы ходили на цветочную прогулку. Все барышни, красиво одетые, гуляли по воскресеньям, ходили там прогуливаться… А нас в это время приводили в церковь. Батюшка жил в этой квартире. Одна комната была для церковной службы, где я читала «Часы» по-славянски. И еще я занималась кадилом, вовремя его разводила, уголь… во дворе, и я подавала батюшке, когда нужно…. А когда батюшка был мной недоволен, то он говорил на «вы» и в нос:
– Почему это у вас кадило керосином воняет?
А это я его поскорее развести, понимаете…


Анастасия Александровна рассматривает фотографии в семейном альбоме:
– Я родилась в двенадцатом году…(Она смотрит на свое фото) Тогда мне было лет восемнадцать… Потому что я помню, я уже ходила на бал. Это было бальное платье. Оркестр играл все танцы. А у нас они преподавались в прогимназии «Георгия Победоносца». И мы учились танцевать: вальс, шатон, падекатр, падепатинер, падеспань. Я очень любила краковяк! «Танцевала рыба с раком и петрушка с пастернаком!» Мы дети так пели!» Столько живости, столько изящества! Мы не дошли до мазурки. И я всю жизнь… где-то… жалела, что я не умею танцевать мазурку… И вот в большом зале Сосьете францэз, под этим светом, под люстрами, прекрасно танцевать! Это был первый мой бал! Как Наташа стоит и думает, пригласит или не пригласит…


Анастасия Александровна смотрит на другие фотографии:
– А это мой муж, тогда он еще не был моим мужем. Ширинский! Из Ширинских – мусульман в Крыму. Он стал очень хорошим техником по починке всех электрических вещей. Так что он открыл свою… такую маленькую… для починок… ателье, в котором он чинил в Бизерте электрические вещи…
– Я здесь 87 лет! В Тунисе! У Туроверова написано: «Напряглись!» Чтоб не стонать! У меня не было русского гражданства, русского паспорта. Я тоже не брала никакой другой и не просила. Я ждала, когда оно придет... Так же, как и мои родители…


Эпизоды. Русские в Тунисе….
Анастасия Александровна о том, как русские работали в Тунисе.
Не имея гражданства, русские работали землемерами, – жеометр по-французски, – строили дороги, прошагали тунисскую землю вдоль и поперек…
– И даже вот говорили, что если вы видите палатку, то лучше бы знать вам русский язык, потому что это наверняка кто-то из них - русский...
Сахара, песчаная буря, палатка, из нее доносится русская песня…
Идут титры на фоне Сахары.



ХРАМ
Седьмая серия фильма – как была построена Церковь в Бизерте. Анастасия Александровна рассказывает:
– В начале тридцатых годов пришла мысль построить этот Храм… в память Эскадры…Собирали деньги…Конечно, в первую очередь, эмигранты давали. Но и французы давали, и тунисцы. И все делалось своими руками…


Эпизод. Русские строят Храм.
Анастасия Александровна?
– Как назвать этот Храм? Все мы страдали, зная, как стирается память о тех, которые защищали Россию веками… Сразу пришла мысль об Александре Невском…


Эпизод.
На высоком мысу князь Александр Невский с дружиной ждет недругов.


Эпизод.
– И вот здесь, как раз за иконой Александра Невского был хор. И много людей пело, и моя мама пела здесь. Ну, она с детских лет пела в церковном хоре, и как пишет Блок:
Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, потерявших радость свою…


Эпизод.
Икона «Тайная вечеря». Анастасия Александровна рассказывает:
– «Тайная вечеря», которую нарисовала мадам Чепега. Когда приезжал один митрополит, я показала ему эту икону и говорю: «Александра Эрнестовна рисовала «Тайную Вечерю»!» А он сказал что-то вроде того, что у да Винчи, Леонардо да Винчи лучше вышло. Я, что может быть, не по-христиански, сказала:
«Но у нас не было времени так долго ждать. Нам надо было молиться вовремя!»


Эпизод.
Анастасия Александровна вспоминает:
– С шестидесятых годов я одна не могла содержать семью священника. И было тридцать лет перехода пустыни! Так вот, я могу сказать, что помогали все! И у меня… лучше всего… мои три самые большие приятельницы в Бизерте: туниска – мусульманка, две француженки, из которых одна – католичка, а другая – протестантка… За все усилия я так благодарна! И приходил католический священник, и католические монашенки, которые до сих пор здесь живут. И приходили и американцы, и немцы, и голландцы, чтобы показать, что Церковь служит, что Церковь живет!
(это уже снято)


Андреевский флаг в Храме. Мраморная доска с фамилией Беренса.


Мраморная доска с фамилией Манштейна.


Шкатулка в Храме. В этой шкатулке – горсть севастопольской земли, взятой у стен Владимирского Собора.


Общий вид Церкви Александра Невского в Бизерте. Надпись на Храме:
«Блаженны изгнаны правды ради, яко тех есть Царство Небесное».


Анастасия Александровна:
– Вы знаете, самая дорогая доска – вот эта, мраморная, на которой – имена кораблей, пришедших в Бизерту…


Звучит церковное хоровое пение. Идут титры фильма на фоне Церкви Александра Невского


ВТОРАЯ МИРОВАЯ
Восьмая серия фильма - Вторая мировая война и судьбы наших героев.
Подчеркивается, что все русские люди в Тунисе – и это факт!- встали на защиту Родины и сражались с фашистами.
Рассказывается судьба Михаила Андреевича Беренса и его смерть в 1943 году.


Анастасия Александровна: рассказывает
– Вот мальчик сидит, это Коля Юргенс, который стал во время войны военным летчиком и пропал… без вести… И он никогда не вернулся из какого-то рейда….
Эпизод. Тунис.
Молодой русский парень Коля Юргенс идет записываться во французское военное училище.


Эпизод. Москва.
Молодого советского офицера Алексея Стеценко направляют на учебу в летное военное училище.


Эпизод. Бомбежки Бизерты.
Анастасия Александровна рассказывает:
– Мы уже переживали войну с тридцать девятого года… Здесь Бизерту страшно бомбардировали. Во-первых, в сороковом году бомбардировали итальянцы, в сорок втором году – бомбардировали американцы. Даже в мой дом снаряд, который где-то прошел….
Сережа, ее сын, вспоминает, а мальчик-актер играет:
– Помню, мне петуха подарили, он гулял здесь, в этом саду, направо-налево, как все петухи. И помню все эти взрывы: бум-бам! И я сказал: «Если эти дураки будут продолжать, то они убьют моего петуха!» Земля подрожала, так что мы думали, что и дом на нас свалится… Но я не так боялся, потому что мама наша привыкла не бояться!


Эпизод. Алексея Стеценко (знание английского языка) направляют офицером связи в английскую армию в Египет.


Эпизод. Папа и Бобби на фронте.
Анастасия Александровна:
– Когда высадились немцы, папа был в городе на границе с Алжирией, откуда шли американцы… Папа сел на велосипед, взял свою собачку Бобика и поехал, а фронт вдоль Меджез эль Баба, границы, держали американцы. И он со своим паспортом русского эмигранта, но с фамилией Манштейн… Ему не пришло в голову, что он – русский для немцев. Это он может быть русским! И едет из американских линий, понимаете? А для тех, которые его пропускали, фамилию Манштейн они хорошо знали, что это был немец, который в России против союзников! А папа очень спокойненько ехал и приезжает домой. Мы ахнули здесь, а он, очень веселый, говорит: «Я показывал – Бобби едет!» А солдаты: «Здравствуй, Бобби!» А потом немцы: «Здравствуй, Бобби!» Как он замечательно смог доехать! (это уже снято)


Эпизод. Шура, сестра Анастасии, добровольцем уходит на фронт . Она -санитарка. У нее – своя санитарная машина. Она спасает и союзников, и русских, и немцев…


Эпизод.
Алексей и Анастасия встречаются в Бизерте. Детская любовь вспыхивает снова.


Сережа:
– Дон-дон-дон! «L’Allemagne a capitul;! L’Allemagne a capitul;!» Да, я это отлично помню… А я не понимал это слово, я спросил у мамы, это что значит: «капитюле»…
- Это значит, что мы победили! – тихо говорит Зоя Дмитриевна. И заплакала.
И повернулась к иконе Христа Спасителя и перекрестилась


Идет эпизод с иконой. Судьба иконы Христа Спасителя в доме Анастасии Александровны:
– С эвакуации Одессы… икона была у папы на «Жарком», в его каюте. Папа ее спас из тонувшей баржи… Если посмотреть, видны… остались вокруг головы отверстия от гвоздей. Это был прибит, наверное, золотой венчик… Он сорван! И с тех пор она висела в нашем доме всегда! Я даже под лампадкой иногда кончала свои уроки, потому что мама хотела, чтоб я ложилась спать. Я делал вид, что ложилась, а потом перед лампадкой что-то доучивала… А потом эта икона уже в этот дом попала в тридцать восьмом году…
В ноябре сорок второго года Бизерту эвакуировали. Здесь немцы и итальянцы были до мая сорок третьего года. И квартира была нараспашку, и выбиты стекла, и ставень не было, двери не закрывались… И икону никто не тронул! Она так и осталась висеть! Многое пропало, но икону не тронули! (это уже снято)


Храм Воскресения Христова. Другая черная доска с надписью:
ПАМЯТИ СОВЕТСКИХ ВОЕННОПЛЕННЫХ, ПОГИБШИХ ВО ВТОРУЮ МИРОВУЮ ВОЙНУ В ТУНИСЕ И ЛИВИИ
ПОСОЛЬСТВО РОССИИ В ТУНИСЕ
– Двадцать тысяч наших соотечественников томились в плену в Тунисе, в немецких концлагерях. В память о них служат панихиды в Храме Воскресения Христова в столице страны, городе Тунис. Здесь же, в столице, – могила последнего командующего Эскадры, контр-адмирала Михаила Андреевича Беренса.


Эпизод.
Советские военнопленные в концлагере под Хаммаметом. Строят укрепления под Энфидой.
Побег, помощь тунисцев, простых жителей и встреча с русскими эмигрантами, добровольцами в частях Французского Сопротивления.
Они сразу получают оружие и идут в бой с фашистами.


Эпизод.
В 1943 году немецко-итальянская группировка капитулировала в Тунисе . Толпы ликующих по случаю изгнания гитлеровцев. Среди тех, кто приветствует победителей, есть и русские, кто остался жив! Многие погибли!


Эпизод.
Советские офицеры смотрят американскую кинохронику о победе союзников в Тунисе.. И узнают среди тех, кто приветствует союзников, входящих в Тунис, Алексея Стеценко.
Один офицер восклицает:
- так мы же получили сообщение, что он погиб и сообщили его жене!


Черная мраморная доска с именами русских, погибших в Тунисе во время Второй мировой войны:
ВЪЧНАЯ ПАМЯТЬ
ФЕДОРОВЪ КИРИЛЛЪ
ЮРГЕНСЪ НИКОЛАЙ
ГРУНЕНКОВЪ МИХАИЛЪ
АЛЕКСАНДРОВЪ НИКОЛАЙ
ШАРОВЪ КИРИЛЛЪ
ХАРЛАМОВЪ ГЕОРГIЙ
Русская колонiя Тунизiи своимъ сынамъ, павшимъ на поле брани
1939 -1945


В этой серии все эти ребята участвуют, и мы рассказываем о судьбе каждого из них.
Звучит церковное хоровое пение.
Идут титры фильма на фоне Храма Воскресения Христова в Тунисе



ХРАНИТЕЛЬНИЦА ХРАМА
Девятая серия фильма - Хранительница Храма.


1944 год. Тунис.
Анастасия рожает Александра!


1945 год. Украина.
Анна, жена Алексея Стеценко, рожает Николая!


1956 год. Тунис добивается независимости.
Анастасия Александровна в Бизерте – учительница математики.
Уроки в школе, уроки дома.
Среди ее учеников – мальчик по имени Бертран. (Будущий мэр Парижа)


Эпизоды.
Анастасия рассказывает о судьбах других русских семей.


Анастасия Александровна смотрит свои переводы русских романсов и напевает на французском:
– Je revenais chez moi, l’;me chavir;e de joie... Par un bonheur…
– Я ехала домой, душа была полна…
Татьяна, ее дочь, поет:
– Je revenais chez moi, l’;me chavir;e de joie...
Анастасия Александровна:
– Я папе говорила: «Папа, ты поешь это совершенно неправильно. А он мне говорил: « Какая важность! Зато с выражением!» И я помню: «Deux guitares derri;re les murs…» – это я перевела! – chantaient la detresse… tout mo name est plein de toi… И здесь было «ля» опять…
Татьяна разучивает песню и поет:
– …par un bonheur tout neuf, difficile ; comprendre…
Анастасия Александровна поет:
– Очи черные, очи жгучие, очи страстные и прекрасные, как люблю я вас…
(это уже снято)


Болезнь и смерть мамы.
1964 год. Смерть и похороны отца.
Забота о живых. Забота о храме. Забота о кладбище.


Эпизод. Анастасия Александровна посещает умирающую женщину:
– Я была из последних, которая из Бизерты приезжала к ней. Я говорю: я была из последних, потому что я и оставалась последней… И она меня еще прекрасно помнила с детских лет! И она, меня увидев, вдруг как-то ожила сразу! Меня она узнала! И ее последние слова были:
– Ты приехала из Севастополя!
Она знала, что я в Бизерте живу, но это ушло на задний план. Она видела только Севастополь! И прибавила к этому:
– Если бы ты знала, как мне туда хочется!
Ее последние слова…
Идут титры фильма на фоне панорамы Севастополя



ПАМЯТЬ!
Десятая серия фильма-
Эпизод.
Московская квартира. Алексей Стеценко в старости (субтитр: 1985 год). Николай пришел проститься с ним, потому что его направляют на работу коррепондентом АПН в Тунис:
- Сын мой, это хорошо, что ты едешь в Тунис… Я никогда не говорил тебе, но я был там… Есть такой порт Бизерта…. Ты когда-нибудь слышал о Русской эскадре, которая ушла из Севастополя в двадцатом?
- Нет, батя…
- Так слушай… Помнишь, я тебе рассказывал, что тогда… в двадцатом году… Меня подобрали… раненого… на Перекопе и отправили домой… в Люботин… Так ты знаешь, кто меня спас?
Видения Алексея, когда он раненым лежал на перекопской земле. Офицер, который делает перевязку, письмо, которое он вкладывает в карман Алексея…
--Я его потом нашел у себя… и сохранил… и запомнил наизусть. Возьми его и передай.
- Кому, батя?
- Анастасии Александровне Ширинской –Манштейн. В Бизерте. Скажи, что от меня.


Эпизод. Бизерта.Николай, первый журналист, посещает Анастасию Александровну.


Эпизод. Анастасия Александровна:
– Мне до сих пор говорят, а что бы вы… вернулись бы в Россию? Я говорю: «Теперь бы? Если мне было бы тридцать лет меньше!» А то я не могу, понимаете, переходить из одной комнаты в другую, здесь кто-то мне дает… под руку ведут меня. А было бы мне тридцать лет меньше, я бы вернулась! Мне говорят: «А что бы вы делали?» Я говорю: «Что бы делала? То, что мы делали здесь, не имея прав! Мы крепились!»


Эпизод. Анастасия Александровна начинает писать свою книгу.
Это можно сделать сквозным моментом всего фильма…
«Бизерта. Последняя стоянка», книга воспоминаний Анастасии Александровны на французском и на русском языках выдержала уже несколько изданий и награждена Литературной премией Александр Невский. Анастасия Александровна:
– Я хочу сказать спасибо моим учительницам-француженкам, которые меня научили писать по-французски. Потому что смогла и по-французски книжку написать.
- Почему по –французски?
Потому что я точно знала, что верила, что книгу во Франции издадут. И ни о чем другом не спрашивайте…


Эпизод. В написании книги на русском ей помогает Николай.


К Анастасии приезжают ее дочери и внуки.
Ее регулярно посещает Бертран Деланоэ, мэр Парижа
Приезжает на постоянную работу русский священник из Москвы. Это решение принимает сам митрополит, получив письмо Анастасии Александровны.
К Анастасии приезжают журналисты и телевидение, об Анастасии снимают фильмы и пишут статьи.
Идут титры фильма на фоне голубого моря.



АНДРЕЕВСКИЙ ФЛАГ
Одиннадцатая серия фильма – приход русских моряков к Анастасии Александровне:
– Когда сегодня в Бизерту входят корабли под Андреевским флагом, Анастасия Александровна у моряков – самый почетный гость!
Праздник на военном корабле! Голоса: «Бабу!»
Анастасия Александровна:
– Гардемарины сзади держали, другие шли впереди, и я могла летать над «Перекопом»! И такой оркестр играл!


Памятник морякам на кладбище Бизерты. Мы видим надпись:
– В память о моряках Русской эскадры и всех российских людях, покоящихся в тунисской земле…
Актриса, играющая Анастасию Александровну, идет по кладбищу. Подходит к могиле Александра Манштейна. Цветущая мимоза склонилась над ней.


Церемония возложения венков на кладбище Бизерты. Андреевский флаг. Команда: «Смирно!» Лица гардемаринов и офицеров. Анастасия Александровна около памятника русским морякам. Слова морского офицера:
– Сегодня Анастасия Александровна Ширинская присутствует на этом волнующем событии. Флаг эскадренного миносца «Жаркий» в 1996 году был передан делегацией Санкт-Петербурга, отреставрирован художниками Русского музея и размещен у могилы Кутузова в Казанском соборе. Мы помним эту Эскадру, эскадру державную, несломленную, славную, ушедшую в поход на века…
Анастасия Александровна:
– Корабли специально заходят в Бизерту, чтобы положить цветы на их могилы…, и я…, и перед их могилами проходят маршем под древние русские напевы с Андреевским стягом!
Звучит марш «СЛАВЯНКА». Анастасия Анастасия Александровна с морскими офицерами. Андреевский флаг в церкви. Церковь, освещенная лучами солнца.
Анастасия Александровна снова вспоминает:
– Печальное 29 октября 24 года… Команда «На флаг и гюйс!»… и через…, через минуту…
Звучит грустная музыка. Часы остановились на 17. 25. Фотографии моряков и офицеров Эскадры…


Эпизод.
Броненосец «Георгий Победоносец». Михаил Андреевич Беренс рассказывает гардемаринам Морского корпуса в Бизерте об Андреевском флаге.


Эпизод.
На русском военном корабле в Бизерте празднуют Рождество.
Анастасия Александровна:
– Родители наши каждый год поднимали бокалы: « На будущий год – в России!» – и так ждали годами, так и умирали с достоинством…
– До конца эти люди хотели нам передать русскую культуру! И вот это, может быть, самое утешительное то… в этой трагедии, то, что они передали эту культуру! Они передали! Поэтому каждый из нас, кто может что-то сохранить и передать, тот обязан это сделать!
Анастасия Александровна:
– В измерениях времени семьдесят лет – это ничто! Поэтому наше поколение знало: такая страна, такая цивилизация тысячелетняя, с такими качествами русского народа не может погибнуть!


Эпизод.
Анастасия Александровна говорит (данный эпизод уже снят):
И вот, когда я осталась одна, из тех, которые пришли сюда. Дожив до 95 лет, сохранив память – мне это было дано для чего? Чтобы я сидела и скучала? Нет!
Анастасия Александровна читает наизусть стихи Бунина:
И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И роса, и полуденный зной...
День придет – Господь сына блудного спросит:
«Был ли счастлив ты в жизни земной?»
Цветущий сад. Мы слышим голос Анастасии Александровны:
– Я перечувствовала такую поэзию Бунина, которая соответствует всей моей жизни! Надо уметь в самых простых вещах чувствовать этот дар жизненный, что вам дано!
(эти слова уже записаны)


Идут титры фильма на фоне цветущего сада
Звучит красивая и грустная русская морская песня….


На новом, современном российском военном корабле поднимается Андреевский флаг…


Автор сценария - Николай Сологубовский




Русские песни, которые и сейчас звучат в Тунисе, в Бизерте……


Для вас приготовил воскресный концерт. Эти песни поют в Севастополе, а мы, на африканской, тунисской, арабской, мусульманской земле подпеваем...
Тому, кто не понимает, не чувствует связи между Севастополем и Бизертой, напомню: когда обрушилась на Россию Беда Гражданской войны, когда русский, ставший «белым», стал убивать русского, ставшего «красным», и наоборот, а другой русский, сохранивший в сердце человечность, спасал русского человека от зверья «в погонах» и «без погон», тогда ушли в Африку из Крыма, Севастополя и других русских городов русские корабли с русскими людьми. Мужчины, женщины, дети, даже младенцы… Они спасали от смерти свои семьи, своих родных и близких, самих себя…
И создали Русские Моряки в Бизерте «Русский Карфаген». Нет, не «третий Рим», о котором и сейчас бредят в Москве, а «Карфаген». Был такой античный город, который во втором веке до новой эры был стерт с лица Земли, уничтожен и сожжен римлянами, стремившимися к мировому господству…
Очень трудно жить на чужбине, очень хочется вернуться на Родину, но...
Тогда Россия не нашла в себе мудрости вернуть с миром скитальцев, сынов и дочерей, примирить победивших «красных» с проигравшими «белыми». Так сильны были ненависть и злоба, разбуженные братоубийственной войной, прокатившейся огненным колесом по русской земле, а корни этой ненависти уходили вглубь веков несправедливости, бесправия, угнетения…
Вот и создали Русские Люди в Африке при поддержке Французов и Тунисцев свое «княжество».
Они берегли военные корабли с надеждой, что они еще послужат Новой, Советской России, и учили детей в духе Православия, Добролюбия и Русскости.
А когда вероломный враг, захватив всю Европу, снова обрушился на Россию, то Русские Люди пришли добровольцами в ряды Антифашистского Сопротивления и многие погибли, защищая на африканской земле родную Россию с оружием в руках, приближая День Победы 9 мая 1945 года! В ней, далекой и чужой земле, они и похоронены…
А когда они еще были живы, то в затишье между боями они пели русские песни…
Вот эти песни, которые поет сегодня мужской миссионерский хор Сретенского монастыря в Херсонесе и Севастополе, свободных русских городах.


Споемте, друзья!
https://www.youtube.com/watch?v=2gTlTD7WTuA


Утро туманное...
https://www.youtube.com/watch?v=_PMgXQX_ZkQ


Ах ты, степь широкая…
https://www.youtube.com/watch?v=ybE1B7jHjF8


Не для меня
https://www.youtube.com/watch?v=8TRTZM3mBus


Любо, братцы, любо
https://www.youtube.com/watch?v=qks6aM8GCtA


И еще Русские Люди пели другие песни…Например, такую:
То не ветер ветку клонит...
https://www.youtube.com/watch?v=Ia2nlf4XAxM






Другие статьи в литературном дневнике: