Февральские мистерии славян

Лариса Бесчастная: литературный дневник

...В середине февраля, 15-го, наступало «Сретение» – зима с весною встречались. Считалось, что в этот день солнце на лето поворотилось, а зима – на мороз, и по погоде можно угадать, каковы буду весна и лето и, соответственно, урожай. Ежели на Сретенье оттепель, то и весна ожидается ранней, тёплой и в меру влажной, холода и снег обещали затяжную и дождливую весну. Со дня Сретенья земледельцы начинали готовиться к новому сезону, проверяли семена и все запасы. Сретенские мистерии посвящались Солнцу и в полдень славяне сжигали соломенную нарядно разодетую куклу – Ерзовку, символизирующую Дух Огня и бога Любви. Считалось, что этим обрядом уничтожается холод и призываются тепло, урожай, любовь и счастье в доме. Сретенье отмечали блинами и баранками, кострами и плясками. Несмотря на то, что православный праздник Сретения имеет иное, более одухотворённое содержание, народ доныне не забыл и древний праздник с его приметами и обрядами…


И уже на следующий день с утра пораньше начинались «Починки» – всё чинилось и ремонтировалось в полном соответствии с пословицей: «Готовь сани летом, а телегу зимой». По сути «Починками» весёлые зимние праздники заканчивались и до конца зимы лишь отдавалась дань уважения славянским героям и богам – в определённые историей и обычаями дни.
Так 18 февраля отмечался Троян Зимний – праздник в честь изгнания непобедимых римлян из русских земель Придунавья в начале первого века. Этот день считался днём Воинской славы славян и поминовения павших у Трояного Вала ратников. Другое название этого праздника «Стрибожьи внуки».
А интересно: случайно ли то, что нынешний День Воинской славы, 23 февраля, так близок к древнему празднику славян?



Далее, 24 февраля, отмечался очередной День Велеса, замещенный христианами на день «Власия – сшиби рог c зимы», а 29 февраля – День Кащея, замещенный днём святого Касьяна. На этом празднике стоит немного задержаться.
Среди святых угодников Касьян стоит наособицу, как немилостивый святой, и считается за благо, что его день бывает раз в 4 года. А всё потому, что он, якобы, слишком активно отмечает свой день рождения, напиваясь до невменяемости три года подряд, и только на четвёртый, високосный, трезв. Да лучше бы этого не было! Потому как у Касьяна «черный» глаз и взгляд его несёт беду. Мол, скот от этого дохнет, дерево сохнет, а у человека всё валится из рук.


Тем не менее, именины Касьяна отмечались исправно – чтобы тот не гневался и не сеял семейные раздоры. Правда, поговаривают, что Святой Касьян поначалу был светлым ангелом, пока не соблазнился на сладкие посулы Дьявола. Последующее за предательством раскаяние умилостивило Господа и он вернул отступника в свои Чертоги, назначив наказание: на Касьяна надевали оковы и три года били тяжелым молотом в лоб, а на четвертый отпускали… Может с тех пор и считается високосный год и самым тяжелым и полным сюрпризов?


Здесь можно было бы закончить описание зимних мистерий славян, если бы не праздник «Масленица». Став «Сырной седмицей» в православии, после чего её приурочили к Великому посту и к Пасхе, «Масленица» потеряла свою первозданную суть встречи весны и новолетья, поскольку была приурочена к весеннему равноденствию. А заодно с ней исказилась традиционная суть таких чисто весенних мистерий древности, как «Жаворонки» (Сороки), «Прощённое воскресение», «Открытие Сварги», «Красная горка», оторванные от Масленицы и оставшиеся в весенних мистериях…
Но вернёмся к Масленице, которая в соответствии с исчислением православных праздников в новом, 2010 году, празднуется с 8 по 14 февраля – в разгар зимы!


Мало кто знает, что раньше Масленица называлась Комоедицей и знаменовала наступление весеннего равноденствия, после которого для славян открывалась Сварга. То есть по сути своей Масленица предтеча очень большого, если не главного, для славян праздника «Открытие Сварги», отмечаемого 25 марта.


В этот день к людям сходит богиня Жива-Весна, олицетворяя победу Жизни над Смертью, и придти к этому дню полагалось смиренным и прощённым – иными словами в масличную неделю особенно важным считалось примирение с ближними и предками. И блины были не только подобием Солнца, но и поминальным блюдом – ведь масленице предшествует «родительский день», когда славяне поклоняются душам усопших предков.


И всё же Масленица – это весёлые проводы зимы (а в древности и проводы старого года) и радость от приближения долгожданного тепла и обновления природы. Не будем останавливаться на всем известной атрибутике этого праздника, а перечислим лишь его «репертуар» по дням недели: встреча Масленицы, заигрыши, лакомки (тёщины блины), катания на санях, тёщины вечёрки, золовкины посиделки, прощёный день.


Как говорится, в новолетье – с чистой совестью!


Отрывок из "Зимних мистерий": https://www.proza.ru/2009/12/18/110



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 13.02.2018. Февральские мистерии славян