Пи-ар для КонституцииВ облаках ты паришь - с облаков низведут, Не хотел я писать на эту тему, однако... Попытка провести 7 декабря лотерею и игру среди прохожих «Кто лучше знает Конституцию Узбекистана» организацией «Бирдамлик» с самого начала выглядела идиотской по сути и несерьезной по форме реализации. Представьте себе, на территории Алайского рынка (Ташкент) прохожим предлагается выиграть каким-то образом призы (20 штук по 50 баксов) и главный приз – 1000 баксов, если кто-то из них сумеет развеселить некую комиссию знатоков (интересно, кто в ее составе – специалисты или такие же такие же «прохожие»?) своей эрудицией в области правоведения. То есть докажет, что он лучше других знает Основной закон страны. Это говорит о непродуманности акции, недальновидности руководителей и их собственной правовой безграмотности, из-за чего могли пострадать люди. Ведь власти потом могли серьезно наказать за такую «лотерею». Точно также бесполезными были и ранее организованные акции «Массовая жалоба», поскольку мало кто откликнулся на этот призыв, и не следует сваливать все на то, что «народ запуган и боится выражать свое недовольство»... А чего вы ожидали в стране, где царят репрессии и коррупция, беззаконие и произвол? Что все так и устремятся за вами? Неважно, какая форма правления существует в странах – монархия, парламентаризм, президентство, премьерство, партократия, какой политический строй – коммунизм или капитализм, главное, выдерживание государством трех вышеуказанных основ. Государство – это машина, и Конституция указывает ее устройство и взаимоотношение власти с народом через механизмы, включая права человека и полномочия государства (у нее, как известно, нет прав, ибо они бывают у людей). У человека еще есть обязанности, и это тоже регулируется законом. В демократическом государстве все три власти взаимоувязаны и взаимоконтролируются. Парламент следит за главой государства и за правительством, имея право одному объявить импичмент, второго отправить в отставку, а также издавая законы, которыми руководствуются суды. Верховный и Конституционный суды через принятые законы следят за действиями парламента, президента и правительства, указывая, что их действия могут идти в разрез с законодательством (к слову, не могут они принять норму, запрещающие цыганам баллотироваться в местные органы власти). Правительство через Генеральную прокуратуру, через ведомства (например, госбюджет) следит, как парламент, президент и суд исполняют свои обязанности (не может президент просто так направить 1 млрд. долларов на строительство Дворца международных и прочих форумов, если бюджет не заложен парламентом и нет ТЭО). Пресса – ее называют еще неофициальной четвертой (то есть она легальная, но по сути не является ветвью государственной власти, и это важно тоже понимать!) – информирует население, как три власти функционируют и есть ли там нарушение чего-то; она же создает общественное мнение. Люди через свои права вправе (простите за тавтологию) выражать недоверие власти, к примеру, через избирательный процесс, митинги, забастовки, шествия, петиции, подачу заявления в исполнительные и прочие органы, то есть активно влиять на политическое пространство и процесс. Чем больше таких активных граждан, тем сильнее общество, тем стабильнее государство и тем больше демократии. А абсолютно абсурдно утверждение, что сильное государство создает сильное общество, отнюдь, это общество создает государство. И поэтому бессмыслица все пять принципов узбекской модели, так как государство не может быть главным реформатором, ибо люди что-то реформируют, а не чиновники и безликая система (автомобиль не может сам себя переделать – это может только инженер-конструктор). В Конституции Узбекистана много отсылочных норм, то есть заявляется, что такое положение, мол, регулируется законодательством. А как оно там регулируется – это уже саму Конституцию не волнует. Так и получилось, что в законе о деятельности президента есть право главы государства не нести уголовную и прочую ответственность за все то, что он совершил за время исполнения своих профессиональных обязанностей. Это чудовищная норма никем не оспаривается! В Конституции также есть положения, когда что-то разрешается человеку, за исключением чего-то, регулирующего иным законом. И вот эти «исключения», как правило, всегда работают! Именно на это и указывают власти, если хотят принудить кого-то к чему-то! © Copyright: Алишер Таксанов, 2011.
Другие статьи в литературном дневнике:
|