Пи-ар для Конституции

Алишер Таксанов: литературный дневник

В облаках ты паришь - с облаков низведут,
Благоденствуешь - силой к нужде приведут.
Распрощайся с невежеством, если не поздно,
Не обидь никого, если с просьбой придут».
(Омар Хайям)


Не хотел я писать на эту тему, однако... Попытка провести 7 декабря лотерею и игру среди прохожих «Кто лучше знает Конституцию Узбекистана» организацией «Бирдамлик» с самого начала выглядела идиотской по сути и несерьезной по форме реализации. Представьте себе, на территории Алайского рынка (Ташкент) прохожим предлагается выиграть каким-то образом призы (20 штук по 50 баксов) и главный приз – 1000 баксов, если кто-то из них сумеет развеселить некую комиссию знатоков (интересно, кто в ее составе – специалисты или такие же такие же «прохожие»?) своей эрудицией в области правоведения. То есть докажет, что он лучше других знает Основной закон страны.
Разрекламировав акцию через интернет, организаторы потом идут на попятную, поскольку это связано с проблемами правового порядка. Лотерея – это лицензируемая деятельность, которая выдается хозяйствующим субъектам с соответствующим уставным фондом, наличием специалистов, и лицензирующий орган (Минфин) не решает это в течение пяти минут; необходима кипа документов, согласований и т.д., чего у тех, кто должен был исполнить акцию «Бирдамлика», просто нет и быть не может. Иначе говоря, бедолаги сами того не подозревая могли хорошо вляпаться.


Это говорит о непродуманности акции, недальновидности руководителей и их собственной правовой безграмотности, из-за чего могли пострадать люди. Ведь власти потом могли серьезно наказать за такую «лотерею». Точно также бесполезными были и ранее организованные акции «Массовая жалоба», поскольку мало кто откликнулся на этот призыв, и не следует сваливать все на то, что «народ запуган и боится выражать свое недовольство»... А чего вы ожидали в стране, где царят репрессии и коррупция, беззаконие и произвол? Что все так и устремятся за вами?
А вообще я представил эту сцену: холод, люди бегут по делам, а активисты «Бирдамлик» ловят прохожих и просят их выдернуть талоны для выигрыша 50 баксов (кто носит с собой паспорта для этого и кто поверит, что это не какая-то афера?), или кто-то рассказывает толпе (если такая будет), как он понимает Конституцию, отвечает на вопросы Комиссии, надеясь получить тысячу баксов... Какой-то цирк... клоунада... Кто же привлекает к проблеме через деньги? (да уж не обижайтесь на меня, бирдамликовцы, но такую затею я все же считаю глупой).
Ладно, дело в другом. Бирдамликовцы почему-то уповают на узбекскую Конституцию, считая ее почти идеальной. Официальные придворные правоведы тоже говорят, мол, она соответствует мировым стандартам. Но нет стандартов по конституциям, не утверждены нигде их основы – ни в ООН, ни в каких-либо иных международных структурах. Есть просто общее представление о таких стандартах, это:
- баланс всех ветвей власти;
- подотчетность власти народу;
- права и свободы человека, его обязанности перед государством.


Неважно, какая форма правления существует в странах – монархия, парламентаризм, президентство, премьерство, партократия, какой политический строй – коммунизм или капитализм, главное, выдерживание государством трех вышеуказанных основ. Государство – это машина, и Конституция указывает ее устройство и взаимоотношение власти с народом через механизмы, включая права человека и полномочия государства (у нее, как известно, нет прав, ибо они бывают у людей). У человека еще есть обязанности, и это тоже регулируется законом.
Обязанностей у человека четыре:
- платить налоги;
- защищать государство;
- исполнять судебные решения;
- свергнуть власть, если она нарушает законы и Конституцию, подавляет права и свободы человека.
В узбекской Конституции много что отсутствует, и поэтому она не соответствует демократическому уровню. А именно, нет возможности:
- у парламента объявлять импичмент президенту, в то время как тот может распустить парламент своим указом;
- обращаться обычному гражданину в Конституционный суд (такое могут лишь чиновники высшей сферы);
- проявления народного недовольства (если не возможны не силовые формы протеста), через революцию вернуть себе право быть «источником власти». А по нашей конституции получается, что именно глава государства является таким «источником». И его аппарат, сующий нос во все и вся.


В демократическом государстве все три власти взаимоувязаны и взаимоконтролируются. Парламент следит за главой государства и за правительством, имея право одному объявить импичмент, второго отправить в отставку, а также издавая законы, которыми руководствуются суды. Верховный и Конституционный суды через принятые законы следят за действиями парламента, президента и правительства, указывая, что их действия могут идти в разрез с законодательством (к слову, не могут они принять норму, запрещающие цыганам баллотироваться в местные органы власти). Правительство через Генеральную прокуратуру, через ведомства (например, госбюджет) следит, как парламент, президент и суд исполняют свои обязанности (не может президент просто так направить 1 млрд. долларов на строительство Дворца международных и прочих форумов, если бюджет не заложен парламентом и нет ТЭО). Пресса – ее называют еще неофициальной четвертой (то есть она легальная, но по сути не является ветвью государственной власти, и это важно тоже понимать!) – информирует население, как три власти функционируют и есть ли там нарушение чего-то; она же создает общественное мнение. Люди через свои права вправе (простите за тавтологию) выражать недоверие власти, к примеру, через избирательный процесс, митинги, забастовки, шествия, петиции, подачу заявления в исполнительные и прочие органы, то есть активно влиять на политическое пространство и процесс. Чем больше таких активных граждан, тем сильнее общество, тем стабильнее государство и тем больше демократии. А абсолютно абсурдно утверждение, что сильное государство создает сильное общество, отнюдь, это общество создает государство. И поэтому бессмыслица все пять принципов узбекской модели, так как государство не может быть главным реформатором, ибо люди что-то реформируют, а не чиновники и безликая система (автомобиль не может сам себя переделать – это может только инженер-конструктор).


В Конституции Узбекистана много отсылочных норм, то есть заявляется, что такое положение, мол, регулируется законодательством. А как оно там регулируется – это уже саму Конституцию не волнует. Так и получилось, что в законе о деятельности президента есть право главы государства не нести уголовную и прочую ответственность за все то, что он совершил за время исполнения своих профессиональных обязанностей. Это чудовищная норма никем не оспаривается!
Не поднимали бирликовцы эту тему, как и то, что глава государства нарушал Конституцию и ранее! Например, избрался в третий срок подряд! Что нельзя продлевать полномочия через референдумы, ибо такой механизм не закреплен в Конституции! Что если человека избирали на 5 лет, то через два года он не может получить право оказаться у власти все 7 лет – это правовой нонсенс! Это должны были «заметить» все суды, прокуратура, партии, пресса, но они оказались почему-то слепыми. Таким образом, как можно утверждать, что Конституция хороша, если она несовершенна и не исполняется самим ее гарантом – Исламом Каримовым?


В Конституции также есть положения, когда что-то разрешается человеку, за исключением чего-то, регулирующего иным законом. И вот эти «исключения», как правило, всегда работают! Именно на это и указывают власти, если хотят принудить кого-то к чему-то!
Мне кажется, подобные вопросы – о несоответствии действующей Конституции демократическим нормам - нужно обсуждать везде (в школе, дома, на работе, заседаниях «квадратно-кругло-треугольных столов», через прессу и Интернет). Если партии в парламенте могут выражать недоверие премьер-министру, то это еще не демократия, ибо премьер не создает «погоду в доме». Ее делает «Зевс с Олимпа» - точнее, с «Ок Сарая». Вот кому следует выражать свой протест. И быть партийцам не только в оппозиции друг к другу, а все-таки и к власти, ибо депутаты от партий обязаны выражать мнения избирателей, а там не всегда есть те, кто доволен чиновниками и государственными органами.
Ладно... разошелся я что-то...
Люди, будьте просто не дураками, ладно? Не обязательно быть гениями, умными и способными. Просто не опускайтесь до примитива! Как сказал Омар Хайям:
«Вместо злата и жемчуга с янтарем
Мы другое богатство себе изберем:
Сбрось наряды, прикрой свое тело старьем,
Но и в жалких лохмотьях останься царем!»



Другие статьи в литературном дневнике: