Не верю Каримову

Алишер Таксанов: литературный дневник

Читать выступления президента Ислама Каримова не просто утомительно, сколько бессмысленно, ибо за каждой фразой нет реальной оценки действительности. Глава государства давно живет в выдуманном им мире – Великое будущее, и думает, что народ тоже подтягивается туда, косяком входит в пять принципов и расселяется в национальной модели развития, как тараканы в банке из-под леденцов. Ладно, за двадцать лет мы и наши ближайшие соседи привыкли к ханжеству и лицемерию этого экс-коммунистического диктатора, но совсем неоднозначно к его выступлению в Нью-Йорке на саммите ООН по Целям тысячелетия отнеслись представители иных государств, не имеющих ни границ с Узбекистаном, ни особого торгового сотрудничества. Мало кто всерьез воспринимает, что скажет «Человек, определивший эпоху», который на практике продемонстрировал пренебрежение к собственным законам и вошел в список самых одиозных и кровожадных диктаторов нового тысячелетия.


Ладно, что пишет Каримов – это головная боль для студентов и школьников, которых заставляют читать и конспектировать этот бред. Интереснее просматривать последующие материалы тех подхалимов, которые превозносят эти благоглупости в ранг глобальной мудрости, мол, без нее человечество обречено на вымирание. Отечественная политика и общественная наука полна такими типчиками, взять бы хотя того же псевдоакадемика Рустамжона Абдуллаева, в статьях которого каждое второе слово – это страстный поцелуй в зад президента. Был ранее некий журналюга Абу-Насыр Ниязматов, который пытался также проявить лакейские наклонности, но – увы! – не понят властью и сейчас находится под следствием за дела, не имеющие ничего общего с инакомыслием или политикой, элементарный криминал. В списке таких сладострастных поклонников – англичанка Ширин Акинер, индус Алок Шекхар, узбек-говорун Акмаль Саидов, американец Фредерик Старр и другие.


Вот недавно я взглянул на сайт «УзА» и обнаружил там размышления журналиста О.Туракулова, озаглавившего свой опус как «Важные инициативы во имя укрепления безопасности и развития» (см. http://uza.uz/ru/politics/12022). Если вы думаете найти там что-то аналитическое, то можете до обиды ошибиться. Это просто послесловие к речи Ислама Абдуганиевича, сдобренное восточными приправами. Сам доклад не носит ничего сногсшибательного, это повторение избитых и всем известных истин, что война не позволяет бороться с нищетой и бедностью, что экология – это следствие нерационального природопользования ресурсами, что революция возникает там, где власть перестает выполнять свою функцию и превращается в паразита.


Правда, говоря об этом, президент не акцентировал это на примере своей страны, где условия для подобного давно уже созрели и не сегодня-завтра сценарий повторится уже в Узбекистане. Он смещал все проблемы на иных участников – некие «третьи силы», на злодеев, отнимающих трансграничные реки, на тех, кто не понимает математики и не использует формулу «6+3» для Афганистана. И потом ушлые политологи начали разжевывать это для местных жителей, мол, поймите, что наш президент – единственный гарант мировой стабильности, и уж поддержите его упорным трудом на хлопковых полях, противодействием изделиям массовой культуры, бдительностью в отношении идеологических врагов.


Меня же рассмешила до коликов в желудке фраза О.Туракулова:
«В 2008-2009 годах темпы роста экономики Узбекистана составили 9 и 8,1 процента соответственно. В свое время критиковавшие «узбекскую модель» развития сегодня с большим интересом изучают и применяют ее. Ведь в то время как во многих странах падают объемы производства, сокращаются рабочие места, Узбекистан уверенной поступью идет по своему собственному пути развития».


Я все пытался найти на карте те страны, которые не только признали пять принципов и саму модель развития, но и применяют ее на практике. Что-то не нашел. Наверное, это потому, что для внедрения т.н. «узбекской модели» нужны в тех государствах наш Ислам Каримов, его дочери Гугуша и Лола, дядя Исмоил Джурабеков, соратник Зелимхан Хайдаров, то есть те, кто играет в большую политику и считает остальных куклами. Нужна такая же семейственность и коррупция, такие же методы и инструменты оболванивания населения, подобный же уровень теневой экономики, такое же наплевательское отношение к законам. И, безусловно, армия инфантильных к собственной жизни сограждан и дивизия горячих подхалимов.


Нечто подобное есть и в Африке, и в Латинской Америке. Но удивительно то, что все-таки жизнь там лучше, чем в стране, у которого прогнозируется «великое будущее». Так что я не понимаю, какая страна применяет узбекский «опыт» государственного строительства, даже племена пещерного формата вряд ли позарятся на книги «Узбекистан – государство с великим будущим» или «Мировой финансовый кризис...»
Что касается темпов роста экономики в 9% - это нонсенс для такой страны, как Узбекистан. Человек, мало сведущий в экономической науке, может поверить в эти сказочные цифры, только те, кто работает в серьезных учреждениях как МФВ, Всемирный банк, ЕБРР и АБР в лучшем случае усмехнутся и покрутят пальцем у виска. Такие темпы роста возможны только в краткосрочном варианте и только в экстремальной ситуации, иначе страна просто выдохнется и разойдется «по швам».


Но решил поверить О.Туракулову, что мир нам завидует, и чтобы подтвердить этот тезис взглянул на материал Программы развития ООН по состоянию человеческого развития в странах мира и какова там позиция Узбекистана. Так вот, наше государство в пересчете на баксы по паритетной покупательской способности выделяет на:
- на здравоохранение $89, тогда как в бедной Кабо-Верде - $227, Никарагуа – $127, Сальвадоре – $227, Ботсване – $487 (!!!), Намибии - $218, Свазиленде - $219. Мы всегда приводили Африку как самый отсталый континент, но теперь мне кажется, что зря насмехались – цифры не в нашу пользу!


Есть такой показатель как «Здоровая жизнь, ожидаемая при рождении» - в Узбекистане она составляет 60 лет, в Никарагуа, Фиджи,Филиппинах, Гондурасе – 64 года, во Вьетнаме – 66, в Молдове и Сирии – 63, в Шри-Ланке – 65 лет. Показатель «Ожидаемая нездоровая жизнь к ожидаемой ее продолжительности» в Узбекистане достигает 11% (т.е. чем меньше, тем лучше), тогда как в Экваториальной Гвинее и Конго – 8%, Монголии и Папуа-Новой Гвинее – 6%, Боливии и Индии – 10%, Фиджи – 7%, Камбоджи – 9%, Гамбии – 5%.
В 1990 году численность иммигрантов в Узбекистане составила 1,65 млн. человек, в 2005 году – 1,26 млн., в 2010 ожидается на уровне 1,17 млн.


После этих цифр не верю О.Туракулову.



Другие статьи в литературном дневнике: