Рецензии на произведение «6. А. С. Пушкин. Выстрел. Рецензии, обсуждение»

Рецензия на «6. А. С. Пушкин. Выстрел. Рецензии, обсуждение» (Конкурс Копирайта -К2)

Рассказ в рассказе - вот композиция повести А.С. Пушкина «Выстрел». В ней есть основной рассказчик и основной сюжет: история дуэли Сильвио и графа. Но отличительной особенностью являются три необычным способом переплетённые в повесть истории и три рассказчика: подполковник (Белкин), Сильвио, граф Б, которые поочерёдно рассказывают о себе и друг о друге.
Сначала подполковник описывает жизнь офицеров в местечке *** и знакомство с Сильвио, затем Сильвио передаёт свою часть истории о поединке, а граф описывает завершение поединка.
Экспозиция в истории, которую рассказывает подполковник про Сильвио, идёт до ссоры с молодым офицером в местечке ***. Ссора за карточной игрой – завязка. Кульминация – отказ Сильвио от дуэли. Вскоре после карточной игры Сильвио получает известие, вынудившее его покинуть местечко. Чтобы сохранить дружеские отношения, он делает признание подполковнику о дуэли с графом Б. Это и есть развязка в сюжете истории подполковника о Сильвио, а в главном сюжете повести она является экспозицией и завязкой.
В первой части начало истории графа рассказывает Сильвио, во второй продолжает Белкин, невольно ставший соседом графа, оканчивает рассказ о себе граф.
Вторая часть повести начинается с «деревенской» истории рассказчика. Экспозиция: «обстоятельства принудили меня поселиться в бедной деревеньке Н** уезда. Занимаясь хозяйством, я не переставал тихонько воздыхать о прежней моей шумной и беззаботной жизни» и так далее, до встречи с графом и графиней Б, что приводит к кульминации: обнаруживается картина с двумя выстрелами, граф признаётся в том, что стрелялся на дуэли с Сильвио. «— Сильвио! — вскричал граф, вскочив со своего места, — вы знали Сильвио? — Как не знать, ваше сиятельство; мы были с ним приятели; он в нашем полку принят был, как свой…Так и ваше сиятельство стало быть знали его? — Знал, очень знал. Не рассказывал ли он вам... но нет; не думаю; не рассказывал ли он вам одного очень странного происшествия?»
Дальше идёт развязка – рассказ графа об окончании дуэли. Эта развязка является кульминацией и развязкой главного сюжета повести.
Необычная композиция напоминает мне картину, нарисованную или вышитую сложным узором, состоящим из жизненных событий и характеров офицеров, служивших Отечеству незадолго до битвы под Скулянами (1821 год), где погибает Сильвио. В ней удивительным образом дано переплетение судеб людских: офицеры, вероятнее всего, воевавшие в 1812, попавшие на прохождение дальнейшей службы в захолустное местечко, не утратившие пылкости душевной, соблюдающие своеобразный кодекс чести; и краткий миг молодости, перетекающий в деревенское прозябание, где живут лишь воспоминаниями о былом блеске офицерского общества. А на фоне всего этого, удивительными красками сияет романтическая история любви. Вот она, в общих чертах, картина «Выстрела».
Однако, качественная картина отличается от салонной тем, что в каждом крупном мазке можно рассмотреть филигранно прописанные подробности не только быта и характеров, но и дух эпохи, ушедшего времени, почувствовать настроение, ощутить ностальгию по легендарным отрезкам истории, оживающими перед читателем. Не напрасно же повесть экранизирована.
Помню впечатление от фильма, помню восхищение графом, когда он лакомился черешней, наплевав на близость смерти и не забуду финальную сцену дуэли. Даже зная исход, я до слёз переживала, негодовала – как так, дуэль поставить выше настоящей любви, рисковать жизнью, сделать любимую вдовой! В те времена иначе жить было невозможно, c'est la vie. Практически об этом есть у Пушкина:
«Не важно то, что для дуэли нет причины,
Не важно то, что ссора вышла из-за дам,
А важно то, что в мире есть ещё мужчины,
Которым совестно таскаться по судам».
В итоге, когда в судьбе графа вспыхнула любовь к женщине, когда не хотелось умирать, когда появился особый вкус жизни и жажда - испить жизнь до дна, состоялось продолжение дуэли.
Вот вам и понятие о чести офицерской – смелость, галантность, лёгкость в общении, неверие в смерть, честолюбие, самолюбие и правило: сражайся насмерть на дуэли, коль честь твою каким-то образом задели.
Буквально пару слов скажу о героях.
Граф – блестящий офицер, счастливчик во всём, красавец, любимец общества и фортуны до такой степени, что и в отставке был счастлив, обретя любимую.
Подполковник – типичный офицер, искренний, смелый, принципиальный. Не напрасно Сильвио дорожил его дружбой, видя в этом человеке своё отражение, свою молодость. Но прекрасная пора жизни окончилась и потянулись скучные дни в деревне. Места для подвига не осталось.
Сильвио – самый сложный герой, сперва не вызывающий симпатии, привлекающий внимание лишь наличием тайны. Характер его постепенно раскрывается по ходу повествования и в какой-то момент передо мной появляется глубокий, сильный, благородный человек. До конца он так и не раскрылся. Надёжно спрятаны душевные раны и обиды, желание (в молодости) покорить весь белый свет, кому-то доказать: - Вот какой я достойный, чудный, талантливый, меня есть за что любить.
Если бы я могла докричаться через 200 лет, непременно остановила бы его, сказав: - Ты лучший из мужчин, ты самый смелый воин, не погибай, только не погибай!
В финале Сильвио погибает, сражаясь под Скулянами. Есть мнение, что Александр Сергеевич тайно участвовал в этом сражении. А про историю с дуэлью и фуражку, полную черешни, известно всем. Что это, фатализм или уверенность в любви фортуны? Мне в голову пришёл вопрос: - Кто вместе с Пушкиным полакомился ягодами из фуражки? Фортуна или Смерть? Смотреть на дуло пистолета, пытаясь косточку черешни в него всадить – отвага или нежелание испытывать судьбу и дальше плыть по жизненному морю? Возможно, знал он точно, каков рубеж ему отмерен. И выбор был за ним – состариться или оставить душу молодой, вложив её в прекрасные стихи, рассказы, сказки.
Последний вопрос: - Подходит ли повесть «Выстрел» к теме нашего будущего конкурса? Да, лишь не хватает слов: - Двести лет назад я написал «Повести покойного Ивана Петровича Белкина».

Александра Стрижёва   26.05.2019 21:14     Заявить о нарушении
Александр, благодарю за рецензию.

Александра Стрижёва   28.04.2019 21:35   Заявить о нарушении
Рецензия на «6. А. С. Пушкин. Выстрел. Рецензии, обсуждение» (Конкурс Копирайта -К2)

Перенесла рецензию А. Кравченко под обсуждение рассказа А. С. Пушкина "Выстрел"

А. Стрижева

изо рту повести покойного Ивана Петровича Белкина.

Выстрел - рассказ ли это или байка, байка о жизни гусаров? Здесь нет кульминации так таковой, Александр Сергеевич решил упустить этот момент намерено, дабы показать предвкушение к кульминационному моменту и его послевкусие у разных людей, мы не можем понять что чувствовал Сильвио когда этот момент существовал в действительности и ожидал ли граф что рано или поздно этот выстрел должен был произойти. Пушкин приоткрыл закулисье, но забыл отодвинуть ширму за которой прячутся души героев, те самые которые живут в том мире и имеют причинно-следственную связь событий. Просиживать свою жизнь в жид*вских трактирах, теряя свою репутацию дуэлянта совершенно немыслимо, считать себя необходимым злом, который уничтожает мужское население страны ради минутной выгоды самоутверждения. Автор поставил главного героя слушателем, который высказывает мнение но это мнение не является значимым не для кого. Это вялое отрицание человека, который не входит в рамки те которые приняты в данном обществе. И даже получив информацию о поступке Сильвио, у него не возникло необходимости продолжить расследование, понять причинно-следственную цепочку которая была рассказана ему. Александр Сергеевич решил дать косточку уже кем-то объеденную, но как читателю рассказа этого мне мало, мне хочется вкусности, сочных описательных моментов которые были упущины автором или приниженны в своей значимости. Сильвио - человек новой формации на тот момент, он не стал считать необходимым процесс дуэли, ему интересно послевкусие, но почему вдруг это решение было им принято совершенно не понятно, и на сколько это новое понимание стало для Сильвио обыденным и выверенным. Почему, только при игре в карты Сильвио позволил себе оторваться и отреагировать на дерзость, почему он не согласился на дуэль, но дуэль не сиеминутную а отсроченную на неопределенный срок. Сильвио иной формации, но Александр Сергеевич Пушкин решил рассказать байку, но отказался усилить её хроникой жизни чтобы получился рассказ. Она не живая, она надумана, недооценена.

А если говорить о требовании десятилетия жизни от и до, то ничего не изменится если это время сократить до года, а может и меньше, в этом смысле автор вообще ничего не открыл для читателя.

...Утром ученье, манеж; обед у полкового командира или в жид*вском трактире; вечером пунш и карты. В *** не было ни одного открытого дома, ни одной невесты; мы собирались друг у друга, где, кроме своих мундиров, не видали ничего... и так было и через годы, только трактир поменялся поместьем.

Александр Кравченко 8 28.04.2019 19:34 • Заявить о нарушении / Удалить

+ добавить замечания

Конкурс Копирайта -К2   28.04.2019 20:16     Заявить о нарушении