Рецензии на произведение «6. Голубиная книга»

Рецензия на «6. Голубиная книга» (Конкурс Копирайта -К2)

Ну что ж. Рассказ состоялся. И даже запятые все на месте))) Мелочь вроде, а приятно. Привет, Автор. С возвращением. Я рада.
Невзирая на некоторые шероховатости (о них сказали) и непонятности (я лично не поняла смысла появления девочки в конце, она ведь вроде как умерла? из небытия, из «по ту сторону»? или нет? зачем?)
Кто главный герой? У Автора очень своеобразный подход к этому вопросу, просто поперёк текста))) А что? Имеет право - на то он и автор.
И что не вписывается полностью в конкурсные условия – так ведь: конкурс пройдёт, а рассказ останется. На сегодняшний день лучший. Из конкурсных – точно.

Евгения Кордова   28.03.2018 00:15     Заявить о нарушении
Конечно, к конкурсным требованиям рассказ не очень подходит, но мне он понравился. Только хотелось бы получше понять мотивацию старухи. По какой причине она пошла на смерть за чужих детей, предав своего? Почему приблизила к себе чужого мальчика? Мотивация в таких случаях должна быть очень сильной.

Наталья Алфёрова   28.03.2018 17:29   Заявить о нарушении
Рецензия на «6. Голубиная книга» (Конкурс Копирайта -К2)

Формально условия конкурса не выполнены, характер героине через книгу не раскрыт. Но это мелочь. Рассказ очарователен. Поздравляю, Автор.

Максим

Автор Хочет Сказать   27.03.2018 11:57     Заявить о нарушении
а) Достаточно ли раскрыт образ литературного героя?

Мне вот что смущает, голубиная книга действительно существует, описывает жизнь восточных славян (сборник восточнославянских народных духовных стихов конца XV — начала XVI века) , дает ответы на их вопросы, но, читая данный текст мы видим жизнь народов средней азии - казахов, может монголов, я не культуролог. И это славяне? Понятно что возможно эта книга должна дать какой-то ответ на происходящее в этом рассказе, но и этого нет. Вот раб, вот рабовладелец, и что? Дети убежали, но в стародавние времена (кстати нет конкретной привязки ко времени рассказа, если брать дату создания книг то там уже цари, помещики, крестьяне да бояре) сто процентов они бы стали оба рабами, жизнь такая. Кто будет спрашивать у сына рабовладельца чей он сын? Даже если узнают, то просто цену увеличат.

б) Совпала ли авторская характеристика, вынесенная в заголовок произведения (См. п.8 «Требований к конкурсным работам»), с вашим отношением к герою.

Возможно и совпала, если отстранится от текста и вспомнить что на обложке нарисован голубь.

в) Насколько интересен сюжет? Качественный почти как у Исхак Машбаш "Восход и закат".
г) Каково эмоциональное воздействие? Хорошое
д) Высок ли художественный уровень произведения (мастерство подачи идеи, грамотность, особенность авторского стиля, богатство языка и средств его выражения и т. д.). Высок, но не по мерке выткан.

Сова.

Автор Хочет Сказать   27.03.2018 13:48   Заявить о нарушении
Я как раз из тех непродвинутых читателей, что слыхом не слыхивали ни о Голубиной, ни о Глубинной книгах, поэтому, наверное, впечатление от рассказа у меня осталось весьма тягостное.

Ясно, что это сказка для взрослых. Сказка о сложных родственных взаимоотношениях в стане кочевников. Взаимоотношениях настолько запутанных, что я так до конца в них и не разобрался.

В какой-то мере распутать клубок помогла рецензия уважаемой Тамары Пакуловой. Но и у нее какое-то недопонимание. Она считает, что мать Мембека, убиенная Тенгизом, родила Айшу. То есть Айша – сестра Мембека. Но ведь в конце рассказа прямо указывается, что сестрой Мембека является Кейси из свертка!

Опять же непонятно следующее. Тенгиз, его отец Рослек, Мембек и Айша жили всё время вместе. Тенгиз учил Мембека верховой езде, Мембек с Айшей в одной библиотеке брали книжки. И вдруг Тенгиз делает завоевательный поход на какой-то Тумбек, где берет в полон Айшу!.. Как это так может быть?.. И чего это Айша в начале рассказа так надрывно стонала, «пробивая себе этим стоном дорогу»?.. Никто ее не мучил, как выясняется, ехала себе спокойно в обществе Мембека и старой колдуньи Кайры. Представляю, как она им действовала всю дорогу на нервы своим беспричинными стенаниями.

Мембек и Айша сбегают из каравана верхом на коне. Потом вдруг спешиваются и отпускают коня. Вдруг его хватятся. Ага, коня хватятся, а их нет!

В конце путешествия автор вкладывает в их уста весьма странные слова, вероятно, чтобы совсем запутать читателей.
«- А я не помню…
-Что не помнишь, Мембек?
-Родителей не помню, вернее, не знаю.
- А Ума- Рослек? Он тебе ничего не говорил?
-Нет. А должен был? Правда, мне приходилось называть Тенгиза братом.
-Вот видишь! Значит, Ума-Рослек – твой отец.
- Нет, нет! Когда я однажды назвал его так, он очень рассердился…»

Так что, Рослек не отец Мембека?!

Резюмирую. Произведение вообще не по теме. Стиль хорош, особенно в первой половине. Автор славно поиграл литературными мускулами. Сюжет не продуман. Фантастическая концовка просто добивает и без того уже измученного головоломками читателя.

Марк Шейдер

Автор Хочет Сказать   27.03.2018 14:45   Заявить о нарушении
Марк, Айша и Мембек -из разных селений. Айша из Тумбека, а Мембек из Меджи. Рослек возил повсюду мальчика с собой, пристрастил к книгам. Отец или нет - неважно, он ему больше чем отец. А рыдания Айши - она же только мать потеряла. Или "мужчины не плачут, мужчины огорчаются"? Но она ненамного старше Мембека, и она не мужчина.

Автор.

Автор Хочет Сказать   27.03.2018 15:00   Заявить о нарушении
Рецензия на «6. Голубиная книга» (Конкурс Копирайта -К2)

Здравствуйте, автор. Вы вернули меня в юность, когда я увлекалась стихами Николая Заболоцкого и прочитала его стихи о Голубиной книге. О том, как правда кривду вызвала на бой. Стихи заворожили тайнами, загадками, на которые позже искала ответы. Рождались сюжеты собственных рассказов, похожие на сказки.
Мне понравился ваш рассказ, в основу которого положены знания о Голубиной книге. Глубинной книге. Из этой глубины пишущий человек может многое почерпнуть. Что вы и сделали.
Ваше произведение, мне показалось, зародилось давно и «выстрелило» в этом конкурсе. Вы написали рассказ, сплетённый из восточных мотивов. Рассказ получился колоритным. Читать было интересно, хотя сюжет незамысловат: противостояние двух братьев – Тенгиза и Мембека.
Тенгиз – олицетворение тёмных сил, Кривды - задушил мать Мембека, которая только что родила девочку Айшу; в 9 лет решил избавиться и от брата Мембека, посадив его на непослушного коня, отчего Мембек стал калекой; хочет завладеть юной Айшой; готов убить свою мать Кайру, которая спасла двух «несмыслёнышей». По словам Кайры, Тенгиз – Чотонги – сын Дьявола.
Мембек представляет светлые силы, Правду – уважал отца Рослека, называл его дядюшкой, потому что был рождён от рабыни; стережёт свою подружку Айшу; любит читать книги, к которым его пристрастил Рослек; его не любит Тенгиз, зато любит и балует сладостями Кайра, тётушка.
Понравился образ Кайры, в которой воплотились лучшие качества отважной женщины рода человеческого. Она сказала Айше, что Мембек мог бы править их народом, а не Тенгиз, в душу которого в младенчестве проник Чотонги – Сын Дьявола. Кайра помогает Мембеку и Айше убежать от власти Тенгиза и призывает для их спасения Чёрного человека, который оказывается Хранителем одной большой книги, выпавшей из небесной тучи, чтобы дать людям знания.
Интересным в сюжете показался вещий сон Мембека. В коротком сне во время побега из шатра Тенгиза Мембек видит белый свёрток, из которого сыплются чёрные кудряшки. Наяву после встречи с исчезнувшим Хранителем появилась маленькая девочка в белой одежде и чёрными кудряшками вокруг головы – помощница.
Финал улыбнул. История состоялась, потому что написана хорошим литературным языком, композиционно выдержана.
Герои, их поступки, антураж соответствуют теме.
Интересно обращение к Голубиной книге, в которой образ голубя символизирует горестную весть. После встречи с Чёрным человеком случилось чудо – повреждённая нога Мембека зажила, сухая рука со временем также заживёт, а нарисованный кровью голубь на лице Айши взмахнул крыльями и поднялся в воздух. Душа убитой матери Айши поспешила к отцу, чтобы быть вместе.
Умершие, Хранитель и девочка-помощница благословили юных брата и сестру на долгую жизнь. Связь с основным заданием конкурса прослеживается. Фантазия у автора богатая, опыт в писательстве знатный.
Чуть смутил Чёрный человек. Пусть бы остался просто Хранителем Голубиной книги и её тайн. Возможно, я что-то не знаю о Чёрном человеке и интерпретирую его образ по упоминанию русских классиков.
С уважением к автору

Тамара Пакулова   27.03.2018 07:45     Заявить о нарушении
С чем соглашусь, так это с тем, что у автора богатая фантазия: всего намешал. Я бы не удивился, если бы на реке еще и галеон показался.
Из всех понравился образ Кайры с трубкой - что-то такое от старухи Изергиль, хотя судьба другая.
Черный человек, возможно, священник, там что-то про деревянную женщину проскользнуло и про близость Руси (золотые петушки как сладости)?
Смущает некоторая "детскость" произведения.

Кольбер

Автор Хочет Сказать   27.03.2018 09:05   Заявить о нарушении
Разрешите к Вам?
Автор крут, реально крут, я разделяю восторг Тамары по поводу текста. Тут все на высшем уровне: стиль, плотность, интрига, читал с восхищением. Браво, Автор! Но...
Всё восхищение улетучилось в самом конце из-за того, что автор вдруг перевёл шикарный текст в сказку-мистику, которой получилось сразу много, что испортило несколько радужное впечатление.
А теперь, Автор, так как Вы очень круты, разрешите попенять Вам относительно самой идеи произведения. Как я понял, экспонатом здесь является Голубиная Книга. Но образ этого экспоната не раскрыт совершенно, хотя вся интрига на нём замешана.
"Как выступал вперёд
Князь Волот Волотович,
Бил поклоны Баяну Вещему,
Говорил ему таковы слова:
«Уж ты гой еси, Баяне Вещий!
Расскажи ты, споведай нам:
Кто сию Книгу писывал?
Кто сию Книгу писывал,
Да кто сию Книгу читывал?»
Рассказ Ваш не должен быть вторичным, не знающий человек, слыхом не слыхивающий о Голубиной Книге, не должен рыться в Википедии, чтобы лучше понять замысел Автора
Это первый минус.
2. Если копнуть глубоко, то первоначально Книга называлась Глубинной, в ней давались расшифровки и глубинные знания устройства мира чернокнижниками, волхвами, проживающими территориально у Белого моря , а также Новгородская, Псковская и Карельская область... поэтому этнически Голубиная Книга как могла попасть в руки Айши и Мембеку? Ну, допустим, попала... но... христианская религия во многом схожа с этносом староверов-волхвов, подозревается, что именно по этой причине, слово Глубинная было заменено на Голубиная, так как в христианстве голубь считался вестником смерти. Сделано это было с целью уменьшить и совсем не признавать первенство славян в религиозных учениях, которые очень перекликаются с навязанным им христианством. Поэтому я не совсем понял в тексте образ голубя, который слетел со лба Айши в небо.
3. В Голубиной Книге говорится о сражении белого зверя с чёрным ( правды с ложью) После победы, белый зверь вознёсся на небо к облакам, поэтому и нет с тех пор правды на земле, а чёрная кривда так и бродит по полям . Ваш "Чёрный человек" в сюжете кто? Неужели? Конец я не понял, признаюсь честно. Этот конец рассказа меня морально убил, я считаю его плохо продуманным.
4. Совершенно не понял появления девочки с кудряшками. К чему? Зачем? Чтобы беглецам было ещё сложнее убегать от преследователей? А ведь разозленный брат Мембека не остановится от преследования ( я бы не остановился:))). Слёзно прошу переделать окончание, слегка не дотянули, как мне кажется.
Но, в основном, снимаю шляпу, Автор!
С уваженьищем,-

Эм Ка   27.03.2018 11:49   Заявить о нарушении
Благодарю за такой отзыв, Эм Ка! Что могу сказать в ответ? Пожалуй, ничего. Мозаика рассказа для меня сложилась именно так. Вначале был сон, потом "Голубиная книга" Рериха и его "Мадонна" с кольцами и понятие, что культура - это общечеловеческое понятие. Поэтому Айша осталась Айшей, а не Настей, Мембек не стал Иваном... А у "Глубинной" много названий, одно из них ЧЧ тоже упоминает -Бундахишн.

Автор Хочет Сказать   27.03.2018 12:24   Заявить о нарушении