Рецензии на произведение «Раскаты грома - о драме Гроза А. Н. Островского»

Рецензия на «Раскаты грома - о драме Гроза А. Н. Островского» (Елена Сударева)

Вроде бы и возразить по существу статьи нечего, а читать скучно. А скучно потому, что поется уже петое-перепетое не на один раз

Владимир Дмитриевич Соколов   29.12.2023 10:44     Заявить о нарушении
Это уж как кому, дорогой читатель!
Однако много встречала я и совершенно противоположных откликов.
В одном вы совершенно правы - никакой "извращённой перчинки" и "увлекательных аномалий" в моей статье вы не найдёте.

Елена Сударева   29.12.2023 14:11   Заявить о нарушении
Речь не о перчинках и не об извратах, а о том что произведения классиков обыкновенно многоплановы, и можно не выискивая в них "оригинальностей", видеть их под разными углами зрения. "Грозу" я читал в школе, а потому и восприятие у меня школьное: "луч света в темном царстве" (несколько разбавленное вами религиозным морализаторством). Но я знаю, что четыре знаменитые актрисы, которые играли Катерину при жизни Островского, трактовали этот образ каждая совершенно по-разному. И с каждой из них драматург работал и даже корректировал свой текст под ту или иную трактовку

Владимир Дмитриевич Соколов   29.12.2023 18:45   Заявить о нарушении
Ну так и напишите об этом - ваше знание, как видно, просится на бумагу.

Добавлю лишь ещё одно - моя авторская сверхзадача была написать о "Грозе" так,
чтобы заинтересовать этим произведением молодёжь, школьников, которым необходимо почувствовать нерв этой драмы. Но оказалось, что и у взрослых читателей мой текст
может вызвать определённый интерес, исключая, конечно, вас.

Но знаете, у меня очень ясное чувство, что вы будете критиковать абсолютно всё, поскольку у вас вообще определённое отношение к русской культуре, что я могла понять из ваших разнообразных высказываний.
Просто , полагаю, вы не станете трогать ряд эссе, напечатанных в Париже а "Вестнике русского христианского движения (РХД)- "Человек мечтающий. Три романа Гончарова" и др. А всё остальное - "под нож"!

Елена Сударева   30.12.2023 01:18   Заявить о нарушении
С какого вы взяли, что я критически отношусь к расской культуре? Русская культура и штатное литературоведение -- это несколько разные вещи. Ну а пускать под нож никого не надо. Можно и нужно, критиковать оппонента, смеяться над ним, но боже упаси пускать под нож

Владимир Дмитриевич Соколов   31.12.2023 06:08   Заявить о нарушении
Рецензия на «Раскаты грома - о драме Гроза А. Н. Островского» (Елена Сударева)

Последние пятьдесят лет у меня очень личное отношение к этой пьесе А.Н. Островского.
Навстречу ЕГЭ. Урок словесности. http://proza.ru/2010/11/18/1215

Лео Киготь   30.05.2019 01:54     Заявить о нарушении
Рецензия на «Раскаты грома - о драме Гроза А. Н. Островского» (Елена Сударева)

Вполне согласна с автором статьи! Тем не менее, сегодня в драме просматриваются и такие проблемы, которые называют гендерными! Как часто бывает, что женщина сильна духом, крепка натурой, а на горизонте и в постели - пусто, то есть Тихо! А женщина взрослеет, начинает осознавать себя и свои желания! Оглядывается...и видит ЕГО, не зная, что этот, не похожий ни на кого Добрый мОлодец - скучающий от одиночества подлец:" Об одном только у бога надо просить, чтобы умерла она(Катерина)поскорей да не мучилась!"- такие вот добрые пожелания шлёт обманувшейся К. возлюбленный!
Ужас охватывает, когда понимаешь, что любить-то Катерине некого! А что делать сегодняшним Катеринам? Что делать, когда вокруг одни тихоны да борюсики? Что делать? Топтать снега, есть чёрствый хлеб, когда нет белого! А , в общем, не мечтать , подобно Катерине, и не заблуждаться! Иначе -в омут!
Другое дело - хитроумная Варвара и лихой Кудряш! Этих и чужбина не напугала! Долго ли они смогут скитаться- неизвестно! Но ведь вместе! И в радости, и в горестях!
Закономерен, тем не менее , вопрос : а что , кроме лихачей, лузеров и альфонсов не было на Руси мужиков!? А сегодня? Катерины то не перевелись...

Алена Кейдюк   21.01.2018 20:10     Заявить о нарушении
Извиняюсь перед автором статьи за то, что несколько раздвинула временнЫе рамки произведения!

Алена Кейдюк   21.01.2018 14:41   Заявить о нарушении
Нонешние Катерины валюту предпочитают...

Лео Киготь   30.05.2019 01:44   Заявить о нарушении
Рецензия на «Раскаты грома - о драме Гроза А. Н. Островского» (Елена Сударева)

Елена, спасибо за статью. Я вот только недавно вновь для себя открыла Островского. Вы пишите: "У каждого классического произведения есть время своего наивысшего пробуждения." А я воспринимаю Островского как писателя на все времена. Ничего в человеке не поменялось, только декорации другие. А характеры, образы, страсти, пороки, идеалы те же... У меня другое прочтение Островского, и связано оно, как ни странно, с мальчиками-идеалистами Розова. Прочтите, если найдете время... http://www.proza.ru/2018/01/03/107

Татьяна Павловна Воронина   06.01.2018 16:12     Заявить о нарушении
Спасибо большое за Ваш отклик, Татьяна Павловна!
Совершенно согласна с Вами, что Островский - это навсегда.
Но "наивысшее пробуждение" вовсе не означает забвение творчества художника
в другое время. Помню, как мой профессор-учитель русской литературы как-то сказал: да, сейчас, видимо, время Гоголя и Достоевского, к сожалению... Но это совсем не означало уход из нашей жизни Пушкина, Лермонтова, Лескова и многих других русских писателей. А вот сейчас я чувствую, что по особенному зазвучал Островский, хотя его всегда считали и будут считать отцом русского театра.

Вашу статью обязательно посмотрю, спасибо!

Елена Сударева   06.01.2018 18:33   Заявить о нарушении
Рецензия на «Раскаты грома - о драме Гроза А. Н. Островского» (Елена Сударева)

Елена! Спасибо!
Я тоже бывает, перечитываю то, что в школе учил. Всё воспринимается уже по другому.

А вот Войну и Мир Льва Николаевича уже который раз начинаю и всё никак. Что-то не поддаётся она мне. К моему стыду, и в школе не поддалась. Ну... подожду ещё лет пять, может, осилю.

С Рождеством Христовым Вас!

Еремей   06.01.2018 01:54     Заявить о нарушении
Еремей, очень рада слышать Ваш отклик! Спасибо!

Про "Войну и мир", Вы правы, можно и подождать.
Я ведь долго читала этот роман всё "про любовь",
а не про ВОЙНУ, то есть глазами обо всём, а сердцем - нет.
А вот года три назад прочитала с таким упоением
ПРО ВСЁ! Придёт своё время...

И Вас с Рождеством Христовым!

Елена Сударева   06.01.2018 14:15   Заявить о нарушении
Рецензия на «Раскаты грома - о драме Гроза А. Н. Островского» (Елена Сударева)

Елена, можно вопрос не по теме?
Я страстно (ужасно!) люблю пьесы А.Н.Островского. У А.Н. все фамилии героев на что-нибудь намекают. Я, хоть убейте, не могу понять, почему А.Н. дал фамилию Жадов положительному герою, Василию, племяннику Вышневского ("Доходное место")?
Как Вы думаете?

С уважением, Галина

Нико Галина   08.12.2017 20:25     Заявить о нарушении
Добрый вечер, Галина,
Спасибо за вопрос. Но, сейчас я Вас, наверное, разочарую.
Надо подумать... С говорящими фамилиями, думаю, всё-таки не работает математический закон.
Например, для меня на слух Сергей Сергеевич Паратов в "Бесприданнице"
не звучит как-то особенно характерно, роковым образом, если я не буду углублённо размышлять над этимологией - да и в этом случае... А у Катерины в "Грозе" остаётся фамилия Кабанова - то есть вся семья "Кабановых", а ведь они все очень разные: и Тихон, и Варвара, не говорю уже о Марфе Игнатьевне (Кабанихе). А у Островского в диалоге:
Кабанов - Кабанова (т.е. Тихон и его мать). У Тихона - вообще фамилия от противного, как бы на контрасте.
Галина, Вы задали очень интересный вопрос, на который спонтанно я бы не хотела отвечать. Но, думаю, это, как в русской грамматике: тенденция такая есть, но она не абсолютна, не всегда и не везде.

с уважением,

Елена Сударева   08.12.2017 22:57   Заявить о нарушении
А вот еще говорящая фамилия...
Механик-самоучка Кулигин - почти что Кулибин.

Татьяна Павловна Воронина   06.01.2018 16:19   Заявить о нарушении
Рецензия на «Раскаты грома - о драме Гроза А. Н. Островского» (Елена Сударева)

Страх - основа русской жизни и тогда и теперь.Но вот мне некоторые вещи видятся теперь по новому. Пересмотрела и фильм и пьесу.И кажется мне,что Дикой например прекрасно понимает в каком мире живет,отсюда его агрессия к нему.Он ждет отпора/достоинства,а этого все нет,и он мстит этому миру рабов и подлипал.Мне видится человек грубый и малообразованный,но по своему честный и прямой,Бориса он не знает и хочет проверить ее в деле. Кабаниха же жила в такой же обстановке патриархальной семьи,она тоже наверняка в свое время мечтала вырваться оттуда ( а откуда же ключик от задней калитки в саду?) и Катерина с ее правдивостью раздражает ее. Кабаниха,как женщина пожившая,прекрасно понимает,что живет в мире лицемерия и в глубине души наверняка готова примириться с тайным ключиком,потому и ждет от Катерины "соблюдения приличий".Отсюда и ее пиление невестки - та никак не хочет понять правил игры. Проблемы Анны Карениной - несоблюдение внешнего декора .

Гелена Труфанова 2   08.12.2017 02:08     Заявить о нарушении
Спасибо за Ваш отклик.
К сожалению уже с первым Вашим утверждением: "Страх - основа русской жизни и тогда и теперь" - не могу согласиться. Скорее, страх играет большую роль вообще в жизни человека и выпасть из модели, нормы поведения, какой бы абсурдной она не была (это сейчас наглядно демонстрирует нам как раз Европа!) - опасно и требует от человека внутренних усилий.
Что касается Вашей трактовки образов Дикого и Кабанихи - то в драматургии, несомненно, есть пространство "разгона образа", но тоже до некоего предела,
который автор доверяет почувствовать интерпретатору.
Было интересно познакомиться с Вашими размышлениями.
С уважением,

Елена Сударева   08.12.2017 11:11   Заявить о нарушении
а я и к миссис Сэвидж по другому стала относиться,а раньше это была любимая пьеса. теперь я бы ее навечно заперла в том дурдоме - это ж надо.продать медные рудники!! Она могла просто основать фонд,а теперь за полгода профукает все состояние.

Гелена Труфанова 2   08.12.2017 14:19   Заявить о нарушении
Рецензия на «Раскаты грома - о драме Гроза А. Н. Островского» (Елена Сударева)

Нам это произведение теперь понятнее. Самодуров с казной сейчас развелось множество. пЛЕМЯННИЦА РАБОТАЕТ у такого, так там в здание две двери. Хозяин ходит через отдельную. А когда она отказалась в рыбном его цеху перебирать и готовить к засолке гнилую рыбу, он её так обозвал и унизил, что она ушла, не стерпела. Кабаниха сама выросла в семье на домостроевских началах. Она и сама не знала другой жизни. И где же свет ей было взять, если она и сама его никогда не видела и не знала. Жизнь должна идти по уставу. Нужно знать, где встать, и как слово сказать людям, что в горе пришли на помощь. И упрек, что молодые не могут теперь ПРАВИЛЬНО это сделать. Безвольная и слабая Екатерина тоже ничего не имеет своего. Как научили жить в страхе греха, и по велению слова божьего - так и живет. В разных они шкатулках. Но обе - ограниченные рамками несвободы. Разными, правда. Очень своевременный и современный взгляд на произведение. Спасибо за труды.
Будьте здоровы!

Валентина Телухова   07.12.2017 16:41     Заявить о нарушении
Спасибо за Ваш отклик!
Боюсь, что не во всём могу с Вами согласиться,
особенно в определении Катерины, для меня -
одной из самых ярких и свободных героинь Островского.
Но услышать Ваше мнение было очень интересно.

С уважением,

Елена Сударева   07.12.2017 17:28   Заявить о нарушении
Да, - она действительно сумела стать свободной. После смерти

Нина Тур   07.12.2017 18:54   Заявить о нарушении
Запуганная и покорная. Из маменькиной воли не вышла. Кроме сострадания человеческого у меня ничего к ней не появляется. Я бы не хотела жить в обществе в котором таких много. Как ни посмотри. Вредный немножко должен быть человек. И за себя уметь постоять. А она - как нежный птенец из гнезда выпавший. Не прикасаться к которому, ни трогать которого нельзя. Тронешь, и мать сама его из гнезда выбросит. Запах человеческий. Только в рукавицах.
Не зря Островский сам понимает, что мир - не для неё. И вот этот прыжок с откоса. Смертельный. А нужно жить при любых обстоятельствах. Я - за жизнь. А не за мираж.
А обществу милосерднее бы нужно было бы быть во все времена к таким нежным и ранимым. Сильный должен подать руку слабому. Это и есть путь к спасению.

Валентина Телухова   08.12.2017 09:46   Заявить о нарушении
А Вы - умница!

Валентина Телухова   08.12.2017 09:47   Заявить о нарушении
Рецензия на «Раскаты грома - о драме Гроза А. Н. Островского» (Елена Сударева)

Какой прекрасный, прежде всего человеческий, и литературный анализ. Как это разительно отличается от уроков литературы в школе, с ее занудной до глупости связи с классовой борьбой и прочей чушью. Текст Вашей замечательной работы -это конспект для урока в школе о творчестве Островского. Восхищаюсь.Василий Доценко

Василий Доценко   07.12.2017 16:29     Заявить о нарушении
Очень благодарна Вам за все слова.
Я, правда, очень рада встретить такой отклик,
потому что писала именно для школьников, для тех, кто
только входит в мир русского слова, в мир русской литературы.

С искренней благодарностью,

Елена Сударева   07.12.2017 16:35   Заявить о нарушении
Рецензия на «Раскаты грома - о драме Гроза А. Н. Островского» (Елена Сударева)

Произведение не спорю сильное. Только вот вопрос - а не рано ли в школьной программе его изучают. Всегда казалось, что рано. О любви детям это хорошо. Но о суициде как выходе - слишком раннее знание для подростка. Хотя еще раз повторюсь написано произведение очень хорошо. Поэтому любое его новое прочтение легко затягивает.
с уважением Дмитрий

Димитрий Крылов   07.12.2017 16:07     Заявить о нарушении
Спасибо большое, Димитрий за Ваши размышления.
Я честно полагаю, что сейчас - точно не рано.
10 класс - это 14-15 лет, к сожалению, может быть, в самый раз!
Сейчас столько детского суицида, что, кто знает, вдруг это станет своего рода противоядием? И потом подлинность, искренность переживаний в русской классике
несёт добро даже в трагической форме.

С уважением,

Елена Сударева   07.12.2017 16:25   Заявить о нарушении
Дмитрий! Нашёл единомышленника в Вашем лице!

Лео Киготь   30.05.2019 01:41   Заявить о нарушении