Рецензии на произведение «Размышлизмы...»

Рецензия на «Размышлизмы...» (Елена Гвозденко)

Спасибо за размышлизмы, Елена!
И за другие тексты - читать Вас интересно.
Не могу удержаться, правда, от нескольких ремарок (ну, в качестве полемики)):

О писательстве. "Скудно сдобренная лишь собственным опытом земля рождает чахлые ростки..."
А чем же ещё может пользоваться человек (писатель), как не собственным опытом?
Ведь он включает в себя всё - всю информацию, все знания, рефлексию, всю литературу, с которой мы когда-либо сталкивались и т.д. И если мы, к примеру, решим воспользоваться ещё чьим-то опытом, то этот (чей-то) опыт мгновенно станет нашим же, нет?

О нон-фикшн. "В известном смысле литература и нон-фикшн (без вымысла) антагонисты, более того, литература начинается именно с конструирования образа вымысла".
Мне кажется, что не всё так однозначно... думаю, существуют ещё какие-то критерии
(может, не до конца нами осознанные). Во всяком случае, тот кто скажет, что Евгений Гришковец (со своими нон-фикшн вещами) - это не литература, пусть первым бросит в меня камень!))

И феномен соцсетей тоже не однозначен (наверное, нам нужно ещё какое-то время, чтобы попробовать объективно это оценить). "Свидетельство тотального одиночества в обществе" не означает "отказа от любви", мне кажется. Скорее, наоборот - "желание встроиться, определить идентичность" - что это, как не желание, чтобы тебя признали своим и полюбили? И "лайки" из этой же серии - как маленькие знаки любви! Нет, тут не отказ, а стремление к любви (которой как-раз таки остро не хватает носителям тотального одиночества)).

Ещё раз спасибо за текст!
Удачи и вдохновения!

Александр Тебеньков   25.03.2018 13:54     Заявить о нарушении
Спасибо, Александр, я очень люблю такие полемики. Вот только ради них стоит писать. Я не настаиваю - это всего лишь моя точка зрения. Но тоже хочется поспорить (я вообще большая спорщица )))). Опыт - да, опыт основа. Вопрос лишь в богатстве этого опыта, в багаже эмоций, осмыслений. Интересен опыт человека идущего, развивающегося, не застывшего. Опыт человека критичного, именно тогда можно говорить о чужом опыте, ставшим нашим. Если в этот чужой опыт привнесена какая-то критика, работа, рефлексии. Я не о знаниях. Не об аксиомах, а, скорее о теоремах )))

Нон-фикшн может создавать образ новый, структурировать из документальных частиц. Композиция, угол подачи. Кстати, этим занималась хорошая журналистика во времена цензуры. Но способны немногие. В основном, нон-фикшн сейчас это полный отрыв от художественных образов, разброс от советов по выращиванию лука до мемуаристики, просто вала мемуаристики. Я не о качественных мемуарах, их опять-таки единицы. Чтобы заинтересовать собственной персоной, важно , чтобы персона состоялась ))) Ну если не считать интерес к персонам вроде Рыбки )))

Отказ от реальной, разумеется. Просто вирт это такая любовь-лайт, любовь инфантилов, без ответственности. А лайки, разумеется. это такие росточки к любви.

Как-то так. Заходите, с Вами очень интересно вести дискуссии.

Елена Гвозденко   25.03.2018 15:00   Заявить о нарушении
Обещаю подумать над этим, Елена!
И спасибо за приглашение - буду заходить!

С наступившей весной!))

Александр Тебеньков   25.03.2018 16:13   Заявить о нарушении
Рецензия на «Размышлизмы...» (Елена Гвозденко)

О нон-фикшн.
Мода на нон-фикшн, по моему разумению, окончательно добьет интерес к литературе. В известном смысле литература и нон-фикшн (без вымысла) антагонисты, более того, литература начинается именно с конструирования образа вымысла. Перетекание текстов в соцсети, укорачивание, акцент на креативность – свидетельство гибели литературы в привычном понимании этого слова. Или это всего лишь перерождение?

Этот раздел прочитал с особым интересом. Часто сталкиваешь с вопросом читателей: "Это правда или сам придумал?". Типа если придумал, то неправда, и интерес сразу теряется(( На эту тему можно поразмышлять.
Спасибо, Елена!
,
,
Мода на нон-фикшн, по моему разумению, окончательно добьет интерес к литературе. В известном смысле литература и нон-фикшн (без вымысла) антагонисты, более того, литература начинается именно с конструирования образа вымысла. Перетекание текстов в соцсети, укорачивание, акцент на креативность – свидетельство гибели литературы в привычном понимании этого слова. Или это всего лишь перерождение?

Этот раздел особенно заинтересовал. Часто сталкиваешься с вопросом, сформуливованным следующим образом: "Это правда или сам придумал?"))
То есть, если последнее, то написанное, вызывая недоверие, как бы теряет силу воздействия.

Спасибо,
3,

Рефат Шакир-Алиев   13.11.2016 03:10     Заявить о нарушении
Извините, накладка получилась

Рефат Шакир-Алиев   13.11.2016 03:11   Заявить о нарушении
Спасибо, Рефат. Да ничего страшного, так красивее - такая большая рецензия )))

Для меня как-раз писатель начинается тогда, когда переходит от исповедальности к продуцированию собственных миров. разумеется, через героев, обстоятельства, "ушки" все-равно торчат, но то "ушки", а не пересказ событий ))) И вот что странно, я, когда пишу, чувствую почти физически присутствие своих героев. Для меня это тоже реальность что ли, параллельный мир.

Елена Гвозденко   13.11.2016 08:52   Заявить о нарушении
Рецензия на «Размышлизмы...» (Елена Гвозденко)

Елена, думается мне, что у Ваших размышлизмов самый правильный вектор.
Настроения в обществе, какая-то потерянность людей проявляет себя во всех сферах жизни человека. Скорее всего, это происходит потому, что у людей "отобрали" идею, а новую не "дали"... Всё это обязательно отражается и в искусстве: давно известно, что последнее - лакмусовая бумажка процессов в обществе. Кстати сказать, кем-то замечено - не помню кем, к своему стыду, - что именно в лихие годы рождаются выдающиеся произведения. Так что, как говорится, - будем посмотреть...
Но, к сожалению, мы не хотим думать о тех вопросах, которыми Вы задались, да что говорить - многим это и голову не приходит. Вам же удалось не просто задуматься, но и проанализировать это явление, а главное - задать правильные вопросы...
А вот эта Ваша мысль вселяет надежду на то, что не всё потеряно: "Хочется верить, что все это лишь подростковая болезнь".
Желаю Вам, чтобы с Вами поразмышляло как можно больше читателей.
Жму зелёную.

Вальд Хорн   01.10.2016 00:51     Заявить о нарушении
Спасибо Вам за такой вдумчивый отклик! Действительно, потерянность, этакое затишье, за которым скрыто завтра. Все это, разумеется, проецируется на литературу, не просто на создаваемые вещи, но и на восприятие тех, что казались понятными, хорошо знакомыми.

Елена Гвозденко   01.10.2016 11:19   Заявить о нарушении
Рецензия на «Размышлизмы...» (Елена Гвозденко)

Елена, а вы случаем не бухгалтер? так всё по полочкам разложили!
С уважением, Санька.

Санька Юродивый   26.09.2016 19:48     Заявить о нарушении
Нет, не угадали. Спасибо за отзыв.

Елена Гвозденко   27.09.2016 10:06   Заявить о нарушении
Рецензия на «Размышлизмы...» (Елена Гвозденко)

"Писать может любой"... кто способен заплатить от 12, да ещё и до 50 тысяч?
А ведь это - прямой путь к тому, чтобы придать литературе сугубую социальную, да прямо скажем - классовую ограниченность.
От Татьяны Толстой другого и не ждал. Дмитрий Быков, по-моему, - мажор и верхогляд, хотя и эрудированный и подчас весьма остроумный. Майя Кучерская и Денис Драгунский огорчили.

Александр Малиновский 2   05.05.2016 11:24     Заявить о нарушении
Времена настали такие, вероятно. Это просто способ заработка, на мой взгляд. Не соглашусь, пожалуй, с характеристикой Быкова. Я часто слушаю его программы, мне нравится. Не соглашаюсь иногда, спорю, его взгляд на литературу порой шокирует, но он пробуждает свободу мысли, для меня это важно.

Елена Гвозденко   05.05.2016 12:24   Заявить о нарушении
Я начала Ваш роман. Сказать, что понравилось - ничего не сказать. Выбираю время, чтобы с погружением в текст, чтобы ничего не отвлекало. Дочитаю - обязательно поделюсь впечатлениями.

Елена Гвозденко   05.05.2016 12:25   Заявить о нарушении
Почему-то несколько раз не пропечатывалась (не отображалась) моя реплика. Одним словом - спасибо! И за свободу сам я - тоже!)

Александр Малиновский 2   05.05.2016 14:16   Заявить о нарушении
Рецензия на «Размышлизмы...» (Елена Гвозденко)

Спасибо, Елена. Вы углубили моё понимание современного литературного процесса.

Весеннего Вам настроения. :-)

Вера Вестникова   15.03.2016 14:20     Заявить о нарушении
Спасибо Вам, Вера. Это всего лишь мои мысли вслух. И Вам весеннего тепла и солнышка!

Елена Гвозденко   15.03.2016 19:59   Заявить о нарушении
любовь как передышка...
сильная
мысль!

с уважением,
)

Игорь Влади Кузнецов   17.03.2016 14:30   Заявить о нарушении
Увы, Игорь, сейчас даже как передышку мало кто воспринимает, отмирает...

Елена Гвозденко   17.03.2016 14:56   Заявить о нарушении
ну, не знаю...
как может отмереть Океан любви?
*
сформулировал так:
перестану любить - и умру.

Игорь Влади Кузнецов   17.03.2016 15:08   Заявить о нарушении
Вера, простите,
что разболтался у Вас.
сорри!
)

Игорь Влади Кузнецов   17.03.2016 15:09   Заявить о нарушении
Рецензия на «Размышлизмы...» (Елена Гвозденко)

В принципе такая виртуализация - это своего рода подготовка к дальнейшему... Может, не столь скорому, но необходимому со временем (когда появится техническая возможность и спрос) бессмертию... возможно, не физическому, а технологическому) Сейчас это лишь фантазии - представления о том, каким оно будет - так далеко не заглянуть, но нашу планету цивилизация должна будет покинуть со временем (если цивилизация, подобно многим предыдущим доживёт до того) - слишком катастрофичны будут изменения климата из-за Солнца. В нынешнем нашем виде такое сделать не удастся. С нашей точки зрения, это уже будут не люди.

Что касаемо умирания литературы, в частности, трансформация её в сценарии сериалов, дающих основные деньги и перетягивающие лучших авторов... то сей процесс идёт( По признанию секретаря Нацбеста 2016 (см. его комментарий на сайте этой премии):
Комментарий к Длинному списку 2016 года

В этом году наш длинный список несколько короче, чем обычно. Обычно бывало чуть больше пятидесяти книг, в этом году – сорок четыре. Казалось бы, важность невелика, однако тут есть о чем поговорить. Пространство русской литературы съеживается, и если несколько лет назад это было только смутное ощущение, которое трудно было проиллюстрировать конкретными примерами, то нынче все куда как «весомо, грубо, зримо».

Несколько лет назад отказались от современной русской литературы московское издательство «AdMarginem» и питерская «Амфора». Была соответствующая серия в «Азбуке», да быстро прекратилась. Каким-то чудом жив еще «Лимбус», но своих средств у него катастрофически мало. Ничего не слышно про «Лениздат», который еще два года назад казался одним из главных продюсерских центров для начинающих писателей. Этот «список кораблей» можно было бы и продолжать.

Каждое из этих событий (или, по аналогии с невстречей – несобытий) само по себе еще не было катастрофой. Однако литература не фондовый рынок, где счет идет на секунды – только успевай покупать и продавать, – она реагирует не сразу, преодолевая мощную, встроенную в само ее существо инерцию, но реагирует все же наверняка. Были ли в последние несколько лет какие-нибудь издательские стартапы? Ну, только если к таковым отнести «ИЛ-music» - казанское издательство, которое несколько музыкантов делают на коленке, по двести книжек, и продают их на своих же концертах. Был ли в 2015 году в русской литературе яркий дебют? Был один – но Гузель Яхина получила первую премию «Большой книги», а значит, в «Нацбесте», по нашим правилам, участвовать не может. Кто помнит, какой роман вызвал в прошедшем году яростные споры, широкое обсуждение? Все та же Яхина? И все? То-то же.

Около десяти номинаторов признались, что не вспомнили ни одной книги, которую они могли бы с чистой совестью рекомендовать на премию. (Как курьез отмечу, что никто из номинаторов не вспомнил про двухтомный роман нашего лауреата-2004 Виктора Пелевина «Смотритель», так что наш длинный список впервые обойдется без этого автора.)

Всякий, кто помнит премиальные лонг-листы десятилетней давности (не только нацбестовские, но нацбестовские – как самые яркие), может подтвердить, что их диапазон был шире. Живые классики, крепкие середнячки, наглая молодежь, проза разной степени экспериментальности, хулиганская проза, добротная проза, традиционная проза, самый разный нон-фикшн – все это есть и теперь, но в каждом сегменте температура как будто бы на пару градусов упала.

На все это есть сугубо экономические причины, упирающиеся в монополизацию книгоиздательского и книготоргового рынка в нашей стране. Книжная среда гомогенизируется - дерзости, эксперимента, хулиганства, прорывов в ней становится меньше и меньше. Философским камнем для писателей, издателей и премиальных экспертов становится своего рода «теплый ламповый роман», который сам по себе, может быть, и неплох, но на нем одном литературный биоценоз не запустишь.

Да и сама наша премия могла бы в этом году (впервые за свою шестнадцатилетнюю историю) не состояться – лишь в последний момент нас поддержали издательский дом «Городец», специализирующийся на выпуске юридической литературы, и Союз охраны психического здоровья. На тему психического здоровья в Сети не пошутил только ленивый, но, если подумать, ничего смешного тут нет – в нашем наэлектризованном общественном поле «Нацбест» остается одним из немногих островков благоразумия. Пользуясь случаем, еще раз выражаю нашим спонсорам глубочайшую благодарность".

От себя добавлю только, что в этом конкурсе выдвинут и один автор Прозы. Прекрасным романом, который здесь им не размещён.

Ааабэлла   08.03.2016 00:08     Заявить о нарушении
Какая содержательная рецензия, Александр. Соглашусь, литература реагирует не сразу, может потому тенденции выглядят как прогнозы, столь же размыты. Тема глубокая, невозможно все списать только на коммерческую составляющую. На мой скромный взгляд, меняется ценностный акцент, стержневым стало самоутверждение "потребителя", именно потому так популярны всевозможные тексты-лайки, некий аналог бесконечным селфи. Простые незатейливые коммуникации, дешевая популярность. Мы живем в эпоху тектонических сдвигов.

Елена Гвозденко   09.03.2016 19:38   Заявить о нарушении
Да, Елена, и эти сдвиги у многих по фазе(

Ааабэлла   09.03.2016 21:49   Заявить о нарушении
Рецензия на «Размышлизмы...» (Елена Гвозденко)

Покуда живет литература, покуда говорят о ней.
О лит. учебе: мне вспоминается Брюсов -
автор не менее талантливый, чем Голованивская.
В свое время (правда, опрометчиво бесплатно) он решил
ковать поэтов массово, устраивая что-то вроде поэтических ПТУ
Как-то не сложилось все же.
Очень интересные у тебя размышления, Лена. Вот и я в свое время
рассуждая на эти темы, предположил,
что литература в соцсетях - это некая новая форма в литературном
процессе современности.Сейчас мне кажется, что я ошибался. Ибо, если бы дело обстояло подобным образом,
можно было бы предполагать, что литература соцсетей со временем
вырастет из "детских штанишек" и станет полноценной классикой.
Но проходит время и похоже на то, что литература бумажных изданий
(она пестра - от бульварных до элитарных авторов) имеет свою
читательскую аудиторию, и, по большому счету, аудитория эта
устойчива и литературу соцсетей в упор не видит.
Читатели литературы соцсетей малочисленны, и, по-видимому, они
своим спросом уводят эту литературу в сторону от литературы художественной.

Александр Скрыпник   06.03.2016 23:27     Заявить о нарушении
Не знаю, Саша, у меня нет однозначного ответа. Читательская аудитория меняется, книжные магазины массово закрываются - это факт. Читают, в основном, люди, которым за... Основная масса по соцсетям, там важна не литература, там стало важно такое легкое самоутверждение. Мне кажется, что ценностный акцент сместился с потребительства на постоянную подпитку эго через различные по форме похваляшки - лайки, подписки... Этот процесс, возможно, не столь заметен, но очевиден. Вчера прочла статью о самых популярных в сети дамах. Совсем девочки пишут о своей собачке, о косметичке и проч. лабуду... А литература, кто знает, будет ли лет через сто.

Елена Гвозденко   07.03.2016 18:45   Заявить о нарушении
Может, существовать и будет, Лена
только будет ли востребована...
Махнем рукою и скажем:
с наступающим праздником, Лена! Мира, успеха, здоровья!
Больших букетов от любящих мужчин!

Александр Скрыпник   07.03.2016 19:55   Заявить о нарушении
Спасибо, Саша! )))

Елена Гвозденко   07.03.2016 19:55   Заявить о нарушении
Рецензия на «Размышлизмы...» (Елена Гвозденко)

Мне кажется, "научить писать" истинно литературные тексты нельзя. А уж тем более за умеренную и неумеренную плату. Человеку дано или не дано писать. И он пишет или не пишет. Я не говорю тут о нон-фикшн и прочих перерождениях. Я говорю о том, чего уже нет и что, похоже, навсегда ушло с Шолоховым, Маркесом, Брэдбери, Эко... Но осталось нам.
Спасибо Вам, Елена, за размышлизмы о литературном творчестве и о "тотальном одиночестве в обществе, отказе от любви". Они близки и понятны мне, как одному из пишущих.
Вдохновения Вам и радости!
с уважением,
Виорэль Ломов.

Виорэль Ломов   20.02.2016 12:38     Заявить о нарушении
Как приятно получить столь созвучную моим мыслям рецензию. Хорошо, что подобные размышлизмы - лишь паузы, а потом мы пишем, не думая ни о чем, просто пишем, потому, что не писать, вероятно, уже не можем...

Елена Гвозденко   20.02.2016 12:42   Заявить о нарушении
Рецензия на «Размышлизмы...» (Елена Гвозденко)

Спасибо. Тема весьма интересная, ибо находится в динамике по сию пору. С уважением, буду думать.

Иван Таратинский   10.02.2016 00:13     Заявить о нарушении
Спасибо, Иван. Я поделилась своими размышлениями, тем, что показалось интересным.

Елена Гвозденко   10.02.2016 08:28   Заявить о нарушении