Рецензии на произведение «О пьесе Чехова Чайка»

Рецензия на «О пьесе Чехова Чайка» (Сергей Трухтин)

в данной пьесе центральный персонаж вовсе не Нина Заречная.
На мой взгляд, пьеса написана о Треплеве - его судьба, его искания - "красная нить" пьесы. И самая сильная взаимосвязка - это Треплев - Аркадина. Ради её одобрения затевается показ его "новаторской" пьесы.
Треплев видит, что Аркадина любит искусство и хочет стать олицетворением этого самого искусства - только её любовь, восхищение и одобрение ему нужны.
Важно : Аркадина ругает пьесу не потому что она ей не понравилась, не потому что она считает её декадентской. Ведь когда Трегорина начинают печатать журналы, на вопрос : "Нравиться ли Вам, что сын становится известным ?" Она отвечает : "А я его рассказы и не читала..."
Ей просто психологически надо втаптывать сына в грязь. Для чего ?
А для того, чтобы он всю жизнь пытался доказать ей, что он не "грязь", а талант. И, таким образом, всю жизнь был бы зависим от неё и эти патологические отношения страсть-любовь между матерью и сыном никогда не заканчивались бы.
Когда Аркадина в начале пьесы привозит Тригорина в деревню, Треплева начинает страшно раздражать Тригорин. Он объясняет это себе и окружающим, что якобы он ревнует его к Заречной, но ясно, что его раздражает его связь с матерью. Но и Аркадину раздражает Заречная (кстати, её мини успех в пьесе сына - причина по которой Аркадиной была прервана пьеса) не потому что ею интересуется Тригорин, а потому что она нравится его сыну.
То что для Чехова важными в данной пьесе были детско-родительские отношения подтверждается тем, что они ещё несколько раз промелькнут в пьесе во взаимоотношениях других героев : судьба Полины Андреевны и её отражение на судьбе дочери Маши, безразличие отца и мачехи Нины Заречной к её судьбе и её душевным терзаниям.
Смерть Треплева - всецело заслуга его матери...

Светлана Кострикова   26.03.2010 15:26     Заявить о нарушении
Из того, что я написал, вы поняли ровно ноль. Тогда зачем высказываться по поводу моих мыслей вслух? Если у вас зуд, напишите внятную статью, а спонтанные выпады мне не интересны.

Сергей Трухтин   26.03.2010 19:30   Заявить о нарушении
Простите, что вмешиваюсь, но никаких выпадов не заметила. Просто самостоятельная мысль как возникшая рядом с вашей самостоятельной мыслью...

Ника Песчинская   04.04.2014 19:14   Заявить о нарушении
А мне по качеству публикации хотелось бы сказать. Очень тяжело читать сплошной текст, не разбитый интервалами. Так и не дочитала, глаза очень устают. Не у всех ведь хорошее зрение... Это надо учитывать.

Татьяна Гармаш   31.08.2019 19:20   Заявить о нарушении
Рецензия на «О пьесе Чехова Чайка» (Сергей Трухтин)

Мне кажется Вы очень верно говорите о бытии, но у меня есть несколько вопросов и сомнений.
1. Скажите, а разве символисты отождествляли форму и содержание и были "формалистами"? По-моему, символисты видели возможность выразить смыслы только в символах, которые иначе и не выразить, так как прямое отображение содержания в форме у них невозможно.
2. Вы говорите, что Треплев хочет только форм, а содержание отрицает. Он говорит:
"Когда поднимается занавес и при вечернем освещении, в комнате с тремя стенами, эти великие таланты, жрецы святого искусства изображают, как люди едят, пьют, любят, ходят, носят свои пиджаки; когда из пошлых картин и фраз стараются выудить мораль — маленькую, удобопонятную, полезную в домашнем обиходе ... Нужны новые формы. Новые формы нужны. ..."
Он говорит, что нужны "новые формы," а не одни "только формы" ("форм без содержания не бывает" - Вейдле). Он отрицает обыденность содержания, выраженную в этих формах, а не содержание вообще, которое он ищет. Он не принимает обыденный мир, его вязкое содержание, его душе там не поместиться, так как он талантлив, т.е. у него обострённое духовное восприятия мира и красоты. У него пока нет общей меры с людьми - может быть он потенциальный гений, но своего часа не дождался?
3. По-вашему "фигура Треплева является столь отрицательной (то есть всё отрицающей?), что странно от него услышать что-то положительное"? Как это понять? (Нигилист? типа Базарова?) Он говорит о любви, о положительности Тригорина, мирится с матерью, прощает измены и т.д. Мне кажется, что Треплев не отрицатель и не "убийца" по сути характера, он убил чайку и себя, и "чайка" - если уж говорить о том, кто чайка - это Треплев. Это он ведёт трепетную духовную жизнь, ища смысла, его треплет на ветрах всех других жизней.
4. Треплев, по-моему, совсем не "убийца живого искусства." Почему Вы думаете, что Аркадина - это "живое" искусство? Потому что она работает в театре и известна? Треплевская странная пьеса была "живой," живым миром его воображения и поиска мирового смысла. И в тоже время именно она была "жизненной," он вписал её в жизненный пейзаж, но пьеса затронула только влюблённую в него Машу (которая Треплеву "несносна") и Дорна. Дорну, человеку дела, живущему в реальности, нужен этот треплевский масштаб мысли и чувства (через 200 000 лет будет ...), нужен этот мировой смысл: "свежо, наивно"; "живешь с нею [с толпою в Генуе] вместе, сливаешься с нею психически и начинаешь верить, что в самом деле возможна одна мировая душа, вроде той, которую когда-то в вашей пьесе играла Нина Заречная." Похвала Дорна сразу после пьесы и его память именно об этой пьесе в далёкой Генуе как раз и говорит о творческом успехе Треплева - ведь настоящий зритель не Аркадина, она просто талантливая актриса, которой нового смысла без режиссёра не понять.
5.Чеховские пьесы считались бессодержательными именно потому, что бытие трудно улавливается со сцены. И Нина говорит Треплеву: "В вашей пьесе мало действия, одна только читка". Нет ли здесь переклички, как по-Вашему?
6. Из предложенного анализа, мне лично не видно, что "для позднего Чехова (я не нашла, c какого времени "поздний"?) характеры и судьбы малоинтересны."

(Не берусь утверждать, но в виде предположения, вы, кажется, берёте принятый в современности результат мнений о позднем Чехове и подводите под него базу, пользуясь научными литературоведческими терминами, которые совсем не обязательно универсальны и которые в данном вашем исследовании приводят к достаточно абсурдной трактовке чеховских героев, и в частности Треплева, под которого вы подкопались на том основании, что поняли по наглядным примерам из теперешней реальной жизни, детерминистским по сути своей, что Треплеву нечем дышать в иерархиях жизни, а стало быть и бытие его призрачно. Вы его осуждаете (?) именно за то, за что Чехов любит и жалеет - за невозможность настоящего бытия, за то, что настоящий герой задыхается. Поэтому у вас такая "оригинальная" трактовка Треплева. Наука по отношению к искусству, чтобы претендовать на право о нём говорить "объективно", всё же должна понимать его духовные законы. Опять же, не берусь утверждать, что Вы не воспринимаете эти законы, но я не уловила вашего духовного восприятия.)

Науменко   26.12.2009 00:53     Заявить о нарушении