Описание к фильму - Территория ЗИЛ и УКЭР

Эдуард Ратников
Вот это ВИДИО.
https://www.youtube.com/watch?v=PHXlS22lADk

На видеокадре из фильма показан РАСТОЧНОЙ ЦЕНТР, скорее всего ЯПОНСКИЙ, естественно, купленный за валюту где-то в восьмидесятые годы прошлого столетия. Наше Бюро развития цеха занималось фундаментами, и я видел, сколь он большой и даже сложный. Цена такого Центра в то время мало кого интересовала, всё общественное было БЕСЦЕННЫМ, но совсем не в том понимании, как вы сейчас поняли. Тогда БЕСЦЕННОСТЬ, к сожалению, была, как бы не твоё, а то, что это общее, так и вообще НИЧЕЙНОЕ, а следовательно, и беречь незачем.
Вот и завод дали сломать всё по той же причине, ЛОМАЙ, ВСЕ РАВНО НЕ МОЁ.

Написано 17.05.2024

Весной 2015 года вопрос со сносом завода ЗИЛ не стоял лишь по той причине, что 80% всех цехов завода были уже снесены, и видимо, поэтому снимать эту разруху было строжайше ЗАПРЕЩЕНО.
Вот и получалось, когда завод работал, было ЗАПРЕЩЕНО, а зачем?
Куда он денется, ещё наснимаем, когда надо будет.
Когда его сносили, ещё более строго стало.
НЕ снимать, как говорится, «концы в воду».
И вот только по случаю я оказался участником поездки в один из ещё не снесённых корпусов завода, в который временно свезли весь архив ЗИЛа.
Просто моему бывшему начальнику Владимиру Григорьевичу МАЗЕПЕ, бывшему заместителю директора ЗИЛа, потребовалось отыскать в старых изданиях АВТОЗАВОДЦА некоторый материал по истории завода. А так как он хотя и бывший начальник по испытаниям, то и наш маршрут начинался от УКЭР (управления конструкторско - экспериментальных работ), а это практически самый дальний конец до этого корпуса с АРХИВОМ.
Итак, получив пропуска и пройдя через родную четвёртую проходную, от ворот экспериментального цеха мы сели в машину и поехали на другой конец ЗИЛа по территории уже бывшего завода.
Конечно, половина корпусов уже просто отсутствовала, но некоторые фрагменты ещё стояли. Почти сразу мы выехали на центральную заводскую аллею, по которой раньше ходил маршрутный заводской, но обычный городской АВТОБУС со всеми обычными остановками, как в городе. Даже сами остановки были точно такие же, как городские.
Единственное отличие, что автобус бесплатный, и для всех, кому надо было ехать по всему заводу. Ходил автобус по расписанию, но довольно часто, естественно, в пересменок несколько автобусов сразу.

Сам завод, если смотреть с высоты птичьего полёта, напоминает в плане СЕРДЦЕ, причём через всю территорию этого сердца проходила линия железной окружной дороги, теперь это МЦК, а тогда ещё просто окружная РЖД. (МЦК только откроют в сентябре 2016 года).
Так вот, эта дорога делила завод на две половины, и проезд под РЖД практически был всего один в нижней части сердца, вот автобус и имел маршрут почти как в городе, километров пять только в одну сторону.
Если вы вошли через вторую проходную, а там и была начальная точка этого маршрута, то дойти до вашей работы, если вам в другой конец территории, просто не реально, на автобусе и то минут пятнадцать. Естественно, если сразу 70 тысяч работающих, ну пусть сразу только 30 тысяч, то и этого количества желающих ехать одним автобусом не обойдёшься, особенно, когда пришла вторая, а то и третья СМЕНА.

Кстати, мы по этой причине и поехали на машине, так как именно туда, на другой конец нам и надо было попасть. В начале фильма мы долго едем по центральной аллее, проезжаем памятник ЗИС-5, и это как раз маршрут автобуса, потом пересекаем ОКРУЖНУЮ РЖД, и проезжаем АВТОМАТИЧЕСКИЙ склад. Это совершенно современный, полностью автоматизированный, вполне новый СКЛАД на берегу МОСКВЫ-реки. Проехав дальше, мы наконец попадаем в это временное хранение АРХИВА, если так можно называть свезённые и выгруженные под крышу архивы разных корпусов.
К сожалению, именно эту кучу мне и не дали заснять, а это было некое подобие наваленной горы архивных материалов, одно то, что это гора выше моего роста, уже обо всём говорит, и это десять лет тому назад. Что сейчас - это уже крохи, которые я снял в 2023 году.
https://www.youtube.com/watch?v=oWnkoOlIiA4&t=1372s
Найдя нужный материал, мы отправились в обратный путь, и специально проехали несколько другим маршрутом, но центральной аллеи не избежать, и около памятника ЗИС-5 мы опять посмотрели на кучи грунта вместо Строительного цеха и бывших ЛИТЕЕК блоков цилиндров для двигателей.
Не доезжая до второй проходной, мы свернули к нашему УКЭР, а это как раз там, где стала видна наполовину разобранная конструкция нового Кузовного корпуса, а также корпус Двигателей с частью корпуса Кабин.
Повернув окончательно, теперь слева открылось большое чистое поле за забором из проволоки, и на этом поле пустырь, который раньше полностью занимал всего один ПРЕССОВЫЙ корпус, а за ним АРМАТУРНЫЙ, и таких корпусов, не считая Главного конвейера, было штук десять, не считая мелких. Даже наш Экспериментальный, и то мелкий по сравнению с этими корпусами.

Кстати, вернувшись на исходную точку, я, конечно, не удержался и пошёл смотреть, что стало с моими бывшими местами работы. Целых двадцать лет, с семидесятого по девяностый год, я провёл в этом корпусе в разных местах. Конечно, многое ещё было цело, только в полном ЗАХЛАМЛЕНИИ.
При входе в цех, сразу была видна моя АНТРЕСОЛЬ для диспетчеров, это была одна из первых моих работ, в смысле проекта и организации при постройке, так как это мы строили сами без помощи Стройцеха.
О том, как строили, есть мой рассказ, вот ссылка
http://proza.ru/2013/07/08/807

Пройдя под диспетчерской, я посмотрел налево, и пошёл в сторону, где располагались испытательные Бюро тормозников и других агрегатчиков, там также стояли мои бесфундаментные антресоли для операторов стендов. Потом я пошёл в левую часть цеха, там были станочники и склады изготовителей штампов, и целый ряд расточных центров.
Расточной центр - это совершенно универсальный станок. Он практически сам по программе выполняет все необходимые работы по изготовлению целого опытного образца или любого узла при обработке черновой отливки. Вот уж этот станок действительно стоит ДЕНЕГ немерено, к нему только фундамент требуется из монолитного бетона на глубину нескольких метров, и тут уже без стройцеха не обойтись.
Такие центры в массовом производстве не используют, а вот для опытных малых серий они незаменимы, вернее, заменимы, только нужен целый парк разных станков вместо одного такого ЦЕНТРА.
Кстати, в кадре хорошо виден барабан с набором инструментов, и он ещё не полностью заполнен.
Далее я поднимаюсь на третий этаж пристройки, которая проходит прямо посередине корпуса, и там располагалось Бюро двухосных автомобилей, где начальником был МАЗЕПА В. Г., а я у него начинал работать, и первая работа оказалась именно переоборудованием этого помещения, что, кстати, так же можно прочесть в моих воспоминаниях про ЗИЛ, и как нам это удалось сделать.
http://proza.ru/2013/07/04/668

Потом я спускаюсь по лестнице, и там также есть что вспомнить. В этом месте были бытовки, где именные шкафчики и особенно крутой ДУШ. Такого душа с таким напором горячей воды я не видел в САНДУНАХ. Правда, надо было знать, где правильная лейка. Но самих душей, не соврать, в ряду штук двадцать, не меньше.
Далее я попадаю во внутренний дворик между Инженерным корпусом и самим цехом, конечно, опять непонятный хлам, но помещение наших водопроводчиков стоит.
Потом я, видимо, сел в лифт, и совсем мельком - столовая, что на шестом этаже Инженерного корпуса.
И вот я уже выхожу из цеха и иду пешком в сторону МОСКВЫ- реки, там где начали ломать цех Окраски, об этом цехе у меня также воспоминание очень красочное, вот такая ТАВТОЛОГИЯ.
Про этот цех я написал, когда писал про центральный ГЛАВНЫЙ конвейер.
 http://proza.ru/2013/08/21/1036

Прочитав про главный, вы сможете в конце прочесть про конвейер окраски деталей. Так вот, я увидел то, что не могло мне присниться. Я стал свидетелем, как начали ломать этот относительно новый цех.
Потом я пошёл дальше вдоль реки и увидел ряд конур для собак охранников.
Увидел ОКРУЖНОЙ мост РЖД через  Москву-реку и постепенно вышел всё к тому же памятнику ЗИС-5, ветерану войны с ФАШИСТАМИ.
Опять кучи мусора вместо строй цеха, опять Центральная аллея и НОВЫЙ прессовый корпус, со столь мощными конструкциями, что теперь на нём стоит ряд МНОГОЭТАЖЕК, и это сущая малость для этой конструкции.
Далее фильм прерывается, наверное, у меня сел аккумулятор, да и мне до второй проходной оставалось совсем ничего. Вот так и закончилось моё спонтанное путешествие по останкам вполне большого ЗАВОДА - флагмана нашего РОССИЙСКОГО автомобилестроения.
Я думаю, самое лучшее, закончить этот фильм моим письмом к ПУТИНУ, с предложением, как сохранить ПАМЯТЬ о ЗИЛе.
http://proza.ru/2016/04/13/1280