Высшая Сфера

Борис Текилин
– Все собрались? – спросил учитель Мос у окруживших его со всех сторон учеников.
– Нет Рёпшереша и Целога. Наверняка они как всегда играют в друг с другом в догонялки, – ответил за всех Ньуко.
– Ну что ж, не будем их ждать, иначе упустим время. Я хотел бы успеть сказать вам несколько слов перед тем, как начнётся чудо, данное нам Свыше, ради наблюдения за которым мы все здесь собрались, – начал учитель.
 
Ученики собрались напротив него в кружок и приготовились слушать.
– Всем вам с самого детства известно о существовании явления называемого «Низвержением камней». В нашей местности это явление наблюдается регулярно. Кто из вас может сказать, как часто и когда именно оно происходит? – спросил учитель.
Отличница Автолп как обычно, поспешила ответить первой:
– Низвержение происходит в тёплое время года, причём весной и осенью оно бывает только два раза в неделю – в первый и во второй день, а потом, в последующие пять дней его не бывает. Зато летом низвержение камней может произойти в любой день.

– Правильно, маленькая Автолп, – похвалил её профессор, – ты совершенно верно упомянула про тёплое время года. Не случайно низвержение камней иногда ещё именуют Летним низвержением камней. Хотя справедливости ради следует отметить, что зимнего низвержения камней в природе не бывает. А можешь ли ты сказать, почему низвержения камней никогда не бывает в холодное время года?

Крошка Автолп, хоть и была отличницей, не смогла ответить, только озадачено пускала пузыри.
– Ну, что? Никто не знает? Пораскиньте мозгами, ответ, как говорится, лежит буквально на поверхности.
– Учитель, мне кажется, всё в дело в том, что в холодное время года наша Низшая Сфера отделена от Высшей Сфера непроницаемой жёсткой преградой, и камни из Высшей Сферы просто не могут через неё к нам проникнуть, – сказал припоздавший к началу лекции Рёпшереш.

– Совершенно верно. А раз ты такой догадливый, можешь ли ты сказать, в какое время суток происходит низвержение камней?
– Не знаю, – растерянно пролепетал Рёпшереш.
– Что бы ответить на этот вопрос одной догадливости недостаточно. Тут нужно знание. Ну, кто знает, когда именно падают камни?

– Мои родители как-то говорили, что низвержение камней обычно происходит в светлое время суток, чаще всего после завтрака или перед ужином, – сказал Ньуко.
– Верно. Итак, мы с вами выяснили, что летнее низвержение камней происходит исключительно в тёплое время года после завтрака или перед ужином. А теперь попробуйте описать, что собственно представляет собой низвержение камней? Кто попробует первым?
Ученики молчали, словно воды в рот набрали.
 
– Что ж, если добровольцев нет, отвечать придётся старосте. Итак, Акущ, попробуй вспомнить, мы же с вами проходили определение только на прошлом занятии. Можешь отвечать своими словами.
– Низвержение камней… летней низвержение камней, это… это такое природное явление, при котором камни из Высшей Сферы проникают в нашу Сферу.
– Верно. А теперь скажи, в каком направлении низвергаются камни?

– Камни низвергаются сверху вниз, – сказала Акущ.
– А бывает ли когда-нибудь такое, чтобы камни двигались снизу-вверх?
– Я думаю, что такого никогда не бывает, – ответил за неё Рьаксеп. – Поэтому оно так и называется «низвержение», что камни всегда движутся вниз и никогда наверх.
– А теперь, дети, скажите, кто из вас хоть раз видел низвержение камней? – спросил учитель.
– Я, – ответил Рёпшереш. Остальные промолчали.

– Ну, тогда приготовьтесь и смотрите внимательно. Низвержение может начаться с минуту на минуту, важно смотреть внимательно и ничего не пропустить.
Ученики притихли и старались не двигаться, хотя это было ой как непросто.
Вдруг все заметили что-то стремительно движущееся сверху вниз. Какое-то розовое, длинное и извивающееся, как змея, существо, резко прекратило своё движение вниз и повисло перед самым носом учителя.

Резвый Ньуко бросился было к нему, но учитель Мос преградил ему путь.
– Стой, глупый! Разве ты не знаешь, что это? – спросил учитель.
– Не знаю, – виновато произнёс Ньуко, чуть не столкнувшись нос к носу с учителем. Если бы это случилось, могло бы произойти ужасное, даже подумать страшно. По счастью, Ньуко успел вовремя остановиться.
– Извините, учитель, я только хотел как следует рассмотреть, что это спустилось к нам из Высшей Сферы. Мне кажется, оно живое и совсем непохоже на низвергнутый камень.
 
– Да уж, это точно не камень. Дети, кто из вас догадался, что или кто это, спустившееся к нам из Высшей Сферы? – спросил учитель.
– Я знаю, – сказал зазнайка Натар, горделиво задрав свою огромную голову. Он очень гордился тем, что немного походил на учителя Моса, хотя был намного меньше. А всё потому, что у него уже были усы совсем как у учителя.
–  Говори, раз знаешь, – сказал учитель.
– Это Коварный Червь.

– Вот именно. Посмотрите на него внимательно, дети, и запомните хорошенько: никогда и ни за что не приближайтесь к Коварному Червю! – предостерёг учитель. – Это дьявольское существо создано Высшими Силами специально в наказание нам за наши грехи, такие как излишнее любопытство, жадность и прожорливость. Оно только кажется безобидным, как будто ждёт, чтобы вы с ним поиграли, как с живой мягкой игрушкой. Но стоит только вам попробовать – он схватит вас своим острым железным зубом и унесёт наверх в Высшую Сферу. А оттуда почти никому не удавалось возвратиться. А те, кому чудом удалось это сделать, рассказывают о Высшей Сфере страшные вещи.

– Учитель, а что они рассказывают? – спросила Автолп.
– Вообще-то, легенды и мифы о Высшей Сфере наше Министерство образования предписывает изучать в выпускном классе. Но лично я считаю, что чем раньше вы о этом узнаете, тем лучше. А поскольку наша жизнь коротка и не все из вас, детки, доживут до выпускного класса, то вам полезно будет уже сейчас узнать об этом.
Дети притихли и приготовились слушать.

– Прежде всего, следует признать, нам мало что известно о Высшей Сфере, – начал свой рассказ учитель. –Мы знаем только, что атмосфера там такая обжигающая и настолько разряженная, что в ней трудно двигаться и почти невозможно дышать. Легенды рассказывают, что в Высшую Сферу попадают грешники, когда приходит их час. Попав туда из нашей Низшей Сферы несчастный грешник быстро теряет силы и в мучительной агонии засыпает. Но на этом мучения несчастного не заканчиваются. Грешникам в Высшей Сфере вспарывают животы острыми железными ножами, а потом их варят огромных котлах, добавляя туда для усиления болезненных ощущений соль и жгучий перец. А могут вместо этого жарить в кипящем масле на раскалённой сковородке. Никто не выносит такой страшной муки. Вот поэтому, дети, важно быть послушными, хорошо учиться, гулять только там, где вам разрешают родители, и остерегаться Коварных Червей и избегать всяческих ловушек.

Испуганные ученики застыли от ужаса и только пускали пузыри. Наступило молчание.
Вдруг рядом с собравшимися упал подобно метеору круглый чёрный камень. Он был довольно большой, величиной почти с Автолп. В ужасе от увиденного ученики замолчали.

И вдруг сверху упал ещё один камень. Он был светлый и очень гладкий, какими бывают камни, отшлифованные прибоем. Ученики смотрели, как он плавно, словно в замедленной киносъёмке, спускался сверху, при этом вращаясь вокруг своей оси. Потом сверху с небольшими промежутками стали падать новые камни.
После одиннадцатого камня низвержение закончилось. Прошло несколько минут, но больше ни один новый камень не упал.

Учитель велел всем оставаться на своих местах, опасаясь, что низвержение камней может продолжиться. Но прошло ещё несколько минут, и он сказал:
– Ну вот, вы и увидели очередное низвержение камней. Похоже, оно уже закончилось, а новое будет или сегодня перед ужином или уже завтра после завтрака. Итак, дети, теперь попробуйте описать, что вы увидели и что вы об этом подумали.
– Камни, которые не крутятся, падают сверху вниз, а те, которые крутятся, сначала отскакивают несколько раз от нашей Низшей Сферы обратно в Высшую, а только потом падают под углом.

– Верное наблюдение, Рёпшереш, молодец. А ты, Автолп, что думаешь о низвержении камней?
– Это очень интересное явление природы. И я думаю, оно может быть даже опасным. Один раз мне показалось, что камень упадёт мне на голову. Я еле успела увернуться в сторону, – сказала Автолп.
– И я, – сказала Акрепонсарк.

– Девчонки! Вечно они всего пугаются. Подумаешь, низвержение. Я вот однажды плавал около плотины и попал в настоящий водоворот. Еле выплыл, вот это было действительно страшно. А камень – это пустяк. У Акрёпонсарк голова такая глупая, что даже камень не сделает её ещё глупее, – сказал Акущ, – вот спросите её о чём-нибудь, что мы проходили в начале урока, и она вам не сможет ничего ответить.
– Всё равно, не следует грубить девочкам, – сказал учитель Мос.

– Учитель, а почему камни низвергаются? – спросила Автолп.
– А вот на этот вопрос современная наука ещё не нашла ответа. Существует множество гипотез, но пока ни одна из них не нашла научного подтверждения. Все эти гипотезы ничуть не достоверней, чем мифы о том, что камни из Высшей Сферы кидают вниз огромные бесхвостые двуногие великаны. К счастью, наука не стоит на месте и, возможно, к тому времени, когда вы повзрослеете, кому-то из естествоиспытателей и удастся разрешить эту великую загадку природы, – учитель Мос взглянул вверх и заметил, что солнце стоит в зените. – А теперь наступает время обеда и нам пора заканчивать наше сегодняшний урок. Наука наукой, но обед, знаете ли, пропускать не стоит. Я обычно никогда не пропускаю. Кстати, никто не хочет остаться со мной на обед?

Дети, постесгявшись принять приглашение учителя, заторопились отправиться по домам. А он прокричал им вдогонку:
– Завтра для тех, кто сможет явиться на занятия, будет урок истории. Я буду рассказывать о сокровищах древних цивилизаций, сохранившихся для нас в толще ила на дне водоёмов.

* * * 

«Какой сегодня выдался замечательный денёк! Редко в выходной бывает такая приятная погода!» – подумал пожилой мужчина в камуфляжном костюме, сидящий с удочкой на складном стульчике. Летнее солнышко припекало, но под сенью ив на берегу пруда чувствовалась приятная прохлада. Заливисто пели птицы, непрерывно стрекотали кузнечики.
Раздались велосипедные звонки. На берег пруда приехало двое мальчишек. Одному было лет семь или восемь, а другому девять или десять. Они побросали свои велики метрах в двадцати от рыбака и спустились к самой воде. Там ребята стали подбирать камешки. Младший бросил свой камень в пруд, и тот с бульканьем ушёл под воду. От места падения по водной глади разошлись концентрические круги.

Старший засмеялся.
– Эх, ты! Смотри, как надо, – сказал он, –  главное в этом деле – найти правильный камень. Он должен быть плоский, вот как этот. Понял?
Младший кивнул.
– Потом берёшь его вот так и кидаешь вот так – сказал старший и, слегка присев, кинул свой камень почти параллельно водной глади.
Камень стукнулся о поверхность пруда, отскочил от неё, как мячик от стола для пинг-понга, потом стукнулся ещё раз, ещё раз отскочил, и полетел дальше.
Младший нашёл подходящий камень и бросил так же как это делал его старший товарищ. Камешек отскочил два раза перед тем, как уйти под воду.

–  Молодец. А вот погляди, какие я сейчас блины запеку, –  сказал старший и снова кинул камень. И тот отскочил целых четыре раза перед тем, как пойти ко дну.
«Ну, вот, пропала рыбалка!» – подумал мужчина и, погрозив мальчишкам пальцем, закричал:
– А ну, ребята, идите-ка отсюда баловаться в другое место. Вы мне тут всю рыбу распугаете!