Отчего вам не летится?

Фима Жиганец
ДОРОГОЙ ТОВАРИЩ ПТИЦА, ОТЧЕГО ВАМ НЕ ЛЕТИТСЯ?
Куда исчезли наши воробьи и вернутся ли они назад

Газета "Наше время", 5 апреля 2024 г.


*«Видишь – мы ребята, мы друзья пернатых!»
На прошедшую неделю выпало множество памятных дат, вплоть до Международного дня нравственности. Но я остановлюсь на не очень броском празднике – Международном дне птиц, который отмечается 1 апреля. Почему так? Об этом чуть позже.

Итак, День птиц – это уже интернациональная экологическая традиция. Но так было не всегда. Появилась она всего лишь как детский праздник в 1894 году, родина – американский штат Пенсильвания. А 19 марта 1902 года была принята «Международная конвенция по охране птиц, полезных в сельском хозяйстве», её подписали чуть более десятка государств. И лишь 18 октября 1950 года в Париже возникла «Международная конвенция по охране птиц»: она рассматривала уже все виды птиц, а не только те, которые полезны для сельского хозяйства.

 В царской России охраной птиц в начале ХХ века занимались больше десятка организаций, в том числе орнитологический комитет при Русском обществе акклиматизации животных и растений. В городах действовали детские организации – Майские союзы для изучения и защиты птиц. Они создавались на базе школ и объединяли детей девяти – одиннадцати лет, носивших на головных уборах эмблему – летящую ласточку. В 1910 году школьный учитель Петр Бузук в малороссийском селе Хортица основал первое в стране Общество охранителей природы, символом которого стало птичье гнездо. Участники общества подкармливали птиц и развешивали для них гнездовья. Летом 1924 года на Всесоюзном съезде юннатов преподаватель Центральной биостанции Николай Дергунов предложил учредить День птиц, и с 1926 года эту дату отмечали в СССР как официальный праздник. В 1928 году количество юннатов-орнитологов достигло 65 тысяч, они развесили более 15 тысяч скворечников. К 1953 году к движению было привлечено около пяти миллионов советских школьников. Но затем празднование Дня птиц снова сошло на нет и возродилось лишь в 1999 году.

Внимательный читатель заметит некоторое несоответствие: говоря о международных конвенциях и союзах по защите птиц, мы называли разные даты: март, май, октябрь… Но не апрель! И будет прав: несмотря на громкий титул «международный», праздник птиц отмечают
1 апреля… только в России! Увы и ах… Впрочем, скорбеть не о чем: пусть каждый выбирает, когда ему удобнее отмечать. Наша дата выбрана не случайно. Во-первых, в конце марта – начале апреля к нам из тёплых краёв возвращаются пернатые. Во-вторых, дату подбирали так, чтобы она выпала на весенние каникулы. Так что, как говаривал наш пролетарский трибун Владимир Маяковский: «Мы вас ждём, товарищ птица, отчего вам не летится?»

*Давите мух, рождаемость снижайте…
И всё же: почему я выбрал темой именно День птиц? Да потому, что многие мои знакомые меня уже замучили одним вопросом. Они давно заметили: в наших городах… исчезли воробьи! И народ волнуется не зря. Орнитологи предупреждают: исчезновение птиц грозит планете экологической катастрофой, несёт невосполнимый ущерб биологическому разнообразию природы, и, возможно, человечество окажется на грани вымирания.

Тревогу надо было бить давно. Из примерно 10 тысяч видов птиц мировой фауны в Красный список Международного союза охраны природы занесено более 1200 видов. Но одно дело какая-нибудь чернозобая гагара или малая качурка, о которых большинство из нас слыхом не слыхивали. А другое – привычный воробьишко. До недавних пор эти серые птахи сбивались в огромные стаи и раздражали нас своим щебетом. Помню, в Москве у перехода один из таких наглецов спикировал на меня и попытался вырвать из рук остаток бутерброда.

Но для меня воробей всегда был трепетной душой города. И вот – Ростов потерял свою душу. Да кабы один Ростов… Такая ситуация наблюдается во многих местах нашего шарика. В Великобритании с 1960-х годов популяция домашних воробьёв сократилась на 22 миллиона, а в Европе с 1979 года по сегодня ужалась на 60 %. Катастрофическая ситуация в Индии и в других точках планеты.

Раньше тема исчезновения воробьёв существовала как сатирическая и была связана с Китаем 1958 года, когда лидер Поднебесной Мао Цзэдун издал указ об уничтожении воробьёв, как вредителей сельского хозяйства. Как издевательски пел Высоцкий в «Письме рабочих тамбовского завода китайским руководителям»:

Давите мух, рождаемость снижайте,

Уничтожайте ваших воробьёв!

Правда, в результате насекомые-вредители размножились и нанесли огромный ущерб сельскому хозяйству.

Но куда же всё-таки исчезли милые наши воробушки? На этот вопрос попыталась ответить недавно порталу «Царьград» доктор биологических наук Ирина Беме. Она выдвинула несколько вполне убедительных версий.

Первая: городское озеленение. Часто для него применяются монокультуры, а газоны стригутся до того, как растения дадут семена. Мало того, естественные газоны заменяют искусственными «рулонными», насекомые почти пропали, исчезает кормовая база как для птенцов, так и для взрослых особей. (Это касается не только воробьёв, но и, скажем, ворон).

Вторая: продолжение первой. Воробьи любят прятаться в кустах от опасностей. Но «благоустроители» стригут кусты почти под ноль. Это лишает птиц укрытия.

Третья: птицам негде жить. Серые пташки выбирают для жилья укромные щели, ниши. Но в современных многоэтажных домах, построенных по монолитным технологиям, нет таких мест. Это бьёт не только по воробьям, так же гнездятся, например, ласточки.

Четвёртая: эпидемии. Появляется всё больше сообщений о том, что активно распространяется птичья малярия. И вновь это не только «воробьиная проблема».

Пятая: сортировка мусора. Для людей это – благо, для птиц – катастрофа. Исчезновение открытых баков лишает их кормовой базы. Но это воробьям и другим пернатым в России пока не особо грозит.

Шестая: автомобильные выбросы, которые вредят пернатым не меньше, чем людям.

В городах, где достаточно домов старой постройки, воробьиная популяция более устойчива. Например, в Курске, Твери; полно воробьишек в Сочи, они живут под козырьками крыш. Даже в центре Москвы и в районе МГУ серых птах достаточно; а вот на окраинах города они почти исчезли.

В деревнях, сёлах, посёлках ситуация несколько лучше, хотя аграрии стали применять больше пестицидов. Вещества уничтожают насекомых, а с ними – и еду для мелких птиц. Но если уж совсем невмоготу, полевые воробьи перелетают в город.

А вообще – забыли мы о птахах. Предали их. Сколько скворечников делали школьники в 1960-е, сколько кормушек и поилок! Где всё это? Где юннатское движение? Одичали мы, братцы, совсем одичали…

***Обрати на меня внимание
Но вернёмся к дорогому моему сердцу воробью. Со скорбью душевной должен признать, что репутация его у нас на Руси очень скверная. И связано это, увы, с православием. Вернее, не с каноническим православием, а с русским народным творчеством. Так, наш известный фольклорист Александр Афанасьев записал в Харьковской губернии рассказ о том, что многие птицы, особенно ласточки, стремились отвести преследователей от того места, где скрывался Иисус Христос, и лишь воробей указал на это место своим чириканьем. Кроме того, воробьи услужливо подносили гвозди палачам, казнившим Христа. Также, когда Спаситель был распят на кресте, голуби, желая прекратить его страдания, ворковали: «Умер, умер!», а воробьи, напротив, твердили: «Жив, жив!», а обращаясь к Иисусу, язвительно чирикали: «Терпи, терпи!». За это Господь проклял воробья и сковал его лапки невидимыми оковами, поэтому серые пташки не ходят, как другие птицы, а прыгают.

Украинский этнограф Георгий Булашов писал, что народ видит в воробье порождение чёрта и относится к нему враждебно. Дети жестоко разоряют их гнезда, всячески мучают воробьев – и никто не останавливает их в этом. На Киевщине и в некоторых южнорусских губерниях ночь на 1 сентября называли «воробьиной». В это время все воробьи слетались в одно место, где чёрт их пересчитывал особой мерой: кто входил в меру, тех он убивал, остальных отпускал на размножение. Так наказал Господь птаху малую за предательство Христа.

С воробьём связано немало суеверий. Например, считалось, что воробей, пролетевший над головой с чириканьем, сулит неудачу. А если он влетел в окно – жди в доме покойника.
А я вот не верю во всё это. Не хочу верить. Мне больше по душе другие приметы, связанные с воробьём. Не все они, правда, отличаются гуманностью. Так, в канун Нового года девицы гадали о своём замужестве, бросая воробушка в печь: если птица вылетит из огня, то девушка вскоре выйдет замуж. А для того, чтобы жена крепко любила своего мужа, ей давали съесть сердце воробья.

Если воробей совьёт гнездо на крыше новой хаты, то к девушке, которая в ней живёт, скоро приедет жених. Если к молодой девушке прилетит воробей и раз чирикнет – это тоже предвещает ей красивого молодого жениха. Если кому-либо из молодых приснится ловля воробья – следующий вечер обещает яркие любовные отношения.

Согласитесь, это совсем другое дело.

Кстати, Иоакимовская летопись упоминает новгородского посадника Воробья Стояновича, который победил Богомила-Соловья, возмущавшего новгородцев против Добрыни, Путяты и епископа Иоакима. А они, между прочим, прибыли в Новгород проповедовать веру христианскую.Как повествует летопись, именно благодаря сладкоречию Воробья большинство новгородцев приняли решение креститься в водах Волхова. Такие вот дела.

И вот ещё что: когда-то, в начале 1990-х, я жил на Сельмаше, и уже тогда меня тревожили проблемы окрестной орнитологии. Я написал, помню, стихотворение «Бесптичья окраина»: о том, что «нет братьёв моих – воробьёв, нет друзьёв моих – вороньёв». Но окончил его вполне оптимистично:

Или это мерещится мне?
Святый Боже, истинно верую!
Воробей на моём окне
Трепыхается, птаха серая.

Я сегодня как не в себе,
Счастлив я и от слёз в тумане я:
Я люблю тебя, воробей!
Обрати на меня внимание…

Да, я верю в то, что милые моему сердцу воробьи возвратятся в наш город, и мы не будем обижать их своими глупыми суевериями.

Мне так не хватает их суетливости и чириканья…