Мой бессмертный полк

Андрей Портнягин-Омич
В этом строю есть место и для моего родного деда - Суворова Василия Сергеевича.

Я очень мало знаю про него. Умер дед Вася когда мне было двенадцать лет, а ездили мы к ним с бабушкой только на летние каникулы и не каждый год, потому что жили в городе Омске, а они в глухой деревне в соседней Тюменской области откуда родом была моя мама.

В деревню ту не ходил даже автобус из райцентра, а в дождь добраться можно было только на гусеничном тракторе-молоковозе. Поэтому поездка в деревню представляла из себя небольшое приключение с ездой на поезде, автобусе, тракторе и последние четыре километра, пешком. Эта дорога вела напрямую к дому дедушки с бабушкой и когда мы выходили из леса, уже издалека видели силуэт бабушки, стоящей у ограды и вглядывающейся в даль. Она знала, что мы приедем и ждала. Точно так-же ждала она своего Васю с фронта, одна поднимая пятерых детей, которые потом выросли и разлетелись по разным городам огромной страны.

Дед большей частью сидел у окна и дымил махорку. Ходил он плохо. Потому что на ногах вообще не было пальцев, отстреленных вражеским пулемётом. Я только один раз и то случайно увидел его ноги, когда после бани бабушка не успела надеть на них вязанные ею носки и дед крикнул мне, чтобы я убирался прочь из комнаты, а бабушка очень попросила меня больше так никогда не делать.

Дед стеснялся своих ран, а не бравировал ими. Я запомнил этот урок навсегда.

Никогда дед не надевал и медали, и лишь однажды бабушка украдкой показала нам бережно завёрнутую в платок коробочку от леденцов "монпансье", в которой она и хранила эти две боевые награды. Ещё одну медаль ему вручили в семьдесят пятом году в честь тридцатилетия победы в аккурат перед самой смертью. Все награды положили с дедом в его последнее пристанище на кладбище.

В войну дед был пулемётчиком. Забрали его в 42 году, когда ему было тридцать восемь лет, а вернулся в сорок четвёртом, после тех тяжёлых ранений. Сейчас можно узнать в архивах Мин. Обороны где служил призванный на войну красноармеец, а тогда дед вообще ничего не рассказывал нам про войну и только бабушка шёпотом о том, что ему пришлось пережить. Он вообще мало говорил. В память врезался рассказ бабушки, как на привале солдаты ели кашу и шальная пуля попала однополчанину деда в живот, и вот эта каша, вместе с внутренностями начала вываливаться наружу. Солдат так и умер с ложкой в руке, пытаясь засунуть эту кашу обратно. Меня, десятилетнего тогда пацана самого чуть не вырвало, когда я это представил. И если рассказ бабушки так и остался навсегда со мной, в памяти,  то каково было им, пережившим эти ужасы лично?!

Нет давно ни бабушки, ни деда, родители тоже уже ушли, но в памяти так-же останутся летние вечера на завалинке, бабушкины свежеиспечённые караваи хлеба, дедушкины "чапаевские" усы, самокрутка с махоркой и мирное небо над головой, которое он подарил нам. Простой советский солдат - Суворов Василий. Мой дед.

Единственное сохранившееся фото деда из военных документов.