Роман Сенчин. Остановка

Ольга Камарго
Мир изменился в 90-е, с развалом СССР. Все такое незыблемое и понятное для советского человека рассыпалось, как спичечный шалашик. Всех выбросило в дикий капитализм, как с корабля – вплавь и в штормовое море. И как жить дальше?   
Эти решения принимались ежедневно, каждый раз, как заново. Возможности видели далеко не все. Но и для многих, кто честно пробовал новое, все заканчивалось крушением. Люди привыкли к той самой «защищенности», по которой и сейчас тоскует старшее поколение. Что это значило для них? Спасительную предсказуемость завтрашнего дня. Без сюрпризов по большому счету – хороших или плохих. Главное, что государство о них позаботится.
Теперь же постоянны только перемены. Вроде бы и можно все поменять, но так ли уж это легко?
Герои книги – это друзья, соседи, другими словами, такие же, как мы. Плохие и хорошие, простые и сложные одновременно. Учатся выживать в эпоху перемен, и это ведь неспроста проклятие у китайцев.
В основном автора интересуют жители деревень и городков. Но есть и наблюдения за столичной жизнью глазами только что приехавшей деревенской девушки Оли, недавно закончившей школу в рассказе «На будущее»:
«Люди на улицах, в вестибюле школы, в музыкалке такие обессилевшие, но упорные бегуны. Они торопятся, куда-то опаздывают, мешают друг другу».   
И чувствуется, что в этом есть некий гимн провинции. Потому что Россия – это не только крупные города. Это – несоизмеримо больше и глубже, каждое место на карте нашей страны, где живут люди.
Илья Погудин, герой повести «Золотые долины» готов жить по-новому, вот только этому нигде не учат. Школа пройдена на «отлично», а все институты старые, им альтернативы нет. И за счастье в них попасть, потому что вся страна выживает, приспосабливая старые алгоритмы к новым обстоятельствам.
«И задаешься вопросом: «Зачем мне такие знания? Мне нужны другие – как денег заработать».
С людьми происходит непонятное, страшное. Сначала все просто перепугались, многие озлобились и стали карабкаться, расталкивая локтями. Такие люди жили и в советское время, но обществом подобное поведение осуждалось. Вот и не было такого размаха, часто пряталось за приличным фасадом. Сейчас маски слетели, оказалось, как в «12 стульях» Евгения Петрова и Ильи Ильфа: «Дело помощи утопающим – дело рук самих утопающих». Шутка стала реальностью и заиграла новыми красками.   
Из руин выстраивается «новый мир». Только ломать – не строить. Производства практически нет, продуктов недостаточно, в лучшем случае – услуги. Развивается активно торговля, спекулянты становятся бизнесменами. Но для людей огромной страны этого, мягко говоря, недостаточно.
 «Что ж, сейчас только и остается вспоминать. Настоящего, по сути, нет, будущее, по сути, в таком тумане, что и вглядываться в него бесполезно. И страшно», — так формулирует общее настроение тех лет Роман Сенчин.
Важно двигаться, но еще важнее – научиться получать удовольствие от пути и отдыхать по дороге, останавливаться. Даже если у автобуса остановка не предусмотрена.

https://www.ng.ru/ng_exlibris/2023-12-27/12_1206_history.html