Борис Пастернак. Часть вторая

Наталья Скорнякова
http://proza.ru/2024/05/04/742

Пастернак – поэт вне времени, точнее, поэт, для которого время течет иначе. Неслучайно для описания самого Бориса Леонидовича часто используют его же строки:

В кашне, ладонью заслонясь,
Сквозь фортку крикну детворе:
Какое, милые, у нас
Тысячелетье на дворе?

В 1908-м Борис Пастернак становится студентом юрфака Московского университета, параллельно ещё в гимназии проходит композиторский курс по программе консерватории, готовится сдавать экзамены экстерном, спустя год переводится на философское отделение. По всем предметам у него блестящие оценки.

Еще учась в гимназии, Борис в 14 лет влюбился в дочь известного чаеторговца и филантропа – Иду Высоцкую, которая стала первой юношеской любовью Бориса. Красивая, милая девушка, прекрасно воспитанная и с самого   младенчества избалованная старухой француженкой, не чаявшей в ней души. 

Борис часто ходил в гости к Высоцким и водил туда своих друзей. В богатом, «не блиставшем собственной одухотворенностью» доме собиралась артистическая молодежь. После окончания Московского университета и в 1912 году Борис занимается репетиторством для заработка в богатых семьях. Одной из девушек, которой он помогал готовиться к выпускным экзаменам в гимназии, была Ида Высоцкая. Он преподавал ей математику. Ида после окончания гимназии уехала учиться в Англию. По ее воспоминаниям, она не забывала Бориса, писала ему из Кембриджа о своем увлечении Шекспиром. Он ей тоже писал письма в Англию полные романтических чувств. Вот одно из них, написанное весной 1910 года: «Моя родная Ида! Ведь ничего не изменилось от того, что я не трогал твоего имени в течение месяца? Ты знаешь, ты владеешь стольким во мне, что даже когда мне нужно было сообщить что-то важное некоторым близким людям, я не мог этого только потому, что ты во мне как-то странно требовала этого для себя…».

Для него полудетская, поначалу, наполовину влюбленность, наполовину дружба с этой девушкой, превращалась в нечто более серьезное. Он считал, что последние пять лет живет в сознании своей любви к Иде Высоцкой. Будущий поэт продолжал искать встречи со своей избранницей, хотя и понимал, что она ему не пара. Ида Высоцкая была дочерью крупного предпринимателя, который к началу 20 века мог похвастаться солидным состоянием. Семья Пастернаков хоть и не была бедной, но к коммерции не имела никакого отношения. Поэтому рассчитывать на брак с девушкой из другого круга будущему поэту не приходилось. Тем не менее, узнав, что его возлюбленная продолжает обучение в Германии, Борис Пастернак настоял на том, чтобы прослушать курс юриспруденции в Магбурском университете.  Именно в этом городе весной 1912 года у него произошло объяснение с Идой Высоцкой.
Борис сделал предложение Иде, но получил отказ.
        Я вздрагивал. Я загорался и гас.
        Я трясся. Я сделал сейчас предложенье, –
        Но поздно, я сдрейфил, и вот мне – отказ.
        Как жаль ее слёз! Я святого блаженней.
        Я вышел на площадь. Я мог быть сочтён
        Вторично родившимся. Каждая малость
        Жила и, не ставя меня ни во что,
        В прощальном значеньи своём подымалась.
                * * * * *
                В тот день всю тебя, от гребенок до ног,
                Как трагик в провинции драму Шекспирову,
                Носил я с собою и знал назубок,
                Шатался по городу и репетировал.
                Когда я упал пред тобой, охватив
                Туман этот, лед этот, эту поверхность
                (Как ты хороша!)- этот вихрь духоты -
                О чем ты? Опомнись! Пропало. Отвергнут. 1916 г.

Окончательно все точки над «и» были поставлены и в отношениях Пастернака и Иды Высоцкой в декабре 1913 г. к Новому году, Ида приехала в Москву. Увидев Иду, он вновь ощутил боль недавнего отказа. Пастернак повел Иду к своим новым друзьям – участникам кружка поэтов и музыкантов, собиравшимся у поэта, переводчика Юлиана Анисимова. Но провожать ее домой пошел не он, а его друг Константин Локс, который в своих позднейших воспоминаниях «весьма нелестно отозвался о ней и доме Высоцких в Чудовском переулке». Вскоре бывшая возлюбленная Пастернака опять уехала за границу и через год вышла замуж за банкира Фельдцера. Первая любовь Пастернака потерпела крушение, так и не перейдя в реальность. Она стала для него первым, несомненно, мучительным, опытом трагического переживания, но сделала его поэтом. История этих отношений была относительно недолгой, но бурной и противоречивой.

В Маргбургском университете в Германии Пастернаку предсказывают успешную карьеру, но совершенно неожиданно он принимает решение стать поэтом, а не философом. Вернувшись в Москву, Борис закончил учебу, но так и не забрал свой диплом — он до сих пор хранится в архивах университета.
Проба пера приходится на 1910 год. Его первые стихи написаны под впечатлением от поездки с семьей в Венецию и отказа любимой девушки. Один из его коллег пишет, что по форме это были детские стихи, но по смыслу очень содержательные. После возвращения в Москву становится участником литературных кружков.

1913–1914-й – годы наполнены множеством творческих событий. Опубликовано несколько его стихотворений, вышел сборник стихов «Близнец в тучах». Но поэт требователен к себе, считает свои творения недостаточно качественными. В 1914-м он знакомится с Маяковским, который своим творчеством и силой личности оказывает на Пастернака огромное влияние.

Известно, что женщина — самый важный комментарий к творчеству любого поэта. Ведь читая любовную лирику, мы прежде всего пытаемся угадать, кому посвящены произведения и чей образ зашифрован в лирических строках. Однако случается и так, что на роль прототипа лирической героини претендуют сразу несколько женщин. Так, в образе Лары в своем знаменитом романе «Доктор Живаго» Борис Пастернак запечатлел черты сразу трех женщин, которых он любил в разные годы своей жизни.

Борис Пастернак имел свойство влюбляться мгновенно и неистово.

Кто был дальше – между первой любовью и последней? Можно назвать много имен: Надежда Синякова, Роман с ней длился почти год, преимущественно в письмах, которые не дошли до нас (она уничтожила все письма Пастернака), поэтому о его течении судить практически невозможно. Дом Синяковых был открытым, у них бывали музыканты, художники, поэты, словом, артистическая молодежь Москвы. Возможно, для Пастернака особой притягательностью обладало и то обстоятельство, что завсегдатаем «салона» был В.В. Маяковский, с которым к этому времени его связало глубокое и сложное чувство, находящееся на грани между дружбой и поклонением. В любом случае свободная творческая атмосфера этого дома была для молодого поэта очень притягательной. Весной 1915 года Надежда Михайловна заболела и уехала из Москвы в Харьков.  Борис собирался последовать за ней, несмотря на сопротивление родителей. В Москве он был занят, как сейчас бы сказали, репетиторством.  В начале июля Пастернак отправился на Украину и провел три недели в селе Красная Поляна под Харьковом, где у Синяковых была легендарная дача.  «Промчались эти три недели как видение, как сон чудный, — вдогонку Пастернаку писала Н. Синякова. — Пишу из вашей чернильницы. Боже мой, но как приятно, и я ее непременно спрячу до того года. Повесила я над письменным столом наброски вашего лица, глаза смотрят на меня задумчиво, печальные… Кажется, что я пойду сейчас купаться; и вы стихи будете писать, мы на время расстанемся и скоро я приду к вам и принесу цветов».
Надежде Синяковой 1915 году писалось:
Она
Годы льдов простерлися
Небом в отдаленья
Я ловлю, как горлицу,
Воздух голой жменей.
Вслед за накидкой ваточной
Все — долой, долой!
Нынче небес недостаточно,
Как мне дышать золой!
Ах, грудь с грудью борются
День с уединеньем.
Я ловлю, как горлицу,
Воздух голой жменей.
Он
Я люблю, как дышу.
И я знаю:
Две души стали в теле моем.
И любовь та душа иная,
Им несносно и тесно вдвоем.
От тебя моя жажда пособья.
Без тебя я не знаю пути,
Я с восторгом отдам тебе обе,
Лишь одну из двоих приюти.
О, не смейся, ты знаешь какую.
О, не смейся, ты знаешь к чему.
Я и старой лишиться рискую,
Если новой я рта не зажму.

Возможно, что прекращение романа с Н. Синяковой косвенно было связано с непростыми обстоятельствами, в которые попал в это время Пастернак. В январе 1916 года по предложению своего старшего приятеля Е.Г. Лундберга, друга и последователя Льва Шестова, журналиста, прозаика и революционера, Борис отправился в глухую провинцию на уральскую станцию Всеволодо-Вильва Пермской железной дороги для работы делопроизводителем в конторе химических заводов. Пастернака гнало на Урал тяжело переживаемое им разочарование в прошлом и желание решительно переменить свою деятельность. Работа была совершенно непоэтическая, в его обязанности входили, в частности, расчет и выдача зарплаты заводским рабочим.

На Урале Борис поселился в доме управляющего заводами Бориса Ильича Збарского, который жил там со своей семьей — женой Фанни Николаевной и сыном Эликом.
 Поначалу уральская природа, свежесть и суровость зимы, всегда производившей на него бодрящее впечатление, «избыток сил», на который он жаловался в письмах родителям, — всё вызывало стремление к творчеству, вдохновляло новизной. По широко распространенному мнению, Юрятин из знаменитого романа «Доктор Живаго» является прообразом Перми. Посещает Березниковский содовый завод на Каме. Под впечатлением от увиденного в письме к С. П. Боброву называет завод и построенный при нем по европейскому образцу поселок «маленькой промышленной Бельгией».
Далее последовали мимолетные романы с Еленой Виноград, Ириной Асмус плюс роман в письмах с Мариной Цветаевой, о котором не перестают судачить и по сей день. Однако жен было только две. Вернее, две с половиной…

Фото – Пастернак с Идой Высоцкой

http://proza.ru/2024/05/10/441