Ёжик!

Евгения Сулаева
Эта длинная история началась в жизни наших любителей переполохов ещё тогда, как им пришла пора поступить в школу - в 1985 году. Байраму в это время было семь с половиной лет, а Даврану исполнилось шесть. До этого после переезда семьи Салахитдиновых из Казахстана в Узбекистан братья, живя в барачном поселении, а не в городе, не ходили в детский сад, как  и все другие дети этого поселения. По этому они постоянно были вместе - играли, гуляли, придумывали разные интересные штуки, шалили...
      А теперь им стало некогда! Да ещё учиться должны в разных классах - Байрам поступил с первый, а Давран в нулевой. Хорошо, что все кабинеты начальной школы находились рядом на первом этаже здания. Это давало возможность ученикам из разных классов общаться на переменах. Но ведь перемены такие короткие, а уроки тянутся так долго!  В нулевом классе у Даврана обучение хотя бы проводилось в игровой форме. А Байраму, отсидевшему за партой целых четыре урока, это и в школе надоедало. А тут ещё и дома вместо того, чтобы весело играть, как раньше, нужно выполнять эти домашние задания! От этого делалось скучно и ему, и Даврану, не имевшему возможности проводить с ним столько времени, сколько хочется. И Давран на этот  раз сам  придумал развлечение, и одновременно интересный способ напомнить о себе старшему брату.
      Как только Байрам вечером сложил учебники и тетради и ушёл в другую комнату, младший брат его положил туда поверх книг деревянный кубик с нарисованными буквами. Начав выкладывать перед уроком всё нужное на парту, Байрам сразу наткнулся рукой на кубик, увидел его и понял, в чём дело. Шутка брата ему не понравилась. Но он решил не обижаться, ничего не сказал брату после школы, и ничем не выразил своего недовольства.
        Но он ещё не знал, что эта выходка повторится. А через несколько дней таким же образом обнаружил в своём портфеле маленькую машинку. И опять промолчал, потому что не хотел ссорится с Давраном.  Но при этом начал следить, чтобы он больше ничего не подкладывал. Месяца три это Байраму удавалось. А потом он забыл, и однажды снова не заметил, как Давран спрятал у него в портфеле игрушку.
        Эта молчаливая игра продолжалась между братьями и после того, как старший перешёл во второй класс, а младший в первый. Только летние каникулы дали перерыв в шалостях Даврана. Потом в портфеле Байрама стали появляться уже не игрушки. Как только он опять потерял бдительность, перед первым же уроком нашёл у себя в портфеле деревяшку. В другой раз он получил от Даврана сюрприз в виде небольшого молотка из инструментов. Байрам терпеливо переносил всё это. И когда в его портфеле оказались старые ножницы, он всё равно ничего не говорил. Давран же, явно желая вывести брата на разговор, совсем вошёл во вкус. Но гордость Байрама мешала ему поддаваться на провокацию. И снисходительность к возрасту Даврана тоже была причиной нежелания отвечать. Братья продолжали общаться и играть вместе в свободное время так, будто ничего не происходит. И ничто не нарушало их дружбы.
Так прошёл ещё один учебный год, и закончились очередные каникулы. И настало время, когда увлёкшийся Давран перегнул палку!
        Братья перешли в следующий класс - Байрам в третий, а Давран во второй. К этому времени семья Салахитдиновых получила квартиру в городе Зарафшане, куда и переехала из барачного поселения. Раньше всем им приходилось просыпаться в шесть часов  утра и быстро завтракать. Потом мама уходила на работу, а Байрам с Давраном шли на автобусную остановку ждать "Еразик"который жители города и поселения в шутку называли: "автобус на букву Ш". Потому что он возил из поселения вместе шахтёров на работу и школьников на уроки. А потом всех их увозил обратно. Братья едва успевали зайти в школу около восьми часов утра. А теперь школа № 2 была в пяти минутах ходьбы от их дома, и потому им стало легче её посещать. Но они должны были вставать на час позже по очереди - На них теперь лежала обязанность пойти перед школой на базар и купить хлеба. Потому что мама по прежнему уходила на работу рано. Тот, чья очередь наступала, просыпался по будильнику в шесть утра, и бежал на базар, находившийся в двадцати минутах ходьбы от дома в противоположной стороне от школы. И подходил к машине знакомого продавца, которую только начинали разгружать. По знакомству удавалось купить хлеб прямо из машины раньше всех других покупателей. Оставшийся, проснувшись, успевал и привести себя в порядок, и  приготовив, съесть свой завтрак. А ходивший за хлебом брал с с собой свой завтрак в школу, чтобы съесть его на первой перемене.
       И вот, прошли первые дни сентября. За всё время учёбы Байрам так привык к сюрпризам от младшего брата, что уже не обратил внимания на плоскогубцы в своём портфеле. А через несколько дней Давран всыпал туда горсть больших гвоздей!
       Ничего не подозревавший Байрам шёл, болтая портфелем туда-сюда. А открыв его перед уроком, вынул учебник, потянулся рукой глубже за пеналом, и больно укололся о гвозди, вставшие острыми концами вверх! Тут он окончательно рассердился! Но всё-таки решил опять ничего не говорить, а придумать, как ответить по-другому. Он стал ждать подходящего времени, обдумывая наказание.
       В этом помогли ему случай и кызылкумская природа, сама того не желая. Зарафшан находится посреди пустыни Кызылкум, а потому естественно, что пустыня местами проникает в город. Её растения сами по себе вырастают на окраинных улицах Зарафшана, и животные часто заглядывают в гости к людям.
       Пойдя в свою очередь за хлебом и уже возвращаясь домой, Байрам проходил мимо густорастущих низкорослых кустов полыни. Вдруг его внимание привлекла шумная возня под одним из них. Подойдя поближе и наклонившись, Байрам увидел ёжика! Пустынные ежи не похожи на тех, к которым мы все привыкли: маленькие, светлого окраса, большеухие. Но пыхтят и топают совершенно так же. И иголки их такие же острые. Тогда сообразительный мальчишка догадался, что может сделать в воспитательных целях для Даврана! Он накрыл ежа кепкой, перевернул, и понёс в кепке домой. Открыл дверь своим ключом - и мама, и оба брата постоянно носили с собой каждый свой ключ.  Давран на этот раз ещё не проснулся, а Байрам нарочно не стал будить его, тихонько взял его портфель,  и, открыв, раздвинул учебники. Потом вытряхнул туда из кепки свою живую добычу так, чтобы она оказалась между книг. Закрыл портфель и поставил его на место так же тихо.
       Всю дорогу до школы ёж вёл себя так спокойно,  что ничем не выдал своего присутствия. А по весу зверёк был достаточно лёгким, потому  Давран и не почувствовал никакого прибавления в своём портфеле. Открыв его, Давран не глядя полез рукой за нужным учебником. Он знал, с какой стороны положил его. И тут же, наткнувшись на колючки, взвизгнул навесь класс! Портфель упал. Учительница шикнула на возмутителя спокойствия. Но из-под выпавших на пол учебников выбрался ёж!  Галина Николаевна строго спросила:
-- Давран, откуда у тебя этот ёж?
Он растерянно ответил:
-- Не знаю. Я не клал его в портфель!
 И все ученики засмеялись! На самом деле Давран прекрасно понял, откуда взялся ёж.  Но он не хотел ябедничать на брата. Да и совесть ему подсказывала, что он сам виноват.
       Тут же в классе начался переполох - все бросились ловить виновника, а тот, перепуганный, бегал по всему помещению, пытаясь спрятаться под партами! Урок был сорван, и Галина Николаевна поняла, что никак не может этого исправить, несмотря на всю любовь и всё уважение к ней учеников. Одна девчонка оказалась ловчее всех одноклассников - она поймала колючего зверя тряпкой. Увидев удачный результат охоты, учительница обратилась к классу:
-- Дети! Ежа нужно выпустить в природу, но урок ещё не кончился. Если я вас выпущу из класса, мне попадёт от директора. Что мы будем делать?
 Витя Костин внёс предложение:
-- Давайте откроем окно. Я вылезу, и подайте мне тряпку с ежом.
Галина Николаевна согласилась. Открыла окно, сняла с него занавеску, и выпустив её наружу, держала, пока Витя по ней спускался. Ежа в тряпке подала девчонка, поймавшая его.
       Пока всё это происходило, ученики открыли все остальные окна в кабинете, и кто как мог, вылезали и спрыгивали на асфальт. Всем им хотелось посмотреть, как интересное животное будет выпущено в природу. Учительница не стала никого останавливать, было не до того. 
       В это время старшеклассники на втором, третьем и четвёртом этажах, сидевшие рядом с окнами по левую сторону здания школы, тихо наблюдали, что происходит внизу. И никто из них не сказал об этом учителям, только одноклассникам на перемене, и то шёпотом. Все услышавшие тоже благоразумно промолчали. Нечестным считалось выдавать даже малышей! Но все старшие про себя завидовали второклассникам. А они всем классом побежали за лесополосу, и дальше через дорогу к пустыне. Торжественно выпустили ежа под ближайший кустик полыни. Когда всё это закончилось, прозвенел звонок к концу урока. И дети вернулись в школу обычным путём, через двери.
       В честь этого знаменательного события до самых летних каникул весь второй Б класс приветствовал Даврана возгласами:
-- Ёжик пришёл! Привет, Ёжик!
Он не обижался на это, и на Байрама тоже.
        Байрам же, к своему удовольствию, никогда больше не находил у себя в портфеле посторонних вещей. И братья, не упоминая между собой эту историю, продолжали дружить так, будто ничего не произошло.