Три пятна

Александр Брыксенков
        В данном случае,  пятна – это не следы неаккуратности, а городские элементы на плане Санкт Петербурга.

Первое пятно – площадь Восстания.
       Московский вокзал – ворота Петербурга. Через него за год проходит в город более15 млн. пассажиров (через аэропорт «Пулково» --  ок .10 млн).    Восхитившись шикарным бюстом Петра (установлен в 1993 году в центральном зале вокзала, ск.  А.С. Чаркин, В.В. Оленев) и умилившись скульптурной группой «Туристы» (уст. В 2022 году, ск. А. Акобян), взволнованный турист  выходит с вокзала на площадь Восстания, предвкушая встречу с ещё более значимыми произведениями искусства. Петербург же!  Воронихин,  Росси, Растрелли, Захаров, Монферан, … так и лезут в голову славные имена.

      Выходит турист в город    и видит картинку: на фоне заурядного пятиэтажного здания возвышается современный обелиск.  Хорошая картинка, но такую картинку можно увидеть практически в любом областном городе, то есть для Петербурга данная картинка не является значимой или характерной. Могут заметить, мол в Москве, на площади трёх вокзалов  вообще нет никаких скульптурных элементов и ничего, переносят как-то. Что сказать по этому поводу?  Ну, во-первых, москвичи – это не ленинградцы. У них свой взгляд на шарм  города. Во-вторых, они столько понаставили различных памятников (причем очень тяжёлых), что Комсомольская площадь может и пренебречь разными там монументами, мол , пусть сперва с Лубянкой разберутся. В-третьих, здания вокзалов настолько шедевральны, что они сами по себе являются великолепным  украшением площади.

        Короче, напрашивается решение: вид площади Восстания обязательно нужно менять.  А как?  В какую сторону?  Коренной ленинградец и большой патриот своего  города  Алексей Барсуков  считал, что обелиск, возвышающийся на привокзальной площади, следует перенести в другое, более подходящее  для него пятно  города, а на освободившееся  место вернуть стоявший здесь раньше оригинальный памятник императору Александру Третьему, работы Паоло Трубецкого.     Статуя  царя была установлена на Знаменской площади и торжественно открыта  в 1909 году. Творение Трубецкого, который стремился выразить в данной скульптуре «мощь русского народа»  (монумент действительно больше напоминал былинного богатыря, чем просвещённого венценосца),  было встречено и Николаем Вторым,  и знатью, и частью художественной общественностью не очень приветливо. В критике  скульптуры опускались даже до хамства. Так поэт  А. Ростиславлев выпендрился эпиграммой:

Третья дикая игрушка
Для российского холопа:
Был царь-колокол, царь-пушка,
А теперь ещё царь-жопа.

     Чудаки, конечно. Не смогли оценить необычность творчества Трубецкого. В наши-то дни памятник Александру Третьему считается скульптурным шедевром. Монументу  не повезло. В 1937 году он был демонтирован и отправлен в ссылку на задворки Русского музея, а в 1953 году его переместили во дворик перед входом в Мраморный дворец. Понятно, что стоять во дворике императору не гоже. В пореформенное время витали мысли о переносе статуи на площадь Восстания. Но вскоре затихли. Видать денег для такой масштабной работы у демократов не было. А в 2020 министр культуры Мединский предложил установить памятник либо на Конюшенной, либо на Троицкой площади, однако Законодательное собрание Петербурга отклонило это предложение. Наверное тоже денег не было.  Однако Барсуков был твёрдо уверен, что император вернётся на своё зконное место.
 
         Поскольку монумент несколько мелковат для такого пространств как площадь Восстания, то следует принять дополнительные меры по увеличению высоты постамента. Создать подиум,  по углам которого установить, например, бронзовых гвардейцев с  ружьями, взятыми «на караул». Красиво озеленить пространство возле монумента. Возможны и другие варианты увеличения объёмности  памятника.

Второе пятно – Марсово поле
    Ну хорошо, вернули Александра Третьего  на его историческое место, а куда девать обелиск? На этот вопрос у Барсукова был готов точный  ответ: «На Марсово поле. Вот куда». Вообще-то, правильный ответ.  Обелиск несёт в себе геройское содержание , поэтому ему очень резонно быть  на военной территории города, тем более, что ранее там уже располагался Румянцевский обелиск, установленный в честь побед над турками. В 1868 году обелиск был перенесён на Васильевский остров  и установлен на плацу перед зданием 1-го кадетского корпуса, в котором воспитывался будущий генерал-фельдмаршал  П.А. Румянцев-Задунайский.

         Обелиск, стоящий перед Московским вокзалов не простой, а очень даже почётный.  Это памятник «Городу-герою Ленинграду». Его воздвигли в 1985 году в честь присвоения Ленинграду Указом Президиума Верховного совета СССР  от 1965 года  звания «Город-герой» и награждения его медалью «Золотая звезда» . Монумент представляет собой вертикальный гранитный монолит общей высотой 36 метров, увенчанный «Золотой Звездой Героя». В нижней части обелиска установлены овальные горельефы, на которых изображены основные моменты обороны Ленинграда: «Блокада», «Тыл — фронту», «Атака», «Победа». Звание «Город-герой» город получил в Приказе Верховного Главнокомандующего от 1 мая 1945 года.

        Следует отметить, что с термином «Город-герой» власти заметно накарулесили. После учреждения в 1942 году медалей за оборону Ленинграда, Сталинграда, Севастополя и Одессы все эти города с подачи «Правды»  стали в прессе называться  городами-героями. Впервые на государственном уровне этот термин был использован в 1945 году, когда  маршал И.В. Сталин издал приказ Верховного Главнокомандующего № 20, предписывающий  произвести праздничный салют в Москве, в столицах союзных республик «…а также в Городах-героях Ленинграде, Сталинграде, Севастополе и Одессе».

        В 1961 году Е.С. Хрущёв возмутился тому обстоятельств, что Киев не называют  Городом -героем. Срочно, 21 июня     1961 года Указом Президиума Верховного совета СССР была учреждена медаль «За оборону Киева»,  а  Киев в Указе был назван Городом-героем.   

         Официальный статус термину «Город-герой» был придан только в 1965 году с опубликованием Указа Президиума Верховного совета СССР об утверждении Положения о почётном звании «Город-герой».  Тогда же залпово было издано шесть Указов о присвоении звания «Город-герой»  Ленинграду, Сталинграду, Севастополю, Одессе, Киеву  и  Москве с вручением  им медали  «Золотая звезда». После чего «Городами-героями» стали:
1973 год – Керчь, Новороссийск,
1974 год – Минск,
1976 год – Тула,
1985 год – Мурманск, Смоленск.

     В 1988 году практика присвоения звания была прекращена постановлением Президиума Верховного Совета СССР. Да и правильно. После  того как соратники Леонида Ильича навесили на его широкую грудь четвертую  «Золотую звезду»  Героя Советского Союза, блеск этого почётнейшего знака явно потускнел. Не прибавило ему блеска и массовое награждение им городов  СССР. Да и прибавить не могло.

    Например, Керчь. Немцы в 1941 году вошли в Керчь без боя, а в 1942 году   генерал-лейтенант Козлов, прикрывая Керчь силами трёх армий (296 тыс. человек)  уже через семь дне после начала немецкого наступления, случившегося 7 мая,   сдал город.  Тогда  !3 мая рухнула оборона на Турецком валу. Оборонять город было некому. 14 мая С.М. Будённый разрешил эвакуацию войск на Таманский полуостров. Эрих фон Манштейн,  руководивший операцией по разгрому Крымского фронта, свидетельствовал, что только в плен было взято 170 тысяч красноармейцев. Вот такой вот героизм. А подвиг Аджимушкая – это другая статья.

      Или Москва. К середине октября войскам Ф. фон Бока, штурмовавшим Москву, до Кремля оставалось 25 км. 15октября  Москву охватила жуткая паника, достигшая апогея 16 октября. Москвичи кто на чём мог удирали из столицы. Кому было не на чем удирать, те начали грабить магазины, склады, хранилища. Закрылось метро, остановились такси, закрылись магазины, , преступный мир всплыл на поверхность. Только суровыми мерами, вплоть до расстрела на месте, удалось обуздать панику. Вот такой вот героизм. А за разгром немцев под Москвой спасибо так называемым сибирским дивизиям.

     Или Киев. Столицу Украины прикрывал мощный Киевский укреплённый район (элемент «Линии Сталина»).    Он располагался в 15 километрах западнее Киева.    Руундштедт подойдя к КИУРу, попытался взять его с ходу, но укреп район дал немцам мощный отпор. После чего атаки на укрепления прекратились, а войска группы армий «ЮГ»,  прорвав фронт севернее и южнее Киева, обошли его и устремились для встречи в район  Лохвицы.  15 сентября танковые клинья немцев сомкнулись в этом районе. . Юго-Западный фронт (ком.  М.П. Кирпонос)  вместе с Киевом оказался в громадном котле. 16 сентября Ставка наконец  разрешила армиям Юго-Западного фронта отходить на восток. Но было очень поздно

    Войска ушли из КИУРа и переправились на левый берег Днепра. Киев советские войска оставили без боя в ночь с 18 на 19 сентября. Как известно, из окружения наши полководцы выходить не умели. Из-за отсутствия радиосвязи.   Кирпонос потерял управление войсками. Немцы принялись по частям уничтожать армии Юго-Западного фронта.  К 25 сентября Фронт перестал существовать. Погиб и Кирпонос. По немецким данным под Киевом были  пленены 665 тыс. советских военнослужащих. Вот такой вот героизм.  Кстати, в 2023 году коммунальные службы Киева снесли скульптурное изображение «Золотой звезды» с обелиска «Киев – город герой» и ещё некоторые детали, а Минкульт вычеркнул обелиск из списка охраняемых объектов.  Его теперь можно ликвидировать. Это ж теперь что? Киев – больше не город герой?

        Вернёмся, однако на Марсово поле.  Оно большое. Раздольное. Где установить обелиск? Известно, что обелиск «Румянцева победам» располагался ближе к Мойке. Наверное , именно там и следует  воздвигнуть обелиск  « Городу-герою Ленинграду».   А неподалёку от памятника резонно было бы создать возвышенную площадку и разместить на ней пару зенитных орудия и зенитный пулемёт в память о том, что во время блокады на Марсовом поле располагалось  десять зенитных батарей, защищавших город от налётов вражеской авиации. Ещё можно подумать о возвращении ради симметрии на Марсово поле Румянцевского обелиска. Но это дело специалистов.

         И главное! Марсово поле следует продолжить в сторону Невы, с включением в его состав памятника Суворову.  При этом Миллионная улица загоняется под землю.  За памятником Суворову, на стрелке поля, установить флагшток, на который ежедневно в 8 утра понимался бы красный флаг Санкт-Петербурга  под звуки гимна города.

Третье пятно – Троицкая площадь
     Странно, но на этой большой и самой старой площади  Петербурга  нет никаких скульптурно-архитектурных творений.  Троицкая часовня  в честь первой петербургской церкви  и Соловецкий камень – не в счёт. Они практически незаметны.   Барсуков полагал, что духи города   специально берегли это место с тем, чтобы люди воздвигли бы на  нём монумент прославляющий подвиг ленинградцев-блокадников.   Этот подвиг особый, он совершался людьми, находившимися в состоянии крайнего истощения. Дистрофики стояли у станков, дистрофики тушили пожары, дистрофики дежурили на крышах, дтрфики дисьоафики сидели за зенитными пулемётами. Это были настоящие мученики.

       Барсуков узнавал блокадника  навскидку. Это всегда был тихий, вежливый человек с напряжённым, тревожным взглядом. Он как будто ожидал: вот сейчас рванёт.  Город потерял в блокаду, как минимум,  миллион своих граждан (официально – 650 тыс.). Таких потерь не имел ни один фронт ни в одном самом кровопролитном сражении времён Великой отечественной войны. И если на полях сражений стоят монументы в честь павших бойцов, то в честь павших ленинградцев такого монумента нет. Чиновникам все эти мемории до фени, а тихие, вежливые ветераны блокады никак не могли пробить идею о памятнике ленинградцам. Наконец после долгих ветеранских мыканий появился на краю площади Мужества некий арт объект, который назвали памятником   «Мужеству ленинградцев». Однако никакого мужества и никаких ленинградцев трехметровая глыба с прорисями каких-то фигур  не демонстрирует. Её можно поставить где угодно и по любому поводу.
 
      Барсуков уже 20 лет проталкивает свою  идею блокадного монумента. Отклика никакого. И понятно почему.  Барсуков не ваятель и вообще не имеет никакого художественного образования. И его эскиз памятника, неверное, имеет очень любительский вид. Но Барсуков очень любит свой город. Поэтому, используя данное эссе,  он попробует ещё раз обратить внимание публики на своё видение памятника блокадникам.

      Представьте.   На прямоугольном постаменте, снабжённом классическим (ленинградским )фризом,  нанесена сакраментальная фраза фраза: «Граждане, при артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна». Вверху постамента , на руинах здания стоит покрытый сажей чёрный ангел.            
 Его обгорелые крылья вскинуты вверх. Руки в ужасе сжимают голову. Рот ангела  раздирает мунковский крик.  А внизу, по углам постамента, игнорируя ангельские эмоции, расположились четыре фигуры: девушка за зенитным пулемётом, пацан,
сжимающий в щипцах зажигалку, пожарный со шлангом, дети, идущие за водой.

     Блокадники осознавали, что их стойкость должна быть отмечена. Так Ольга Берггольц в феврале 1942 года, мечтая о прорыве блокады, писала:         
Мы выйдем без цветов,
в помятых касках,
в тяжелых ватниках,
в промерзших полумасках,
как равные — приветствуя войска.

И, крылья мечевидные расправив,
над нами встанет бронзовая слава,
держа венок в обугленных руках.

     Однако, не встала. Но может быть еще встанет. Ведь не зря же духи города блюдут Троицкую площадь.

       Барсуков обратил внимание на тори пятна. А подобных пяте в городе сотни. Поэтому имеется радостная уверенность, что город будет украшаться, совершенствоваться, реставрироваться. И это очень хорошо!