А чё это вы здесь делаете, а?

Юрий Воякин
       Решили с другом сходить на рыбалку. Казалось бы, обычное дело, но поняли, что червей с прошлого раза в банке нет, значит надо опять брать лопату и… чем мы тут же и занялись. Совсем рядом с домом у забора с детским садиком я принялся ковырять лопатой землю. Так как лопата была одна, то друг осуществлял чуткое руководство, периодически советуя, где лучше ковырнуть и пополнял попутно банку свежим протеиновым белком, который извиваясь не желал сидеть в банке и норовил вылезти наружу. И тут сзади неожиданно прозвучал вопрос:
       -А чё это вы здесь делаете, а-а?
       Сразу возникла ассоциация с мальчишкой из старого фильма, с номером 13 на спине, который таким же вопросом мешал пионерам, но… этот голос был басовитым. Перед нами стоял мужик из соседнего подъезда и подозрительно нас рассматривал. Сидевший на поводке с ним рядом мопс, так же подозрительно нас изучал, склонив голову на бок.
       Не найдя ничего лучшего, я ляпнул:
       -Не видишь, что ли, деньги зарабатываем, пенсия маленькая.
       -Как это? – опешил Василий, изумлённо выпучив глаза.
       -Как-как, вот накопаем сейчас червей, и в магазин рыболовный отнесём.
       Хозяин магазинчика нам за банку 350 рублей заплатит, - пожал я плечами.
       Друг мой тут же подхватил шутливую тему и добавил:
       -А в прошлый раз черви были жирные, так он 500 рублей отвалил за баночку.
       -Ага, а банок тогда было пять, вот и считай сколько за раз получили, - добавил я.
       С чувством юмора у Василия из соседнего подъезда было не очень, поэтому он скрипел мозгами пытаясь сложить и вычленить сумму, которую мы получили за раз… Но тут словно что-то вспомнив, он спросил о другом:
       -А на фига ему столько червей?
       -Да ты что, - сделал удивлённый вид я, - май месяц, самый сезон рыболовный!
       -Ага, покупатели так в очередь выстраиваются, - тут же подхватил мой друг, - кому опарыша, кому мотыля, а сейчас вот червей подавай, нарасхват идут!
       -Да? Хм… - Василий почесал небритый подбородок о чём-то размышляя, и подумав ещё немного добавил: - так это, у меня тоже пенсия небольшая.
       -Ха! Ну, дружище, у нас с этим магазином договор на эксклюзивные поставки. Так что ничего не выйдет, - отрицательно замотал головой мой друг.
       -Вот если бы в другой, - задумчиво добавил я, - но он неблизко, к метро ехать надо. Да и не факт, что возьмут, наверняка у них есть кому поставлять товар.
       -Надо подумать, - пробормотал Василий, и не прощаясь поковылял к дому.
      
       Мы с другом переглянулись и едва сдерживаясь прыснули от смеха.
       -А ведь поверил, как думаешь? – спросил я.
       -Конечно, - кивнул, соглашаясь друг, - я видел, он и сам в магазин этот заглядывал, удочки выбирал, наверняка видел, что люди там и наживку покупают.
      
       Вот так пошутили и забылось. Через неделю мы с другом тихим вечером сидели у подъезда на лавочке, пили пиво, разглядывали монеты и всякую мелкую бижутерию прошлых веков, которые друг приволок в литровой банке. Он иногда развлекается тем, что с металлоискателем рыщет по полям и заброшенным деревням, отыскивая всякую интересность, хобби у него такое. И тут опять внезапно сзади раздался скрипучий голос:
       -Я так и знал, что вы меня обманываете!
       Сзади набычившись, стоял Василий со своим неразлучным мопсом.
       Друг поперхнулся от неожиданности и накрыл банку с находками курткой.
       -В чём же мы тебя обманули? - невинно поинтересовался я.
       -Был я в рыболовном, продавец ответил, что меня разыграли и посмеялся даже.
       -Ну, это неудивительно, - пожал плечами друг, - сам понимать должен, коммерческая тайна и прочее…
       -Да врёте вы всё! – категорично перебил его Василий, - нехорошо это, не по-соседски. Колитесь, чего вы там копали? Я в окно видел, пару недель назад вы так же что-то искали, только подальше немного.
       Поняв, что шутка оказалась неудачной, я понял, что надо срочно искать какой-то выход, может быть извиниться и замять это дело. Но друг оказался другого мнения, и взглянув на меня, он серьёзным тоном спросил:
       -Ну что, откроем тайну?
       Ещё не совсем понимая, к чему он клонит, я пожал плечами и ответил:
       -Не знаю, как хочешь. 
       Да-а… если бы мы остановились на этом, но… В отношении человека, у которого с юмором туговато, надо быть осмотрительнее, однако, как в поговорке: «Остапа понесло». Друг, заговорщески оглянувшись по сторонам, приподнял куртку и приглушенным голосом предложил:
       -Смотри сюда! – высыпав часть металла из банки на газетку, он добавил: - только имей в виду, особо никому, это наш секрет. А то все ломанутся землю вокруг рыть!
       -Ух ты-ы! – выдохнул Василий, - Старинные…
       Артефакты действительно выглядели внушительно. Друг их ничем не обрабатывал, как нашёл так они и валялись у него в банке. Что-то совсем уже ржавое, позеленевшее от времени, потёртое, с едва различимыми буковками и символами, но какие-то монетки и висюльки выглядели вполне сносно, явно выполненные из серебра они даже тускло сияли.
       -А это… Пуговица? – Василий держал в пальцах бронзовый кругляш.
       -Ну, да, - подтвердил друг. – Видишь, орёл изображен и корона сверху. Это большая мундирная пуговица французских гвардейских полков времён 1812 года.
       -А откуда она здесь? - удивился Василий, вполне резонно представив, что мы сейчас далековато от поля Бородинского сражения.
       -Ну, здрасти вам! - Вполне искренне удивился друг, - вспомни историю, Наполеон на Москву топал по какому направлению?
       -Э-э… По Можайскому шоссе, - наморщив лоб, припомнил Василий.
       С историей и географией у него всё было в порядке.
       -Ну-у, тогда эта дорога называлась иначе, однако мыслишь в верном направлении. А вот после полнейшего фиаско, как он решил драпать в Европу?
       -Наверно так же, как и наступал, - неуверенно пожал плечами Василий.
       -Так, да не так, - уже включился в разговор я, и понимая, что теперь уже понесло и меня, принялся разъяснять: - Понимаешь, поначалу он и думал возвращаться тем же путём по Старо-Смоленской дороге, однако пораскинув мозгами понял, что на разорённых войной землях ему не добыть пропитания для войска. Да и наши ребята-партизаны тех времён решительно принялись ему строить всяческие козни.
       -Ну, да, помню, - проявил знание темы Василий - Денис Давыдов и ещё эта… как её? Баба там была…
       -Василиса Кожина в Смоленской губернии партизанила, но ты опять на верном пути, - подбодрил собеседника мой друг.
       -Ну, так это… откуда здесь-то французские монетки и пуговицы? – продолжал допытываться Василий.
       -Наполеон попросту свернул с прежнего тракта влево, чтобы не нарываться на неприятности, и следовать по непострадавшей от войны местности. – Продолжил я, - Ему нужен был фураж для лошадей и провиант для войска. Вот по Боровскому шоссе, если выражаться современным языком, он и двигался. До Боровки от нашего дома всего пара километров, так что здесь вполне могли передвигаться и отряды флангового прикрытия. Теперь понятно?
       -Ага, это понятно, - кивнул Василий, - но неясно другое. Двести лет в обед с той войны минуло, тут же всё копано-перекопано вдоль и поперёк, стройки всякие, канализация и другие ямы-траншеи, а вы находите вот это. Что-то сомневаюсь я, опять ваши шуточки и приколы?
       Сомневался Василий не напрасно, наученный горьким опытом он нутром чувствовал подвох, но лежащие перед ним предметы не оставляли сомнения в реальности их существования. Его мопс устал и хотел домой, он неуверенно тявкнул, напоминая о себе, но хозяин не обратил внимания, ожидая от нас ответа.
       -Понимаешь, дружище, - начал развивать тему мой друг, – существует такой феномен, когда земля начинает отторгать инородные предметы, поднимая их на поверхность, остаётся лишь слегка копнуть и… вуаля. Сейчас мы как раз наблюдаем похожий процесс.
       -Хм… действительно, - немного подумав, согласился собеседник, - бывает так, что все камни соберёшь с огорода, а через пару лет опять приходится собирать. Никак понять не мог, откуда они берутся, уже даже на соседа грешил, думал он мне пакостит, но и у него, и у других жителей нашего дачного посёлка такая же беда иногда случается.
       -Ну вот, видишь, и сам всё знаешь, - улыбнулся мой друг.
       Василий ещё немного порылся в банке, разглядывая заколки, брошки, монеты… Повздыхал немного поглядывая на забор детского садика, и решил уточнить:
       -Золотые монеты попадаются?
       -Редко, но бывает, - кивнул мой друг.
       -А эти... и пуговицы каких-то денег стоят?
       -Ну, конечно, вот смотри, - друг открыл на телефоне сайт, где фигурировали всякие находки искателей сокровищ, и продемонстрировал Василию.
       Чего там только не было, от небольших чешуек-копеек, до огромных бердышей, мечей и ятаганов всех времён, войн и народов. Цены так же были разнообразными и чем старее выглядел раритет, тем внушительнее была сумма. Василий впечатлился, повздыхал ещё немного и махнув рукой удалился.
       -Эх, не доведут до добра наши шуточки, - глядя вслед Василию, сказал я.
       -Да ладно, это всего лишь безобидный розыгрыш, а если он не понимает шуток, то это его проблемы, - отмахнулся друг.

       Неделя пролетела быстро и незаметно, и тут в воскресное утро я проснулся от нецензурной ругани, возмущений и криков у нас под окнами.
       -Это какая падла здесь всё исковыряла? Бл…, руки повырывать бы этому кроту, я чуть ноги не переломал пока до ЦТП добрался, басовито орал мужик.
       Я выглянул в окно и удивился. Три работника в спецовке разглядывали причину недовольства. А посмотреть было на что, всё пространство от детского садика до одноэтажного строения центрального теплового пункта (ЦТП) у нас за парковкой, было хаотично изрыто вдоль и поперёк. Друг жил недалеко, я позвонил ему и обрисовал ситуацию, он не поверил и решив убедиться через десять минут появился у моего дома.
       -Да-а… смотри ка, и оградку соорудил, словно официальные работы ведутся. Тут явно трудились не один день, - протянул он удивлённо.
       -Оградку где-то спёрли, а копалось скорее всего по ночам, и я даже догадываюсь, чья это работа, - согласился я.
       -Теплопункт автоматизированный, работяги появляются здесь нечасто, вот и осталось это еженощное копание незаметным. Ох и достанется нам… - добавил друг и чуть не подпрыгнул, когда сзади опять раздался знакомый голос.
       -Ага, вот вы-то мне и нужны!
       Василий, словно партизан разведчик, по своей уже традиции подкрался незаметно, а рядом высунув язык улыбался во всю морду, его мопс.
       «Влипли, заставит закапывать это безобразие», обречённо подумалось мне. Внешность у него была внушительной, сориться с ним и спорить я бы не рискнул.
       -Твоя работа? – спросил друг, кивнув на раскопки.
       -Скажу нет, всё равно не поверите. Ну, да, ночью трудился. – кивнул, соглашаясь Вася, - все руки в мозолях. Только вы никому, это теперь моя тайна. Если узнают, оштрафуют и зарывать заставят, а это такая муторная работа. Идите сюда, что покажу…
       Он повернулся и направился к своей старой девятке. Мы с другом удивлённо переглянулись и заинтригованные направились следом. В багажнике на расстеленном брезентовом пологе красовалось ржавое железо. Диск от Дегтярёва, пара рубчатых овалов с налипшей глиной, «лимонку» ни с чем не спутать. «Без запалов, не опасны», - автоматически отметил я. Рядом красовались наконечники стрел и копий, штыки… Но среди всего разнообразия узнаваемо выделялся боевой шлем каких-то древних эпох, в хорошо сохранившемся состоянии. Рядом лежали две сабли, фрагменты полуистлевшей амуниции, всякая мелочь: удила, стремена и прочее…
       -Ещё в салоне что-то лежит, - горделиво похвастал Василий.
       Теперь уже мы выглядели, как два наивных идиота не понимая, как такое могло лежать у нас практически под ногами, а мы… всего лишь червей копали.
       -Как думаете, на сколько всё это потянет? – Прозвучал вопрос, который больше всего интересовал искателя сокровищ.
       -Ты... это, вот что, - нервно сглотнув, ответил друг, - гранаты и всё что касается современных войн, куда-нибудь выкини, привлечь могут, да и не стоят они ничего. А вот остальное, тут уже надо покумекать. Многое зависит от сохранности предмета и редкости экземпляра. Помочь с реализацией?
       -Не-а, на надо, зятю позвонил, сегодня подъедет. Он башковитый парень, придумает куда весь этот металлолом сбагрить.

       На том и расстались. А через месяц Василий, как обычно подкараулив нас у подъезда, выставил перед нами ящик импортного коньяка, и как мог поблагодарил за дельный совет, пожав заскорузлой ладонью наши руки. Зять у него действительно оказался головастым, за сколько удалось реализовать находки так и осталось тайной, но свою старую девятку Василий сменил на неновый, но вполне пристойный Ниссан-Альмера, а мопс обзавёлся новым поводком и красивым ошейником.
       -Да уж, подкопали червячков, блин… - сокрушался мой друг.
       -Ага, и карасей наловили, - поддержал его я.
       -И всё же, мне кажется, что не всё так просто и однозначно в этом деле.
       -Поясни? – решил уточнить я.
       -Подумай сам, Василий в самом деле был прав, когда сказал, что всё вокруг давным-давно изрыто, исследовано и перекопано по сто раз. Дом и детский сад когда были построены?
       -Заехали в новый дом в 1987 году, значит ещё лет десять до этого тут было пусто. Через дорогу полевой аэродром ПВО, Москву от налётов немцев защищал, а после войны НПО «Взлёт» находился, с другой стороны деревенька была. Мы у старушки молоко покупали детям, петухи орали по утрам, как в деревне.
       -Ну вот, особо тут никто изыскательных работ не производил. А тут вдруг раз и сразу такие находки, причём неплохой сохранности. Сдаётся мне, когда котлован под дом копали, кто-то что-то находил и втихую раритеты разных эпох в одном месте складировал землицей присыпая, а потом то ли забылось место, то ли что ещё случилось, нам этого теперь не узнать. Ну, а Василию повезло на это разнообразие наткнуться, а мы с тобой лопухнулись… Эх!.. Кабы знать.

       Вот так и получается что, казалось бы, простая безобидная шутка иногда может закончиться вполне интересным финалом… для кого-то. Так и хочется добавить, как в том же самом фильме: «Здесь читатели аплодируют, аплодируют, аплодируют. Кончили аплодировать».
 
       Москва, Солнцево, май 2024г.