Танец это мысль в движении

Инга Казанчева
— А можно заменить вальс на другой танец?

— Вальс нельзя заменить ничем!

Не знаю, какое воздействие оказала эта замечательная фраза на других учеников, но в моей памяти она отпечаталась как надпись, сделанная на камне. Я благодарна Эминову за то, что он никому ни разу не позволил опускать планку даже на миллиметр. Он требовал высокого отношения к танцу и уважительного отношения друг к другу.

Юсуфу Магомедовичу будто было предначертано прийти в мир танца. Но каким извилистым оказался этот путь! В подростковом возрасте будущему хореографу пришлось бороться с болезнью, лишившей его подвижности. Он выстоял, победил в этой схватке. Далее молодому человеку предстояли годы тяжелого физического труда.

В маленьком ауле Кизил-Тогай Адыге-Хабльского района Карачаево-Черкессии, где он жил, работал кузнец — мудрый наставник, учеником которого и стал Юсуф. Вскоре пытливый юноша так овладел  кузнечным делом, что мог ковать из железа цветы! Затем он научился выкладывать паркет и с присущей ему щепетильностью довел свои навыки до уровня мастерства.

Жизнь Юсуфа Эминова изменилась с поступлением в студию Черкесского драматического театра. Именно тогда он начал брать уроки национальных танцев. Педагоги обратили внимание на талант и высокую работоспособность Юсуфа и порекомендовали ему обучаться искусству танца в культурно-просветительном училище г. Нальчика.

В Нальчик Эминов приехал в 1962 году. Все эти годы он посвятил служению танцу и людям. Девизом хореографа стали слова олимпийской чемпионки Ларисы Латыниной: “Человеческое тело — самое прекрасное из того, что создала природа. Оно становится еще прекраснее, обретая новую жизнь в танце”.

После окончания учебы Эминов начал развивать направление современного танца. Его поддержал заместитель министра культуры РСФСР Василий Михайлович Стриганов, который придерживался идеи создания массовых танцевальных школ. Талантливого педагога пригласили в Сочи для работы в Международном молодежном центре “Спутник”. Эминов обучал молодежь из разных стран культуре движения. Зарубежные гости увлеклись изысканной хореографией Эминова. Они увозили с собой наши танцы и распространяли их в своих странах — Австрии, Англии, Франции, Германии. Цель пропаганды советской культуры среди западной молодежи была достигнута.
 
В 1971 году Юсуфу Эминову предложили возглавить Школу современного танца в Нальчике в специально построенном с этой целью Танцевальном зале. Импозантный зал с высоким потолком в восемь метров, выложенный дубовым паркетом, оснащенный собственной сценой, сверкающий солнечными окнами, зеркалами и яркими огнями, стал вторым домом для хореографа. Здесь Эминов организовал первый в республике ансамбль современного танца “Ритм”.

“Ритм” стал одним из самых популярных ансамблей России, лауреатом Всероссийских конкурсов и Всесоюзных фестивалей народного творчества, а также дипломантом двух международных конкурсов бальных танцев. Юсуф Эминов сочинил более ста авторских танцев и пятисот концертных композиций. “Ритм” исполнял хореографические композиции Эминова в Москве в концертном зале им. Чайковского, в Колонном Зале Дома Союзов, в Кремлевском Дворце съездов, в Центральном государственном концертном зале “Россия”, а также в Польше, Австрии и Испании.

Интересно, что поездкой в Польшу республика поощрила ансамбль “Ритм” за активный вклад в пропаганду строительства Байкало-Амурской магистрали. Эминов сочинил целую программу современных танцев на комсомольские песни, за что ансамбль был удостоен звания лауреата премии Ленинского комсомола. Еще один любопытный факт. Композиция “Время, вперед!” на музыку Георгия Свиридова была создана Эминовым по специальному предложению министра культуры Кабардино-Балкарской АССР Эфендиева Килостана Касимовича. Ансамбль “Ритм” исполнил ее с грандиозным успехом в Москве в честь 60-летия образования КБАССР. 

Хореограф-новатор открыл искусство танца десяткам тысяч учеников, в том числе взрослым людям, которые когда-то мечтали, но так и не попали в раннем возрасте в этот волшебный мир. Юсуф Магомедович изменил и мою жизнь, пригласив в Школу танца для взрослых. Считаю также великой удачей, что мудрый педагог передал свое отношение к танцу моей дочери. Ингрет было всего четыре года, когда она пришла впервые в танцевальный зал. Эминов стал для нее не только учителем танцев, но и первым учителем в жизни.

Накануне замечательного юбилея я задала Юсуфу Магомедовичу несколько вопросов, на которые он ответил с ходу, не задумываясь, будто всегда был готов к ним:

— Какие качества Вы больше всего цените в мужчине и женщине? 

— В мужчине мужество и умение следить за своим телом в течение всей жизни. Без этого мужчина не может выглядеть достойно. Женщина должна быть всегда в гармонии с природой.

— Что такое для Вас счастье?

— Хорошая семья. Когда ты окружен теплом семейной любви — это счастье.

— Какое качество Вы цените в себе больше всего?

— Преданность. Мои четвероногие друзья научили меня этому еще в детстве. Ценю в себе постоянные добрые отношения к окружающим людям. А важнейшим своим качеством считаю преданность Родине.

— Ваш самый большой недостаток?

— Не реализовал себя полностью, не уложился во времени. Оглянулся, а мне уже 85 лет! Мне не хватило ресурсов, чтобы достичь цели. Моим идеалом всегда был Юрий Хатуевич Темирканов. Он набрал большую высоту, покорив весь мир своим искусством. Я восхищался  его скоростью. Я же остановился на полпути.

— Чего Вы боитесь больше всего?

— У меня нет чувства страха. Есть большая зона уязвимости. Это мои четвероногие друзья. Я боюсь их потерять из-за растущего жестокого обращения с животными.

— Что такое для Вас жизнь?

— Никто раньше не задавал мне этих вопросов. Жизнь — это самое дорогое, что есть у каждого. Мне хотелось бы за свою жизнь успеть сделать еще что-то такое, чтобы обо мне сказали: “Он все же сделал это!”

— Если бы Вы не стали хореографом, то кем бы Вы стали?

— Летчиком. В детстве я мечтал стать летчиком.

— Вы воплотили чувство полета в своих танцах. А что такое для Вас танец?

— Танец — это мысль в движении. Танец — это гармония души. Танец — это энергия Вселенной. Танец — это лучи солнца. Танец — это здоровье и долголетие. Мне самому танец не раз помогал восстановить здоровье. А еще я всегда считал, что каждый человек должен найти свою половинку именно в танце. Поэтому еще одно мое определение танца — это надежда.

Все события в жизни Юсуфа Эминова переплетаются, как шаги в аргентинском танго, создавая красочную мозаику. Есть некая гармония между, казалось бы, далекими от взаимосвязи фактами его биографии. Мог ли представить молодой подмастерье, когда ковал из железа цветы, что будет всю жизнь получать в дар цветы от благодарных учеников? Предполагал ли он, обучаясь выкладывать паркет, что его танцы станут украшением лучших паркетов нашей страны и Европы? Предчувствовал ли, когда ребенком мечтал о самолетах, что воплотит свое стремление к полету в танцах?

Имя заслуженного работника культуры Кабардино-Балкарии и Российской Федерации Юсуфа Эминова прочно вошло в историю Кабардино-Балкарии. Творения легендарного хореографа отличаются неповторимым рисунком, совершенством простых движений и изысканностью костюмов. “Зритель должен ахнуть и не успеть опомниться”, — это кредо Эминова. Каждый танец маэстро — как вспышка: он длится только мгновения, но его магия настолько сильна, что пленяет сердца навсегда! 


Инга Казанчева,
член Российского союза писателей,
соавтор Антологии русской прозы,
автор книг
«Путешествие из Нальчика в Мадрид»,
«Путь русских аристократов,
или
Путешествие от Эльбруса до Атлантики»,
«Рецепт на миллион».