Парень из Копейска

Борис Комаров
/Из разговора со сменщиком/

- Ну, Витька,  стоит тебе уйти в отпуск - всякая ерунда  начинается! Без постоянного сменщика плохо: то одного подсадят к тебе на машину, то другого…
И в ту субботу та же история. Прихожу  на работу к двум часам дня  — нету тачки в гараже, я в дис¬петчерскую: начальник колонны, говорят, подменного подсадил, в четыре часа заедет. Ничего, думаю, подожду...
Выскочил, короче говоря, в пять часов на линию, настроение никудышное, а за воротами таксопарка старик стоит:
- Куда, отец?
- В аэропорт!
Киваю ему головой, садись! Он дверкой  хлоп, едем. Хороший, думаю, пассажир попался, быстрее план сделаю. Назад-то и не гляжу…
Приезжаю в аэропорт, на счетчике четыре рубля с копейками. Давай, говорю, товарищ, рассчитывайся! Поворачиваюсь, а на заднем сиденье - никого... Один я, выходит, в аэропорт приехал, без пассажира… Не понял, знать, меня старичок, хлопнул дверкой и ос¬тался на асфальте.
Погулял по аэропорту, газировки попил, потом по¬садил бабку с чемоданами и умчал на Рабочий посёлок. Её-то рядом с собой усадил, ученым стал.
Едем, значит, с ней, а сам всё о порожняке думаю… И до того длинной мне эта смена показалась, что ай да ну! Да в самую темень колесо спустило.
 Откручиваю колесо, вдруг кто-то кричит:
- Друг, выручай!
Смотрю, парень бежит, только уж больно странный: брюки спортивные, тапочки комнатные и пиджак лишь на майку надетый.
- Друг! — твердит, а сам аж на месте не стоит, прыгает от нетерпенья. – Едем скорей на вокзал. Уйдет же сволочь!
- Кто уйдет?
- Раздели, друг, меня  в  общежитии, видишь, в чем стою? «Обули» как по заказу. Парнишка с нами жил, он и раздел, сволочь! На вокзале должен быть. Поеха¬ли скорее!
И  помочь бы надо человеку, да как в такую даль без запаски ехать?
- Погоди, — говорю, — успокойся. До таксопарка докину, а там -  извини! Колесо надо в шиномонтажке делать.
- Ну, хотя бы туда! Сам шофер, понимаю…
Докрутил я гайки:
- Поехали! ...Сейчас раздели-то?
- Ну…  И, главное, кто? Земляк мой, копейский... Приходим с Юркой на обед, а комната  открыта и вещей нет... Хорошо, говорю, Юра, нас «обули», от всей души. Ни спортивного костюма, ни пиджака нового, даже паспорт украли. Юрка посмот-рел-посмотрел,   да и говорит: «И у меня тоже всё пропало, только пиджак остался да брюки спортивные, что под матрацем лежали». Надел я его барахло   и ходу… Убью,  сволочь, не мог же  он далеко уйти! Я расписание-то поездов знаю: свердловский без пятнадцати приходит, челябинский - попозже. Только бы на проходящий не сел.
- Долго он с вами жил?
- Где там долго, всего два лета! Я ведь тоже шофер, камазист. У меня друзей - море: и в авто¬колонне, и на комбинате. Любого спроси: все Пашку знают! А этот шефа возил на «Волге»…
- А как он парень-то был, ничего?
- Нормальный, только любил по-блатному выражаться! Говорю ему как-то: «Кончай болтать!». Знал ведь чуть про него: ездил прошлым летом в Копейск, мать проведать,   а он мне письмо с собой сунул — сеструхе, мол, передашь. Зашёл к ней… Брат у тебя   сидел? — спрашиваю, — Нет, — отвечает, — врет он всё.
Потом ему говорю: «Бить тебя за язык-то будут, вот увидишь!» А он смеётся: «Ладно тебе, молчи, а в Копейск приедем — две недели гулять будем!» Я и молчал, — Павел в отчаянии хлопнул себя по коленкам: — Э-эх, так мне и надо! Учить надо таких   доверчивых.
И вопросительно взглянул на меня:
- Далеко до гаража? ...Вот беда, а может, подбросишь  до вокзала? Голым ведь остался!
Задал ты задачку, Павел... И от¬куда свалился на мою голову? Я ведь тоже человек — понимаю: где среди ночи такси найдешь?
- Он расчёт что ли взял на работе?
- Ничего он не брал, вечером ко мне в гараже подходит: «Дай, - говорит, - Паша, масла в двигатель долить!» Я ему: «Пожалуйста, только у меня камазовское». И всё: ни слова - ни полслова больше...  — Павел с тоской посмотрел на меня: — А я ведь ему всегда помогал. …Надо было с Горького две новые «Вол¬ги» гнать, никто из служебной колонны с ним не поехал, так он меня уговорил. Шеф его даже обрадовался: Готовченко, мол, парень надёжный, езжайте!
Едем уже с ним из Горького и знаешь: лучше по рейсам ходить, чем  новые машины перегонять. У меня в «КАМАЗе» всё есть: и цепи на колеса, и трос, а тут — ничего! И просить не у кого: будто самолёты машины мимо тебя проскакивают.
- Знаю, Паша, знаю… Сам новую машину как-то из Горького гнал!
- А в Башкирии метель началась, похуже мороза это... Чуть  заметёт дорогу – всё! Сплошная ледянка под снегом.
Я всю дорогу первым шёл, он - сзади… А уже перед самой Уфой смотрю  в зеркало: нету! Что делать? …Разворачиваюсь и ходу, хорошо, что  встречных не было. Взлетаю на горку: стоит  в ложбинке и  тронуться не может! «Давай, — кричу, — руками тебя толкать буду!».
Растолкали его «Волгу», всё, думаю, теперь самому надо выбираться. А навстречу рейсовый автобус летит,   пропустил его и больше не тронулся. Свистят колеса, а толку нет….
К вечеру, гляжу,  морозить стало, хорошо, думаю: теперь не так скользко будет... Спустился пониже, ухватил колёсами чистый асфальт и пошёл наверх.  …До самой Уфы прошёл, а его - не догнал. Бросил меня! 
- И ты его простил?
- Куда деваться? — Пашка вопросительно взглянул на меня. — Земляк ведь, копейский. Но я его, - сжал кулак, — вот этой рукой зашибу! Ходить ведь стыдно, — тряхнул пиджаком. - Ты уж, друг, извини…
- Быва-а-ает… Чего извинять-то?
- Так у меня, — замялся пассажир, — и денег сейчас ни копейки нет… Может быть, в другой раз с тобой рассчитаюсь?
Этого ещё не хватало… Пять рублей на таксометре! Ну, да Бог с ним, горе у человека, а я о деньгах пекусь.
- Завезёшь, — говорю, — потом к нам в дис¬петчерскую…
- Конечно, — повеселел Готовченко, — аванс дадут и сразу к вам! …Смотри, сколько тачек на вокза¬ле, а в городе - никого! – Торопли¬во пожал мне руку: — Спасибо! 
Развернулся я на вокзальной площади  и в гараж. Глупый день…
 И уже забыл про тот случай, каждую ведь смену чего-нибудь да  случается, а сегодня попал на вокзал, смотрю: на скамейке возле автобусной остановки три мужика сидят и один из них — вылитый Пашка. И брюки спортивные, и пиджак, всё сходится, только майка другая. Глаза закрыты: вроде, спит.
Подошёл:
- Павел! — говорю. Не отвечает. Потрогал за плечо: никакой реакции.
- Мужики, — спрашиваю у его  приятелей, — нашел он того   жулика,  что вещи в общежитии украл?
- Какие вещи? — переглянулись они. — Кто тебе эту сказку рассказаывал?
- Так Пашка же… Неделю назад вез его в тачке: так, мол, и так!
 - А-а-а… — мужики опять переглянулись и пьяно захохотали. — Ты Пашку-то больше слушай… Мастер он на это дело! …Помнишь, Колька, — обернулся тот, что потрезвее, к со-седу, — мы тогда в Камышлов собирались, а Пашка - опоз¬дал, ну помнишь же? …Обокрали его - дает, артист! Да он сам любого обчистит! Это же Готовченко!  …Садись рядком, поговорим ладком, а то он всё болтает и болтает! Куда пошёл-то?
Сел я в тачку и в гараж поехал, смотреть на машину больше не могу... Сказал механику, что сломалась, соврал про двигатель и пошёл домой, устал, как собака... А может, и мне пора в отпуск сходить? Выйдешь на работу - я и пойду. Вы¬ходи скорее!
1993-2022г.г.