I. Будда и Христос - сходство и различие судеб

Сергей Горский Москва
          Часть I. СХОДСТВО


1. Миф о непорочном зачатии.

Оба были рождены не от банального  хотения плоти, а чудесным образом от высших небесных сил. Об этом утверждают, во всяком случае, канонические тексты, которым добропорядочная паства привыкла верить на слово.

Так, Священное писание христиан утверждает, что мать Иегошуа была пресвятой девой, зачала от Святого Духа и родила от Отца Небесного. Буддийское предание тоже утверждает, что мать Сиддхартхи Маха Майя (Большая Майя) была долгие годы бездетна, пока не увидела во сне в возрасте 45 лет белого слона, после чего беспорочно зачала  и родила младенца, вышедшего у неё из бока. Такие «доказательства» божественного происхождения используют многие религии мира (да и не только они) для обращения в свою веру многочисленной паствы, не обременённой интеллектом, не склонной к абстрактному мышлению, чуждой логике, но жаждущей  чуда, сверхъестественного, лёгкого решения тяжёлых, порой неразрешимых проблем. (Это однозначно!)

2. Непротивление злу вплоть до самопожертвования — самое непонятное и инстинктивно отторгаемое в этическом учении, что противоречит основному инстинкту человека — борьбе за выживание.

Джатаки (буддийские «жития»), канонические рассказы-притчи о предыдущих воплощениях Будды, повествуют,  например, о том, как некий царь отсекал отшельнику Арше поочерёдно руки и ноги, а он только повторял: «Я упражняюсь в терпении». (Вспомним: «Христос терпел и нам велел».) И таких притч в буддизме не счесть. В буддизме в отличие, например, от материализма и гуманизма иллюзорная человеческая  жизнь не является высшей ценностью.

Буддийские ценности — это очищение от желаний и накопление добра. Не  в смысле: «сума, будь добра, дай добра». И враз по щучьему веленью, по моему хотенью «двое из ларца одинаковых с лица» вмиг доставят тебе любое добро: хоть варенье, хоть печенье, хоть злато, хоть серебро, хоть акции, хоть облигации, а лучше всего — чёрный нал. Гуляй, рванина!

Это добро не вещественное, не материальное, не товарное и не денежное. Это добродетельная жизнь и это ликвидация авидьи — невежества, искажённого, неверного знания. В иллюзорном материальном мирке холь и лелей истинные, незримые глазом духовные ценности. Даже ценой собственной жизни, которая в современном бездуховном обществе материализма и эгоцентризма является высшей ценностью.

Это этика пассивная, так как она не зовёт к бунту, к восстанию, к революции, к свержению царства социального зла и несправедливости. Но эта же этика и активная, если рассматривать все общественные отношения как проявления великой иллюзии, которое творит дихотомическое сознание. Весь мир существует в сознании, которое и требуется изменить к лучшему собственными титаническими усилиями. Как поётся в песне про серёжку ольховую:

                Пусть нам не дано изменить всё немедля, как хочется, —
                Когда изменяемся мы, изменяется мир…

Этот лозунг очень близок буддистам, которые уверены, что когда изменяется наше сознание — изменяется мир.  Он идёт в противовес твердокаменному материалистическому кредо «Бытие определяет сознание» и вытекающему из него расхожему лозунгу наших дней «Не мы такие, а жизнь такая».

Непротивление злу явно прослеживается и в христианстве. Главная проповедь Иисуса Христа — Нагорная — провозглашает:  «подставь левую», что в оригинале звучит так:

«Вы слышали, что сказано: “око за око и зуб за зуб”. А я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два» (Мф. 5:38–41).

В животном мире те, кто следует такому условному инстинкту, оказывается в лучшем случае в самом низу иерархической лестницы, как, например, забитые маленькие волчата в стае, пытающиеся определить лидера, Альфа-самца. В худшем случае их ждёт скорая смерть  и участь чьей-то добычи. В мире людей животные инстинкты определяют их поведение процентов на 90, хотя человек тем и отличается от животного, что способен временами подниматься над животными инстинктами. Но это уже требует особого воспитания, иначе те же волчата в человеческом обличье определяют, кто из них Альфа-самец, а кому уготована роль парии,  жертвы и добычи. Дал слабину — получи по полной.

Если человек остановился в своём развитии на животном уровне, то этику развитых религий, коими  являются буддизм и христианство, ему понять столь же трудно, как и парадоксы квантовой механики. Парадоксы древнейшей этики и новейшей физики не укладываются в буйну голову человека-зверя, постигающего мир органами чувств, перерабатывающего эту информацию здравым смыслом и живущего первобытными инстинктами.

3. Приписываемые им чудеса.

По преданию, Будда совершил до 3 500 различных чудес: от побед над драконами до чтения чужих мыслей. Согласно  евангелиям,  Христос также совершил немало чудес: ходил  по воде аки посуху, превращал воду  в вино, пятью хлебами накормил толпы страждущих, исцелял больных, воскресил  Лазаря и т. д. Буквально воспринимать на веру все эти чудеса столь же наивно, как и верить в чудеса многочисленных Бэтменов, Спайдерменов и Суперменов. Мифологическое сознание всеми правдами и неправдами стремится изобрести чудо, чтобы привлечь паству или сделать кассовые сборы. Падко на чудо сознание человека, ох падко. (Хотя... «Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам».)

4. Реакция  Вселенной  на пиковые моменты их жизни.

Буддийский канон так описывает реакцию мироздания на знаменитую Бенаресскую проповедь (буддийский аналог Нагорной проповеди в христианстве), которая последовала сразу после достижения странствующим аскетом Гаутамой Пробуждения от объективизированного сна, в котором находятся все люди:

           «…вся совокупность десяти тысяч миров заколебалась, затряслась, задрожала;
           и бесконечный могучий свет пронзил мир, свет, превосходящий тот свет,
           который мог быть произведён божественной силой дэвов».

В свою очередь, Откровение Иоанна Богослова подобным образом, хоть и другими словами,  описывает реакцию Вселенной на то, что некий  «Агнец как-бы закланный, лев от колена Иудина, корень Давидов» победил и смог раскрыть книгу жизни:

        «И когда он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем,
        имея каждый гусли и золотые чаши,  полные фимиама, которые   суть молитвы святых;
         И поют новую песнь, говоря: достоин ты взять книгу и снять с неё печати;  ибо ты был заклан,
        и кровию своею искупил нас Богу из всякого колена, и языка, и   народа и племени.
        И соделал нас царями и священниками Богу нашему, и мы будем царствовать на земле.
        И я видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и   старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч,
        Которые говорили громким голосом: достоин Агнец закланный принять  силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение.
        И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею и на море, и всё, что в них, слышал я, говорило:
        Сидящему  на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков» (Откр. 5:8–13).

5. Роднит Будду и Христа и то, что оба они были Победителями с большой буквы.

Будда, будучи простым смертным, достиг Пробуждения от иллюзорных грёз сознания и последующего Освобождения от оков сансары, неумолимой колесницы жизни-смерти, которая ввергает любое живое существо в юдоль страдания. Достигнув блаженного покоя нирваны, он победил смерть и страдание.

Христос также одержал Победу над смертью. Евангелия утверждают, что, будучи распят на кресте, он на третий день воскрес. О победе над смертью, завещанной всем званым и избранным, говорит и послание апостола Павла коринфянам:

            «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся
            вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся.
            Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие.
            Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное:
            "поглощена смерть ПОБЕДОЮ.
            Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?"
            Жало же смерти — грех; а сила греха — закон.
            Благодарение Богу, даровавшему нам ПОБЕДУ Господом нашим Иисусом Христом!» (1 Кор. 15: 51–57).

Менее известна Победа Христа, описанная в книге Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсис). Она тоже говорит о Великой Победе Христа, однако эта Победа уже заключается в слиянии с Отцом Небесным:

                «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моём,
                как и Я победил и сел с Отцом Моим на престоле Его» (Откр. 3:21).

Мало того, что Он сделал это сам, Он завещал ещё это сделать и другим, таким же людям, как и он, у которых есть задатки, способности, желание и решимость идти той же дорогой, идти до победного:
 
             «Побеждающий наследует всё, и буду ему Богом, и он будет мне сыном» (Откр. 21:7).
 
В этом и есть главный смысл Воскресения Христова и Победы над смертью! В этом и заключается самое главное таинство христианства, непонятое по сей день!


6. К общим чертам можно отнести и то, что оба учения рождались как ересь.

Буддизм явился ересью в брахманизме, хоть  и впитал от него учение о сансаре, о карме, да и о нирване тоже. Только в недвойственной веданте (адвайта-веданте) состояние мистического Освобождения Атмана от пут сансары и его слияния с вселенским Духом — Брахманом — носит название  «мокша», а в санкхье и йоге состояние абсолютного Освобождения, понимаемое как полное отделение неподвижного  Духа (Пуруша) от динамичной первоматерии (Пракрити), называется «кайвалья».

В достижении Высшего Освобождения от пут сансары все школы индуизма видели основную цель жизни каждого человека. Но в кастовом обществе это состояние было уделом избранных, прежде всего жрецов-брахманов. Шудры (простолюдины, слуги)  и неприкасаемые, а также чужестранцы, не знакомые с высшей мудростью Вед, были вообще лишены права на мокшу. Достигалось это сверхсостояние сознания благодаря правильному и надлежащему исполнению культа и принесению жертвоприношений многочисленным богам ведического пантеона.

В отличие от снобистского  учения брахманов, Будда отверг кастовое деление общества и исключительность брахманов и провозгласил всех людей равными на их пути к спасению и освобождению от уз сансары и кармы. Ни положение в обществе, ни национальная принадлежность, ни знание Вед, ни посредничество  брахманов  значения для Спасания и Освобождения не имеют, учил Будда.

Главным в его учении стали не религиозный культ, не догма и даже не этика, а  трансформация сознания в чистое Знание-Видение. Эта трансформация достигается  посредством внутреннего созерцания, известного на Западе под словом «медитация». Диалектическое отрицание сознания (виджняны) и обретение Высшего Знания (Джняны) является финалом-апофеозом благородного срединного восьмеричного пути к спасению.   Этот путь приводит к Освобождению из нескончаемого круговорота жизни-смерти под названием «сансара». Дальше — только нирвана.

Важнейшим мерилом человека стала не кастовая принадлежность, а духовные силы и способности. Так, в брахманизме считалось, что только индийцы по национальности, а из них — только брахманы по кастовой принадлежности, могут достигнуть мокши, Великого Освобождения. Причём для этого надо непременно  знать Веды и выполнять ведические ритуалы.

В учении же Будды это Освобождение от оков сансары уже доступно любому человеку, невзирая на его национальную и кастовую принадлежность. Во главу угла была поставлена не форма, а содержание, не внешние обряды и ритуалы, а внутреннее откровение и Пробуждение от иллюзий сознания (Бодхи). Закостеневшая социальная конструкция кастового общества была отвергнута  напрочь во имя простого человека.  Неспроста Гаутама Будда нажил себе лютых классовых (или кастовых?) врагов в лице касты брахманов. Покусился на «святое», на касты, на данную кармой высшую духовную и социальную власть в обществе, значит, приспешник Мары, дьявола.

Не раз и не два в истории это свободомыслие, которое затрагивало сложившийся социальный строй с его верхушкой власти, каралось «по всей строгости  закона».  Самый яркий  тому пример — история христианства. Христианство тоже явилось ересью в иудаизме, близкой к секте ессеев (греч. — «благочестивые»), верящих, в отличие от ортодоксальных  иудеев, в загробную жизнь и ожидающих прихода Мессии, Спасителя всех людей, а не только «богоизбранного народа». Сам Иисус и его первые ученики были иудеями по крови и по вере.  Два главных еретических момента с точки зрения высшей, священной  «касты» евреев  заключались в том, что:

1) Некий  Иегошуа  провозгласил себя равным Богу (на иврите полное имя «Иисус» — это Йеhошуа или Иегошуа, что буквально означает «спасение посредством Бога». Кратко оно звучит как Йешуа);

2) Он же провозгласил равенство всех и каждого перед Богом, а не только иудеев как представителей «богоизбранного народа».

Так Иегошуа из Назарета нажил себе лютых классовых врагов из числа первосвященников иудейских. Они-то всеми правдами  и неправдами, вплоть  до обвинения в государственной измене, вынудили римского наместника распять «Царя Иудейского». Хотя Понтий Пилат и не нашёл в его словах вины и желал отпустить, согласно еврейскому обычаю, на иудейскую  Пасху,  но под угрозой обвинения в измене римскому кесарю, он был вынужден подчиниться толпе «первосвященников и служителей».

В определённом смысле и Будда, и Христос являлись первыми революционерами, которые произвели ломку сознания и ломку общества, основанного на социальном неравенстве.  Они первыми провозгласили равенство всех людей, и, в отличие от лозунгов Маркса и Энгельса, это было равенство не по отношению к средствам производства. И даже не равенство перед законом, чем гордятся западные демократии и правовые государства.

Они провозгласили равенство всех людей на пути к Спасению. Равенство вне зависимости от отношения к средствам производства и, соответственно, социального статуса, вне зависимости от богатства или бедности, сильный ты мира сего или отвергнутый обществом пария, вне зависимости от того, какого ты рода-племени, какого цвета твоя кожа, вне зависимости от того, калека ты и урод или божественно красив лицом и телом.

Хотя суть Спасения у Будды и у Христа абсолютно различны. У Будды это Спасение любого живого существа от неизбежного вселенского страдания в циклах созидания и разрушения, жизни-смерти и обретение блаженного покоя нирваны, неподверженного круговерти сансары, исполненной страдания. А у Христа это Спасение сводится к воскресению нетленной души в Царстве Небесном.

7. Роднит оба учения и то, что оба основателя двух великих мировых религий являются личностями полулегендарными, полумифическими. Если для верующих их жизнеописание  и учение есть  факт, не вызывающий сомнений, то для учёных-историков всё далеко не так однозначно.

Отдельные ссылки у историков о личности Иегошуа из Назарета есть. Как правило, они сделаны со слов очевидцев или людей, выдающих себя за таковых, то есть изначально в них присутствует искажение информации. (Вспомним расхожее выражение: «Врёт, как очевидец».) Любой посредник в передачи информации — это уже принцип испорченного телефона. А фотографии, кинохроники (пусть даже немой и чёрно-белой), аудиозаписи на магнитофоны и диктофоны и видеосъёмки на камеры и гаджеты в те далёкие времена ещё не было. (А жаль!) 

Книги о его жизни и учении были написаны гораздо позже, спустя десятки лет после его смерти. Канон же под названием Новый Завет был отобран из многих книг и сформирован уже спустя столетия, причём сформирован в жесточайшей борьбе с «еретиками» уже внутри самих христиан.

Подобным образом, буддийский канон также был записан на пальмовых листьях лишь спустя примерно 3 столетия после смерти Будды Шакьямуни (в переводе с санскрита — «Пробуждённый мудрец из рода Шакья») и его перехода  в нирвану. До этого он передавался изустно. На языке пали он называется Типитака, на санскрите — Трипитака, что означает и в первом, и во втором случае «три корзины учения». Для любого ортодоксального буддиста этот канон священен.

Хотя, помимо ортодоксального, относительно немногочисленного  направления южного буддизма под названием Тхеравада (по иному — Хинаяна), существует неортодоксальное направление под названием Махаяна (Большая колесница спасения), а в каждом из этих направлений помимо двух основных школ (вад) существует множество дополнительных. И в каждой школе свои священные тексты — сутры или тантры, свой подход к учению великого Пробуждённого. Но сами сутры или тантры (в тантрическом буддизме) и основанная на них философия  являются не истиной в последней инстанции, а лишь путём к овладению истиной, которая хранится не в корзинах с пальмовыми листьями, а в пробуждённом от оков сознания Уме самого человека.

Свидетельств историков о личности Пробуждённого мудреца из рода Шакьев  практически не имеется.  У самих буддистов существует как минимум 5 вариантов биографии  Будды. В одной из них он описывается спустившимся на землю божеством (невольно напрашиваются определённые аналогии), в другой — как человек, достигший совершенства и заслуг в прежних перерождениях, в третьей — как постоянно совершающее чудеса сверхъестественное существо и так далее. Жизнеописание зависит и от биографов, и от  целевой аудитории, на которую она рассчитана, и от целей биографии.

Чем проще и необразованней целевая аудитория, тем больше она жаждет сверхъестественного, чуда, гласа с небес, защитника и спасителя от тягот и лишений, от жизненных невзгод. Тем проще и быстрее распространение учения, выход его в массы и, соответственно, тем явственней почести и авторитет, а то и власть, а то и богатство священнослужителей. Это общее правило, относящееся ко всем религиям. Общественное сознание творит своих богов, героев  и кумиров.

И наоборот. Чем более образована и продвинута паства, чем больше её возможности мыслить абстрактно, а не конкретно, чем больше веры в себя, тем меньше нужды в чуде, а больше тяги к совершенному Знанию. Чем больше собственного Знания-Силы, тем меньше нужды в постороннем Спасителе. Но и тем меньше паства, тем меньше поверивших, тем меньше понявших и принявших. Власть толпы и сила Знания находятся в обратно пропорциональной зависимости.   

Учение может быть демократично, а может быть аристократично. Оно может быть экзотерично (exoterikos — греч. «внешний»), что примерно соответствует современному термину популизм (а то и попса), а может быть эзотерично (esoterikos — греч. «внутренний»), что в принципе означает обращённость к немногим избранным, посвящённым, специалистам.

Чем оно более аристократично, тем более глубоко и действенно, но тем менее распространено и востребовано. Аристократов духа  всегда меньше, чем «широких народных масс», требующих «хлеба и зрелищ» (точнее,  «хлеба и цирков» — лат. — “Panem et circenses”), а избранных всегда меньше, чем званых, причём не на званый ужин, а к Спасению.            

К Спасению призвали и Будда, и Христос. Они жили в разное время, в разном месте, выросли в абсолютно разных культурах и оставили абсолютно разные учения о Спасении. Различий в жизни и особенно в учениях Будды и Христа более чем достаточно. И, что самое главное, они носят принципиальный, а не формальный характер.


Продолжение следует: http://proza.ru/2024/04/29/178


          29 апреля 2024 года