В ночь лёг густой туман

Татьяна Немшанова
Север дикий,
Север странный.
Север грозный
И желанный.
Здесь дикарство бьёт ключом.
Тут сияет солнце днём.
То метели волком взвоют,
То морозы затрещат.
Комарьё завьётся роем
И кедровки затрещат.


Понедельник, 27 апреля 2020 г.

Перепутала даты. Вчера было не 25 апреля, а 26 апреля. Вечером ходила на рыбалку. Встретила заядлого рыбака. Говорит: «рыба плохо ловится». Спросил, -почему поздно иду?.. – Посетовала: «До обеда много дел: уборка, рассада, а после рыбалки нет сил заниматься домашними делами. Вот и получается выйти на проминант лишь к вечеру».

Пойманную сегодня рыбу фактически всю раздала птицам. - Такие голодные! Со мной ходил сегодня Дымка. За нами увязалась со двора соседская борзая, как и её хозяйка, чёрная сука. Гнала всю дорогу, - бесполезно! Хитрющая! Наглая! Уворачивается и обходит кругами, преследуя нас. Нервы вымотала до основания, испортив настроение от природы, предстоящей рыбалки. Хуже нет этих дворовых сук! Достают! Шага в лес не сделать! Она непрестанно во всю глотку лает на рыбаков, носится, как чокнутая, по реке, невозможно спокойно на реке рыбачить никому. И вдобавок умело принялась охотится на мой улов. Невозможно оставить рыбу у лунки, как то принято здесь, на рыбалке, - ворует ловко!

Неотступно следует за мной по лункам, - достала запредельно! Сил нет! В неё хоть закидайся кусками льда! – Уворачивается, и добивается своего. Полностью копирует свою хозяйку. Та такая же: нападает исключительно со спины, воровски пакостит всем в доме, а афишируется верующей в Бога.

Только поймала две сорожки, - подлетела голоднющая ворона и оголодавший ястреб. Он мелодично непрерывно улюлюкает и свиристит. Все - голодные! Впервые ястреб подлетел ко мне вплотную, - клянчит рыбу, не боится человека, настолько хочет есть, выпрашивает еду. Бросила им рыбину. Кинулись оба наперехват. Ворона более проворна, нежели сокол. У того большие крылья и он планирует, а ворона ловко перемещается во всех плоскостях. Она не планирует, а складывает крылья, то падает, то разворачивается в полёте на одном месте. То одно крыло подогнёт, то второе. Выглядит ловчее. Ястреб всё же смог отнять у вороны рыбину уже на самой земле, точнее, - на льду реки. Сорожка - крупная! Не менее трёхсот грамм. Дала рыбину ещё и вороне. Птицы подхватили, и унесли корм в тайгу подальше.

Накормила двух птиц. Ворона вернулась и принялась летать за мной следом вместе с собаками по лункам, словно вторая собачка домашняя. Зрелище оригинальное! Хожу в сопровождении своего пса, вороны, ястреба и соседской чёрной, как бес, суки.

Птицы ждут поклёвки, наблюдая за рыбалкой. – Ждут, когда клюнет рыба. Ворона стоит рядом со мной, метрах в трёх на льду, внимательно наблюдает за поклёвкой, за кивком удочки, как и я. Прилетели, прознав махом, другие вороны, расселись на деревьях по берегам Ятрии. Ворона знает прекрасно, где находятся лунки рыбацкие, знает, что именно в них ловится рыба, при этом знает наиболее уловистые места! – Столь наблюдательна! Возможно, она слышит рыбу подо льдом, знает, где та стоит. Когда я пошла вверх по реке в поисках по лункам рыбы, ворона опередила меня, залетела вперёд и села на кусте тала точно возле первой лунки, что была у меня на пути. Я же её не видела. Увидела лишь как подошла.

Фактически птица подсказывала рыбаку, где рыба. Она чётко понимала, где и как я ловлю рыбу, просчитала тактику рыбалки до метра, предвидя, где закину удочку и поймаю. Поразилась уму. Эта ворона рыбачила потом со мной до ледохода, неизменно встречая на реке. И, когда ужё шёл лёд, ждала на льдине меня. Пришлось ей сказать: «Всё, красавица!
 Лёд пошёл, я больше не рыбачу. Теперь сама сможешь прокормиться на земле, на проталинах!». Ворона поняла и занялась своими делами летними. Не знаю, отчего, она всегда летала одна, без стаи.

Ястреб – пёстрый. Хвост – рыбий. Размах крыльев около метра. Поел, - успокоился, весело заулюлюкал. Он - не один. Прилетела с юга к нам на гнездовья пара. Оттого вернулся и уже летал над полыньёй высоко. Заметила, - он подкармливает более робкого партнёра, вероятно соколиху, что уже вьёт гнездо. Я опять бросила ему рыбину, удерживая Дымка за ошейник, чтобы не перехватил. Пёс ловчее ястреба и свою рыбку не готов добровольно скармливать птицам.

 Ястреб смог отбить рыбу у вороны. Та проворнее его, да слабее физически. А вот третью рыбину другая ворона, или врОн? - опередил сокола, оставив конкурента без рыбы. ВорОн, вероятно, - самец, - не та ворона, которая постоянно со мной рыбачит. И сокол мог быть другим, - более осторожным. Внешне мне сложно отличить, тем более, когда внимание сосредоточено на кивке, на поклёвке, чтобы не проразявить рыбку, - подцепить вовремя.


***
Возвращаемся в село. Солнце топит снега. Идти по раскисшему снегу очень и очень сложно. В промоине крякала серая утка, созывая к себе сородичей. На ночь, на реку, собрались охотники на уток.

Располагаются по кустам. Постоянно беспокоюсь, чтобы случайно и не случайно не стрельнули в моего пса, да и в меня. – Непрерывно приходится быть настороже. Не доглядишь, - пальнут спецом по псу, а то и мою сторону для острастки, чтобы боялась. На раскисшей дороге в грязных лужах ходят кулики. Здесь тоже валяются пустые гильзы…


Вчера 26 апреля 2020 ходила в Сбербанк. Подключила через банкомат телефон и логин к кабинету онлайн. До этого звонила специалисту. Она сказала: отделение нашего банка работает постоянно, кроме выходных - с утра без перерыва. В банке никого не было.

Сотрудница, - знакомая со школьной скамьи, сидела без ковидной маски, не прибранная, сильно отвлечённая, плохо слушала меня, - сильно расстроена чем-то. Но помогла мне отправить фото через вацап на телефон дочери. До этого мне звонила специалист с некоммерческого пенсионного фонда, - нужен скан или фото реквизитов банка. Я объяснила, что всё закрыто в селе сейчас из-за ковидного карантина. Дело в том, что непонятным образом все мои персональные данные, пенсионные губернаторские дополнительные выплаты, накопленные за несколько лет, без моего ведома, оказались переданными в некоммерческий какой-то банк. Попыталась снять деньги, да не получается. Оказалось нет счёта! И потом выяснилось, что с карты исчезли все деньги подчистую, снятые самим же банком нашим! Выяснилось, что выплаты «губернаторских» пенсионных денег сотрудники отделения нашего банковского сняли! И ещё вырисовался, взятый сотрудниками нашего отделения банка, выросшими на моих глазах, прекрасными односельчанинами, на моё имя льготный пенсионный кредит. О чём я и не ведала, да тот всплыл по распечатке, которую я «выбила» с банка. А там! – на меня оформлялся кредит!

Пришлось выяснять, обращаясь напрямую в приёмную губернатора, на каком основании банк снял все до копейки пенсионные накопления, притом ещё и оформив кредит, передал все мои персональные данные в какой-то неизвестный мне коммерческий фонд? Тогда как фонд подразумевает в своей основе добровольчество его клиентов. Большую часть денег после бесчисленной переписки, при помощи горячей линии губернатора округа, в итоге мне вернули – весьма приличная сумма! Копила её на «чёрный день», но не все вернули. Не удалось доказать пенсионные накопления за пару лет. Тоже немалая сумма. Но была рада и на том, что удалось вернуть с банков.

А как итог наше отделение банка «Открытие» и «Ханты банка» экстренно в селе закрылось. И «часть» сотрудников испарилась с рабочих мест. Всё, естественно, без особой огласки. Просочилась краткая инфо в СМИ. Быстро планово одни обанкротились, тут же переименовались. Оказалось, и сбербанк новую карту пенсионную заныкал. Обязаны выдать через десять дней по истечению срока, а мне пришлось второй месяц через горячую линию добиваться выдачи пенсионных денег. Деньги пенсионные шли на карту Сбербанка уже, но в нашем отделении их отказались выплачивать. Прокручивались пенсионные деньги лихо! Как поняла: нашими же местными дельцами, что брали льготные кредиты за счёт нас- знакомых, честных, хороших товарищей, ничего неподозревающих пенсионеров. А пенсионный фонд отправлял регулярно пенсию на пенсионную карту. В итоге я осталась без денег. Хорошо, была заначка на хлеб! Надо ехать на родину, а у меня все пенсионные карты банками прокручиваются. Пришлось звонить опять в округ в приёмную губернатора. Благо, что там реагируют быстро, и помогают постоянно, адекватно реагируют.
Как поняла, влетело всем после проверок хорошо. Вот теперь и работают как положено ежедневно, а не чаи по домам гоняют. До судов, естественно, не дошло. Но мест, как поняла, некоторые лишились. Непрерывно постоянно приходится всё держать под контролем. Важно знать законы, хранить все «бумажки». Обращаться за разъяснениями исключительно письменно, чтобы иметь доказательства, без них лишишься пенсионных крох лихо! Да ещё и виновной кругом окажешься. А врагов наживёшь смертельных, что в итоге и вышло, имело трагические последствия. Добровольно никто с тёплых мест не уйдёт…

 Деньги вернуть удалось благодаря сохранившемуся чеку на покупку симкарты! Кто бы мог подумать, что смогу доказать хищение с моих пенсионных карт по крохотному чеку мобильного оператора! Благо, что тот не выцвел. Чеки банковских банкоматов сейчас целенаправленно белеют через два месяца. Сделано так, чтобы клиент не имел доказательной базы. Всё рассчитано, что пенсионеры не способны, исходя из возраста, здоровья, советского воспитания отстаивать свои права. Крайне сложно воевать с опытными обученными юристами! Если б не писменные моё заявление, то обращение по горячей линии было б голословным. И осталась бы ещё и виноватой, - без денег, с кредитом, оформленным сотрудниками банка на пенсионера тайком. И, если б им всем не попало, то так бы и продолжали нарушать права и законы, дуря пенсионеров. Хотя и жаль их. – Все выросли на моих глазах! Все односельчане. Только сколько раз приходили в детстве в мой же дом пить чай с пирогами, сколько раз им помогала!.. – Сложно понять причины подобной метаморфозы с возрастом.


***
В шестнадцать, к вечеру пришла на реку. На реке много людей, два снегохода семьи с детьми. Много собак. Рыбачат, где рыбачу я, на моих прикормленных лунках. Подходим, на Дымка внезапно накинулись их собаки. Пёс растерялся, не ожидая наглого нападения своры. На реке много народа и детей, и я ругаюсь на своих лаек, если лают, не позволяю драться. А собаки сразу схватили Дымка за уши, принялись рвать. Уши у него и так болят! – порваны. А снег огромный! Не успеваю среагировать. Под раскисшим снегом ещё и наледь, - можно улькнуть по пояс, а то и с головкой уйти под лёд. Дымка в итоге оттеснили от меня четыре крупных агрессивных пса. Я вступилась. Разогнала. Взяла Дымка на поводок. И прошла мимо людей дальше. А молодое мужичьё не реагируют, смотрят, когда их собаки накинулись!.. – гадко от того на душе. Хочется плюнуть им в лица. Ощущаю брезгливость.

Пёс благодарен защите. Оценил сполна. Пошла вверх по реке. Тяжело идти! Сильно вязну. Наледь проваливается, не держит. За мной, опережая, полетела моя ворона. Она меня ждала возле реки. Заметила идущей ещё на подходе к реке, с высоты деревьев. Ястребов пока нет.

Рыба выше по реке не клевала. Один буран уехал. Одна семья осталась жечь костёр. Я вернулась на свои лунки вчерашние. Поймала двух крупных окуней и двух очень крупных сорожек. Прилетели вороны и два ястреба - моих. Летят стаями лебеди на север.
Появились вороны чужие. Принялись враждебно прогонять мою ворону. Та, похоже, женского пола, и жила зиму в селе, вероятно травмирована. Знаю людей, что расставляют капканы во дворе на птиц. Чужаки согласовано принялись нападать и на ястребка.

 Тот пытался подлететь ко мне. Две вороны на него набрасывались в воздухе, не дозволяя лететь в мою сторону, били крыльями, клевали, вставали поперёк пути. И то всё высоко в небе! Когда я бросила рыбину ястребку, вовсе не дали ему лететь, - нападали, перегораживали. Вплотную, атакуя, не позволяли лететь в моём направлении! А тем временем третья наглая ворона стремительно кидалась к рыбе, хватала и улетала с добычей в лес. Эти вороны наглые! - не мои. Я их гоню. А они наглеют. Удалось и их накормить рыбой и разогнать. Только тогда ястребок смог подлететь. Придерживая за ошейник Дымка, бросила ему рыбину. Ястреб успел плотвичку схватить когтями. Да в это время кинулись к нему сворой чужие собаки и вороны со всех сторон. Однако бедолага успел улететь в густой кедрач. Я закричала на собак и спустила Дымка с поводка, чтобы разогнал.

Накормить удалось ястреба дважды. Остальную рыбу, что кидала ему, перехватывали вороны, потом уже и Дымок. Поев, ястреба улетели. – Вероятно, оба утолили голод Сытыми они не подлетают ко мне. Удивительно, насколько согласованно действуют вороны стаей! Думаю: «Почему маленькая ворона всегда одна?!.. – не в стае. Она - серая. Отличается окраской, - самочка».

Ястребков – пара. Меня знают в лицо. И прилетают именно ко мне из года в год последние пять лет. Появляются на реке в апреле. Меня помнят! Подлетают ко мне осознанно. Понимают: я хочу накормить их, подстраиваются под мои действия, когда пытаюсь кормить. Им очень сложно, - после перелёта на Север ослаблены, а вороньё на них нападают стаей и отбирают корм. В вороньем собратстве действия строго разделены. Одни нападают в воздухе, бьют крыльями соперника, не дают лететь в сторону человека, тогда как одна сидит высоко разведчиком, наблюдая. Одна, или две, контролируют меня, перехватывая выловленную с лунки рыбину, часто и крадут, лишь зазевайся. Они хитро шажками подкрадываются со спины незаметно. Оглянусь, - останавливаются. Отвернусь, - делают пару мелких шажков. Крадут рыбу со спины, только отвернись! Нельзя оставить!

Дымок оценил мою заботу и легко позволил взять себя на поводок. На объездной дороге встретила учительницу с дочерью, - гуляла по дороге. Глянула на меня оценивающе, - я с рыбалки иду, ухайдаканная. Чтоб сгладить ситуацию, спросила: «Гуляете?..». В ответ: «А, что делать?..». Сама завуч по воспитательной части. Непрерывно в школьный рупор орут на всё село, чтобы все сидели по домам, не выходили на улицу, не отходили от дома дальше двора! В селе эпидемия ковида полным ходом! Объявлен карантин. Ор рупора, как в войну, слышен и на реке, за несколько километров от села.

 Простой люд заставляют соблюдать карантин, а вот всё руководство чихает на него! Никто не носит в учреждениях масок! Санрейсы каждую ночь уносят люд. В больнице, чтобы не портить статистику, ставят диагноз не ковид, а ОРВИ. – Так приказали! Подумала, - нам, простым гражданам, не выйти никуда дальше двора и туалета, а учителя спокойно таскаются по селу, - как объяснять детям, что нельзя выходить из дома, когда все при власти приближённые разносят заразу?..».

***
Володя в тайге. Зашёл выгонять лодку в угодья. Манья стоит. Добыл двух рябков на еду. Сказала ему, что впереди, до четверга, по прогнозу метели. Сегодня вывела Дымка в восемь утра на проминант. Проснулась оттого, что пёс завыл. – Напугалась, соскочила. Тревожно. Сны постоянно. Сейчас забыла о чём. Вроде бы, снилась машина, - гружу вещи, куда-то еду. И вроде бы, - моя одноклассница, подружка сидит в машине, а та - типа вездехода. Сны вещие. Ощущение: о чём-то мне хотят сказать. – Знать бы, что?..

Передний зуб крошится. Пломба выпадает. Полощу водкой с орехами кедровыми, чтобы не пошло дальше. Поговорила с молодым соседом. Он одноклассник дочери. Машина у него на детали разобрана, куплена у другого соседа, под нашими окнами валяется. Другой сосед – инвалид, колясочник, - дома, живёт с больной – с инвалидкой по уму с детства. Не знаю, как наименование. Что-то типа олигофрении. Удивляться не приходится, - пьянь голимая в селе! Инвалидов много. Сосед, как говорили, по молодости крепко пил, на мотоцикле врезался в столб. Теперь колясочник. Никому не нужен. Хлеб постоянно покупают ему соседи. Жена загуляла, бросила инвалида и свою родную сестру на попечение соседей, живёт с молодым мужиком, родила от него. Сегодня пасмурно. Заморозок. Появился наст.


п\с.
Через год, в 2021 –ом, сосед - колясочник, заброшенный родственниками, неожиданно умрёт. Как поняла, болел ковидом, - заразили родственники, что приходили при получении тем пенсии. Сын, сотрудник МЧС, скрывал, чтобы не лишится работы. Как поговаривали, - мчээсовцы крепко болели ковидом!.. Заболели одними из первых, потом – учителя. Молодого соседа, отца ребёнка, жестоко зарежет кухонным ножом брат жены – соседки. Он - генеральный директор муниципальной управляющей компании ЖКХ. Ту активно начали за дела и делишки трясти сверху, пришлось банкротится экстренно. Отсидел чуть более года по 105 статье за жестокое убийство беззащитного родственника, и ушёл реабилитироваться в СВО. Его отец- коренной уроженец Украины. Умер от пьянки. Мать – из местных националов. По национальности числится «коренным» малочисленным аборигеном…


Суббота, 27 апреля 2024 г.

Ночью - ливень. Ночью сильно выли собаки соседей, лаяли под дождём, привязанные. А хозяева спят, не выйдут даже. Мне снилось, что воет маленький Дымок. Его во сне уговариваю ласково, успокаиваю. Проснулась, - пёс спит на коврике у дивана, - как всегда, - рядом. Впервые меня не разбудил утром. А проснулась от пения птиц летних. - Прилетели! Утром чирикали кулики – первые! А за ними на рассвете стали заливаться трелью наши лесные сибирские соловьи. – Пара! Прилетела стайка сегодня на рассвете! - Бесподобно! Радостно! Лежу, а на улице стоит звон от птичьего пения. Поют и местные синицы. Голуби создают пары на чердаке, воркуют, топают, вошкаются. Радуются вороны, - каркают. Громко поёт сорока – заливается!

Вышла. – Грязно! Собаки стараются в какашки не вставать, перешагивают, не хотят марать лап. На столбе у дома сидит вОрон, самозабвенно поёт: «Кра-Кра-Кра…», и протяжно, как храмовый колокол: «Клынк, клынк!..». - Красиво! Чёрен! Красив. Ушли с лайкой в дом, он слетел в огороды. А певчие птахи поют в моём огороде! Они иногда у меня гнездятся. В селе необычно много птиц собралось! В селе – тает быстрее из-за угольной копоти, оттого и собрались птицы тут.

В дворе школы не погашен фонарь, а потом – долги миллионные! Бюджет выжигают лихо! Горел фонарь сутки! А солнце слепит, - не выключают. Около школы работает экскаватор. Вывозят снег, сваливают к экспедиционным старым ангарам на площадку. Те давно разобраны на железо и распроданы местной молодой активностью. Сейчас сияют скелетами каркасов, устрашающе брякают на ветру листами, которые не успели украсть и толкнуть на Землю. На зимник этот раз не везут поселковый снег. – Ну, и правы, а то не пройти там будет, как в прошлом году.

Неожиданно исчез с ноута этот файл! Ищу по поиску. Выдало сразу три аналогичных в разных местах. Потом ещё и с «глобусом». Ощущение, что влезли опять в комп сельские хакеры энергетики. Сегодня конец месяца, с умного счётчика снимаются дистанционно показания по расходам электропотребления. Раньше шло обновление базы «промышленной». Выдало: «Пользователи «Рекент» - на английском». Не могу удалить, - ноут орёт: файла нет, интерфейс файл… Нашла ярлык и сам файл, - не удаляются, кто-то удерживает. Типа… - его нет. Выдавало размещение на рабочем столе, а его там не нашла! Удалось скопировать текст, и создать новый. Давненько подобного не наблюдалось! Поняла: текст не по душе кому-то опять.

Вчера ходили на реку, едва обратно дошли. На подъёме с реки четырёхколёсник царапается. Две собаки. Одна лайка - абсолютно белая, вторая типа смеси с овчаркой. Технику скинуло, завалило вбок. Водитель откапывался лопатой, едва поднялся с реки в гору. А колёса выше меня! Предложила помочь. Пуля на речке заартачилась, кое -как подозвала. Она увлечённо копалась. Постоянно порывались оба пса на ту сторону реки. Через реку идут свежие странные цепочки следов, весьма похожи на волчьи. Размер особи с Дымка. Ушли в лес, куда мои порываются удрать. Опасаюсь, как бы не попали в зубы волчьи.

После двадцати одного заморосило и в ночь лёг густой туман. Только мы уже спали.

,Фото Татьяны Немшановой
Западная Сибирь, Приполярный Урал, Зауралье,крайний Север, Югра.


В ночь лёг густой туман