Ч. 12 Помогли нацистскому пирату

Владимир Врубель
Предыдущая страница   http://proza.ru/2024/04/28/1709

Гитлеровские войска захватывали одно государство за другим в Западной Европе. Казалось, что Вермахт невозможно остановить. Но только на суше.

Военно-морской флот Великобритании заставил самые мощные нацистские надводные корабли большую часть времени отсиживаться в своих портах. Воевали на море, в основном, немецкие подводные лодки.

Командование Кригсмарине (немецкого военно-морского флота) решило направить в океаны замаскированные под коммерческие суда рейдеры под ложным нейтральным флагом.

Задачей рейдеров, как и подводных лодок, было нанесение ударов по жизненно важным морским путям, которые поддерживали  в войне Великобританию.
 
Помог в этом нацистской Германии  в 1940 году Советский Союз. Советско-германский пакт о ненападении дал немцам гарантию, что Советский Союз не присоединится в войне к Франции и Великобритании.

Немцы в Мурманске создали базу для немецких торговых судов и для снабжения рейдера «Комет», для ограниченных ремонтных работ военных кораблей и вспомогательных военных кораблей за пределами британской блокады.
 
Несколько германских танкеров находились в Полярном. Они снабжали топливом грузовые суда, прорывавшиеся сквозь английскую блокаду в немецкие порты. Это удалось почти 50% германских судов.

Стоит рассказать более подробно о немецком рейдере.

Торговое судно «Ems» спустили на воду в 1937 году  в Бремене. В 1939 году его реквизировали и переоборудовали во вспомогательный крейсер, переименовав в «Komet».

На нём установили шесть 150-мм орудий, одно 75-мм, одно 37-мм и четыре 20-мм зенитных орудия.

Кроме того, на корабле смонтировали шесть торпедных аппаратов. На борту находились 15-ти- тонный  катер для постановки мин и гидросамолёт Arado 196 A1. Вспомогательный крейсер имел скорость до 16 узлов.

Всё вооружение корабля было тщательно и умело замаскировано. Например, главный калибр артиллерии скрывали навесные стальные листы, которые поднимались гидравлическим приводом.
 
Советско-германский пакт о ненападении имел секретные приложения, определявшие временное партнёрство между нацистской Германией и советским государством.

В обмен на обещания военных технологий, особенно военно-морских технологий, Советский Союз снабжал нацистов жизненно важным для них сырьём, прежде всего нефтью и зерном.

После переговоров Советский Союз согласился предоставить Германии доступ к Северному морскому пути, через который Германия могла получить доступ к Тихому океану.
 
Первоначально две страны согласились отправить 26 кораблей, в том числе четыре вооруженных торговых крейсера, но по разным причинам сократили число судов до одного.
 
Перед отправкой по Северному морскому пути «Komet» доработали:  усилили носовую часть и установили гребной винт, пригодный для плавания во льдах.
 
Крейсер отправился в первый рейд из порта Готенхафена (сейчас Гдыня в Польше) 3 июля 1940 года в сопровождении тральщиков М17 и М18.

Экипаж  крейсера насчитывал 270 человек под командой 48-летнего капитана 1 ранга (впоследствии контр-адмирала) Роберта Эйссена.

Он был капитаном на гражданских судах, имел опыт плавания в полярных водах. На службу в Кригсмарине Эйссен поступил добровольно.

9 июля 1940 года корабль зашёл в Берген для дозаправки с танкера снабжения «Esso».  Крейсер принял с танкера 400 тонн нефти и 200 тонн питьевой воды.

Танкер должен был сопровождать рейдер до Тихого океана, но сел на мель у норвежского порта, получив повреждения, которые сделали опасный рейс через арктические моря невозможным.

В Бергене крейсер «Komet» распрощался со своими спутниками-тральщиками и продолжил путь вдоль норвежского побережья, замаскированный под советское грузовое судно «Семён Дежнёв», под советским флагом, чтобы избежать атак англичан.

Пройдя 12 июля 1940 года мыс Нордкап, «Komet» с 15 июля по 13 августа дрейфовал или стоял на якоре в целях экономии топлива, дожидаясь прихода советского ледокола в заливе Териберка.
 
Советское командование предложило ему ожидать ледокол в Мурманске, но Эйссен опасался, что там его могут обнаружить союзники и предпочёл находиться в море.

Он сменил название своего корабля на «Donau», немецкого грузового судна.
Во время ожидания немцы занимались боевыми учениями, а для развлечения у них на корабле было свыше сотни  кинофильмов и 560 книг.

Во вторую неделю августа получили сообщение о благоприятных условиях для перехода через паковый лед, Эйссен получил приказ двигаться на восток со всей возможной скоростью. На борт корабля поднялись два советских штурмана.

Прошли пролив Маточкин шар, но пройдя 160 миль, вернулись из-за ледовой обстановки.

23 августа пришёл ледокол «Ленин», в то время самый мощный ледокол в мире, способный развивать скорость 19 узлов. Немецкий крейсер следовал за ним через пролив Вилькицкого.

26 августа два корабля прошли мыс Челюскина, и в тот же день к ним присоединился ледокол «Иосиф Сталин», флагман советского Арктического флота.
 
Все три капитана провели вечер в кают-компании  присоединившегося ледокола, а на следующий день продолжили плавание на восток германский крейсер и ледокол «Иосиф Сталин». «Ленин» отправился в Карское море.

28 августа «Сталин» вывел «Komet» через крепкий  паковый лед и густой туман в открытые воды, и на этом капитан советского ледокола распрощался с нацистским капитаном, оставив ему инструкцию, как связаться с ледоколом «Каганович» в случае возникновения каких-либо трудностей.

Трудностей не было, но 30 августа к «Komet» присоединился «Каганович», и немцам приказали следовать за ледоколом, поскольку впереди ожидался тяжелый лед.
 
В течение суток рейдер дважды застревал во льдах, и его приходилось освобождать при свете прожекторов. Он получил повреждение руля. 1 сентября оба корабля стали на якорь.

Обрадованный тем, что худший лед остался позади, Эйссен был ошеломлен, когда ему сообщили,  что в Беринговом проливе находятся  американские военные корабли.

Советские власти хотели вернуть рейдер обратно в европейские воды, поскольку опасались обвинения в нарушении нейтралитета.

Но крейсер находился всего в 400 милях от Берингова пролива и открытого моря за его пределами. Эйссен дал письменные заверения, что он понимает советскую позицию и берет на себя полную ответственность за свои действия.  На том и расстались.

Никаких военных кораблей в Беринговом проливе не оказалось. Эйссен потом сказал, что был бы не в силах повторить такое путешествие, а без помощи ледоколов оно было бы просто немыслимым.

За помощь ледоколами германское правительство заплатило 950 000 рейхсмарок, что по курсу соответствовало 130 000,00 долларов США.

Немцы зашли в Анадырский залив, где отремонтировали руль, после чего двинулись на юг вдоль побережья.

10 сентября, в очередной раз замаскированный под советское грузовое судно «Дежнёв», рейдер «Komet» вошел в Тихий океан и направился в свою оперативную зону.

Продолжение следует

На фотографии: нацистский пират «Komet»