Загадки телеутов

Федор Григорьев
Продолжение "Апокрифов"

31 марта 1609 года  состоялась самая загадочная церемония шертования - в Томском городе был заключён пакт о военно-политическом союзе между Московским царством и Телеутским каганатом.

Если кто не знает, просторы от Бердска до Белокурихи являлась ядром страны, которую в 17 веке называли Телеуцкой Землицей и Телень Ордой. Это было огромное  государство со всеми атрибутами централизованной власти, в границы которого был заключён Северный Казахстан, Алтайский край, Кемеровская область и половина Новосибирской области. Телеуты были хозяевами этой страны, составляя военно-административную элиту, под властью которой  пасли скот и выращивали просо несколько десятков ойратских и тюркских племен. Кроме того, у телеутов имелись Кузнецы - удивительное племя, представители которого занимались добычей руды и выплавкой железа. Согласно дошедшим до нас документам, Кузнецы умели делать всю номенклатуру средневекового вооружения "опричь пищалей".
До сих пор непонятно, были ли телеуты (теленгеты) правящим  племенем, или это была социально административная страта, состоящая из разноплеменных "нукеров". В любом случае, среди телеутов выделялись  "белые калмыки" - так казаки называли светлокожих людей, про которых Г.Ф.Миллер, видевший их своими глазами, говорил, что это "подлино белые" люди.

"Белые калмыки" занимали в иерархии Телеутского государства особое место, и в царевых отписках  упоминались, в том числе,  как  военачальники "черных калмыков" - ойратов, составлявших основную массу  населения приобской степи. Этот факт, например,  очень занимал воображение Бориса Годунова, который перед лицом вторжения  из  Речи Посполитой в 1604 году отправил к каану (кагану) телеутов посольство с дарами  «проведать о черных и белых калмыках, где они кочуют и в которых местах и кто ими владеет и с кем у них ссылка».
Между прочим, посольской кавалькаде, чтобы достичь горной реки Чарыш, где располагалась резиденция каана, требовалось от Томска несколько суток пути. Этот город, похоже, и был заложен как подворье для снаряжения делегаций "в Белые Колмаки", потому что первое время эта работа составляла основное содержание его деятельности.

В общем, Телеутский каганат  был необычным государством. Во всяком случае -  единственным в Сибири, с кем Кремль установил официальные дипломатические отношения, тем самым признав суверенитет. Во времена правления Василия Шуйского  были установлены союзнические отношения, став итогом рекордных по сроку межгосударственных переговоров. На четвертый год (в 1608 году)  потерявший терпение Московский царь даже потребовал сибирских воевод "взять в Белых в Колмаках лутчих мурз колмацких, которые черные колмаки верят" и позвать последних "к царскому жалованью". Отчитываясь о проделанной работе воеводы сообщили: попытка провести переговоры в обход каана не удалась - телеуты  «не пошли в Черные Колмаки» и просили передать, что в следующий раз «Оне де, государь, твоих государевых людей не пропустят, на дороге побьют».

Мы не знаем, почему в 1609 году Абак изменил своей прежней позиции, но 31 марта телеутской каган  со свитой лично прибыл в Томский город, где дал шерть  (устную клятву - письменных договора в те времена ещё не подписывали). Возможно, решение принять предложение Москвы было связано с начавшимися брожениями среди орд "черных калмыков". Степь  была беременна Джунгарский ханством, потому что Чоросы  отказывались повиноваться "белым калмыкам", ставя под сомнение безусловность патриархальных порядков, согласно которым "черные калмыки" находились в  подчинении "белых калмыков". Западный поход в этих условиях мог бы вывести верные кланы из под влияния смутьянов, но случилось то, что случилось.  Чоросы неожиданно напали на соседних Халха, за которых вступилась империя Цинь, и все сочувствующие Чоросам ойратские племена оказались втянутыми в большую войну. Западный поход был сорван.  Более того, "белые калмыки" стали стремительно терять свое влияние в армии, которая через четверть века обратится в Зюнгарское ханство. Царю Василию IV пришлось расстаться с надеждой на "заяицких татар" и стать первым русским государем, кто привлек на военную службу западный контингент. Шведский король в обмен на Карелию дал войско наемников, что в прочем, результата не дало. 17 июля 1610 года Василий Шуйский был низложен, а потом и вовсе отдан полякам, которые и уморили русского царя в Гостыньском замке неподалеку от Варшавы. (Нынче поляки каждый отмечают как праздник тот факт что русский царь со своей семьёй  стоял на коленях перед польским королем Казимиром).

Разговор о белых калмыках был бы неполным без упоминания ещё одной "странности":  наряду с обычным "татарскими"  именами мы находим у телеутов необычные, которые  словно бы "из другой оперы". Судите сами: Батай, Матай, Жиран, Могулан, Кумек, Торгай, Читай и т.д. Это точно не тюркские имена! Для татарского именослова окончание на «ай» не характерно. И не ойратское. Сравните: Оруса Цаган, Басанга Баатр, Бембян Инджа и т.д. Это типичные  назывные  (языческие) имена древних славян.  Матай – от «мотаться», Жиран – от «жирный», Батай – от «батя», Могулан – от «мугучий», Кумек – от «кумекать». Про Торгай, да Читай даже объяснять не надо.

В развитие этом мысли заглянем в РГАДА (Российский государственный архив древних актов), где хранится переписка сибирских воевод. Вот письмо, которое в 1715 году последний из телеутский каанов Шал Табунов написал кузнецкому воеводе Борису Синявину. Там были и такие строки:

“Ты да я завоевались для чего? Смирно станем жить - волосы забелеют. За железо примемся - кости забелеют”.

Согласитесь, великолепный  образ. А.П.Уманский, известный советский исследователь алтайского Средневековья, считает, что это телеутский каан диктовал на ойратском, а переводчик "на досках" писал уже русский перевод. С этим мнением можно было бы согласиться при условии, что переводчиком был А.С.Пушкин. Да вот только до "Повестей Белкина", которые впервые явили миру "великий и могучий", оставалось ещё полтора столетия.

Правда состоит в том, что до середины 18 века русский язык вообще не содержал ресурсов образной выразительности. Это подтвердит  любой филолог.
Вот пример как  «отец русской поэзии» В.Тредиаковский пытается в 1726 году слогать вирши на русском языке:

"Весна катит,
Зиму валит,
И уж листик с древом шумит.
Поют птички
Со синички,
Хвостом машут и лисички".

Отсюда вывод: либо вся русско-телеутская переписка - подделка, либо "белые калмыки" были среди телеутов славяноязычным народом с письменной культурой, более высокой, чем была на тот момент в Московском государстве. Не случайно, сибирские воеводы, словно завороженные слогом "белых калмыков", постоянно цитируют их в своих "царевых отписках". Для примера приведу пару образцов эпистолярного стиля телеутского каана Табуна Конаева (ум. 1697 г.):

"Мне приятнее пить, есть и платье носить, чем с русаками воевать"

"Если меж нами была какая ссора, то ныне прошла ветром и вешней водой".

Сравните, например, с письмом светлейшего князя Егупова-Черкасского (октябрь 1634 г.)

"Да и вперед, государь, по вся годы велели мы, холопи твои, им, князцам Мандрачку и Аидарку, твой государев ясак приносить в Кузнецкой острог по тому, государь, что Телеское озеро х Кузнецкому острогу ближе Томсково города».

Как можно видеть, русский язык в Москве той поры не выходил за пределы чисто технического средства коммуникации, в то время как у "белых калмыков" мы наблюдаем вполне сложившееся поэтическое повествование, которое в России появится не ранее первых од Михайлы Ломоносова.

Пожалуй, самое главное - это роль Телень Орды в истории России.  Ведь это "южно-сибирское государство"  (так любят его называть историки) располагало промышленной металлургией! Что означал этот факт в 17 веке вы поймёте из письма московского царя, которое тот прислал 1622 году своему воеводе в Сибирь:

"...около Кузнецкого острогу на Кондоме и Брасе стоят горы каменные великие, и в тех горах емлют кузнецкие есачные люди каменье, до то каменье розжигают на дровех и разбивают молотом намелко, а разбив, сеют решетом, а просев, сыплют в горн, и в том сливаетца железо, и в том железе делают пансыри, бехтерцы, шеломы, копьи, рогатины и сабли, и всякое железное, опричь пищалей".

Столь увлеченное описание процесса, в котором заняты "кузнецкие есачные люди", не случайно. Для Московского царя  кузнечное дело - экзотика! Ведь в самой Москве весь металл был привозным, поэтому кузнечное ремесло находилось в самом примитивном состоянии. Согласно дошедшей до нас "росписной сказке" от 1638 года с перечнем всех московских кузнецов, в столице нашей Родины имелся всего один мастер, который умел ковать ножи. Еще один умел ковать подковы и три - делали скобы. Все. Остальные московские кузнецы значились как "кузнецы железа", то есть они создавали металлические болванки из отслуживших свой век изделий. Между прочим, население Москвы тогда составляло около 200 тысяч человек - это значит, что наличие пяти нехитрых кузниц, производящих изделия из металла, на большой русский город в первой половине XVII века было нормой. Звучит шокирующе, но  если это правда, то у Московского царства в начале 17 века были основания  смотреть на Телеутской каганат снизу вверх.  Шутка ли, людей, которые "горазды делать всякое кузнецкое дело" в Кузнецкой Земле было аж "тысячи с 3" (Хилков 1879 (Кузнецкие акты 2000: 82–83 (док. № 25), а в Москве, уже пережившей Смуту, как мы только что могли убедиться, их можно было сосчитать по пальцам одной руки. Не потому ли  название телеутского племени, которое занималось кузнечным делом, нигде ни разу не упоминается? Если иметь ввиду отношение русских к кузнецам и кузнечному делу (как к колдовству), то  становится понятным, что  для служилых людей и казаков в этом случае этническая принадлежность не имела значения. Для них эти люди были Кузнецы, и этим все сказано. Когда кто-то из крепости собирался туда, то так и говорили: “поехал в Кузнецы". Проблема усугубляется тем, что телеуты, когда уловили нездоровый интерес "русаков" к своей стратегической отрасли, сразу же эвакуировали "от греха подальше" всех кузнецов вглубь Телеутской Землицы. С тех пор они   превратились в легенду, потому что на кузнецкой земле выросла русская крепость Кузнецк (ныне Новокузнецк), а самих кузнецов больше никто не видел.

Зато мы знаем, что историческая  Телеутская Землица, когда стала собственностью Акинфия Демидова, была переименована в Колывано-Воскресенский горный округ, где за 20 лет было освоено главное наследство Телень Орды - серебряные, золотые и медные копи. Уже в 1747 году округ станет главным имперским центром по добыче благородных металлов, а в 1763 году Екатерина Вторая прикажет построить на реке Сузун (Новосибирская область) третий по счету русский монетный двор - Алтайский. Здесь чеканили шесть видов серебряных монет: полушка, деньга, копейка, 2 копейки, 5 копеек, а также медный гривенник.

И наконец, на закуску: "информация к размышлению". Телеуты - это русское произношение. Сами себя "белые калмыки" называли теленгетами, и этот факт ставит их в обойму  уже забытых в Европе арийских выходцев из "сумеречных стран" - массагетов, мирогетов, тиссагетов, тирагетов, фракогетов и прочих "гетов" (как известно, "гетами" готский историк Иордан называл готов). И хотя готское происхождение алтайских "белых калмыков" - это не больше, чем  гипотеза, но она, при всей своей фантастичности, - единственное объяснение появлению на Оби каганата с  белокожей элитой кельтского типа.