Эхнатон, царь Египта...

Вячеслав Толстов
Автор: Дмитрий Мережковский
Оригинальная публикация на английском: Нью-Йорк: E. P. Dutton & Company, 1927
Эл Хейнс.
 Автор ДМИТРИЙ МЕРЕЖКОВСКИЙ
 Переведено с русского А. ДАДДИНГТОН
 НЬЮ-ЙОРК  Э. П. ДАТТОН И КОМПАНИЯ
 681 ПЯТАЯ АВЕНЮ.Авторское право, 1927.
Э. П. ДАТТОН И КОМПАНИЯ_ Все права защищены_
_ Напечатано в Соединенных Штатах Америки_

_ АВТОР: ТОТ ЖЕ АВТОР_РОЖДЕНИЕ БОГОВ"
Э. П. Даттон И компания_
[Иллюстрация: цветы]

Ты, Отец, в моем сердце, и нет другого, кто знает Тебя
кроме Твоего сына Эхнатона. "Я ... вызвал Моего Сына из Египта". Осия,
XI, 1
ЭХНАТОН  КОРОЛЬ ЕГИПТА   ЧАСТЬ I
*
Тутанхамон-Тутанхатон, посланник Эхнатона, царя Египта,
привёз ему чудесный подарок с острова Крит - Дио, сама танцовщица, жемчужина Морского королевства.Он хвастался, что спас ее от смерти, но это было- не он
спас ее. Когда она убила бога-Быка на арене в Кноссе, чтобы
отомстить за свою подругу Эойю, принесенную в жертву Зверю, она была
приговорена к сожжению на костре. Но Таммузадад, вавилонянин, который любил Дио, пошёл на костёр вместо неё, а Тутанхатон просто спрятал её на своем корабле и привёз в Египет.

Прежде чем доставить Диона к царю в новую столицу, Ахетатон, тот...
В городе Солнца он поселил её недалеко от Фив, или Нут-Амона, в
загородном доме своего дальнего родственника Хнумхотепа, бывшего вождя
смотритель зернохранилищ храма Амона.
Поместье Хнумхотепа было окружено высокими кирпичными стенами, которые образовывали продолговатый четырехугольник, делавший его похожим на крепость. Внутри него находились зернохранилища, скотные дворы, винные прессы, сеновалы, амбары и другие здания, виноградники и сады, разделенные на правильные квадраты:огород, фруктовый сад, цветник, сосновые рощи и другие деревья и пальмовая плантация с тремя прудами, одним большим и двумя маленькими.Два высоких трехэтажных дома, кирпичный для зимы и деревянный
один с кирпичным нижним этажом для лета, стояли друг напротив друга.
другие на противоположных берегах большого пруда.
Дио провела пару месяцев в этом тихом загородном месте, отдыхая от
всего, что случилось с ней на Крите, и изучая египетские танцы.
Однажды днем, в середине зимы, она лежала на коврах и
подушках на плоской крыше летнего домика, в светлом решетчатом
укрытии, поддерживаемом рядом кедровых столбов, резных, позолоченных и
ярко раскрашенный. Она смотрела на солнце в темном, почти черно-синем небе, таком бездонно чистом, что казалось, на нем никогда не было и не могло быть ни облачка. Солнце южного солнца. Солнце южного солнца. Солнце южного солнца.
зима - из зимнего лета - яркая, но не ослепительная, теплая, но не обжигающая
была похожа на улыбку спящего ребенка. Полуприкрыв глаза , она посмотрела прямо на него, и свет превратился в бриллиант радуга, как слеза на ресницах.
"Ра Солнце, Солнце Ра - лучшего имени, чем Ра, нельзя было придумать для
солнце: Ра рассекает тьму мечом", - подумал Дио.Зимние ласточки рассекли сияющую темноту синевы мечом своего стремительного полета: они пели солнцу, плача и визжа от радости: "Ра"! Все было хорошо и радостно. В воздух, чистый и сухой, как нигде в мире, дающий долгую жизнь живым и делающий мертвых нетленными, воздух такой божественно легкий что, впервые вдохнув его, чувствуешь себя камнем, который вся его жизнь, пролежавшая у него на груди, внезапно поднялась, и он впервые понял, какая это радость - дышать.
Рядом стояло чудовищное дерево, покрытое шипами и колючками,
с толстыми суставами тусклого свинцового цвета, которые, казалось, были полны яда, и огромным кроваво-красным цветком, похожим на раскрытую пасть змеи. Но тот дерево тоже было хорошим: благоухающие цветы дышали сладостью
рая - радостью Ра.За похожей на тальк полоской мелководного зимнего Нила виднелись холмы Аменти, Вечный Запад, желтый, как львиная шерсть, и усеянный бесчисленными гробницами, дремал в розовой дымке солнечного света. Но даже здесь смерть была благом: души умерших, как пчелы, собирают мед смерти - вечную жизнь."А может быть, на нашей горе Ида воет ветер, скрипят сосны
и снег падает большими хлопьями", - подумал Дио, и голубое небо
ей казалось еще более голубым, яркое солнце - еще ярче; ей хотелось плакать от радости и целовать небо, солнце, землю, как лица любимых людей после долгой разлуки.Она улыбнулась знакомому чувству: не зря же она ощутила прикосновение смерти, когда лежала на погребальном костре, жертва, готовая быть убитой. Это было как если бы она умерла тогда, и сейчас другая жизнь, Жизнь после смерти началась: другое небо, другое солнце, другая земля-чужие? да нет, больше похоже на дом, чем ее родная земля.

 "Заболела с горя я лежу на своей кровати
 Мудрые врачи пытаются исцелить меня.
 Мой любимый человек приходит к моей постели,
 Моя сестра - она насмехается над врачами.
 Хорошо ли она знает, что меня беспокоит ".

пел вполголоса человек лет тридцати, с лицом, как у женщины и большие грустные глаза, как глаза больного ребенка; его голова была бритой
как у священника, и он был одет в белый льняной халат и шкура леопарда, наброшенная на его плечи. Это был Пентаур, бывший жрец Амона и мастер храмовых танцовщиц, который преподавал Египетские танцы Дио.
Опустившись на колени, он слегка коснулся кончиками пальцев
перекрещенные струны высокой арфы Амона, стоявшей на пустотелом ящике
звучащий ящик, украшенный двумя солнечными дисками цвета радуги и
четырехрогой головой бога Рама.Нежные ноты струн арфы сопровождали голос певца. Он закончил одну песню и начал другую: "Каждый раз, когда дверь
 В доме моей сестры открывается
 Моя сестра недовольна.
 Хотел бы я быть ее привратником.,
 Тогда бы она была недовольна мной.
 Каждый раз, когда я слышал ее голос,,
 Я должен был пугаться, как ребенок ".
*
"Это все?" Спросил Дио с улыбкой.
"Вот и все", - сказал Pentaur, слегка вспыхнув, как будто стыдясь
его песня слишком короткая. Он краснел часто и легко, как маленький
мальчик; это было странно и почти абсурдно для тридцатилетнего мужчины, но Дио это нравилось."Я должна быть напугана, как ребенок", - повторила она, на этот раз без улыбки. "Да, почти ничего не сказано, и все же сказано все. С
тобой в Египте любовь не имеет слов, так же как небо безоблачно...."
"Нет, у нас тоже есть более длинные песни, но они мне не очень нравятся;
короткие лучше".Он ударил по струнам и запел: "Я тоскую по тебе больше
 Чем голодающий жаждет хлеба,
 Чем больной жаждет здоровья,
 Чем роженица плача младенца".

Струны рыдали страстно, почти жестоко, как рыдают мужчины от голода, жажды или боли. И внезапно зазвучала тонкая, коварная мелодия:

 "Я люблю правду, о лести я презираю думать"
 Я предпочел бы видеть тебя, чем есть и пить.

"Любовь по сравнению с едой и питьем", - удивленно сказала она и задумалась.
"Я люблю тебя". "Как грубо... грубо и нежно одновременно! Но, конечно,
это, конечно, тончайшая лесть". -"Почему лесть?"
- Почему? Ах, мой дорогой брат, это как раз то, что так горько в жизни,
что без хлеба и воды люди умирают, но без любви они живут.
"Нет, они тоже умрут", - сказал он тихо, и собирался что-то добавить,
а лишь смотрел на нее в молчании, а глаза смотрели еще печальнее, чем
никогда. Он покраснел и поспешил сменить тему.
"Я должен прислать вам плиссировку: перья лежат неправильно".
Он протянул руку, чтобы расправить крошечные складочки - "перышки" - на ее рукаве. Дио взяла его за руку; он попытался отвести ее, но она удержала ее
почти силой, грубо и нежно одновременно, глядя ему в глаза с улыбкой. Он отвернулся, и на этот раз, вместо того, чтобы покраснеть, он слегка побледнел под своей бронзовой кожей, испуганный, как ребенок.
Так случалось при каждой встрече: ее очарование, всегда новое, казалось ему
чудом. О, это тело, слишком стройное, узкие бедра, угловатые движения, непокорные завитки иссиня-черных волос, сильно подстриженных
слишком короткий, румянец на щеках, смуглая кожа, как у мальчика, и
по-девичьи нежная, цвет розового миндаля в сгущающиеся сумерки и темноватый пушок на верхней губе - абсурдный маленькие усики! Девочка, которая была похожа на мальчика. Так было всегда; но новым было то, что девочка вдруг не захотела быть мальчиком.Она отпустила его руку, покраснела и заговорила о чем-то другом.-"Это не вина плиссировщика, просто я не умею
носить эту одежду - сразу видно, что я не египтянка".-"Да, но это не платье-это твое лицо и волосы." - Дио не стал надевать парик или заплетать ее волосы в мелкие тугие косички, как это былотаможня в Египте.
- И Тута... Тутанхатон говорит, что колокол мне подходит больше.
"Колоколом" называлась критская женская юбка, расширяющаяся к подолу.
"О, нет! В нашем платье ты еще больше... - он замолчал; он хотел
сказать "еще больше похожа на сестру", но не посмел: по-египетски "сестра"
также означало "возлюбленная".- Еще красивее, - добавил он с холодной вежливостью. Они не были говоря свои мысли; оба думали о том, что было важно и говоря о пустяках, как это часто бывает, когда один уже любит, а
другие еще не знает ее мысли.Дио вспомнил обет девственных жриц горы Дикте
богиня: "Я бы предпочла недоуздок
 Чем опостылевшее супружеское ложе."

Был любить мужчину по-прежнему ненавидеть ее, как жаркое солнце на
цветы под водой. Но это было то же самое с любовью, как с
все остальное: она умерла и другая жизнь началась, еще
любовь--любви, как солнце сквозь воду, не имея ужасы для цветов в глубине; или, как это зимнее солнце ... улыбка спящего ребенка.
"Когда ты уезжаешь?" он спросил о самом важном, как будто это был пустяк.
"Я не знаю. Тута меня торопит, но я здесь вполне счастлива". Она посмотрела на него с улыбкой и снова мальчик исчез, и только девушка осталась.
"Я счастлив с тобой", - добавила она настолько мала, что он не слышал.
"Ты уйдешь, и мы больше никогда не встретимся", - сказал он, глядя
в пол, как будто не слышал."Мой робкий, нелепого маленького мальчика Зимняя солнце!", - подумала она с гей нежностью и сказал:"Почему никогда? Ахетатон не далеко от Фив". -"Нет, его город для нас - другой мир".
"Его" - царя Эхнатона, поняла она."И ты не хочешь отправиться на тот свет - даже со мной?" - спросила она с провокационным лукавством.
"Почему ты так говоришь, Дио? Ты знаешь, что я не могу..."
Он замолчал, но она снова поняла: "Я не могу отказаться от
веры моих предков; переступить через кровь моего отца". Она знала это.
его отец, старый жрец Амона, был убит во время народного восстания.
против нового бога Атона.Слезы дрожали в его голосе, когда он сказал "Я не могу", но он взял себя в руки и сказал спокойно. -"Не выходи сегодня".
"Почему?" -Он ответил после паузы.:"Может быть, будет бунт".
"Ну же, ну же, бунтуйте в такой стране, как ваша!" она засмеялась. "Вы, египтяне, самые миролюбивые люди на земле!" - воскликнула она."Вы, египтяне!"
Она посмотрела на него, как на маленького мальчика, и спросила: "И ты,
ты тоже пойдешь бунтовать?"- Да, я буду, - он говорил так же спокойно, как и раньше, но в его глазах был огонек, который заставил ее еще раз подумать о том, что его отец был убит во время беспорядков.
"Нет, не уходи, дорогой!" - взмолилась она с внезапной тревогой.
Он ничего не ответил И снова начал петь низким голосом, слегка касаясь струн.

 "Смерть теперь для меня, как сладчайшая мирра,
 Смерть теперь для меня, как исцеление,
 Смерть теперь для меня, как освежающий дождь,
 Смерть теперь для меня, как дом для изгнанника"

"A;e-a;e-a;e! Что это?" - плакала маленькая девочка, которая спит в приюте.
Маленькая ручная обезьянка сидела на верхушке дерева и ела желтые стручки. Она бросала шкурки в укрытие, пытаясь попасть в маленькую девочку или ручную газель, спящую у ее ног. Каждый раз он промахивался мимо цели. Наконец, уцепившись одной лапой за ветку, он бросил другой пригоршню шкурок, попав в газель. Животное вскочило с блеянием подбежало к девочке и лизнуло ее в лицо.
Девочка тоже вскочила и испуганно закричала. - "A;e-a;e-a;e! В чем дело?"
Ей было около тринадцати лет. Ее тело цвета коричневой бронзы,
стройное и гибкое, как змея, просвечивало сквозь прозрачную паутину
ее платье "сотканный воздух". Она представляла собой странную смесь женщины и
ребенок; розово-бронзовые соски ее грудей, твердые и круглые, как у взрослой девочки приподнимали ткань, как будто хотели проткнуть ее, но было что-то по-детски озорное в глазах и по-детски жалостливое в толстых, надутых губах. Ее лицо - некрасивое, очаровательное и опасное, как змеиная голова, - казалось крошечным под массой тускло-черных пушистых волос, припудренных синевой.
Мируит была одной из лучших учениц Пентаура; он учил Дио подражать ей. Она откинула руки назад, потянулась и сладко зевнула, все еще не понимая, что произошло. Внезапно к ее ногам упала горсть стручков. Она подняла глаза и поняла.  -"Ах ты, дьявол с голой спиной!" - воскликнула она и схватила глиняный кувшин из которого она пила гранатовое вино за обедом - вот почему она спал так крепко - швырнул его в обезьяну.Животное злобно зашипело и, щелкнув зубами, запрыгнуло на другую пальму и спряталось; слышался только сухой шелест листьев выдал своё присутствие.

"Это очень плохо! Как только я начну мечтать о чем-нибудь приятном, они
обязательно разбудят меня!" Проворчал Мируит. -"И что же тебе снилось?" - спросил Дио.-"О, всякое. Слишком хорошее, чтобы рассказывать". Внезапно она подошла к Дио, наклонилась и прошептала ей на ухо:"Это было о тебе. Мне приснился ты... Нет, я не могу сказать это при нем, он услышит и дернет меня за уши".  -"Я все равно это сделаю, ты, непоседа! Ты думаешь, я не знаю, куда
ты шляешься каждый день?
"О, спасибо, что напомнил мне. Я опаздываю! Мой торговец, должно быть,
ждал меня и был в ярости, и он обещал мне ожерелье на
сегодняшний день. Мое такое потрепанное, что мне просто стыдно его носить".
"Ты мерзкая потаскушка!" Пентаур закричал на нее с внезапным гневом. - Связываешься с нечистой собакой, необрезанной!
"Он может быть грязный пес, но он богат, и он кормит меня и есть
нет бульона делая ваше святейшество!" - ответила девушка на спине
внаглую, подражая старушкам рынке. "Это четыре месяца, так как мы
имели ни муки, ни зерна, ни пива или масла, это не шутка! Мы
затянули пояса, мы голодные, у нас есть как тонкие, как саранча на соленых озерах. Сытый дьявол сильнее голодного бога; чужой Ваал может быть полезен, а наш собственный Баран кроток, но не холеный!"
"Ах ты, негодяй! Ты хочешь, чтобы тебя бросили в яму?"
"В яму? Нет, сэр, это больше, чем ты можешь сделать! Времена изменились.
В наши дни нельзя бросать невинных людей в яму. Если
ты попытаешься поднять на меня руку, я убегу, и ты меня не поймаешь! Я
вольная птица - где есть пища, там и мой дом".

 "О, арабские птицы!,
 О, помазанные миром!"

она пела, вращая тамбурином над головой, когда бежала навстречу
лестница. Газель последовала за ней, как собака.

Наверху лестницы она столкнулась с Зенрой, старой няней Дио, и
чуть не сбила ее с ног.

"Чума тебя возьми, головокружение козел!" поклялась старуха и, подойдя
чтобы Дио протянул ей письмо. Дио открыл ее и прочитал:


Я собираюсь завтра. Если хочешь пойти со мной, приготовься. Я должен
увидимся сегодня до захода солнца. Я буду ждать тебя в Белом
Дом. Я пришлю за вами лодку. Да хранит тебя Атон. Твой Верный друг, Тутанхатон. -"Посланник ждет, что мне ему сказать?" - спросила Зенра.
"Скажи ему, что я приду".

Когда Зенра ушла, Дио посмотрел на Пентаура. Как и все жрицы
Великой Матери, она была опытна в искусстве исцеления; она
видел, как люди умирают и помнят тот роковой знак, печать
смерти, которая иногда появляется на лице, когда конец близок.

Ей вдруг показалось, что она увидела этот знак на лице Пентаура. - Он
молод, здоров, опасности не видно. Бунт? Нет, это
вздор", - подумала она, и когда она посмотрела на него более пристально, надпись исчезла.-"Ты уходишь?" - спросил он тихо, но так твердо, что она поняла: она не должна обманывать его.
"Тута уезжает завтра, и я еще не знаю. Может быть, я не поеду."Да, поедешь."
"Да, поедешь. Ты же знаешь, что хотела уехать как можно скорее.
- Я хотела, а теперь вдруг мне страшно.- Из-за чего?
- Я не знаю. Тогда меня не сожгли на костре, а сейчас...
это все равно что переходить от одного костра к другому.... Помнишь, что ты рассказывал мне о короле....-"Не надо, Дио. Что хорошего? Ты все равно пойдешь."Нет, ты должен сказать мне. Тор, мой дорогой брат, если ты любишь меня, расскажи мне все, что ты знаешь о нем. Я хочу знать все.
Она взяла его за руку, и на этот раз он не отдернул ее.
"Ты все равно уйдешь, ты уйдешь!" грустно повторил он. "Ты любишь его,
вот почему ты боишься; ты знаешь, что тебе не убежать; ты летишь
как мотылек на пламя. Ты не сгорела в том, другом пламени, но ты будешь в этом....Он помолчал, а затем спросил ее:"Ты пойдешь навестить Птамоса?"
"Конечно, я не уйду, не повидавшись с ним".
"Повидайся с ним. Он все знает - он расскажет тебе лучше, чем я". "не могу".
Птамос, верховный жрец Амона и злейший враг короля Эхнатона,
давно просил Дио прийти к нему, но она еще не сделала этого и
только сейчас, перед отъездом, решила повидаться с ним.
"Птамозе для меня никто", - продолжала она. "Я хочу узнать от тебя.
Ты любила его когда-то, почему ты ненавидишь его сейчас?
- Я ненавижу не его. Знаешь, Дио, мне иногда кажется...
Он посмотрел на нее с улыбкой испуганного ребенка, смотрящего на взрослого человека. "Ну, скажи мне, не бойся, я понимаю!" - сказал он.
"Ну, скажи мне, не бойся, я понимаю!"-"Мне иногда кажется, что он не совсем человек...." -"Не совсем человека?" она повторила удивленно: что-то было
зная, что ясновидящий, в его лице и голосе.
"Есть такие куклы", - продолжил он с той же улыбкой. "Если
дернешь за веревочку, они танцуют. Вот что он из себя представляет, он не
ничего делать сам, а кто-то делает это за него. Тебе не понял? Возможно, вы когда увидите его".-"Ты часто видел его?"
"Да. Мы вместе были учениками жрецов Гелиополиса - он, Мерира,
который сейчас верховный жрец Атона, и я. Мне тогда было тринадцать,
а принцу четырнадцать. Он был очень красив и нежен, очень
нежен, как бог, чье имя Тихое Сердце.- Осирис?
"Да. Я любила его, как родную душу. Он часто уходил в пустыню, чтобы
помолиться или, возможно, просто побыть в одиночестве. Однажды он ушел - и
исчез. Мы все искали и искали его, и думали, что он совсем потерялся. Наконец его нашли среди пастухов на полях Ростии, где находятся Пирамиды и Сфинкс - древний бог солнца, Атон. Он лежал на песке, как мертвый, вероятно,
после эпилептического припадка - именно тогда у него начались припадки. И когда они привезли его в город, я не узнал его; это был он, а не
он, его двойник, подменыш - как я только что сказал, он не был вполне по-человечески. Возможно, именно там, в пустыне,  он вошел в него....
"Кого ты имеешь в виду?" -"Дух пустыни, Сет". -"Дьявол?" -"Ты называешь его дьяволом, а мы - другим богом. Ну, это было начало всего этого".
"Подожди минутку", - перебила она. "Ты говоришь, Атон - древний бог?"
"Да, более древний, чем Амон". -"И ты поклоняешься ему?"
"Да, точно так же, как мы поклоняемся всем богам: все боги являются членами
Единого". -"Тогда из-за чего вы поссорились?"
"Почему, ты думал, что это из-за этого?" Ну же, мы не такие дураки
как не знать, что Амон и Атон - это один и тот же бог.
Видимый лик Солнца - это Атон, его скрытый лик - это Амон, но есть
только одно Солнце, только один Бог. Нет, спор идет не между Атоном
и Амоном, а между Сетом и Осирисом. Сет убил и расчленил
Осирис, и он хочет убить и расчленить святую землю Осириса,
Египет. Вот почему он вошел в царство.... Ты не слушаешь, Дио."
"Да, это я. Но ты продолжаешь говорить мне, кем одержим король"
и я хочу знать, кто он сам. Просто злой?"
"Нет, не злой. Это просто, как хитростью дьявола, чтобы обладать
Сен а не человеком зла. Страна гибнет в братоубийственной войне, поля опустели, зернохранилища разграблены, кожа людей почернела от жгучего голода, матери готовят свои иметь собственных детей ради пропитания - и все это его рук дело, святого. И он сделал больше: он убил Бога. "Сына нет", - сказал он. "Я есмь сын".-"Никогда, никогда он не говорил этого!" - воскликнула Дио, и в ее глазах вспыхнул такой огонь, как будто она тоже была одержима Сетом ".
не было Сына, но будет" - вот что он сказал. Был или будет - в этом весь вопрос".-"Проклят тот, кто говорит, что не было сына, - сказал Pentaur, поворачивая бледный. -"Проклят тот, кто говорит, что не будет сына", - сказал Дио, бледнея также.Оба замолчали - они поняли, что прокляли друг друга.
Он закрыл лицо руками. Она подошла к нему и, не говоря ни слова, поцеловала его в голову, как мать целует больного ребенка.Она посмотрела ему в лицо, и ей вдруг снова показалось, что на нем печать смерти:

 Смерть теперь для меня, как сладчайшая мирра,
 Смерть теперь для меня, как исцеление,
 Смерть теперь для меня, как освежающий дождь,
 Смерть теперь для меня, как дом для изгнанника!
***
2.Хнумхотеп был честным и богобоязненным человеком.

Он приветствовал Дио в своем доме так, как будто она была членом его собственной семьи не потому, что она находилась под покровительством Тутанхатона, который имел власть и влияние при дворе, а потому, что изгнанники находились под защита бессмертных богов. Пока он был главным
смотрителем зернохранилищ Амона, он мог брать взятки, такие как
все остальные; но он этого не сделал. Когда святилище Амона было закрыто и
Хнумхотеп потерял свой пост, он мог бы получить другой, получше
если бы он был неверен вере своих отцов; но он остался
верен ей. Во время голода он, возможно, продал бы по завышенной цене
кукурузу из своих поместий в Озерном крае, Мюер, который не пострадал от засухи, но он продал ее дешевле чем обычно, и раздал один полный закром голодающим.Он жил так, потому что помнил мудрость своих отцов:
"человек живет после смерти, и все его дела с ним"; он помнил
весы с сердцем мертвеца на одной из них и легчайшее перо богини Маат, Истины, на другой, - острый глаз бога Карапуза, Измерителя, следит за стрелкой весов.
В юности он сомневался, не стоит ли короткий день жизни
большего, чем темная вечность, и не были ли правы те, кто говорил: "умирающий человек подобен пузырю, лопающемуся на воде - ничего не остается".
правильно. Но по мере того, как он становился старше, он чувствовал все более и более ясно - постигал это, так сказать, как рука сжимает завернутый предмет, - что было что-то за гробом, и, поскольку никто ничего не знал о
наверно, самое простое и мудрое, что нужно было верить, как делали отцы его.
Хнумхотепу, или Хнуму, было за шестьдесят, но он не считал себя стариком.
он надеялся прожить полную меру человеческой жизни - сто десять лет.
Примерно за сорок лет до того, как он начал строить для себя "вечный
дом", гробницу на холмах Запада, в Аменти, также в соответствии с
древней заповедью "приготовь себе прекрасную гробницу и помни
это каждый день твоей жизни, ибо ты не знаешь часа своего
смерть."Сорок лет он рыл в скале глубокую пещеру
с подземными залами и переходами, украшая ее как свадебную
комнату и собирая в ней приданое для своей души, невесты. Он сделал
все это весело, в соответствии с поговоркой: "Гроб, ты был
создан для праздника; могила, ты был вырыт для веселья".

Днем, когда Дион и Пентаур разговаривали на плоской крыше
летнего домика Хнума, Хнум сидел в легком деревянном укрытии,
поддерживаемый четырьмя колоннами, рядом с зимним домиком на другом конце улицы. пруд. Он сидел в резном кресле черного дерева с кожаной подушкой
и скамеечкой для ног; его жена Нибитуя сидела рядом с ним на маленьком складном стуле.Оба были одеты в халаты из тонко гофрированного белого льняного материала, не слишком прозрачные, как подобает пожилым людям; ее платье было узким и доходило до лодыжек, а его - шире и короче; их ноги были
босыми. Кирпичный пол убежища был устлан циновками для тепла.
мальчик-слуга держал наготове папирусные тапочки.
Хнум снял парик со своих коротко остриженных седых волос и повесил его на вешалку.деревянная подставка рядом; мужчины снимали свои парики, как шапочки; но Огромный черный парик Нибитуи, блестящий, словно покрытый лаком,
с двумя толстыми витыми шнурами по бокам, поднимался над ее головой,
выдвигая уши вперед и придавая лицу старой женщины морщинистое выражение
выглядят как у летучей мыши.
Хнум был таким высоким, что его жена, которая была невысокой, казалась почти карлицей рядом с ним; прямое, худощавое, костлявое, его лицо казалось высеченным из твердого коричневого дерева и имел угрюмый, сердитый вид; но когда он улыбался улыбка становилась очень доброй.
В будние дни Нибитуя была занята уборкой с утра до
ночью, глядя вслед ткачество, циновка-оформление, приготовление и
стирка, но по праздникам, таким как день-день Хонсу,
бог Луны, она дала себе отдохнуть, занимаясь легкими и в
то же время подыскивал себе занятие. Два горшочка и две корзиночки
стояли перед ней на низком круглом столике: из одного из них она взяла
мертвых жуков, скарабеев, бабочек, пчел, кузнечиков, разорвала их
откройте кремневым ножом и, взяв костяной ложкой каплю
Аравийская камедь из одной банки и капля смолы ливанского кедра из
другая забальзамировала мертвых существ; затем она завернула их в
крошечные белые льняные бинты, как настоящих маленьких мумий, и положила их
в другую корзину. Делала она все это быстро и аккуратно, как на работу
она привыкла делать. В саду была песчаная из
Аменти, вечную Запада-кладбище для этих маленьких мумий.

Мужчина средних лет с хитрым и веселым лицом, Inioteph или Ини был
сидит, скрестив ноги, на полу перед Хнум, он был клерком в маркшейдерский отдел, управляемый усадьбы Хнум и сделок, легальный бизнес для него. Обнаженный по пояс, он не носил ничего, кроме фартук; на поясе у него висела чернильница, за ухом - тростинка для письма , а в руке он держал свиток папируса с описанием мешки с зерном, которые только что доставили вниз по реке на баржах из Мюэра. -"Когда был получен указ?" Спросил Хнум.
"Ночью, и это должно быть выполнено сегодня, чтобы солнце не зашло
из-за неповиновения королю", - ответила Ини.
"Довольно, довольно, довольно," Хнум отчеканил, как дятел, постукивая, как
была у него привычка. "Они преследовали Отца, они преследовали Мать", и теперь настала очередь Сына!" Сыном был Хонсу - Осирис из Фив, рожденный от Отца Амона и матери Мут."Но как его уничтожить? Он сделан из золота", - сказал Хнум."Они бросят его в печь, расплавят, сделают монеты из
золота, купят хлеба и раздадут голодающим: съешьте бога и
восславьте царя!" Иниотеф объяснил."Конечно, это очень неправильно? Ухух, смилуйся над нами!" Сказала Нибитуя со вздохом.
Ухух был очень древним богом, забытым всеми; у него не было идолов,
ни храмов, ни жертвоприношений, ни священников - от него не осталось ничего, кроме Имя. Люди помнили только, что был бог Ухух, но
они давно забыли, чем он правил и как выглядел.
И это было той самой причиной, по которой Нибитуя любила его и жалела
и в трудные моменты взывала не к великому Амону, а к
малоизвестному Ухуху. "Никто не молится ему, бедный Ухух, но я буду молиться, и он смилостивится надо мной", - обычно говорила старая леди.
"А что говорят люди?" - Спросил Хнум.
- Они не очень надеются на хлеб, - сказал Ини, прищурив глаза.
с хитрым видом. "Царские клерки, прихлебатели Атона, украдут
все это, - говорят, - и нам ни кусочка не достанется!" А священники
конечно, подстрекают их: заступитесь за бога, не допустите осквернения святого образа! А говорить такие вещи людям - все равно что
поджигать солому. Вы сами знаете, милорд, какие сейчас времена
; Я бы не удивился, если бы там поднялся мятеж.
"Вполне, вполне, вполне! Мятеж - ужасная вещь",
"Хуже ничего быть не может! Сказано: "Земля содрогнется, не в силах
вынести, что рабы должны быть хозяевами". Но ведь что такое один
ожидать от рабов, когда сам царь...."
"Не смей говорить о короле; ты станешь пищей для рыб", Хнум остановил его.

Это означало: если кто-нибудь придерется к королю, он будет брошен
после смерти в реку на съедение рыбам. -"А о чем второй указ?"
"О том, чтобы сделать места захоронений собственностью короны. Их нужно отобрать у богатых и отдать бедным: "Пора мертвым перестать
вынимать пищу изо рта живых"."Вполне, вполне, вполне", - повторил Хнум и больше ничего не сказал, наблюдая за быстрыми движениями маленьких ручек Нибитуи, когда она заворачивала мумию кузнечика.-"Ясно, помилуй нас!" - она снова вздохнула и, оставив кузнечик, посмотрела на мужа с круглыми, испуганными глазами. "Как это может быть, Хнум? Чем будут жить мертвые?"
"Молчи, старушка, это выше твоих сил, занимайся своими жуками!" он
проворчал, с улыбкой похлопывая ее по плечу, и его лицо
внезапно лицо стало очень добрым и удивительно похожим на лицо его жены, несмотря на разницу в их чертах; они казались братом и сестрой: счастливые в браке пары часто обретают сходство в старости.
"У мертвых будет достаточно на жизнь, не бойтесь; мы,живым могло быть хуже! - мрачно добавил он.На самом деле его не очень беспокоили мертвые. Если бы был издан указ, запрещающий людям есть и пить, они продолжали бы есть и
пить так же, как раньше; то же самое произошло бы и с этим указом
живые не перестали бы кормить мертвых, ибо очень бытие Египта основывалось на том, что живые и мертвые ели одну и ту же пищу, одно и то же питье - тело и кровь Хонсу Осириса, Сына Божьего.- Полагаю, нам все-таки придется подкупить шпионов Атона, - продолжил Иниотеф.
Он не любил Хнум бесстрашие; как и все служащие, которые являются
слишком сильно вперед, у него была дурная привычка страшно его хозяин в
чтобы обрести значимость в его глазах.

"Они унюхали собаки, что в вашу честь гробница два
изображения Амона не стушевался. - Мы должны осмотреть его, они
сказать. И если они обнаружат это, будут неприятности; они все испортят
и осквернят гробницу или подадут на вас в суд - этому не будет конца!
"Как они узнали?" - Удивленно спросил Хнум.
- Должно быть, кто-то донес на тебя.
"Кто бы это мог быть? Никто посторонний его не видел".
"Тогда, должно быть, это был кто-то из ваших соплеменников".
"Это он, он, Yubra, негодяй, змея!" Nibituia кричала в
сигнализация. "Я говорил тебе, Хнум, не держи эту заразу в доме, отправь
его в Красные горы разбивать камни или рыть каналы в
Дельта, чтобы у него началась лихорадка, у этого негодяя! Это не зря.
он подружился со слугами Атона. Только подумайте, что он
натворил! Страшно подумать, что он поднял руку на
святого Ушебти, безбожное создание! А ты щадишь его...."
"Я бросил его в яму, чего ты еще хочешь?"
"Какое дело змее до ямы? Ему больше нравится быть там
чем работать. Я знаю, Хнум, ты приказал ему есть две
буханки хлеба и кружку пива в день, хотя и пытался скрыть это
от меня. Он наедается досыта, свинья, жиреет и смеется
над тобой за всю твою доброту! Он спит весь день или поет гимны
своему нечистому богу, тьфу на него!"  -"Что с тобой, маленький жук?" - спросил Хнум просмотр на нее в изумлении.
Они обменивались глубоким взглядом, а он отвернулся от нее, нахмурившись
сурово. Нибитуя встала и низко поклонилась своему мужу:
"Прости своего слугу, мой господин, если я сказала что-то не так по своей
глупости. Тебе виднее. Но меня коробит - " она не может
сопротивляться, глядя на его существенно более раз, "мне очень непросто
о тебе, Хнум! Ты любишь его, ты балуешь его, а он
точит на тебя нож, лелеет злобу в ответ на всю твою
доброту - и такая злоба хуже любой другой."
Ини улыбался про себя: он достиг своей цели и встревожил своих
хозяев, хотя сам не знал, как ему это удалось. Юбра это не имело достаточного значения, чтобы они встревожились из-за него.

"Ну, все в порядке", - сказал Хнум, как бы приходя в себя.
"Я знаю Юбру достаточно долго: он глуп, как осел, но он
не сделал бы .... такого: он верный слуга". -Внезапно прервавшись, он спросил Ини: "Они хранят кукурузу?" -"Да, хозяин".
"Пойдем посмотрим; они наверняка распределили ее неравномерно".
Он встал и пошел через сад к гумну. - Дохлые мухи портят ароматную мазь, так что небольшая глупость портит все дело. - Мертвые мухи портят ароматную мазь.
жизнь благородного человека", - часто думал Хнум в последнее время с
горькой улыбкой. Именно это и произошло в его доме.
Мудрецы знали, что следующий мир, "второй Египет", был в точности
похож на этот, хотя видимость была обратной, как в зеркале: здесь все было к худшему и создано для смерти, в то время как там все было к лучшему, для вечной жизни. Но и там, также, на небесных полях Иалу, тени мертвых,
благословенный Ка, вспахивал землю, сеял, жал, собирал в
собирали урожай, рыли каналы и строили дома. За все это работают мастера
нужны были рабы. Вот почему они поместили в каждую гробницу триста
шестьдесят пять глиняных фигурок - по количеству дней в
году - каждая с лопатой в руке, набором инструментов в сумке на поясе.
спина и иероглифическая надпись на груди: "Ты, Ушебти,
Ответчик такой-то, принадлежащий такому-то мастеру, подойди
вместо меня скажите за меня: "Вот я", если меня позовут на работу".
При воскрешении мертвых, когда хозяева ожили, рабы тоже ожили и пошли работать на поля Иалу, ибо там, как и здесь, рабы работали, а хозяева развлекались.Хнум заказал две дюжины образцов ушебти у моделиста, который
работал над украшением гробниц. Он сделал их так искусно, что по
лицам глиняных кукол можно было определить, кого из слуг Хнума они представляют: это должно было позволить каждой душе обрести свое тело.
Когда автор привел цифры рабов Хнум выбежал навстречу с ним в воротах, в окне старого Yubra, портье, толкаясь,с криками и смехом, радостью, как дети: каждый спешил найти и распознать свою собственную куклу. "Который из них я? Который из них я?" они все продолжали говорить.
Юбра тоже подошел и тоже спросил: "Который из них я?" Гончар отдал
ему свою куклу. Юбра взял его, осмотрел, попросил прочитать ему надпись
и внезапно показался одержимым.Присутствовавшие говорили впоследствии, что его лицо совсем потемнело, он задрожал всем телом и, выпаливая: "Я не хочу, я не хочу!" швырнул глиняную фигурку на землю и разбил его вдребезги. Все стояли до сих пор, завороженная с ужасом, а Yubra пошел на нарушение других
куклы располагаются на гладильную доску из прачечной. Тогда они
бросился на него, но не могли освоить его сразу-он дрался, как
ярость. Наконец, когда он сломал больше половины кукол, его
одолели и со связанными руками привели к Хнуму на суд.
Это был ужасный акт святотатства: каждая мумия, не только человека, но
даже животного, была телом самого мертвого бога, Осириса-Аменти.Когда Хнум спросил Юбру, почему он это сделал, Юбра ответил твердо и спокойно:
"Чтобы спасти свою душу. Здесь я раб, но там я буду свободен".
Он больше ничего не сказал. Хнум подумал, что Юбра внезапно потерял рассудок или был одержима дьяволом. Ему было жалко его старый и верный слуга. Он не мог простить Юбру полностью, но наказал его слегка и даже не избил; он просто посадил его в яму; он думал, что Юбра образумится. Но Yubra был в яме четыре дня и был упрямым, как всегда.Была особая причина, Хнум был так добр к нему. В его молодежь Хнум любил поохотиться на крокодилов в озере стране, Miuer,
где у него было большое имение города Shedet, посвященный
крокодил-богу Солнца с головой, Собек. Раньше он проводил там по нескольку дней во время охотничьего сезона.Каждое утро, пока он еще был в кровати, свежевыстиранную и плиссированные белый халат привез ему пятнадцать лет Ma;ta,хитрый гладильный пресс-жена и сестра молодого садовника Yubra: плохое
люди нередко женились на своих сестрах, чтобы не делить имущество.
В Хнум сумерках привыкли слышать на заднем дворе, где несколько досок РАН
из белья в пруду, громко хлюпает летучей мыши на влажном белье, и девичий голос Ma;ta поет:

 "Моя сестра на противоположном берегу.
 Между нами течет река,
 А на песке лежит крокодил.
 Бесстрашно я вхожу в воду.,
 Вода для меня как суша.,
 Любовь придает мне мужество и силу,
 Любовь - всемогущая магия".

Но по ее голосу было слышно, что она еще не знает, что такое любовь. "Скоро она узнает", - с тихой жалостью подумал Хнум.
Однажды она спела другую песню.:

 "Гранатовое дерево заговорило и сказало::
 Мои круглые плоды - это ее груди,
 Семена в плодах - это ее зубы,
 Сердцевина моих плодов - это ее губы,
 И что сестра делает с братом,
 Обрадованный игристым вином,
 Скрыт моими густыми ветвями."

И впервые Хнум уловил что-то недетское в Детском голосе Майты. "Она будет такой же, как все", - подумал он, без всякой жалости, и внезапно пламя Сета дохнуло ему в лицо, похоть ужалила его сердце, как скорпион.
Он знал, что ни люди, ни боги не осудили бы его, если бы он,
господин, сказал своей рабыне: "Иди в мою постель", - так же просто, как в жаркий день он сказал бы ей: "Дай мне попить". Но Хнум действительно был
справедливым и благочестивым человеком. Он вспомнил, что, кроме своей жены Нибитуи, у него было двенадцать наложниц и столько красивых рабынь, сколько он хотел, в то время как У Юбры была только Майта. Должен ли был хозяин забрать у своего слуги единственного ягненка? "Этого не будет", - решил он и покинул Озерный край, чтобы никогда не возвращаться.

Но он не мог забыть Майту. Пламя Сета опалило его кости как ветер пустыни опаляет траву. Он не мог ни есть, ни пить, ни спать и стал худым, как доска.
Он ничего не сказал Нибитуи, но она догадалась об истине. Однажды
рано утром, когда он еще спал, Майта вошла в спальню
его загородного дома недалеко от Фив, принеся свежевыстиранную одежду.
Он проснулся, думая, что видел ее во сне или видении, и когда он
поняв, что она настоящая, он спросил:"Где Юбра, твой брат?"
"Далеко за морем", - ответила она и разрыдалась. Затем
она медленно подошла к нему, села на край кровати и, опустив
глаза, сказала, краснея и улыбаясь сквозь слезы:
"Моя госпожа отправила меня к моему хозяину. Вот я, твой раб.
И Хнум больше не спрашивал ее о Юбре.
Тот год был самым счастливым годом в его жизни; и лучшим из всех было то, что
Нибитуя полюбила Майту так же, как и он, возможно, даже больше. Она ревновала не к ней, а к другим женщинам, и, как ни странно,сказать, упрекнула его в том, что он предпочел ее Майте. И Хнум не знал, кого он любил больше - госпожу или рабыню: и то, и другое эти чувства слились воедино, как два запаха сливаются в один благоухание.
Когда он вспомнил это сейчас, спустя тридцать лет, он прошептал со слезами
нежности к старой спутницей его жизни: "Моя бедная маленькая Жук!"

Нибитуя послал Yubra, садовник, в Ханаан, чтобы собирать иностранные
цветы и растения для сада Хнум это. И когда, после года отсутствия он вернулся, Ma;ta не стало: она умерла при родах. Хнум лечение Yubra сторицей: он подарил ему прекрасный сюжет Земля, четыре пары волов и новая жена--одного из своих наложниц. Никто не знал, помнил ли Юбра Майту или забыл ее с
новой женой, потому что он никогда не говорил о ней и вел себя так, как будто ничего не произошло. Когда Юбра состарился и больше не мог работать в поле, Хнум взял его в свой дом и дал почетную должность привратника.
Тридцать лет Юбра был обedient рабом и сейчас все вдруг он взбунтовался и сказал::"Я не хочу! Здесь я раб, но там я буду свободен."
В течение тридцати лет Хнум не думал , что причинил кому - либо зло
Юбра и теперь, ни с того ни с сего, он подумал: "Дохлые мухи портят
ароматную мазь, и так маленькая глупость портит всю жизнь благородного человека!"


3,

Конические глиняные зернохранилища стояли у задней стены зернохранилища
во дворе. В каждом из них наверху было круглое отверстие для засыпки
зерна и окно с поднимающейся доской для его высыпания.
Рабы, коричневые, как кирпич, и обнаженные, если не считать белых фартуков и колпаков, взбирались по лестницам к верхним окнам зернохранилищ,
ссыпая в них зерно, которое соскальзывало вниз с тихим шелестом, как
жидкое золото.Это была свежая кукуруза с озер Миуэр. Глядя на нее, Хнум
вспомнил о голодающих и приказал, чтобы им дали полные амбары.
Затем он шел на скотный двор, где тюрьма-яма. Это был
площадь отверстия, вырытые в земле, с кирпичными стенами и кирпичным
мост-как крыша с тертым окно в нем.

Хнум подошел к яме, наклонился к окну и услышал тихое пение.
 "Слава тебе, Атон, живой и единственный Бог,
 Сотворивший небеса и их тайны!
 Ты на небесах, а здесь, на земле, твой сын
 Эхнатон, радость Солнца!"
Человек в яме, должно быть, заметил Хнума, потому что он внезапно
запел громко и, как показалось Хнуму, с дерзким вызовом:
 "Когда ты спустишься с небес
 Мертвые оживают в твоей жизни;
 Ты вдыхаешь дыхание жизни в их ноздри,
 И воздух в их пересохшие глотки,
 Прославляющие тебя из своих тесных гробниц
 Мертвые простирают свои руки,
 И те, кто пребывает в покое, радуются".
Хнум ушел и, вернувшись в убежище у большого пруда, сел
на свое старое место рядом с Нибитуей, которая все еще заворачивала своих
жуков. Иниотеф начал читать новый бесконечный отчет о мешках с
зерном. Хнум почувствовал уныние. Он ощущал зловещую тяжесть в
правом боку, под последним ребром; у него болела печень. Его
отец умер от той же болезни в возрасте восьмидесяти лет... "Возможно
Я тоже умру, прежде чем отработаю свой срок", - подумал он. Хнум.

Ему нравилось иметь что-то свое приданое гроб принесли к нему все днём.
В день они принесли ему священный Жук, Хепер, изготовлен из ляпис-лазурь.

Великий солнечный жук Ра-Хепер катит по небу свой огромный
шар, как навозный жук катит свой маленький шарик по земле. Навозный жук катит свой маленький шарик по небу. Солнце - это великое сердце мира; человеческое сердце - это маленькое солнце.Вот почему они поместили внутрь мумии, на место сердца, которое было извлечено, солнечного жука Хепера с иероглифической надписью - надпись - молитва умерших на Страшном суде: "Сердце -
мое рождение, сердце моей матери, мое земное сердце, не восставай против
меня, не свидетельствуй против меня!"

"Я бы не удивился, если бы мои восстали против меня", - подумал Хнум,
вспомнив Юбру, он улыбнулся: "Невероятно! Подумать только, сравнить
солнце с навозным жуком!" Он вспомнил другую молитву умерших: "Пусть моя душа каждый день гуляет в саду у моего пруда; пусть она порхает, как птица, среди
ветви моих деревьев; пусть оно покоится в тени моего платана; пусть оно
вознесется к небесам и беспрепятственно спустится на землю".
"А может быть, все это вздор", - подумал он так, как привык думать в
молодости. "Умер человек-как пузырь на воде лопнул-и ничего осталось от него. И, действительно, это может быть также, что если одна выросла скучно там?"
Однажды он видел солнечное затмение: день был погожий и яркий, и вдруг все потускнело и посерело, как будто покрылось слоем пепла, и все стало тусклым, оцепенелым и мертвым. Это было то же самое сейчас. "Это моя печень, - подумал он, - и Yubra тоже." -"Я должен положить этому конец", - сказал он вслух. "Иди и приведи его!" -"Кого, господин?" Спросил Иниотеф, удивленно глядя на него. Нибитуя тоже встревоженно подняла глаза. В этот момент Дион и Пентаур спустились в сад с крыши летнего домика: Зенра сказала своей госпоже, что Тута прислал за ней лодку.
Когда они проходили мимо убежища у большого пруда, Хнум окликнул их:
"Я просто собираюсь судить Юбру, мою рабыню. Вы тоже будьте судьями".
Он усадил Пентаура рядом с собой, а Дио сел на циновку рядом с Нибитуей.
Yubra, с руками, связанными за спиной, был доставлен в
на колени перед Хнум. Он был маленький старик с темным морщинистым
лицо выглядело как камень или комок земли.
"Ну, Юбра, сколько еще ты собираешься сидеть в яме?" Спросил Хнум.
"Пока это доставляет тебе удовольствие", - ответил Юбра, опустив глаза.
и, как показалось Хнуму, с тем же вызовом, с каким он пел гимн Атона в яме.
"гимн в яме".
"Послушай, старик; я пощадил тебя и не передал в руки магистрата, но знаешь ли ты, какое законное наказание полагается за то, что ты натворил? Быть погребенным заживо или брошены в воду с камнем у тебя на шее".
"Ну, пусть они убьют меня ради истины".
"За какую правду? Скажите прямо, что заставило вас поднять руку
против священной Ушебти? -"Я тебе уже говорил".
"Конечно, ты можешь взять на себя труд сказать это снова".
"Я сделал это ради своей души. Чтобы спасти свою душу. Здесь я рабыня,
но там я буду свободна".
Он помолчал, а затем сказал изменившимся голосом: "Там беззаконные перестают
от тревожных и отдыхают истощившиеся в силах, заключенные в мире
и не услышать голос тюремщик; есть большой и маленькие равны и раб свободен от господина своего". -Он снова сделал паузу и спросил:"Ты знаешь притчу о богатых и бедных?" -"Какую притчу?" -"Рассказать тебе?" -"Сделай."

"В мире было два человека, богатый и бедный. Богатый жил в роскоши, а бедный был несчастен. Они оба умерли, и богатый получил почетные похороны, а бедный был выброшен прочь, как дохлая собака. И они оба предстали перед судилищем
Осириса. Дела богатого человека были взвешены, и вот, его злые дела
перевесили его добрые дела. И они подсунули его под дверь так, что
дверная петля вошла ему в глаз и поворачивалась в нем каждый раз, когда
дверь открывалась или закрывалась. Поступки бедняги тоже были взвешены,
и вот, его добрые дела перевесили его злодеяния. И он был облачен в одежду из белого льна, приглашен на праздник и посажен одесную бога".
"Вполне, вполне, вполне. И к кому относится эта притча? К тебе и ко мне?"

"Нет, ко всем. Я видел все притеснения, которые совершаются под солнцем и, вот, слезы тех, кто был притесняем, и у них не было утешителя; и на стороне их притеснителей был власть; но у них не было никого, кто мог бы их защитить. Бедных сталкивают с дорог страдальцы вынуждены скрываться, сирота разрывается на части  вдали от материнской груди и нищий принято платить залог.
Стоны доносятся из города, и души погибших взывают к Господу"...
Он поднял глаза к небу, и его лицо, казалось, озарилось.
"Благословен грядущий во имя Господа! Он придет как дождь на свежескошенный луг, как роса на иссохшие поля. Он спасет души смиренных, а угнетателей он
затаит дыхание. Все народы будут поклоняться ему. Смотрите, Он грядет
быстро!"  Хнум почувствовал уныние; все было таким же серым и унылым, как когда солнце был затмеваем. И все это было делом рук Юбры. Он призвал его на суд. и теперь это было так, как если бы Юбра судил его, своего хозяина.
"Кто идет? Кто идет? - воскликнул он с внезапным гневом.
Юбра ответил не сразу. Он посмотрел на Хнума исподлобья, как будто снова с насмешливым вызовом. Брови его были сдвинуты. -"Второй Осирис", - наконец тихо сказал он. -"О чем ты говоришь, дурак? Есть только один Осирис,
второго не будет". -"Да, будет". -"Он, должно быть, слышали от иудеев о Мессии", Inioteph заметил, с издевкой.
Юбра молча посмотрела на него, а затем сказала еще тише: "
Сына еще не было; Сын должен прийти".
"Что? Сына не было? Ах ты, неверный! Так это против Него!
ты восстал? Хнум яростно закричал. -"Печень бросается в голову" его лечащий врач говорил об этих - внезапные приступы ярости.

Побагровев, он тяжело поднялся со стула, подошел к Юбре
и, схватив его за плечо, встряхнул так, что старик пошатнулся.
"Я вижу тебя насквозь, ты бунтовщик! Берегись, я не потерплю глупостей".

"Ухо раба на спине; хорошая порка скоро заставит его бросить эту глупость, - подстрекал его Иниотеф. -  Юбра ничего не сказал.
"О, змея, она держит язык за зубами и не высовывается", - продолжал Хнум, и
наклонившись еще ниже, заглянул ему в лицо: "Что я тебе сделал? Что я тебе сделал? Почему ты меня ненавидишь?"
Если бы Юбра ответил просто: "Потому что ты украл у меня Майту",
гнев Хнума мог бы сразу утихнуть: его сердце восстало бы против него и осудило его, как на Страшном суде. Но Юбра лукаво ответил:
"Я не причиняю тебе зла".
И добавил так тихо, что услышал его только Хнум: "Бог рассудит между нами".
"Что ты имеешь в виду? О чем ты думаешь?" - Начал Хнум и замолчал.
он не мог смотреть в лицо своему рабу; он понимал, что это нелегко.
вынуть дохлых мух из ароматной мази.
"Ах ты, вонючий пес!" - закричал он вне себя от ярости:
печень бросилась ему в голову. "Ты не держишь на меня зла, но кто это?
осведомленный против меня, кто сообщил царским шпионам, что два изображения
Амона в моей гробнице не были стерты? Скажи мне, кто?"

"Я не сказал, но даже если бы сказал, я бы не был виноват":
по приказу короля изображения Амона должны быть уничтожены"
Юбра ответил, как показалось Хнуму, с наглым вызовом.

"Так ты пытаешься угрожать мне, собака! Подожди немного, я тебе задам!"

Он поднял свою палку. Это была толстая, тяжелая палка из дерева акации,
твердая, как железо: обрушь он ее на голову Юбры, он бы убил его. Но Бог спас их обоих. Их взгляды встретились, и это было так, как будто Майта смотрела на Хнума.Он медленно опустил палку, не касаясь головы Юбры, пошатнулся
и упал в кресло, закрыв лицо руками. Он был неподвижен несколько минут, затем открыл лицо и сказал: не глядя на Юбру:- Убирайся! Убирайся! Ты больше не мой раб. Развяжи ему руки и отпусти его, никто не должен ему мешать. Я простил его. -"Возможно, я была неправа", - сказала Дио Пентауру, когда они шли с ним. через сад к лодке Туты в канале. "Возможно, Египтяне, в конце концов, могут взбунтоваться...."Вы судите по Юбре?" Спросил Пентаур.
"Да. У вас много таких?"  -"Да, у нас есть."
"Что ж, тогда восстание наверняка будет. Как это странно, Таур:
мы с тобой только что спорили, пришел ли Сын уже
или должен прийти, и вот опять то же самое..."  -"Везде одно и то же".
"И восстание тоже связано с этим?" Спросил Дио.  -"Да, это так. Ты рад?"
Дио не ответила, она казалась погруженной в свои мысли. Пентаур тоже помолчал, а затем сказал:"Возможно, мир погибнет из-за этого ...."

"Пусть это!" - ответила она, и ему показалось, что огонь
восстания уже горел в ее глазах. "Пусть погибнет мир, если только Он придет!"