Тутанхатон, посланник Эхнатона

Вячеслав Толстов
Тройной перевод. Авторское право, 1927 г.
Переводчики:Дмитрий Мережковский, Натали, А. Даддингтон.
***
Ты, Отец, в моем сердце, и нет другого, кто знает Тебя
кроме Твоего сына Эхнатона. "Я ... вызвал Моего Сына из Египта". Осия,XI,
1
Тутанхатон, посланник Эхнатона, царя Египта, привёз ему чудесный подарок с острова Крит - Дио, сама танцовщица, жемчужина Морского королевства.

Он хвастался, что спас её от смерти, но это было, не он спас еёе. Когда она убила бога-Быка на арене в Кноссе, чтобы отомстить за свою подругу Эойю, принесённую в жертву Зверю, она была приговорена к сожжению на костре. Но Таммузадад, вавилонянин который любил Дио, пошел на костер вместо нее, а Тутанхатон просто спрятал её на своем корабле и привез в Египет.

Прежде чем доставить Диона к царю в новую столицу, Ахетатон, тот
В городе Солнца он поселил ее недалеко от Фив, или Нут-Амона, в
загородном доме своего дальнего родственника Хнумхотепа, бывшего вождя
смотритель зернохранилищ храма Амона.

Поместье Хнумхотепа было окружено высокими кирпичными стенами, которые образовывали продолговатый четырехугольник, делавший его похожим на крепость. Внутри него находились зернохранилища, скотные дворы, винные прессы, сеновалы, амбары и другие здания, виноградники и сады, разделенные на правильные квадраты:огород, фруктовый сад, цветник, сосновые рощи и другие деревья и пальмовая плантация с тремя прудами, одним большим и двумя маленькими.Два высоких трехэтажных дома, кирпичный для зимы и деревянный
один с кирпичным нижним этажом для лета, стояли друг напротив друга.
другие на противоположных берегах большого пруда.
Дио провела пару месяцев в этом тихом загородном месте, отдыхая от
всего, что случилось с ней на Крите, и изучая египетские танцы.

Однажды днем, в середине зимы, она лежала на коврах и
подушках на плоской крыше летнего домика, в светлом решетчатом
укрытии, поддерживаемом рядом кедровых столбов, резных, позолоченных и
ярко раскрашенный. Она смотрела на солнце в темном, почти черно-синем небе, таком бездонно чистом, что казалось, на нем никогда не было и не могло быть ни облачка. Солнце южного солнца. Солнце южного солнца. Солнце южного солнца.
зима - из зимнего лета - яркая, но не ослепительная, теплая, но не обжигающая
была похожа на улыбку спящего ребенка. Полуприкрыв глаза, она посмотрела прямо на него, и свет превратился в бриллиант радуга, как слеза на ресницах.
"Ра Солнце, Солнце Ра - лучшего имени, чем Ра, нельзя было придумать для
солнце: Ра рассекает тьму мечом", - подумал Дио.
Зимние ласточки рассекли сияющую темноту синевы мечом своего стремительного полета: они пели солнцу, плача и визжа от радости: "Ра"!
Все было хорошо и радостно. В воздух, чистый и сухой, как нигде в мире, дающий долгую жизнь живым и делающий мёртвых нетленными, воздух такой божественно лёгкий что, впервые вдохнув его, чувствуешь себя камнем, который
вся его жизнь, пролежавшая у него на груди, внезапно поднялась, и он
впервые понял, какая это радость - дышать.
Рядом стояло чудовищное дерево, покрытое шипами и колючками,
с толстыми суставами тусклого свинцового цвета, которые, казалось, были полны яда, и огромным кроваво-красным цветком, похожим на раскрытую пасть змеи. Но тот дерево тоже было хорошим: благоухающие цветы дышали сладостью рая - радостью Ра.За похожей на тальк полоской мелководного зимнего Нила виднелись холмы Аменти, Вечный Запад, желтый, как львиная шерсть, и усеянный бесчисленными гробницами, дремал в розовой дымке солнечного света. Но даже здесь смерть была благом: души умерших, как пчелы, собирают мед смерти - вечную жизнь.-"А может быть, на нашей горе Ида воет ветер, скрипят сосны
и снег падает большими хлопьями", - подумал Дио, и голубое небо, ей казалось еще более голубым, яркое солнце - еще ярче; ей хотелось плакать от радости и целовать небо, солнце, землю, как лица любимых людей после долгой разлуки.
Она улыбнулась знакомому чувству: не зря же она ощутила прикосновение смерти, когда лежала на погребальном костре, жертва, готовая быть убитой. Это было как если бы она умерла тогда, и сейчас другая жизнь, Жизнь после смерти началась: другое небо, другое солнце, другая земля-чужие? да нет, больше похоже на дом, чем ее родная земля.

 "Заболела с горя я лежу на своей кровати
 Мудрые врачи пытаются исцелить меня.
 Мой любимый человек приходит к моей постели,
 Моя сестра - она насмехается над врачами.
 Хорошо ли она знает, что меня беспокоит ".

пел вполголоса человек лет тридцати, с лицом, как у женщины
и большие грустные глаза, как глаза больного ребенка; его голова была бритой
как у священника, и он был одет в белый льняной халат и шкура леопарда, наброшенная на его плечи. Это был Пентаур, бывший жрец Амона и мастер храмовых танцовщиц, который преподавал Египетские танцы Дио.
Опустившись на колени, он слегка коснулся кончиками пальцев перекрещенные струны высокой арфы Амона, стоявшей на пустотелом ящике звучащий ящик, украшенный двумя солнечными дисками цвета радуги и четырехрогой головой бога Рама.Нежные ноты струн арфы сопровождали голос певца. Он закончил одну песню и начал другую:
 "Каждый раз, когда дверь
 В доме моей сестры открывается
 Моя сестра недовольна.
 Хотел бы я быть ее привратником.,
 Тогда бы она была недовольна мной.
 Каждый раз, когда я слышал ее голос,,
 Я должен был пугаться, как ребенок ".

"Это все?" Спросил Дио с улыбкой."Вот и все", - сказал Pentaur, слегка вспыхнув, как будто стыдясь его песня слишком короткая. Он краснел часто и легко, как маленький мальчик; это было странно и почти абсурдно для тридцатилетнего мужчины, но Дио это нравилось.
"Я должна быть напугана, как ребенок", - повторила она, на этот раз без
улыбки. "Да, почти ничего не сказано, и все же сказано все. С
тобой в Египте любовь не имеет слов, так же как небо безоблачно...."
"Нет, у нас тоже есть более длинные песни, но они мне не очень нравятся;
короткие лучше".Он ударил по струнам и запел:

 "Я тоскую по тебе больше
 Чем голодающий жаждет хлеба,
 Чем больной жаждет здоровья,
 Чем роженица плача младенца".

Струны рыдали страстно, почти жестоко, как рыдают мужчины от голода, жажды или боли. И внезапно зазвучала тонкая, коварная мелодия:

 "Я люблю правду, о лести я презираю думать"
 Я предпочел бы видеть тебя, чем есть и пить.

"Любовь по сравнению с едой и питьем", - удивленно сказала она и задумалась.
"Я люблю тебя". "Как грубо... грубо и нежно одновременно! Но, конечно,
это, конечно, тончайшая лесть".-"Почему лесть?"
- Почему? Ах, мой дорогой брат, это как раз то, что так горько в жизни,
что без хлеба и воды люди умирают, но без любви они живут.
"Нет, они тоже умрут", - сказал он тихо, и собирался что-то добавить,
а лишь смотрел на нее в молчании, а глаза смотрели еще печальнее, чем
никогда. Он покраснел и поспешил сменить тему.
"Я должен прислать вам плиссировку: перья лежат неправильно".
Он протянул руку, чтобы расправить крошечные складочки - "перышки" - на ее рукаве. Дио взяла его за руку; он попытался отвести ее, но она удержала ее
почти силой, грубо и нежно одновременно,глядя ему в глаза с улыбкой. Он отвернулся, и на этот раз, вместо того, чтобы покраснеть, он слегка побледнел под своей бронзовой кожей, испуганный, как ребенок.
Так случалось при каждой встрече: ее очарование, всегда новое, казалось ему
чудом. О, это тело, слишком стройное, узкие бедра,
угловатые движения, непокорные завитки иссиня-черных волос, сильно подстриженных слишком короткий, румянец на щеках, смуглая кожа, как у мальчика, и по-девичьи нежная, цвет розового миндаля в
сгущающиеся сумерки и темноватый пушок на верхней губе - абсурдный
маленькие усики! Девочка, которая была похожа на мальчика. Так было всегда.;
но новым было то, что девочка вдруг не захотела быть мальчиком.
Она отпустила его руку, покраснела и заговорила о чем-то другом.
"Это не вина плиссировщика, просто я не умею
носить эту одежду - сразу видно, что я не египтянка".
"Да, но это не платье-это твое лицо и волосы."
Дио не стал надевать парик или заплетать ее волосы в мелкие тугие косички, как это было таможня в Египте.- И Тута... Тутанхатон говорит, что колокол мне подходит больше.-"Колоколом" называлась критская женская юбка, расширяющаяся к подолу. -"О, нет! В нашем платье ты еще больше... - он замолчал; он хотел
сказать "еще больше похожа на сестру", но не посмел: по-египетски "сестра"
также означало "возлюбленная".
- Еще красивее, - добавил он с холодной вежливостью. Они не были
говоря свои мысли; оба думали о том, что было важно и говоря о пустяках, как это часто бывает, когда один уже любит, а другие еще не знают ее мысли.
Дио вспомнил обет девственных жриц горы Дикте богиня:
 "Я бы предпочла недоуздок
 Чем опостылевшее супружеское ложе."

Был любить мужчину по-прежнему ненавидеть ее, как жаркое солнце на
цветы под водой. Но это было то же самое с любовью, как все остальное: она умерла и другая жизнь началась, еще любовь--любви, как солнце сквозь воду, не имея ужасы для цветов в глубине; или, как это зимнее солнце ...
улыбка спящего ребенка. -"Когда ты уезжаешь?" он спросил о самом важном, как
будто это был пустяк. -"Я не знаю. Тута меня торопит, но я здесь вполне счастлива". Она посмотрела на него с улыбкой и снова мальчик исчез, и только
девушка осталась.
"Я счастлив с тобой", - добавила она настолько мала, что он не слышал.
"Ты уйдешь, и мы больше никогда не встретимся", - сказал он, глядя
в пол, как будто не слышал.
"Мой робкий, нелепого маленького мальчика Зимняя солнце!", - подумала она с гей нежностью и сказал:"Почему никогда? Ахетатон не далеко от Фив".
"Нет, его город для нас - другой мир". -"Его" - царя Эхнатона, поняла она.
"И ты не хочешь отправиться на тот свет - даже со мной?"
спросила она с провокационным лукавством.
"Почему ты так говоришь, Дио? Ты знаешь, что я не могу..."
Он замолчал, но она снова поняла: "Я не могу отказаться от веры моих предков; переступить через кровь моего отца". Она знала это. его отец, старый жрец Амона, был убит во время народного восстания против нового бога Атона.
Слезы дрожали в его голосе, когда он сказал "Я не могу", но он
взял себя в руки и сказал спокойно.  -"Не выходи сегодня".
"Почему?" -Он ответил после паузы.:"Может быть, будет бунт".

"Ну же, ну же, бунтуйте в такой стране, как ваша!" она засмеялась. "Вы, египтяне, самые миролюбивые люди на земле!" - воскликнула она."Вы, египтяне!"
Она посмотрела на него, как на маленького мальчика, и спросила: "И ты,
ты тоже пойдешь бунтовать?"
- Да, я буду, - он говорил так же спокойно, как и раньше, но в его глазах был огонек, который заставил её ещё раз подумать о том, что его отец был  убит во время беспорядков. -"Нет, не уходи, дорогой!" - взмолилась она с внезапной тревогой. Он ничего не ответил И снова начал петь низким голосом, слегка
касаясь струн.
 "Смерть теперь для меня, как сладчайшая мирра,
 Смерть теперь для меня, как исцеление,
 Смерть теперь для меня, как освежающий дождь,
 Смерть теперь для меня, как дом для изгнанника"
"A;e-a;e-a;e! Что это?" - плакала маленькая девочка, которая спит в приют.
Маленькая ручная обезьянка сидела на верхушке дерева и ела желтые стручки. Она бросала шкурки в укрытие, пытаясь попасть в маленькую
девочку или ручную газель, спящую у ее ног. Каждый раз он промахивался мимо цели. Наконец, уцепившись одной лапой за ветку, он бросил
другой пригоршню шкурок, попав в газель. Животное вскочило
с блеянием подбежало к девочке и лизнуло ее в лицо.
Девочка тоже вскочила и испуганно закричала.  -"A;e-a;e-a;e! В чем дело?"
Ей было около тринадцати лет. Ее тело цвета коричневой бронзы,
стройное и гибкое, как змея, просвечивало сквозь прозрачную паутину  -
её платье "сотканный воздух". Она представляла собой странную смесь женщины и
ребенок; розово-бронзовые соски её грудей, твердые и круглые, как у взрослой девочки приподнимали ткань, как будто хотели проткнуть ее, но
было что-то по-детски озорное в глазах и по-детски жалостливое в толстых, надутых губах. Ее лицо - некрасивое, очаровательное и опасное, как змеиная голова, - казалось крошечным под массой тускло-черных пушистых волос, припудренных синевой.Мируит была одной из лучших учениц Пентаура; он учил Дио
подражать ей. Она откинула руки назад, потянулась и сладко зевнула, все еще не понимая, что произошло. Внезапно к ее ногам упала горсть стручков. Она подняла глаза и поняла."Ах ты, дьявол с голой спиной!" - воскликнула она и схватила глиняный кувшин- из которого она пила гранатовое вино за обедом - вот почему она спал так крепко - швырнул его в обезьяну.
Животное злобно зашипело и, щелкнув зубами, запрыгнуло на другую пальму
и спряталось; слышался только сухой шелест листьев выдал свое присутствие.
"Это очень плохо! Как только я начну мечтать о чем-нибудь приятном, они
обязательно разбудят меня!" Проворчал Мируит. -"И что же тебе снилось?" - спросил Дио. -"О, всякое. Слишком хорошее, чтобы рассказывать". Внезапно она подошла к Дио, наклонилась и прошептала ей на ухо:
"Это было о тебе. Мне приснился ты... Нет, я не могу сказать это при нем.
он услышит и дернет меня за уши".
"Я все равно это сделаю, ты, непоседа! Ты думаешь, я не знаю, куда
ты шляешься каждый день?
"О, спасибо, что напомнил мне. Я опаздываю! Мой торговец, должно быть,
ждал меня и был в ярости, и он обещал мне ожерелье на
сегодняшний день. Мое такое потрепанное, что мне просто стыдно его носить".
"Ты мерзкая потаскушка!" Пентаур закричал на нее с внезапным гневом. - Связываешься с нечистой собакой, необрезанной!
"Он может быть грязный пес, но он богат, и он кормит меня и есть
нет бульона делая ваше святейшество!" - ответила девушка на спине
внаглую, подражая старушкам рынке. "Это четыре месяца, так как мы
имели ни муки, ни зерна, ни пива или масла, это не шутка! Мы
затянули пояса, мы голодные, у нас есть как тонкие, как
саранча на соленых озерах. Сытый дьявол сильнее голодного бога; чужой Ваал может быть полезен, а наш собственный Баран кроток, но не холеный!"
"Ах ты, негодяй! Ты хочешь, чтобы тебя бросили в яму?"
"В яму? Нет, сэр, это больше, чем ты можешь сделать! Времена изменились.
В наши дни нельзя бросать невинных людей в яму. Если
ты попытаешься поднять на меня руку, я убегу, и ты меня не поймаешь! Я
вольная птица - где есть пища, там и мой дом".

 "О, арабские птицы!,
 О, помазанные миром!"

- она пела, вращая тамбурином над головой, когда бежала навстречу
лестница. Газель последовала за ней, как собака.
Наверху лестницы она столкнулась с Зенрой, старой няней Дио, и
чуть не сбила ее с ног.
"Чума тебя возьми, головокружение козел!" поклялась старуха и, подойдя
чтобы Дио протянул ей письмо. Дио открыл ее и прочитал: Я собираюсь завтра. Если хочешь пойти со мной, приготовься. Я должен увидиться сегодня до захода солнца. Я буду ждать тебя в Белом Доме. Я пришлю за вами лодку. Да хранит тебя Атон. Твой Верный друг, Тутанхатон.
"Посланник ждет, что мне ему сказать?" - спросила Зенра.
"Скажи ему, что я приду".Когда Зенра ушла, Дио посмотрел на Пентаура. Как и все жрицы Великой Матери, она была опытна в искусстве исцеления; она
видел, как люди умирают и помнят тот роковой знак, печать
смерти, которая иногда появляется на лице, когда конец близок.
Ей вдруг показалось, что она увидела этот знак на лице Пентаура. - Он
молод, здоров, опасности не видно. Бунт? Нет, это
вздор", - подумала она, и когда она посмотрела на него более пристально, надпись исчезла. -"Ты уходишь?" - спросил он тихо, но так твердо, что она поняла: она не должна обманывать его.
"Тута уезжает завтра, и я еще не знаю. Может быть, я не поеду.
"Да, поедешь." -"Да, поедешь. Ты же знаешь, что хотела уехать как можно скорее.- Я хотела, а теперь вдруг мне страшно.- Из-за чего?
- Я не знаю. Тогда меня не сожгли на костре, а сейчас...
это все равно что переходить от одного костра к другому.... Помнишь, что ты рассказывал мне о короле...."Не надо, Дио. Что хорошего? Ты все равно пойдешь."Нет, ты должен сказать мне. Тор, мой дорогой брат, если ты любишь меня, расскажи мне все, что ты знаешь о нем. Я хочу знать все.
Она взяла его за руку, и на этот раз он не отдернул ее.
"Ты все равно уйдешь, ты уйдешь!" грустно повторил он. "Ты любишь его,
вот почему ты боишься; ты знаешь, что тебе не убежать; ты летишь
как мотылек на пламя. Ты не сгорела в том, другом пламени,
но ты будешь в этом....Он помолчал, а затем спросил ее -"Ты пойдешь навестить Птамоса?" -"Конечно, я не уйду, не повидавшись с ним".
"Повидайся с ним. Он все знает - он расскажет тебе лучше, чем я". -"не могу".

Птамос, верховный жрец Амона и злейший враг короля Эхнатона,
давно просил Дио прийти к нему, но она еще не сделала этого и
только сейчас, перед отъездом, решила повидаться с ним.
"Птамозе для меня никто", - продолжала она. "Я хочу узнать от тебя.
Ты любила его когда-то, почему ты ненавидишь его сейчас?
- Я ненавижу не его. Знаешь, Дио, мне иногда кажется...
Он посмотрел на нее с улыбкой испуганного ребенка, смотрящего на взрослого человека. "Ну, скажи мне, не бойся, я понимаю!" - сказал он.
"Ну, скажи мне, не бойся, я понимаю!"-"Мне иногда кажется, что он не совсем человек...."-"Не совсем человека?" она повторила удивленно: что-то было,
зная, что ясновидящий, в его лице и голосе.
"Есть такие куклы", - продолжил он с той же улыбкой. "Если
дернешь за веревочку, они танцуют. Вот что он из себя представляет, он не
ничего делать сам, а кто-то делает это за него. Тебе не понять? Возможно, вы когда увидите его".-"Ты часто видел его?" -"Да. Мы вместе были учениками жрецов Гелиополиса - он, Мерира, который сейчас верховный жрец Атона, и я. Мне тогда было тринадцать, а принцу четырнадцать. Он был очень красив и нежен, очень нежен, как бог, чье имя Тихое Сердце.

Осирис?-"Да. Я любила его, как родную душу. Он часто уходил в пустыню, чтобы
помолиться или, возможно, просто побыть в одиночестве. Однажды он ушел - и
исчез. Мы все искали и искали его, и думали, что он совсем потерялся.
Наконец его нашли среди пастухов на полях
Ростии, где находятся Пирамиды и Сфинкс - древний бог
солнца, Атон. Он лежал на песке, как мертвый, вероятно,
после эпилептического припадка - именно тогда у него начались припадки. И когда они привезли его в город, я не узнал его; это был он, а не
он, его двойник, подменыш - как я только что сказал, он не был
вполне по-человечески. Возможно, именно там, в пустыне, он вошел в него...
- Кого ты имеешь в виду?" -"Дух пустыни, Сет". -"Дьявол?"
"Ты называешь его дьяволом, а мы - другим богом. Ну, это было
начало всего этого".
"Подожди минутку", - перебила она. "Ты говоришь, Атон - древний бог?"
"Да, более древний, чем Амон". -"И ты поклоняешься ему?" -"Да, точно так же, как мы поклоняемся всем богам: все боги являются членами Единого".
"Тогда из-за чего вы поссорились?"
"Почему, ты думал, что это из-за этого?" Ну же, мы не такие дураки
как не знать, что Амон и Атон - это один и тот же бог.
Видимый лик Солнца - это Атон, его скрытый лик - это Амон, но есть
только одно Солнце, только один Бог. Нет, спор идет не между Атоном
и Амоном, а между Сетом и Осирисом. Сет убил и расчленил
Осирис, и он хочет убить и расчленить святую землю Осириса,
Египет. Вот почему он вошел в царство.... Ты не слушаешь, Дио."
"Да, это я. Но ты продолжаешь говорить мне, кем одержим король"
и я хочу знать, кто он сам. Просто злой?"

"Нет, не злой. Это просто, как хитростью дьявола, чтобы обладать
Сен а не человеком зла. Страна гибнет в братоубийственной войне, поля опустели, зернохранилища разграблены, кожа людей почернела от жгучего голода, матери готовят свои иметь собственных детей ради пропитания - и все это его рук дело, святого. И он сделал больше: он убил Бога. "Сына нет", - сказал он. "Я есмь сын". -"Никогда, никогда он не говорил этого!" - воскликнула Дио, и в ее глазах вспыхнул такой огонь , как будто она тоже была одержима Сетом ".
не было Сына, но будет" - вот что он сказал. Был или будет - в этом весь вопрос". "Проклят тот, кто говорит, что не было сына, - сказал Pentaur, поворачивая бледный."Проклят тот, кто говорит, что не будет сына", - сказал Дио, бледнея также.Оба замолчали - они поняли, что прокляли друг друга.

Он закрыл лицо руками. Она подошла к нему и, не говоря ни слова, поцеловала его в голову, как мать целует больного ребенка.Она посмотрела ему в лицо, и ей вдруг снова показалось, что на нем печать смерти:
 Смерть теперь для меня, как сладчайшая мирра,
 Смерть теперь для меня, как исцеление,
 Смерть теперь для меня, как освежающий дождь,
 Смерть теперь для меня, как дом для изгнанника!