Наставникам, хранившим юность нашу

Василий Ильич Куприянов
       
     Народный артист СССР Виктор Яковлевич Станицын был торжественно представлен нам, первокурсникам Школы-студии МХАТ руководителем курса Виктором Карловичем Монюковым 1-го сентября 1971 года, как один из наших будущих педагогов. Однако непосредственно в работе мы с ним встретились только в начале второго года обучения. Было известно, что он на ряду с актерами Массальским, Яншиным, Кторовым, Грибовым и Прудкиным, принадлежал к плеяде мхатовских стариков, которым посчастливилось поработать и с К.С.Станиславским и с Вл.И.Немировичем-Данченко. Во всем облике и в манере общения Станицына угадывалась старая закваска. И конечно же, студентам не могло не льстить сознание того, что они через своего наставника находятся на расстоянии всего одного рукопожатия с великими создателями Художественного театра.
  В прежние времена Виктор Яковлевич сам возглавлял набранные им курсы, но с годами сил на это уже не хватало. И я считаю большой удачей, что те немногие часы, уделяемые им педагогической деятельности, он посвящал именно нашему курсу. С благодарностью вспоминаю его точные замечания и мастерские показы во время репетиций мюзикла «Моя прекрасная леди». Поначалу в работу был взят только отрывок из этого произведения (сцена уроков) и поставлен в рамках учебной программы, когда все студенты должны были пройти через музыкальный и стихотворный материал. Мне досталась роль полковника Пиккиринга, а мои партнерами стали будущие народные артисты РФ, Наталья Егорова и Борис Невзоров. Работа под руководством Виктора Яковлевича шла весело и увлекательно. Помимо конкретных замечаний легендарный мхатовец постоянно баловал нас театральными байками и анекдотами из жизни своих коллег. Именно таким остроумным рассказчиком он выведен в «Театральном романе» Михаила Булгакова в образе актера Елагина. Запомнился его мастерский показ Немировича-Данченко. Преображаясь на глазах, Виктор Яковлевич начинал характерным жестом поглаживать воображаемую бороду и понизив голос произносил ироничную фразу своего учителя: "Играете хорошо (пауза), когда перестанете играть будет совсем прекрасно". К слову сказать, я ни разу не слышал из уст Станицына такое выражения, как «мхатчики». Остается недоумевать, почему его так часто употребляет в своих беседах о старом МХАТе претендующий на роль знатока искусствовед Смелянский.
  После успешного экзаменационного показа было принято решение взять мюзикл «Моя прекрасная леди» в качестве дипломной работы и «молодые люди, впоследствии разбойники», а именно так обращался к нам Виктор Яковлевич, используя выражение Ф. Шиллера, взялись за дело. Из отснятого на репетициях кино-материла видно, как «дед» (так любовно мы звали мастера меж собой) увлечен постановкой. Его азарт передавался и нам. Сотворенный им спектакль впоследствии прочно вошел в репертуар Нового драматического театр (созданного на основе выпускного курса 1975 года) и еще долгие годы был нашим основным «кормильцем».
  В период обучения студентам обычно давали роли на преодоление, чтобы будущие артисты на конкретном материале учились постигать искусство перевоплощения. Следуя этому принципу, педагоги поручили мне роль полковника Пиккиринга и чтобы добиться убедительности в этом образе мне пришлось немало потрудиться над своей природной пластикой. Наделенный высоким ростом, я мог временами выглядеть довольно нескладным и не ловким, а здесь требовалась армейская выправка и осанка. Да и про, то, что мой герой являлся уроженцем туманного Альбиона, тоже не следовало забывать. В конце концов образ джентльмена, одинаково комфортно чувствующего себя и в визитке, и во фраке, в результате проб и ошибок сложился, и маститый режиссер остался доволен. При обсуждении спектакля на кафедре актерского мастерства Виктор Яковлевич с долей удивления высказался по моему адресу: «Откуда у этого парня с рабочей окраины аристократическая жилка?» Согласитесь, что такая оценка дорогого стоит! Вообще ярких актерских удач в спектакле было немало. Очень показателен тот факт, что во время действия свободные от выходов актеры с интересом наблюдали игру своих коллег из-за кулис. Подобное на театре встретишь не часто. 
  Любопытная история связана с костюмами для нашего дипломного спектакля. Желая придать внешнему виду своих студентов больше достоверности, Станицын пригласил в помощь художникам- оформителям с постановочного факультета старейшего актера МХАТа, Николая Ларина, который обладал феноменальными знаниями о содержании запасников костюмерного цеха Художественного театра. Стоило нашему режиссеру только намекнуть о том, каким он видит одеяние очередного персонажа, а Ларин уже к следующей репетиции представлял извлеченные на свет из небытия исторические костюмы. Так ребята с постановочного, осуществлявшие во время действия смену декораций, были облачены в настоящие ливреи из дворца. И все благодаря Николаю Ларину, который помнил, что некогда их использовали при постановке «Анны Карениной». Подлинная историческая одежда придавала дополнительный блеск всему происходящему на сцене. Вот только жаль, что изящные пуговицы с двуглавыми орлами у ливрейных лакеев таинственным образом куда-то пропали и были заменены дешевыми аналогами из военторга.
  При создании Нового драматического театра народный артист СССР Виктор Яковлевич Станицын принимал самое активное участие, продолжая тем самым опекать своих бывших воспитанников. Его портрет по праву и по ныне украшает фойе театра. С той же неизменной бабочкой на шее мы можем видеть его изображение на мемориальной доске в доме на Тверской 8, где он проживал с середины 40-х и своего ухода в 1976 году. Однажды мне даже посчастливилось побывать в гостях у старого мхатовца. Дело в том, что нас с народным артистом объединяла общая страсть к собиранию почтовых марок. На предмет их обмена я и был приглашен в гости. «Сделка» к взаимному удовольствию состоялась. И хотя со временем интерес к филателии поубавился, полученные от Виктора Яковлевича марки по-прежнему хранятся в моей коллекции, а в душе сохраняются самые теплые воспоминания о настоящем русском актере (хоть и с немецкими корнями).
  Какое счастье, что моему поколению студийцев так повезло с учителями!