Литературные судьбы. Николай Рубцов

Леонид Вересов
«В горнице моей светло»

 Беседа с историком литературы Леонидом Вересовым Лолы Звонарёвой, главного редактора журнала "Литературные знакомства". Напечатано в №4 (79) 2023 год

1. Николай Рубцов родился в большой и вполне благополучной семье – с папой, мамой, братьями, сестрами. Как получилось, что в шесть лет он стал сиротой и оказался в детском доме в селе Никольское? Насколько тяжело пережил мальчик этот удар судьбы и как раннее сиротство, детдомовское детство отразилось на его взрослой жизни и в творчестве?
   Общее впечатление от вопросов то, что от меня требуется пробежаться практически по всей биографии и творчеству Н. М. Рубцова. Если бы это было так просто, то я бы не был исследователем, который пишет в жанре архивного литературоведения (сам придумал этот термин). С другой стороны, мною, по каждому вопросу, написаны статьи, книги, которые отвечают на них, но десятком, другим страниц на каждый. Если же, мы не имеем точных документальных данных, то можем только предполагать, исходя из воспоминаний разной степени достоверности, вставать на определённые позиции исследователей, литературоведов, друзей или недругов поэта по исследуемому вопросу. Моя цепочка такова - воспоминание – документ – факт. Можно позволить себе и умозаключение, но это уже версия и нужно доказывать её состоятельность опять же фактами. Ещё поэт Виктор Коротаев говорил, что пора расставаться с легендами о Рубцове и переходить к научному, документальному изучению его творческой биографии с железной логикой и доказательствами.
Судьба поэта Николая Рубцова – это судьба страны в очень трудный период. Так, биографию Михаила Андриановича Рубцова, отца поэта, удалось перевести в документальное русло благодаря документам из Архангельского ФСБ, где сохранилось следственное дело Михаила Рубцова, и где удалось поработать. На многие вопросы, мест жительства, адресов, личной жизни семьи, в том числе и маленького Коли, удалось ответить. Но, сказать, что на все будет слишком самонадеянно, хотя использовались материалы ещё нескольких архивов (ГАВО, Вологодский архив новейшей политической истории, архив дочери поэта Е. Н. Рубцовой). В январе 1941 семья Рубцовых переезжает в Вологду, и М. А. Рубцов работает снабженцем в Военторге – это общеизвестная дата и факт, но в личном листке по учёту кадров ВКП(б) отец поэта пишет, что с декабря 1940 года по март 1942 года он занимал должность зам. начальника Вологодского отделения Военторга (это маленький пример трудности раскрытия темы). 20. 03. 42 года Михаил Рубцов зачислен в списки 250 полка КВ НКВД (конвойных войск Народного комиссариата внутренних дел), т. е служил простым конвойным, видимо, хотя сам недавно ходил под конвоем. Всяческие домыслы о его службе политруком надо отметать в силу неопровержимых архивных данных. 29. 01. 44 исключён из списков полка по болезни. Что мог сделать для семьи солдат, служба которого проходила в Вологодской и Архангельской областях для семьи в условиях военного времени? А в семье было плохо. 26 июня 1942 года умирает мать Александра Михайловна (ранее потерявшая своего последнего ребёнка, не дожившую до года Надю, мальчиков отправляют в детдома, старшую сестру Галю берёт в семью сестра отца). Так Коля и его младший брат Боря оказались в Красковском дошкольном детдоме недалеко от Вологды. В 1943 году мальчика переводят в Никольский детский дом Тотемского района Вологодской области. Мальчик не раз убегал из Краскова к сестре и тёте Соне (сестра отца) и вот его отправили подальше от Вологды, тем более ему надо было уже идти в школу, а в Красково школы не было. Так навсегда разлучились братья Коля и Борис. О судьбе Бориса Рубцова мне удалось написать большую работу. Жизнь его долгое время тоже была в секторе семейных легенд – воспоминаний. Конечно, домашнему мальчику Коле было трудно привыкать к реалиям детдома, но почему его считают сиротой при живом отце, умершем только в 1962 году? Есть архивные данные, что из Краскова детей, для дальнейшего обучения в школе, пытались отправить в разные детдома, но приходил отказ в приёме – мест не хватало. Но, вот повезло с деревней Николой, и очередная партия детей после трудного пути оказалась в местном детском доме. Это всё отдельные истории, как добирались, какие были условия в детдоме в 1942 -1943 военных годах. Заметим, что детей отправили, когда учебный год давно начался и, видимо, в документах произошла путаница и отец, искавший Колю в 1944 году, не получил ясного ответа о его местонахождении, а вскоре завёл другую семью, из детей от первого брака не сумев найти только Николая. Вместе с тем, хотя шла война, детей в детдомах не густо, но кормили, не богато, но одевали, что показывало заботу государства о сиротах или детях военнослужащих. Всё это в полной мере отразилось в творчестве Рубцова и в его взрослой жизни. Без Никольского, а это место поэт называл родиной его души, русская литература недосчиталась бы нескольких десятков лирических шедевров.

2. Когда впервые у Рубцова появился интерес к поэзии, тяга к творчеству? Почему вплоть до призыва в армию у способного юноши не заладилось с учебой (отчисление из техникума, неудача с поступлением в мореходку)? Как повлияла на становление поэта служба на Северном флоте, его первые публикации в газете «На страже Заполярья»? О чем он тогда писал? Уже тогда задумался о возможности заняться литературой?

Первое стихотворение Коля написал, по свидетельству его старшей     сестры Галины, ещё дошкольником. Он тогда убежал, заблудился и его долго искали. Под ёлкой и родились первые рубцовские строки….
Потом были тетрадки стихов, не дошедшие до нас в Тотьме, Архангельске, Кировске… Рубцов, как известно, учился в двух техникумах Тотемском лесотехническом и Кировском горно – химическом. В первый попал после семи классов Никольской школы, которую закончил с очень хорошими отметками.  Он был в техникуме на хорошем счету, старостой группы, но бредил морем, а не профессией мастера по прокладке лесных дорог. Надо читать почему и как оказался Рубцов, после получения паспорта, в Архангельске, потом помощником кочегара ловил рыбу на траулере РТ-20 доставляя её в Архангельск и в незамерзающий мурманский порт. И лишь потом, когда понял, что надо учиться, получать профессию, поступил на маркшейдерское отделение Горно - химического техникума в городе Кировске Мурманской области. Кстати, я преподавал в Хибинском горном колледже, в том самом КГХТ, конечно, позднее в конце 20 века и тогда началось моё активное, архивное рубцововедение. Я получил разрешение поработать в архиве колледжа (техникума) и появились первые открытия в творческой биографии поэта. Об этом, и о многом, другом написано уже более 200 статей - исследований и 16 книг, с ними можно познакомиться в библиотеках и на сайте «Душа хранит» Жизнь и поэзия Н. М. Рубцова. https://rubtsov-poetry.ru/
   В документах Литинститута зафиксирована и дата, рукой поэта Рубцова написано «Стихи начал писать в 1956 году…». Но, эти слова зафиксировали уже момент, когда он начал сочинять стихи довольно серьёзно и регулярно, участвуя в литобъединении Северного флота «Полярное сияние». На флот его призвали из посёлка Приютино осенью 1955 года. А, 1 мая 1957 года Рубцов опубликовал первое стихотворение «Май пришёл» в газете на «Страже Заполярья». Его друг, Геннадий Фокин, написал творческое напутствие флотскому поэту Рубцову «В добрый путь», а в 1958 году Николай получает третью премию в соревновании поэтов - североморцев (участвовали более 200 человек), а, по сути, вторую, ибо первую премию среди поэтов не присвоили никому. Он тогда уже был поэтом, имел успех на поэтических выступлениях и у поклонников его музы, ибо печатался много и регулярно.  Писал поэт на темы моря, службы на флоте, героизма, морской романтики. Но, конечно, и о любви, дружбе морской, будучи молодым человеком. Другое дело, что многие его стихи не были опубликованы или, если, они были написаны и опубликованы, под давлением обстоятельств, то в дальнейшем никогда не использовались поэтом в его сборниках стихов.  Однако, служба подошла к концу и другие горизонты видел старший матрос Рубцов, связывая свою дальнейшую судьбу с Ленинградом.
3. Одно из стихотворений флотского периода – «Желание» было посвящено несчастной истории любви к Таисии Смирновой, которая вышла замуж за другого, пока Рубцов служил. Что это за история, почему эта девушка была так важна для поэта? Через 8 лет, после многократных редакций, стихотворение «Желание» превратилось в стихотворение «Букет», из которого в 80-ые Александр Барыкин сделал популярнейший шлягер. Вы помните эту песню, чем объяснить её популярность тогда и то, что эту песню на эстраде исполняют до сих пор? 

На эти вопросы подробно отвечал ранее.
4. После демобилизации Рубцов едет в Ленинград, работает на заводе и в то же время находит близких по духу людей, пишущих стихи. Что дал поэту ленинградский период, насколько ценной для него была помощь Глеба Горбовского и Бориса Тайгина, выпуск в самиздате сборника «Волны и скалы»? В тот момент Рубцов уже осознал себя как поэт? Решение пойти учиться в Литературный институт было с подачи ленинградских друзей? 

Всё так, но друзей в Ленинграде у поэта было много больше, а товарищей по творчеству тем более. Назову Валентина Горшкова, например, что удивительно более известного в те годы в городской поэтической среде, чем Рубцов. Правда время всё поставило на свои места. Рубцов посещал несколько литобъединений, наиболее известное из них в биографии поэта «Нарвская застава». Но, вопросов по этому периоду жизни рабочего, в те годы, поэта Рубцова остаётся много. Даже точно не известно какую вечернюю школу посещал Николай, есть разночтения в документах и воспоминаниях, а без её диплома поэту просто было не поступить в Литературный институт. А кстати, тот же Глеб Горбовский считал, что в него вовсе необязательно поступать и даже, может быть вредно учиться в нём человеку с творческим даром. Нет, полной ясности и в вопросе, как помог самиздатовский сборник «Волны и скалы» при поступлении в Литинститут. Ведь за самиздат, мягко говоря, в те годы по головке не гладили, чему свидетельством судьба Бориса Тайгина. Вопросы, вопросы…, но это важные моменты только для исследователя.  Для большинства читателей существуют обтекаемые фразы, милые умозаключения, умные выводы, которые этих вопросов не ставят. Видимо, так и должно быть… Но, нам важно, что в этот ленинградский период творческой биографии поэта закалялся его характер, появились новые темы в стихах. Постепенно Николай Рубцов входил в пору творческой зрелости и сам выбрал дорогу русского классического стихосложения, которое требует двух вещей -таланта и трудолюбия. А стилевые эксперименты закончились и вместо Коли Рубцова, появился поэт Николай Рубцов. Это зафиксировал даже ряд черновиков той поры и воспоминания Глеба Горбовского.

5. Как в жизни поэта появилась Генриетта Меньшикова? Почему, несмотря на близкие отношения и даже рождение дочери, он все-таки не остался у неё в Никольском, так и не позвал эту женщину в загс и семейной жизни предпочел Литературный институт? Почему Генриетта считала себя женой Рубцова, не требовала алиментов, ждала его годами? Рубцов любил эту женщину, любил свою дочь? Почему, осев в Вологде, он не забрал их к себе? Что это были за отношения? Как они отразились в стихах Рубцова?

Наше ли это дело судить о таких деликатных вопросах? Неизбежно будем скатываться в восхваления или осуждения копаясь в его личной жизни. Она, конечно, важна эта личная жизнь в творческой биографии, тем более Генриетте Михайловне посвящено немало гениальных строк поэта. Однако, считаю надо дать слово самой не венчаной жене Николая Рубцова и это будет правильно. Вот что она говорила в одном своём интервью.
«…Да, я всю жизнь прожила в Никольском. Уезжала один раз на три месяца к подруге в Ломоносов Ленинградской области. Хотела навсегда там остаться. Устроилась почтальонкой. Совершенно неожиданно приехал Николай и попросил, чтобы я "поезжала домой". Постоянно звонили мне подружки и звали обратно работать в клуб. Нужна была я им. Стала думать. В то время я уже ждала желанного ребенка - мне шел 26-й год. Решила, дома будет лучше в любом случае. Вернулась в село. Родила там дочь. Николаю послали телеграмму. В ответной он велел назвать ее Еленой. Сам приехал через несколько месяцев - поздравили друг друга с рождением нашего ребенка. Три года подряд - в 63-м, 64-м, 65-м - приезжал к нам летом и зимой. Очень много писал стихов, гулял с дочкой. Летом цветы собирали. Его любимые - анютины глазки. Долго в ту пору отец Елены у нас не задерживался, а ведь мог остаться совсем. Его даже хотели устроить председателем сельсовета. Куда там! Наработается, походит по грибы по ягоды и снова в город. Учился в Москве, много друзей имел в Вологде. Вольной птицей был. Меня вологодский поэт Виктор Коротаев часто упрекал: "Могла бы покрепче его держать, перебралась бы сама в город, жив бы остался". Не могла перечить ему, не женой законной была. Может, не хотела. Греха таить нечего, любил он выпить. Всегда навезет с собой в село вина, апельсинов - угощает деревенских. Перед мужиками похвалялся: "Вы ничто против меня. Я - хороший поэт, а не графоман какой-то".
- Генриетта Михайловна, у вас, похоже, сильный характер. Могли бы, правда, от вина отвадить и спасти в итоге ему жизнь...
- Не одна я у него была. В июне 70-го мы уже с Леночкой поехали к нему в Вологду, надо было дочке кое-что к школе прикупить. Зашли к Николаю (у него в то время была однокомнатная квартира недалеко от пристани), а там женщина. Представил ее двоюродной сестрой. Она и говорит: "Давно хотела познакомиться с твоей женой, а теперь и дочку увидала. Очень похожа на тебя, Николай". Он с гордостью переиначил: "Это я на Леночку похож". Потом она по-хозяйски погладила платье, оделась и пошла прочь. Мы были недолго и тоже ушли. Не скажу, что обиделась (он солгал - не было у него двоюродной сестры). Что-то отворотило от него, когда эту женщину увидала. Не пара она ему. С норовом. Да и внешне они не подходили друг другу. А в квартире неуютно, не убрано. Да и Николай выглядел не блестяще.
Вот это все и вспомнила, когда в сентябре того же года он стал уговаривать, чтобы мы приехали на постоянное место жительство в Вологду, "У Лены должен быть отец, - говорил, - да и я ведь могу жениться". Меня эти слова сильно обидели. Я ему ответила: "Давно пора". А потом что-то жаль его стало, пообещала к весне решиться. Он тогда и говорит: "До весны я, может, и не доживу... " И не дожил…».



6. Что дала поэту Москва? Как быстро он начал публиковаться, как скоро к нему пришла известность? Как учился в Литинституте студент Рубцов? Почему и за что его постоянно отчисляли и, в конце концов, перевели на заочное отделение? Почему знавшие поэта в то время люди по-разному вспоминают о нем? Почему для одних Рубцов – тихий, скромный и нежный, а для других – пьяница и скандалист с манией величия? В зависимости от чего проявлялись разные стороны его характера? Зачем сам поэт подкреплял сомнительную репутацию в стихах:
Возможно, я для вас в гробу мерцаю,
Но заявляю вам, в конце концов,
Я, Николай Михайлович Рубцов,
Возможность трезвой жизни отрицаю.

На все вопросы о Москве есть моё мнение, выраженное в разных тематических работах. Давайте только не будем забывать некоторые, как иногда говорю, «особинки» поэта Рубцова. Вот и с Москвой. Он единственный, кроме С. С. Орлова, вологодский поэт, который успешно совместил три литературные школы и их достижения: ленинградскую, вологодскую и московскую. Он единственный, которого нельзя, с момента его поэтической зрелости (с 1964 года), упрекнуть в провинциализме. Он сразу стал русским поэтом со всеми вытекающими последствиями.  Но, я считаю, что Рубцовым в Тотьме и Николе должны заниматься тотмичи, что они с успехом и делают, в Бабаеве – жители этого города и. т. д. То есть, понять человека в определённом месте могут только жители данного региона, они знают подробности географические, транспортные, языковые и другие. Остальным труднее. В общем, утрируя, конечно, но иногда в голову приходит мысль, что понять поэта Рубцова способен только вологжанин, мужчина, знакомый с творческими порывами души. Московским Рубцовым есть кому заняться, но никто ещё не обобщал этот столичный материал в отдельной работе.
Характер Н. М. Рубцова, как и всякого гениального человека, был таков, что только в радужных красках или только в тёмных тонах его не описать. Могу задать только один вопрос,  когда поэту было выпивать, если с 1964 – 1965 годов он издал четыре книги стихов: две в издательстве «Советский писатель, две в «Северо – Западном книжном издательстве», полностью подготовил к печати сборник «Зелёные цветы» и практически готов был запуститься в Москве со сборником «Подорожники». А ведь до апреля 1968 года он не член Союза писателей РСФСР, до лета 1969 года студент – заочник Литературного института. А сколько публикаций в московских журналах с 1964 года, в газетах центральных, областных и районных. Как – то написалась работа «Николай Рубцов в свете статистики» и результат просто ошеломил. Рубцов не просто плодовитый поэт, он ещё и смог очень успешно продвигать свои стихи, доносить их до всесоюзного, тогда, читателя. И это тоже особинка его, отличие от многих других поэтов. Конечно, Рубцов понимал силу своего таланта и был неотделимой частью литературного процесса своего времени. Рискну сказать, что без Москвы его узнаваемость и известность, в то время, были бы много меньше.  То, что иной раз заставляет исследовать не только творческие моменты биографии, так это связь тематики его стихов с жизненными коллизиями. Но, никогда не замалчиваю их, не делаю из этого пустых сенсаций, толкую ситуации в духе любви к поэзии Н. М. Рубцова. Мне кажется, с других позиций нельзя подходить к исследованию его творчества и биографии.



7. Все, кто знал Рубцова, вспоминают его чемоданчик (где умещалось всё его имущество), пестрый шарфик, из-за которого ему дали прозвище, рассказывают о вечных скитаниях по общагам и чужим углам, о нищете и долгах? Почему такой тяжелой была жизнь бесприютного сироты? Почему влиятельные московские друзья не помогли с жильем, почему не женился, не закрепился в столице в каком-нибудь издательстве? Где еще пытался остановиться? Почему уехал к себе в Вологду – оказался нигде не нужен или так тянуло на родину?

Николай Рубцов, как мне, иногда, кажется, делал кальку с жизни своего любимого поэта Сергея Есенина, который зарабатывал на жизнь только поэзией. Став профессионалом, он вполне мог себе это позволить, получая хорошие гонорары в газетах, журналах, издательствах. Бесприютность и скитания, конечно, были в жизни поэта, но до определённого времени. С осени 1967 года, в лучшую сторону, стал решаться и квартирный вопрос поэта. Хотя, однокомнатную квартиру он получил только весной 1969 года. Вологда была для него родным городом, где были друзья, где хорошо писались и издавались стихи. Он, например, не любил промышленный Череповец, а вот некая патриархальность Вологды была поэту Рубцову по душе. Здесь же жили его родственники, были похоронены мать и отец. Это же видно в стихах поэта «За Вологду, землю родную…». 

8. В Вологде Рубцову не сразу, но дали квартиру – впервые в жизни свой угол. Кто хлопотал за поэта, кто и как помогал обустроить жильё (ведь даже подушки своей не было!)? Обретение своего дома изменило жизнь поэта, помогло в творчестве, внесло покой в его бесприютную жизнь?

Просто перечислю друзей поэта, которые давали приют во времена его скитальчества: поэт Борис Чулков, Нинель Старичкова, художник Валентин Малыгин, Клавдий Захаров, Нина Груздева, Сергей Чухин, Виктор Коротаев и многие другие. Это ещё не стало предметом пристального исследования. А вот получить жильё ему помогали Александр Яшин, Александр Романов – поэты, секретарь обкома КПСС Другов. Образ жизни Николая Рубцова с обретением квартиры на пятом этаже почти не изменился, просто не успел. Поэт стал востребован у читателей и издателей, много печатался, стал полноправным членом вологодской писательской организации со всеми обязанностями и правами. Так, он написал заявление в дом творчества в Дубулты (Прибалтика) на март 1971 года, был полон творческих планов (писал художнику Васильеву об иллюстрации его новой книги стихов) и если собирался умирать в крещенские морозы, согласно текста его стихотворения, то уж никак не в 1971 году…

9. Последней роковой любовью Рубцова стала Людмила Дербина. Как она появилась в его жизни? Почему именно её поэт решил сделать хозяйкой своего долгожданного дома? Почему друзья поэта (в том числе Виктор Астафьев) считали, что Рубцову она не пара? Это действительно была больная любовь, она как-то отразилась в стихах поэта? Правда, что Рубцов предчувствовал трагическую развязку? И что все-таки произошло между Рубцовым и Дербиной за десять дней до их похода в загс?

Не хочу ничего писать о Дербиной. Читайте два тома М. В. Сурова о поэте. Там есть всё на эту тему: документы, фотографии, суждения. Считаю, что её вина доказана и все попытки оправдания несостоятельны и лживы. Впрочем, вот моё стихотворение примерно 1994 года, написанное после случайной личной встречи с ней в книжном магазине города Вельска Архангельской области.

    
 А Вы должны были смириться,
   Его талант иного взлёта,
   И птицей раненой не биться,
   Лишённой будто бы полёта.

   Ох, эта женская гордыня!
   Трагедии быть суждено,
   Не избежать её отныне,
   Как смены кадриков в кино.

   Клавиатуры злого рока
   Коснулись пальцы Ваших рук-
   Не защитил Бог от порока,
   Отправил в путь душевных мук.

   Вы утешенья не ищите,
   Моля в стихах его покой,
   На суд людской Вы не грешите,
   Есть суд истории самой.

   Все люди - дети заблуждений.
   Несите свой тяжёлый крест,
   Как оказалось, он был гений.
   Не надо слёз и мокрых мест.

   Не надо мелких оправданий,
   Что Ваша жизнь перед виной!
   Линяют краски всех страданий,
   И слёзы кажутся водой.



10. Трагическая судьба поэта поспособствовала его посмертной славе? Когда и почему Рубцова вдруг начали активно издавать, да так, как при жизни ему и не снилось? Интерес к его поэзии подогревали были и небылицы о скандальных выходках поэта, о его мистических предсказаниях, об обстоятельствах смерти? В какой момент и чего началась «мода на Рубцова» - это конец 70 ых – начало 80-ых?

В какой – то мере трагедия Рубцова имеет отношение к его посмертной славе. Но, сборник стихов «Душа хранит» ещё довольно долго можно было запросто купить в Вологде и после его гибели.  Первые посмертные книги были выпущены под редакцией вологодских друзей поэта. Имею в виду помимо «Зелёных цветов», сборники «Последний пароход» М. 1973, «Избранная лирика» СЗКИ. 1974, «Подорожники» М. 1976. До сих пор считаю эти книги в числе лучших среди сборников стихов поэта по подбору произведений и оформлению. Графика Владислава Сергеева, Генриетты и Николая Бурмагиных, использованная в этих книгах, просто великолепна. Сразу после трагической гибели поэта нашлись люди, которым было ясно кого мы потеряли. Целая книга по записям речей на похоронах и поминках получилась у меня после знакомства с поэтом Леонидом Патраловым, который будучи главным редактором газеты «Вологодский комсомолец», их и сделал 21 января 1971 года. Тогда уже звучали термины гениальный поэт, гордость вологодской литературы. Телеграммы соболезнования со всей страны. А сколько вы думаете было напечатано газетных и журнальных некрологов? 11(одиннадцать) – это ли не «особинка» Рубцова и не выражение любви к его поэзии. Считаю, что моды на Рубцова не было и нет, а есть любовь или неприятие его поэзии. Причём в самых искренних проявлениях, есть на юбилейные даты попытки примазаться к его славе, постоять в её тени. Но, это наносная пена, в океане любви к поэту. С легендами и небылицами, как и с чрезмерным почитанием поэта надо мириться, как с неизбежностью. Но, идти своей дорогой документальности и выверенности сведений из воспоминаний, работы с архивными документами и уважения работ других исследователей. Отношение же к фигуре поэта Н. М. Рубцова должно быть без идолопоклонства с одной стороны, но и без фамильярности, с другой стороны. Тому, кто интересуется только скандальной стороной личности Рубцова, а не литературоведческой правдой надо читать другие, не мои книги о поэте. А они, в свою очередь, тоже не самое популярное и лёгкое чтение, но может, когда – то, они сыграют определённую роль в полном собрании сочинений Рубцова или в написании его научной биографии. К великому сожалению к таким трудам не приступала ни одна группа филологов из академических институтов, а в одиночку сделать это невозможно.

11. Какую роль в популяризации Рубцова сыграла эстрадная музыка на его стихи? Например, песня Александра Морозова «В горнице», которая прозвучала на Всесоюзном фестивале «Песня-81» в исполнении Гинтаре Яутакайте? Почему после «Горницы» композиторы как будто проснулись и Рубцова запели и до сих пор поют на все лады? Почему именно «Горницу» давно уже считают народной песней и сегодня её поют даже монастырские хоры? В чем магия этих стихов и этой песни? О чем она?

 «В горнице» - гениальное стихотворение, которое стало основой замечательной эстрадной песни Александра Морозова. На стихи Рубцова песни исполняли А. Градский, М. Трошин, В. Салтыков, С. Ротару, Н. Гнатюк, М. Капуро, Г. Беседина, С. Рогожин, Э. Хиль, А. Барыкин целое созвездие исполнителей. Есть и такая точка зрения. «…Первым, кто создал потрясающий цикл романсов на стихи Рубцова, был композитор и пол¬ковник милиции Алек¬сандр Сергеевич Лобзов. Один только рубцовский цикл Лобзова составляет 30 произведений! Их пели Алек¬сей Покровский с оркестром, Владимир Маторин, Вячеслав Кузин, Николай Тюрин, Татьяна Петрова, профессор Московской консерватории Генриетта Хазисова, Вологодский народный хор..." Но, ведь и самые первые песни на стихи Николая Рубцова, написанные Алексеем Шиловым ещё при жизни поэта, по сути, тоже были эстрадными. Шилова упрекали в отсутствии вкуса, даже в цыганщине мелодий, но в большинстве своём Рубцов их одобрял. Одну из своих песен — “Журавли” — Шилов записал на гибкой пластиночке и подарил поэту с надписью: “Н. М. Рубцову от Шилова А. С. с самыми нежными и добрыми чувствами. Август 1970 г. Вологда”. Но, по - настоящему, широкие массы узнали поэта по песне Барыкина «Букет», которую рок – певец вынужден был исполнять на всех своих концертах. До сих пор существует только этот вариант музыки на стихотворение «Букет». Тут получился абсолютный шлягер на все времена. О стихотворении «В горнице» могу рассуждать, что и сделал в одной из своих работ, только с позиций историка литературы как, когда написано произведение, какие есть варианты строф, черновые варианты, когда и где печаталось произведение. Вот маленький отрывок из работы (извините, но он получился не очень маленький).   «Стихотворение «В горнице» Н. М. Рубцова – одно из лучших поэтических откровений в истории поэзии имеет свою историю написания, публикаций и даже названий. С каким – то особым трепетом хочется прикоснуться к некоторым рубцовским стихотворениям. Именно прикоснуться, даже не пытаясь разгадать магию их воздействия на читателя. Не буду говорить о литературоведческих аспектах гениального стихотворения «В горнице» и приводить мнения исследователей, литераторов, литературоведов, текстологов. Поток исследований по поводу его содержательной и духовной частей просто нескончаем. Но, постараюсь по - своему, с позиций историка литературы, что – то выяснить и обобщить об этом стихотворении Н. М. Рубцова, то, что зачастую не замечается, не считается важным, но всё это как сказать… Итак, тема пришла к поэту летом 1963 года, а первая публикация состоялась в газете «Ленинское знамя» Тотемского района 31 октября 1964 года. Стихотворение опубликовано под названием «Лирическое» и стало совсем другим, близким к каноническому варианту. Собственно расхождение одно - «думая о их судьбе», о судьбе цветов и эта строчка была заменена в классическом варианте на «думать о своей судьбе» что, конечно, несёт больше смысла. А ещё летом 1964 года в письме Н.Н. Сидоренко поэт сетует, что «В горнице» не взяли в сборник «Лирика». Обратите внимание как поэт называет это стихотворение в письме «…Я получил письмо из Архангельска. Стихи «Русский огонек», «По холмам задремавшим» и еще многие стихи, которые дали бы лицо книжке, мне предлагают обязательно убрать из рукописи. Даже стихотворение «В горнице моей светло» почему-то выбрасывают…». Следующей стала публикация стихотворения «В горнице» в газете «Вологодский комсомолец» 10 февраля 1965 года. По воспоминаниям В. И. Аринина тогда это стихотворение читала и оценила как гениальное О. А. Фокина, работавшая в редакции газеты. В этом же 1965 году стихотворение напечатано в сборнике «Голоса молодых» М. 1965, №2, стр.111. (Лично этот сборник в руках подержать пока не удалось Л.В). 3 марта 1965 года стихотворение публикует главная газета Вологодчины «Красный Север» пол рубрикой «Стихи молодых» вместе со стихами Сергея Чухина, Германа Александрова, Нины Груздевой. В последнем четверостишии первые две строчки звучат так «Буду поливать цветы, Думая о их судьбе…». И что удивительно, в этом же году появилась в «Красном Севере» ещё одна публикация стихотворения «В горнице». Это произошло 7 декабря 1965 года в подборке стихов к семинару молодых вологодских литераторов. Рубцов представлен одним стихотворением вместе с Виктором Коротаевым, Сталиной Рожновой, Наташей Масловой. В этом варианте «Ранние цветы мои» вместо «Красные цветы мои…» и уже привычное «Думая о их судьбе». В 1966 году стихотворение публикуется трижды. В газете «Московский комсомолец» 26 июня, в журнале «Юность» № 6 за 1966 год с несколько изменёнными строчками («Думать о своей судьбе» и новый поворот «Ранние цветы мои, к вечеру завяли все…») и также «В горнице» печатает 17 июля 1966 года газета города Сокол «Сокольская правда». В 1967 году две интересные публикации этого стихотворения: в газете «Волна» посёлка Вашки, Вологодской области 2 сентября во время поездки писателей по Волго - Балту и в репертуарном сборнике «Стихи, стихи…» 1967 года. Вот как об этой публикации вспоминает друг Рубцова по Кировскому горно – химическому техникуму Николай Шантаренков «…При подготовке в издательстве «Искусство» в 1967 г. репертуарного сборника «Стихи, стихи...» поэт внес изменения во вторую строфу и просил меня проследить, чтобы Лариса Гамазова, редактор сборника, эти изменения внесла, исправив две строчки следующим образом:
Ранние цветы мои
К вечеру завяли все»
Это тот же вариант, как и для журнала «Юность», значит поэт искал верные слова… В 1968 году состоялась одна публикация стихотворения «В горнице» в газете «Новый путь» посёлка Варнавино Горьковской области. В этом случае, видимо, текстологические небрежности произошли по вине редакции газеты. К тому времени вышел в свет сборник стихов «Звезда полей» и именно с него в газете напечатали стихотворение Николая Рубцова. На этом настоял литинститутский друг поэта Александр Сизов, который был из этих мест. Конечно же строка без точной рифмы «Дремлет на моей стене…» - ошибка и должно быть как должно «Дремлет на стене моей…». Это же касается и двух изменённых знаков препинания. И название стихотворения почему – то не приводится. К этому времени классический вариант стихотворения в сборниках «Звезда полей» и «Душа хранит» не вызывал никаких вопросов по тексту стихотворения. Последняя, обнаруженная нами, прижизненная публикация стихотворения «В горнице» осуществилась 23 августа 1969 года в газете «Авангард» города Никольска Вологодской области (Некоторые факты публикаций стихотворения «В горнице» как, например, этот, вводятся в научный оборот впервые)».
12. Насколько музыкален был сам поэт, насколько мелодична его поэзия? По воспоминаниям друзей многие стихи Рубцов сам пел, подбирая мелодии на гитаре или гармони. Как Вы считаете, насколько эстрадные песни на стихи Рубцова совпадают с тем, о чем он писал? Какие из популярных эстрадных песен на стихи Рубцова нравятся лично Вам?

На гармошке или баяне играли все три брата Рубцовы. Причём Альберт и Борис были бОльшими профессионалами в музыке, чем Николай. Но, эта любовь к творчеству, песне, видимо, шла в семье от мамы, которая, по воспоминаниям, даже пела в церковном хоре, и отец Михаил Андрианович тоже уважал песни, но уже советские, так как был членом партии на разных ответственных хозяйственных должностях. Николай Рубцов пел свои стихи под гитару или гармошку придумывая и мелодии к ним.  Сохранилась магнитофонная запись 1970 года, когда за столом Николай Рубцов, Алексей Шилов и Энгельс Федосеев поют «Морошку», а Шилов подчёркивает, что слова и музыка Николая Рубцова. В какой - то момент для меня стало откровением, что поэт, в некотором смысле, был и композитором. Сохранилось немного более двух десятков магнитофонных записей голоса Николая Рубцова, в том числе и его пение своих стихов под гитару. Под гармошку нет, может быть пока, ни одной записи песен Рубцова. Это было бы открытием найти такие магнитофонные записи. Не смогу квалифицированно ответить на вопрос насколько мелодичны песни в исполнении самого поэта, это вопрос не ко мне. Сегодня несколько настораживает количество песен на стихи поэта, на одни и те же стихи. Что это показать себя в рубцовской тусовке? Думаю, что далеко не все искренне любят стихи поэта используя его тексты для продвижения своих произведений. Так мне, иногда, кажется из – за большого количества «композиторов» и исполнителей на рубцовских мероприятиях. Вот количество исследователей его творческой биографии почему – то не растёт в такой геометрической прогрессии. Их число уже давно стало константой.  Ну, не выступают исследователи - рубцововеды перед зрителями, они встречаются только с читателями их книг, а это согласитесь при мизерных тиражах, совсем другое дело. При всём том, любимые песни на стихи Н. М. Рубцова слушаю часто и с удовольствием, но те в которых к стихам поэта относятся с уважением не перевирая их, не изменяя в угоду своей мелодичности или экспериментальной сущности.