Как доехать до статуи Чингисхана в Монголии самост

Михаил Берсенев
Как доехать до статуи Чингисхана в Монголии самостоятельно. Цены на такси, общественный транспорт, автостоп

 
  Из столицы Монголии  Улан-Батора до статуи легче всего добраться на такси, понятное дело, если речь идёт о самостоятельном путешествии. Не в составе туристической группы.

 Цена такси в Монголии за 1 км для местных колеблется от 1000 до 1500 пятисот тугриков. Тугрики - эта валюта Монголии. Если же вы турист и местные бомбилы это видят, а они это видят, ясный перец, то цена может удваиваются, а то и утраиваться. Ожидание такси стоит примерно около 200 - 250 тугриков за минуту. Так как до статуи из Улан-Батора примерно 65-70 км км туда, и столько же обратно, если прибавить к этому час ожидания, тогда и считайте.

 На февраль 2024 года 1000 русских рублей равнялись 36500 монгольских тугриков.
 С бомбилами и таксистами в Монголии, понятное дело, надо пытаться договариваться с жестами ещё до посадки в автомобиль. Потому что без этого, да и даже с этим, в конце поездки местные бомбилы затребуют даже двойную, иногда и тройную сумму.

 Но есть хороший способ не торговаться с бомбилами, которых вы ловите тут на улицах Улан-Батора сейчас, в 2024 году, так же, как мы это делали в Москве конца 90-х годов и начала двухтысячных. Голосуя, вытянув руку. Тут такси ловят все практически именно так.

 Но есть и более цивильный и цивилизованный способ, а также удобный. Имеется в виду некий аналог Яндекс такси, то есть вы скачиваете из плей маркета приложения, желтое такси Монголии. Оно, в принципе одно такое в маркете.

  До этого следует купить местную симку, продается она днём в офисах сотовых операторов или купить её ранее, у менял денег, непосредственно на границе Монголии и России при ее пересечении.

 Средняя цена симки в рублях от 500 рублей до 800. За это дается от 10 до 15 гигабайт, и даже сотни минут разговоров на местные номера. Применив в приложении такси номер своей монгольской сим карты, заказывать такси становится намного проще и безопаснее. Приложение само определяет ваше местоположение, внешне оно также походит на Яндекс такси, оно жёлтое, с чёрной буквой жирной на фоне.
 В приложении все цены фиксированы, вы их можете видеть. Например, 1 километр эконом автомобиля пробега такси стоит 1500 тугриков. Подача, как сервисный сбор, около 2000 тугриков. И 200 тугриков по Монголии за минуту ожидания. Все эти расходы вы видите автоматически в интерфейсе этого приложения.

 Также, как в Яндекс такси, показывается, где ваш автомобиль такси в моменте, кто водитель, его номер, телефон номер. Конечную точку путешествия указывать не надо, только просто знайте, что 1 км пробега такси стоит 1 500 тугриков.

 Такси - самый удобный, быстрый, но и самый дорогой вариант добраться до статуи Чингисхана из Улан-Батора. А также, в этом случае не происходит погружения в местной колорит. А смешаться с монгольской публикой -это зрелище и ощущение запоминающиеся!

  Итак, есть и второй путь добраться до статуи Чингисхана в Монголии самостоятельно из столицы Улан-Батора. Он подразумевает полное практически погружение в местный колорит и смешение с народом. В Улан-Баторе работает приложение Яндекс карты, и показывает номера общественного транспорта. А также маршрут движения от любой точки столицы до другой.

 По Яндекс картам едем до одной из центральных остановок в Улан- Баторе. До остановки «Дом Офицеров». Большое количество маршрутов имеет конечную именно на этой остановке общественного транспорта.

 Кстати, само здание Дома Офицеров в Улан-Баторе есть реальное архитектурное чудо, достопримечательность, и выглядит по-советски величественно. По-монгольски остановка будет называться «Офицеры уудун».

 Доезжаете до этой остановки, там Яндекс карты покажут, где непосредственно остановка автобуса №5. Это автобус межгородской. Улан-Батор - Найлах.

 Сама остановка обозначена не очень-то заметно, павильона нет, но обратите внимание: на столбе висит ржавый средний щит-табличка с цифрой 5, и еще по-моему 4 и 6, это есть обозначение остановки общественного транспорта. Автобус №5 нами искомый, он нам и нужен.  В Улан-Баторе автобусы сплошь корейские, часто не первой свежести, забивается местными пассажирами до упора.

   Есть особенность, как поймать этот автобус№ 5, даже если вы на его остановке. Дело в том, что как только вы видите автобус  5 с широкой надписью на лобовом стекле «Улан-Батор-Найлах», движущийся в вашу сторону, желательно махнуть рукой. Чтобы водитель остановился, потому что, если вы стоите один на остановке, да ещё иностранец, он может проехать мимо. И придётся тогда ждать следующего ещё минут 25.

   Если же на остановке скопился местный народ, то конечно, автобус и сам остановится. Итак, вы видите автобус № 5. Это типа тот же самый автобус, что в Москве между Орехово - Зуево и Москвой, к примеру. Вы входите в салон, отдаёте водителю непосредственно 1000 тугриков, идете внутрь. 1000 тугриков в Монголии на февраль 2024  это примерно 36 рублей.

 Очень многие пассажиры и эту тысячу тугриков не платят. Контролёров ни разу за мои поездки многочисленные в общественном транспорте в Монголии я не видел. Итак, вы едете около часа с местным населением в одном салоне. Час это в лучшем случае, пробки в Монголии бывают мощнейшие. Монголы входят и выходят на многочисленных остановках. А вы движетесь по стране.

 Плюс этого метода передвижения в том, что есть шанс по-настоящему вдохнуть местный колорит, увидеть людей, разные типажи. За 36 российских рублей.
 Например, в нашем автобусе зашёл совершенно пьяный монгол, который не мог стоять на ногах. Кадр сей падал всё время на ледяной пол автобуса. Местные не воспринимали это как-то как нечто странное. Просто водитель останавливал автобус, нализавшегося пассажира обратно загружали в кресло. Тот сидел в тепле и быстро засыпал, до следующего падения в бок.

 А впереди меня сидела монгольская девочка- ягоза лет четырех. Крутилась, вертелась. Бабушке волосы рвала, но как меня увидела, таки и застыла, пальцем показывая. Что это за медведь тут среди монголов? - как бы вопрошала она.

 Итак, вы следуете в автобусе № 5 и конечная у этого автобуса Автовокзал города Найлах. Не заблудитесь. Вы выходите и смешиваетесь с местными еще больше, можете осмотреть сам городок, но мы двигаемся к статуе Чингисхана.

 Общественный транспорт до статуи Чингисхана даже из города Найлах не ходит. Зато вам ехать уже не так далеко, это уже не 70 км на такси, а примерно 20 от автовокзала Найлах.

 Вот тут лучше всего опять снова воспользоваться приложением монгольского такси, который вы скачали. Или же пытаться договориться с местными бомбилами через Яндекс – переводчик, а также языком жестом, ручкой, блокнотом, и показыванием картинок того, куда вам надо.
 Другого способа преодолеть оставшийся хвостик в 20 км до статуи Чингисхана из города Найлах нет. Кроме такси.

Но если такси из Улан-Батора стоит 1500 тугриков за 1 км, то тут вы проехали 50 км за всего-то 1000 тугриков, или, внимание, за 36 российских рублей!

 Если вы использовали приложение, то только до Найлаха такси стоило бы 75000 тугриков, плюс 2000 тугриков за подачу. Считайте сами.

 Конечно, если едет несколько человек из Улан-Батора к статуе, то можно сразу и скинуться на такси. Но можно  сэкономить, и значительно, используя местный общественный транспорт. И тем самым также реально окунуться в среду местного населения, увидеть их рядом, их одежду, их манеры, попытаться слушать разговоры монголов в обычном общественном транспорте.

 Говорят, есть и 3-й путь, как добраться до статуи Чингисхана в Монголии из Улан-Батора. Я был в Монголии лютой зимой, где днем доходило до - 33 градусов мороза, а ночью до - 38 С.

  И автостоп тут просто невероятен в этом плане зимой. Предполагаю, что в иные сезоны, мне говорили об этом, часть людей используют автостоп как путь подобраться к статуе.

 Но пока – такси от Найлаха. 20 км и как только она открывается за холмами в монгольской степи, статуя тут же завораживает ваш взгляд. Чингисхан ждёт туристов, ждёт местных, и поражает, и манит своим умным взглядом и размером (высота статуи Чингисхана более 40 м). Вы на месте. А какое впечатление производит статуя, экскурсия внутрь, цены, впечатления – это все тут.

***

 Михаил Берсенев, 16 февраля 2024, Монголия, автобус №5 «Улан-Батор — Найлах» и обратно.