Плавучие концлагеря Третьего Рейха, печальный коне

Александр Митрофанов 2
3 мая 1945 года британские бомбы обрушились на стоявшие в Любекской бухте пароходы “Cap Arcona”, “Deutschland”, “Athen” и “Thielbek”, погибло более семи тысяч человек, в основном заключенных немецких концентрационных лагерей. Уже пал Берлин, Третий Рейх находился при последнем издыхании, так какой же смысл был в этом налете? Ведь уже на следующий день германские вооруженные силы в северной Германии капитулировали перед англичанами.
В 1938 году в предместье Гамбурга Нойенгамме (Neuengamme) был образован концентрационный лагерь, а, начиная с октября 1942 года, к нему присоединились еще около 85 лагерей-спутников. Всего в 1938-1945 гг. через эти лагеря прошло около 106 тысяч заключенных 28 национальностей: граждан СССР (34 350), поляков (16 900), французов (11 500), немцев (9 200), голландцев (6 950), бельгийцев (4 800), датчан (4 800). 42 900 узников погибли, в том числе и от налетов союзной авиации. Среди погибших было 26 300 граждан СССР. К концу 1944 года в этой сети концлагерей находилось около 49 тысяч заключенных, включая 10 тысяч женщин. За время существования лагерей Нойенгамме их охрану осуществляли 4500 эсэсовцев ( с среднем по 500 в любой период времени). В расчете на один лагерь совсем немного.
Не надо забывать и о том, что до начала Второй мировой войны подавляющую часть заключенных составляли так называемые «асоциальные элементы - проститутки, уголовные преступники, гомосексуалисты, члены секты «Свидетели Иеговы», дельцы «черного рынка» и только сравнительно небольшое количество «политических» (коммунисты, социал-демократы и т.п.), евреев и цыган. После начала войны к ним добавилось огромное количество военнопленных  и гражданских лиц с оккупированных территорий.
В октябре 1944 года на заседании руководства Главного хозяйственно-административного управления СС (SS-Wirtschafts- und Verwaltungshaupamt) рассматривался животрепещущий вопрос о судьбе концлагерей и их заключенных. Приближающиеся войска союзников могли бы открыть страшную картину злодеяний нацистов.
В начале марта 1945 года Старший начальник СС и полиции Гамбурга Георг-Хеннинг граф фон Бассевитц-Бер (Georg-Henning Graf von Bassewitz-Behr) и Гауляйтер города Карл Кауфманн (Karl Kaufmann), бывший одновременно Рейхскомиссаром по морскому транспорту (Reichskommissar f;r Deutsche Seeschifffahrt), приняли решение об эвакуации заключенных концлагерей.
Узники лагерей-спутников Нойенгамме в конце марта-начале апреля были переведены в лагеря Берген-Бельсен и Оснабрюк. 8 апреля во время налета союзной авиации на железнодорожный состав, перевозивший этих заключенных, погибло около 3,5 тысяч человек.
19 апреля в связи с приближением британских войск был отдан приказ об эвакуации главного лагеря. С 20 по 26 апреля около 9 000 заключенных были перевезены или пришли пешком из Нойенгамме в Любек, где большинство из них перевели на борт трех судов: пассажирского лайнера ”Cap Arcona” и грузовых пароходов “Thielbek” и “Athen”. Это решение принималось будто бы из опасения того, что при неминуемом освобождении заключенные приступят к погромам и грабежам в Гамбурге и его окрестностях.
По одной информации, заключенных затем предполагалось перевезти в лагеря на острове Фемарн или в Норвегии, передать Швеции, а по другой - утопить вместе с судами в море.
В конце апреля при посредничестве шведского Красного Креста несколько тысяч заключенных скандинавских национальностей, а также часть других, по мнению СС представлявших наименьшую опасность для Рейха, в основном женщины и дети, были переправлены в Швецию. Среди них находились и ряд узников с судов-тюрем. Вечером 2 мая сотни заключенных из концлагерей Штуттхоф и Миттельбау-Дора, были погружены на баржи и доставлены к стоявшим на якоре в Любекской бухте судам, но те отказались их принимать, ссылаясь на перегруженность. Баржи вернулись в Нойштадт, где около пятисот заключенных были расстреляны на на их борту или на пляже, а также убиты местными жителями.
Около 600-700 заключенных остались в главном лагере, где под надзором эсэсовцев уничтожали документацию, сносили часть построек и зачищали территорию, а 2 мая покинули лагерь. Вошедшие на следующий день на территорию Нойенгамме британские солдаты обнаружили опустевший и чистый лагерь.
Хотя представители международного Красного Креста, имевшие свой офис в Любеке, в течение нескольких дней, включая утро 3 мая, информировали британское командование о том, что на борту нескольких судов в Любекской бухте находится 7-8 тысяч заключенные концлагерей, английское военное командование приняло решение об авиаударе по этим судам.
При этом англичане считали, что на на борту этих пароходов будто бы находились немецкие войска и нацистские руководители высокого ранга, намеревавшиеся продолжить войну с территории Дании и Норвегии. Авиаразведка обнаружила эти суда стоящими на якоре среди военных кораблей.
3 мая пять эскадрилий 83-й группы 2-го тактического соединения (2nd Tactical Air Force) Королевских ВВС (RAF) совершили четыре авианалета (198 боевых вылетов) на стоявшие в Любекской бухте суда. В них принимали участие истребители-бомбардировщики «Хаукер-Тайфун 1Б» (Hawker Typhoon Mark 1B). Эти самолеты были вооружены четырьмя 20-мм пушками и могли нести две авиабомбы весом 230 или 450 кг или восемь неуправляемых ракет RP-3 «воздух-земля» с полубронебойными боеголовками весом 27,2 кг.

«Кап Аркона»

Фешенебельный пассажирский лайнер «Кап Аркона», построенный в 1927 году на гамбургской верфи «Блом унд Фосс» для германской судоходной компании Hamburg S;damerikanische Dampfschifffahrts-Gesellschaft, имел валовую вместимость 27 561 ГРТ и мог принять на борт до 1315 пассажиров (с 1937 года - 850) и 475 членов экипажа.
В мирное время лайнер совершал рейсы на линии Гамбург-Буэнос-Айрес, а в 1940 году был реквизирован Кригсмарине и использовался в качестве плавучей казармы для 2000 подводников в порту Гдыня.
С 31 января до 30 марта 1945 «Кап Аркона» принимал участие в «Операции Ганнибал» по эвакуации войск и гражданского населения из Восточной Пруссии на Запад. За это время пароход перевез 25 795 человек. Затем из-за аварийного технического состояния главной силовой установки и нехватки топлива «Кап Аркона» был выведен из эксплутации, возвращен судовладельцу и 14апреля поставлен на якорь в Любекской бухте.
15 апреля Гауляйтер Карл Кауфманн потребовал у контр-адмирала Конрада Энгельхардта, начальника отдела морского транспорта Вермахта, принять на борт «Кап Арконы» 8 000 заключенных лагеря Нойенгамме, но тот ответил отказом. Аналогичным образом поступил и капитан лайнера Хайнрих Бертрам, его поддержала компания-судовладелец. При этом они ссылались на то, что для такого большого количества людей на судне недостаточно помещений, запасов пресной воды, продовольствия и невозможно обеспечить приемлемые санитарные условия.
26 апреля эсэсовцы прибегли к радикальной мере, прибыв на борт с ордером на арест капитана. Бертрам заявил: «У меня жена и двое детей и по этой причине я вынужден подчинится этому безумному приказу.» Погрузка заключенных началась в тот же день и продолжалась до 29 апреля. Так как «Кап Аркона» не имел собственного хода, то «пассажиров» на его борт доставлял пароход “Athen”.
К утру 3 мая на борту «Кап Арконы» находилось около 4600 заключенных, 70 членов экипажа, 35-40 эсэсовцев, включая 20 женщин и 400 военнослужащих ВМФ (охрана, зенитчики). На борту заключенных разместили по национальному принципу. Советские граждане оказались в провизионных кладовых без освещения и вентиляции, предназначенных для хранения картофеля и фруктов. В двух- и четырехместных каютах располагалось до 12 заключенных. Эсэсовцы и военные моряки были размещены в ресторане и главном вестибюле лайнера. Утром 3 мая на борт привезли последнюю группу заключенных - 205 человек из лагеря Миттельбау-Дора, которых разместили в багажном отсеке.
Смертность на борту была ужасающей - в среднем кто-то умирал каждые полчаса. Трупы ежедневно доставляли в Нойштадт, где хоронили в общих могилах.

«Дойчланд»

Пассажирский лайнер “Deutschland” валовой вместимостью 21 046 ГРТ был построен на верфи «Блом унд Фосс» в Гамбурге в 1924 году для судоходной компании HAPAG (Hamburg America Line). Судно могло принять на борт 976 пассажиров и 422 члена экипажа и совершало рейсы на линии Гамбург-Нью-Йорк.
В 1940 году лайнер был мобилизован в вошел в состав Кригсмарине в качестве плавказармы в порту Готенхафен (Гдыня). В 1945 году «Дойчланд» в ходе «Операции Ганнибал» перевез 69 379 человек. В конце апреля пароход был превращен в госпитальное судно.
Согласно Гаагской конвенции 1907 года (Конвенция о применении к морской войне начал Женевской конвенции) госпитальное судно должно быть окрашено в белый цвет с определенными отличительными знаками, однако, из-за нехватки краски, времени и рабочей силы, к моменту атаки в белый цвет с красными крестами были окрашены только дымовые трубы. Хотя весьма вероятно, что англичане проигнорировали бы любые знаки госпитального судна, как они уже поступали на Средиземноморском театре военных действий, атакуя итальянские госпитальные суда. 3 мая на борту «Дойчланда» находилось 80 членов экипажа и двадцать шесть человек медицинского персонала.

«Тильбек»

Грузовой пароход “Thielbek” тоннажом 2815 ГРТ был построен на верфи в Любеке в 1940 году для судоходной компании Kn;hr und Burchard. К моменту британской атаки судно находилось в Любекской бухте с неисправным рулевым устройством.
17 апреля 1945 года капитан Йон Якобсен (John Jacobsen) получил распоряжение приготовить судно к «специальной операции» - приему на борт заключенных концлагерей. Капитан такой приказ исполнять отказался и был отстранен от должности.
Погрузка узников Нойенгамме и других лагерей началась 20 апреля в присутствии представителей шведского Красного Креста и к моменту атаки на борту находилось около 2800 заключенных, а также члены экипажа и охрана. Из-за тяжелых условий содержания ежедневно умирало 20-30 узников.

«Атен»

Грузовой пароход “Athen” тоннажом 4450 БРТ был построен в 1936 года на верфи Reiherstieg в Гамбурге для судоходной компании Deutsche Levante-zeile (DLL) и в мирное время совершал рейсы в средиземноморские порты. В 1940 году судно было мобилизовано и использовалось военно-морским флотом в качестве прорывателя минных заграждений “Sperrbrecher-2”. Подорвался на мине в проливе Па-де-Кале и затонул, но в ноябре 1942 года поднят, отремонтирован и в 1944 году возвращен DLL.
В апреле 1945 судно находилось в Любекской бухте, где использовалось как для содержания заключенных концлагерей, так и их доставки из Нойштадта на борт не имевших своего хода «Кап Арконы» и «Тильбека». В момент британской атаки на борту «Атена» находилось 2300 заключенных, а также члены экипажа и охрана.
Судно пережило войну и было передано СССР в счет репараций и до 1947 года носило название «Генерал Брусилов», а затем передано Польше и переименовано в “Wary;ski”.

Британские авианалеты

2 мая британская 11-я танковая дивизия овладела Любеком и вышла на побережье одноименной бухты. Утром 3 мая командование британских ВВС издало приказ 71 об атаке немецких кораблей и судов в Любекской бухте.
В 11.45 четыре «Тайфуна» поднялись в воздух и атаковали «Дойчланд», выпустив 32 ракеты RP-3. Только четыре из них попали в цель, вызвав небольшой пожар быстро потушенный экипажем. Капитан судна отдал приказ вывесить по бортам большие белые полотнища, дабы продемонстрировать статус госпитального судна, и приготовить шлюпки к спуску.
В 14.00 взлетела следующая волна истребителей-бомбардировщиков (9 машин). Пять из них выпустили 40 ракет по «Кап Арконе» и судно быстро охватил пожар. Капитан Бертрам приказал поднять белые флаги, но этот приказ явно запоздал. В отделке этого фешенебельного лайнера были широко использованы дерево и ткани, поэтому пожар быстро распространился, чему немало способствовали траповые шахты, действовавшие как дымовые трубы, благодаря тяги в которых пламя быстро распространялось по вертикали, отрезая людям выход на открытые палубы. Закрытия противопожарных и водонепроницаемых дверей не действовали.
Спасательными жилетами были снабжены только экипаж и охрана, а спустить на воду удалось только несколько шлюпок, так как остальные были или повреждены пожаром или доступ к ним был уже невозможен. Часть спущенных на воду шлюпок были переполнены и опрокинулись. Участь оказавшихся в воде и пытавшихся доплыть до берега людей была незавидной. Большинство из них были безжалостно расстреляны огнем британских самолетов и охраны (автор очень сомневается, что в этот критический момент охрана этим занималась, а не думали о своем спасении, но так пишется во многих источниках) или утонули в воде бухты, температура которой составляла всего лишь 5-7 градусов. Небольшая часть из них, в том числе около 50 заключенных, были спасены моряками стоявшего у борта «Кап Арконы» небольшого суденышка, снабжавшего лайнер пресной водой.
Многие из добравшихся до берега заключенных были убиты эсэсовцами, солдатами Вермахта или местными жителями. Экипажам прибывших на помощь тральщиков Кригсмарине был отдан приказ спасать только немцев.
В то же время четыре «Тайфуна» атаковали «Тильбек», несмотря на поднятые над ним большие белые флаги, выпустив 32 ракеты и обстреляв из 20-мм пушек. Объятое огнем судно опрокинулось и затонуло в течение 15 минут. Британские самолеты продолжали вести огонь по пытавшимся спастись людям. Из 2800 находившихся на борту заключенных спаслось всего лишь около 50 человек, погибли почти все члены экипажа, включая капитана, и охранники.
В 15.15 в воздух поднялись третья и четвертая волна «Тайфунов» (17 самолетов). Они обрушили на «Дойчланд» 36 ракет, две 500-фунтовые авиабомбы и обстреляли из пушек. К счастью, экипажу и медперсоналу удалось покинуть судно на шлюпках и без жертв добраться до берега. Горящее госпитальное судно через четыре часа опрокинулось и затонуло.
В 17 часов на борту «Кап Арконы» прогремел мощный взрыв. Вероятно взорвались пары топлива, скопившихся в почти пустых топливных танках. Судно опрокинулось и легло на грунт, часть корпуса возвышалась над водой, так как его ширина составляла 26 метров, а глубина - 18. Это позволило спастись нескольким заключенным, взобравшимся на борт и подобранных позднее англичанами.
Из находившихся на «Кап Арконе» узников концлагерей в живых осталось всего лишь около 350 человек.
В 01.45 третьего мая «Атен» стал к причалу порта Нойштадт для приема очередной партии заключенных. Во время британского налета на его борту находилось 2300 заключенных, экипаж, зенитчики ВМФ и эсэсовцы охраны. Зенитки судна вместе со стоявшими в порту катерами Кригсмарине и Люфтваффе вели огонь по атакующим самолетам.
По «Атену» открыли огонь находившиеся в районе порта английские танки и после нескольких попаданий, подняв белый флаг, экипаж, охрана и заключенные покинули судно, потери были минимальными. Через несколько часов в порт вошли англичане.
Еще много дней на берега Любекской бухты море выбрасывало тысячи трупов с затопленных судов, которые по приказу британских военных властей немецкие военнопленные и местные жители хоронили в массовых могилах.
Считается, что в результате этого налета британских ВВС погибло до 7100 человек, а выжило только около 450 заключенных концлагерей.
Несомненно, что описанные выше действия британской авиации, в том числе потопление госпитального судна и расстрел находившихся в воде беспомощных людей, являлись военным преступлением. Однако, после войны судебному преследованию подверглись только причастные в той или иной мере к данной трагедии немцы, а явно виновные генералы и офицеры вооруженных сил Великобритании вышли сухими из воды. Победитель всегда прав!