Синьория Манфреди в Фаэнце 2

Ковалева Марина 2
Раздел 1 Начало истории рода Манфреди

Первые упоминания о Манфреди, будущих синьорах Фаэнцы и других городов Романьи, относятся к XI веку. Однако, подобно многим знатным семьям, Манфреди, желая прибавить себе значимости и знатности, отыскивали свои корни в легендарном прошлом. (26)
 
В частности, они утверждали, что происходят от некоего придворного германского происхождения из Саксонии по-имени Манфред, который служил сыну императора Константина Великого (306 – 337) – Констанцию (324 - 361 г.), получившему при разделе отцовского наследства Фракию и Восток. Однако, Констанций «сумел стать единственным повелителем Римской империи, которую отец его завещал пятерым наследникам». (27)  При дворе Манфред влюбился в дочь своего господина по-имени Эуриде. Влюблённые тайно бежали ночью в сопровождении двух верных слуг и укрылись в Равенне, которую впоследствии покинули из-за вредного воздуха. Затем они получили во владение долину Номороза в окрестностях Модены. У пары наро-дилось многочисленное потомство: сыновья Пико, Пио, Парадзоне, Паделло, Манфредо, Перока, Фанте, Сериволо, а также две дочери – Костанца и Эуриде.(28)
 
Узнав, что Констанций направляется в Италию для борьбы со своим противником, императором Магненцием (350-353), признанным Галлией и Италией, Манфред и Эуриде с потомством покинули долину  и переселились в поместье, расположенное между реками По, Панаро и Секкья, где были построены крепость и замок. Когда дети выросли, соответственно, от них произошли многие знаменитые итальянские се-мейства: от Пио – род Пио из Феррары, от Пико – графы Пико из Ми-рандолы, а от Манфредо – Манфреди – синьоры Фаэнцы и Имолы, а также другие менее известные семейства - Пападзони, Пападелли, Пероки и другие.(29)
   
Историк XVII в. Д.Ч. Тондуцци указал в своей  «Истории Фаэнцы», что число потомков Манфреда было больше, чем указано выше, и доходило до 40, что,  видимо, отражало число знатных итальянских родов,  претендовавших через эту легенду на родство с римскими императорами.(30)   Сам он поместил эту легенду под 354 г. Между тем, война между Констанцием и другим претендентом на императорскую корону, Магненцием, начавшись на территории Паннонии, продолжалась все лето 351 или 352 года. Магненций бежал в Северную Италию, а после того, как она признала власть Констанция, ещё дальше – за Альпы, где покончил с собой (353 г.).(31)   Таким образом, мы имеем явное противоречие. История легендарных влюблённых никак не могла начаться в 354 г., так как по сюжету ещё годом-два  ранее они должны были бежать с потомством из долины Номороза. Впрочем, в эпоху Возрождения столь точных исторических данных не имелось, а потому романтическая история влюбленных вполне могла быть использована разными знатными итальянскими семьями для указания на особенную древность своей фамилии без опасений быть разоблаченными.

Предположительно, предки Манфреди появились в Фаэнце во вт. пол. VIII в., переселившись из Феррары  в период ведения королем франков Карлом Великим войн с лангобардами.  Согласно реконструкции Антонио Мессери, автора работ по истории Фаэнцы, генеалогическое дерево ранних Манфреди выглядит следующим образом. Первым известным по-имени представителем их рода был некий Гвидо, умерший около 1021 года.  Он имел сына Манфредо, женатого на некоей Имельде и скончавшегося около 1050 года, а также внука Гвидо по-прозвищу Манфредино, умершего около 1099 года. Гвидо Манфредино от жены Эммы прижил трех сыновей – Гвидо (прозванного Гвидо ди Манфредо), Энрико и Альберико. (32)

Наиболее раннее упоминание о знатном горожанине Альберико ди Гвидо ди Манфредо содержится в хрониках под 1103 годом.(33)  В этот год в Фаэнце происходили серьезные столкновения между нобилями (знатными горожанами) и плебсом (простым народом), в результате которых наиболее упорствовавшие в распре знатные горожане были изгнаны из города, а их дома сожжены или разрушены. Среди изгнанников находился и Альберико ди Гвидо ди Манфредо, который впоследствии прилагал большие усилия для того, чтобы, используя свои богатства, найти союзников и вооруженным путем вернуться в Фаэнцу. (34)  Гвидо, преувеличивая, распространял слухи об избиении и изгнании всех нобилей из города вместе с их семьями. Совместно с графами Кунио и жителями Равенны он участвовал в осаде Фаэнцы, но вынужден был отступить. Изгнанникам удалось вернуться в город в 1109 году. (35) 
Альберико не был дружен со своим братом (если реконструкция правильна, или просто родичем, если она неправильна) Гвидо де Манфредо. Известно, что около 1115 г. последний находился в изгнании, в то время как Альберико оставался в Фаэнце, захватив в свои руки имущество Гвидо де Манфредо. (36)
 
Альберико был женат и имел трех сыновей – Гвидо (Гвидолино, т.е. маленького Гвидо), Энрико и ещё одного Гвидо, который был каноником.  Он погиб 17 июня 1145 г.  в битве при Санта Лючии вместе со старшим сыном. Битва была следствием длительной борьбы жителей Фаэнцы за замок Кастильоне со своими соседями. В частности, они делали попытки штурмовать его в 1143 и 1144 годах. Желая отомстить им, жители Равенны и Форли при поддержке ополчения из Вероны, Феррары, Марки и Черво направились на поле Контра, но затем ночью переправились в Корлето, где разрушили колокольню, после чего в местечке Санта Лючия состоялась кровавая битва. Фаэнтинцы победили, но не смогли воспользоваться плодами своей победы: Кастильоне достался форлийцам.(37)

 В XI в. начался конфликт между папством и императорами Священной римской империи. Задачей императоров, начиная с Фрдриха I Барбароссы (1122 – 1190), было «восстановление в полном объеме власти и величия империи». Италия стала одним из объектов их завоевательной политики. Фридрих I шесть раз вторгался на Апеннинский полуостров. Во время одного из его походов, в августе-сентябре 1164 г. или в начале зимы 1167 г., когда он находился в Романье, Энрико и каноник Гвидо, сыновья Альберико Манфреди, принимали его в своем доме.(38)
 
В ходе борьбы между папами и императорами население Италии разделилось на две враждующие партии – гибеллинов (сторонников императора) и гвельфов (сторонников независимости Италии, которым покровительствовали римские папы). Не обошло это разделение стороной и Фаэнцу. Манфреди, в основном, поддерживали партию гвель-фов, находясь в конфликте с гибеллинским родом Аккаризи.
  В 1240 г. Фридрих II Гогенштауфен (1194 – 1250) вторгся в папское государство и осадил Рим, но безуспешно. В том же году им был совершен поход в Романью, в ходе которого император взял в окружение Фаэнцу. Осада длилась восемь месяцев, и императору даже пришлось в преддверии наступающей зимы выстроить деревянные ка-зармы для войска.(39)   14  апреля 1241 г. город пал, и местные  гибеллины вошли в Фаэнцу.(40)  Манфреди были вынуждены отправиться в изгнание.
 
18 февраля 1248 г. император потерпел сокрушительное поражение под Пармой. Собираясь стереть город с лица земли, он возвел неподалеку лагерный город Витторию.  Горожане Пармы, узнав, что в Виттории находится лишь небольшой гарнизон, а император отправился на охоту, сумели выманить оставленные для охраны военные силы и захватить город. В их руках оказались не только казна, но и знаки императорской власти. (41)  Папский легат Оттавиано дельи Убальдини (ум. 1247), посланный сдерживать силы Фридриха II в Романье, вернул Фаэнцу под власть Святого Престола.
Такой поворот событий позволил роду Манфреди вернуться в Романью и вновь попытаться получить высокое положение в родном городе.(42)   Это им удалось. Новое поколение молодых Манфреди было представлено, по мнению А. Мессери, сыновьями Энрико ди Альберико Манфреди. Это были Альбергетто (ум. ок. 1263 г.), сумевший занять пост подесты (43)  в Фаэнце в 1203 г., Альберико, занявший тот же пост в 1211 г., Манфредо и Уголино.(44)
   
В 1251 г. папа Иннокентий IV (1243 – 1254) назначил легатом в Романью и Ломбардию Филиппо Фонтана, архиепископа Равенны, а верховным правителем – графа Супино, которые 1 февраля созвали конгресс всех подест провинции в Чезене. Фаэнцу на конгрессе пред-ставляли Альбергетто Манфреди и Райниеро Вальбонези, которые имели полные полномочия заключать от имени города соглашения о создании союза для борьбы против гибеллинских городов. (45)

Генеалогическая линия Манфреди, приведшая к рождению правящей династии города Фаэнцы, продолжилась в лице сыновей Аль-бергетто ди Энрико Манфреди – Уголино по-прозвищу Буццола, Энрико (Риго) по-прозвищу Кальцаро и ещё одного Альбергетто.(46)
 
В 1253 г. подеста Фаэнцы Уголино де’Фантолини попытался закрепить мир внутри города, позволив вернуться в него Аккаризи и введя двойные выборы в подестерию: одновременное присутствие представителя от партии гвельфов и представителя от партии гибелли-нов должны были обеспечить равновесие в городской Коммуне. (47)
 
Мир продержался до 1255 г., когда Манфреди оказались вовлечены в жестокие уличные столкновения со своими политическими противниками из числа Аккаризи. Для разрешения конфликта городское управление решило обратиться за помощью в Сенат Болоньи. Болонцев пригласили прибыть в Фаэнцу с военными силами, достаточными для удержания обеих враждующих сторон от активных действий.  Пока ожидался ответ, более малочисленные Аккаризи вместе с поддерживавшим их подестой Фаэнцы были изгнаны. Они поспешили укрыться в Болонье. Опасаясь последствий своих действий, Манфреди отправили посла к маркизу д’Эсте из Феррары, прося его быть посредником между ними и присланным для улаживания конфликта болон-ским претором Коррадо Сорезине. Претор приговорил Манфреди и их сторонников к выплате 1600 лир для возмещения ущерба свергнутому подесте, чьё имущество серьёзно пострадало.(48)
 
Уже в следующем году обе враждующие партии восстановили свои силы и продолжили кровавые уличные столкновения, тем более что одни чувствовали за спиной поддержку болонцев, а другие – феррарцев. Одной из жертв стал Энрико Манфреди, прозванный Кальцаро. В конечном итоге партии снова пришли к примирению, для чего Акка-ризи передали в руки маркиза д’Эсте заложников – Наполеоне Аккаризи, представителя семьи Замбрази и фра Герцио Рогати (Бокаччо), кавалера-гаудента. Кого передали заложниками в руки болонцев Ман-фреди, осталось неизвестным. Однако заложники партии Аккаризи, находившиеся под стражей в замке Гульельмо, немного времени спустя были жестоко умерщвлены. (49)

Имя семьи Манфреди стало известно по всей Италии в 1285 г. в связи с громким внутрисемейным конфликтом, который привел к преступлению. Участниками конфликта были Альбериго, сын Уголино Буццолы, Манфредо – сын Энрико Кальцаро, и Франческо, сын Альбергетто. Согласно реконструированной А. Мессери генеалогии ранних Манфреди, они приходились друг другу двоюродными братьями, однако во многих источниках они проходят как два дяди и племянник. Скорее всего, последнее мнение возникло из-за сильной разницы в возрасте между Альбериго, Манфредо и бывшим значительно моложе них Франческо. Точная дата рождения Франческо неизвестна. Его возраст исследователи рассчитывают, опираясь на указания местных хронистов, которые свидетельствуют, что в момент знаменитого убийства ему было около двадцати лет, а на момент смерти в 1343 г. исполнилось восемьдесят. Во всяком случае, разница в возрасте с Альбериго у Франческо составляла больше 30 лет.
По общему мнению современников, вдохновителем и организатором преступления был Альбериго (Альберико) ди Уголино Манфреди, видный представитель партии гвельфов и член светского орде-на рыцарей блаженной славной Девы Марии (гаудентов).
 Альбериго родился в 1220-1230-х гг. Вместе с отцом он участвовал в уличных столкновениях своего рода и бывал с ним в изгнании.  Самым ранним документальным свидетельством, относящимся к Альбериго, является квитанция на выплату заработной платы, выданная им в качестве подесты Баньякавалло. Сохранились свидетельства экономического и политического плана о его взаимодействии с капитулом каноников кафедрального собора Фаэнцы, относящиеся к 1260-м гг. Часто он вел дела совместно со своим двоюродным братом Манфредо ди Энрико Манфреди.  В 1270-х гг.  он вошел в число кавалеров религиозного ополчения блаженной славной Девы (гаудентов).(50)  Для гаудентов Фаэнцы и провинции Романья в городе были построены   церковь и монастырь Св. Марии Глориозы.  Они находились возле Равеннских ворот.(51)

В этот период обострилось противостояние гвельфского рода Джеремеи и гибеллинского Ламбертацци в городе Болонье. Результатом расширения конфликта стали военные операции в Романье, которые привели к захвату в 1274 г.  Фаэнцы гибеллинским военачальником Гвидо да Монтефельтро (1223 – 1298). Ворота ему открыли представители рода Аккаризи. Альбериго Манфреди и его сторонники бежали и укрылись в замке Солароло. Замок был осажден их врагами и 25 апреля пал.(52)  Два года Альбериго провел в тюрьме. После освобождения он вместе со своим сыном Уголино по прозвищу Буццола (полного тёзки своего дедушки) участвовал в процессе примирения партий Джеремеи и Ламбертацци. Это позволило Манфреди ненадолго вернуться в родной город. После очередного изгнания из Болоньи Ламбертацци поспешили укрыться в Фаэнце, вызвав новый исход Манфреди. (53)
 
Уголино Буццола (Буччола) был ближайшим помощником отца. Он прославился не только как неукротимый воитель партии гвельфов, но и как поэт. Свое прозвище он унаследовал от деда. Оно происходи-ло от слова, означающего деревянный шар для игры в бочче, разно-видность кеглей.(54)
Впервые упоминание об Уголино встречается в июле 1279 г., когда он выступил в качестве поручителя при ратификации мира между гвельфами и гибеллинами Болоньи и их последователями в Романье.(55)
13 ноября 1280 г.   гвельфы Джеремеи совместно с Манфреди ночью вошли в Фаэнцу благодаря Тебальделло де Замбрази. Житель Фаэнцы Тибальделло де Замбрази решил своеобразно отомстить неко-ему болонскому гибеллину, нашедшему убежище в его родном городе, где тогда правила партия гибеллинов. Причиной мщения была кража у Тебальделло двух свиней. Не снеся обиды, он изготовил слепки с ключей от городских ворот и вручил их болонским гвельфам, которые, ворвавшись ночью в город, устроили в нём погром. (56)
 
Между тем, влияние Альбериго внутри Фаэнцы возрастало. Под договором с архиепископом Равенны от 27 марта 1281 г. о том, что жители Фаэнцы обязуются прекратить нападения на замок Ориоло,  его автограф находится в числе трех подписей представителей его родного города.  Его сын Уголино был избран подестой в Баньякавалло во втором семестре 1282 года.
Активное участие Манфреди в жизни Болоньи и их тесное сотрудничество с болонскими гвельфами может вызвать удивление. Од-нако их поведение находит объяснение, если принять во внимание, что в документах этого города упоминается некий Уголинус де Манфредис, предоставивший в органы городского управления сведения о своих доходах в 1283 г. Если это не однофамилец, значит, сын Альбериго Манфреди владел землями, домами и скотом в окрестностях Болоньи.(57)
 
Противостояние между партиями гвельфов и гибеллинов в жизни Альбериго дополнялось борьбой внутри самой партии Манфреди. Главным его соперником стал двоюродный брат Манфредо Манфреди. Их личное противостояние дополнялось семейной обидой: их брат Альбергетто, умерший в 1275 г., поручил заботу о своем сыне Франче-ско и его имуществе опеке Альбериго.
В затянувшемся конфликте Альбериго не нашел другого решения, кроме физического устранения соперника.  Притворившись, что ищет примирения, 2 мая 1285 г. он пригласил Манфредо Манфреди с его сыном Альбергетто на роскошный обед в замок Чезата, прозванный Кастеллина, который находился на северо-востоке от Фаэнцы. В конце пиршества хозяин громко произнёс: «Внесите фрукты!» Эта фраза была сигналом для убийц, в число которых входили сын хозяина Уголино, прозванный в честь деда Буццола, и его другой кузен Франческо Манфреди, которые, ворвавшись в зал, закололи гостей кинжалами.(58)  Дополнительный резонанс убийству придало членство Альбериго в ордене братьев-гаудентов, которые, согласно уставу, были обязаны заниматься примирением  враждующих сторон и защитой обездоленных. (59)
  Заочно убийцы были приговорены ректором Романьи Гийомом Дюрандом к выплате большого штрафа в 6000 лир. Альбериго и его сторонники укрылись сначала в землях Пратовеккио, а затем во владе-ниях своего давнего врага графа Магинардо (Майнардо) Пагани из Су-зиньяны (1243 – 1302). В августе 1286 г.  Альбекриго с сыном и пле-мянником совместно с хозяином участвовал в неудачной попытке овладеть городом Имолой, отняв его у правившей семьи Нордильи. Таким же неудачным был набег на город Форли.(60)
 
После того, как Магинардо Пагани стал подестой Фаэнцы в 1286 г., Манфреди смогли вернуться в родной город. Предусмотрительный Альбериго заключил мир с противоположной партией Аккаризи, скрепленный 25 ноября 1286 г.  браком его сына Уголино с  Патрици-ей, дочерью Гвидо де Глауксано дельи Аккаризи. (61) В феврале 1287 г. он примирился с графом Альберико ди Кунио, женатом на Беатриче, дочери убитого им Манфредо Манфреди.(62)  Казалось бы, Альбериго мог спокойно наслаждаться плодами своей политики, однако  честолюбие привело его к очередному резкому повороту судьбы.
В 1292 г. папская армия под руководством графа Романьи Ильдебрандино Гвиди ди Ромена вела военные действия в районе города Форли. Они оказались неудачными из-за вмешательства Магинардо  Пагани, занимавшего должность  капитана народа в гибеллинской на тот момент Фаэнце. Альбериго и его сын Уголино на тот момент снова разошлись с графом в политических взглядах и участвовали в вооруженных столкновениях на стороне папских войск.  В частности, Уголино подбивал окрестные замки на мятеж против Фаэнцы. В конечном итоге, Манфреди и их сторонники оказались вынуждены отступить к замку Ронтана. Замок был осаждён силами гибеллинов и 23 июня сдался городскому ополчению. Последовавший мир касался не только осажденных в Ронтане, но и сторонников Манфреди, укрывшихся в замках Кварнето и Фоньяно.(63) 
 Альбериго с сыном нашли убежище в Болонье. (64)  Уже 29 июля имя Уголино всплыло под актом об избрании капитана народа в Перудже. В дальнейшем он укрылся в Болонье, где, вероятно и прожи-вал, поставив свои военные таланты на службу партии семьи Джере-меи, до августа 1293 года.
В 1295 г. новый граф Романьи Пьетро Гуэрра, архиепископ Монреале, возложил обязанности капитана народа на Магинардо Пагани, а также 15 мая организовал выборы в главный совет Народа и главный совет Коммуны Фаэнцы. Он оставил в своих руках достаточно власти, чтобы принудить враждующие партии к заключению нового перемирия, утвержденного  в замке Ориоло и публично подтвержденного клятвой на городской площади. (65)  Перед этим наиболее видные деятели обеих сторон предоставили графу Пьетро своих детей в заложники, которых отправили в Кастрокаро.(66)  В монастыре кларисс Изола ди Сан Мартино ди Фаэнца состоялась дополнительная процедура примирения между Альбериго Манфреди, его сыном Уголино и племянником Франческо, с одной стороны, и графом Альберико де Кунио и его женой Беатриче с другой стороны.(67)
Мир продержался недолго. Уже 2 августа  сторонники Манфреди, а среди них Уголино Буццола и Франческо Манфреди, графы Кунио, члены семьи Рогати и другие их союзники попытались силой взять город против воли графа Романьи. Большой отряд гвельфов за-хватил Равеннские ворота Фаэнцы, но был вынужден отступить под напором Магинардо Пагани, силы которого составляли частично пап-ское ополчение, частично городское ополчение из числа гибеллинов. (68)
 
Это событие вызвало выдвижение серьёзных обвинений против Манфреди, в которых им вменялось нарушение подписанных договоров и провокация гражданских столкновений. Уголино Буццола Манфреди и Франческо Манфреди бежали сначала в Кунио, а затем в Ра-венну, где их настиг приговор об изгнаии. В конце концов, Буццола и члены его семьи  снова оказались в Болонье и проживали  в «капелле» Святой Цецилии. (69)  Из завещания его отца Альбериго мы узнаем, что Уголино Буццола имел двух братьев – Энрико и Джованни,  и четырёх сестер – Аньезе, бывшую замужем за графом Гульельмо да Кастрока-ро, Эрмеллину, Нобиле и Контессину. Буццола имел четырёх законных детей - дочерей Гульельмину, Аньезину и Катерину, сына Чекино и двух незаконных – Кьяру и Антонио.(70)
В 1298-1299 гг. Буццола в качестве коннетабля участвовал в военных действиях болонской армии в войне против маркиза Аццо (Адзо)VIII д’Эсте (после 1263 – 1308) из Феррары. Поскольку в армии д’Эсте находились гибеллины из Романьи, Уголино счел возможным обратиться в Совет Народа в Болонье с просьбой провести обмен пленными: таким способом он хотел добиться освобождения своего родственника Уголино ди Меццо Манфреди, попавшего в плен к про-тивнику. Умер Буццола в Равенне в 1301 году. (71)
Завещание Альбериго Манфреди было составлено в 1302 г. в период тяжелой болезни, в Равенне. Вероятно, вскоре он умер, оставив своим наследникам мечту о завоевании власти над Фаэнцей.(72)
 
Великий итальянский поэт Данте Алигьери (1265 – 1321) увековечил образ Альбериго Манфреди в своем произведении «Божествен-ная комедия», описывающем путешествие по загробному миру.  Брат Альбериго благополучно здравствовал, когда в 1300 г. поэт в 33 песне «Ада» заочно «наказал» его за убийство Манфредо Манфреди. Он описал загробные муки организатора преступления, «приговорив» его к заточению во льдах адской реки Коцит, где, неподвижный, он стра-дает от тяжести застывших на холоде слёз в глазных впадинах. Чтобы объяснить явно затянувшееся промедление со стороны божественного правосудия, поэт вкладывает в уста грешника речь, из которой вытека-ет, что сразу по совершении преступления его душа попала в Ад, а в тело, до конца его земного срока, вселился бес, который и создаёт ви-димость жизни в пустой оболочке.  Хотя откровения были получены в обмен на обещание освободить глаза Альбериго от гнёта льда, возмущённый поэт не сдерживает слова: «И было доблестью быть подлым с ним». (73)
Кроме Манфреди, Данте поместил в Ад, ещё двух жителей Фаэнцы. Тибальделло де Замбрази, впустившего гвельфов в город, Данте «приговорил» стоять вмёрзшим в лёд озера. Ещё один грешник, Маги-нардо Пагани да Сузиньяна, жестокий и неустрашимый военачальник, удостоился от поэта слов, что даже пресечение его рода по причине отсутствия мужских потомков отнюдь не обелит грязной славы его семьи в целом.(74)
 
Поэтическое наследие Уголино Буццолы до нас практически  не дошло. Известно, что он был автором поучительной поэмы «De salutandi modis», ныне утраченной.
Данте Алигьери упоминает Уголино Манфреди в сочинении «О народном красноречии», где, рассуждая о наречии провинции Романья, говорит, что оно «звучит настолько женственно из-за мягкости выговора, что, даже если говорит мужским голосом мужчина, кажется все-таки, что говорит женщина. Оно присуще всем романьольцам, и в особенности форлийцам; их город, при всей своей молодости, являет-ся, однако, средоточием всей провинции; они при утверждении гово-рят «deus» и ласково произносят «oclo meo» («глазок мой») и «corada mea» («сердечко мое»). Мы слышали, как некоторые из них отклонились в стихах от собственного наречия: это фаэнтинцы Томмазо и Уголино Буччола». (75)
Поэт Франческо дa Барберино (1264 – 1348) в произведении «Образ жизни и обычаи женщины» упоминает Буццолу в  истории, ко-торую рассказывает одна из героинь: «Был один доблестный человек по-имени Уголино Буццола, который сказал эти прекрасные слова: «Кто хочет говорить глупые мысли, тот одобряет их».(76)

До нас дошло полностью два сонета Уголино. В одном из них он сетует на жестокую возлюбленную, которая обманывает его. В начале сонета поэт говорит о том, что всматривается в её лицо и жалуется на бесчувственность, даже неискренность женщины:
Я в зеркало смотрел, что подтверждало
Движения души, которые были скупыми
Для того, чтобы через глаза подтвердить, что в сердце
И  в ваших мыслях есть правда о любви.
Ему хочется, чтобы возлюбленная испытывала те же страдания, что и он:
Мой разум молит о том, 
Чтобы не кончалась печаль, дарованная вам северным ветром,
(Чтобы вы узнали,) что любoвь есть узда, чтобы вы нашли
Постоянные страдания, каждым вам наносимые.
В конце Уголино признается, что не испытывает особых надежд на успех, хотя, судя по всему, предмет его воздыханий ожидает от него потомство:
Кто желает зерна любовного колоса,
Как я, тот ожидает в  светлом волнении
Не ради его созревания.

Кто каждый раз гневом двойным научен,
Впереди у того сердца добродетельного  есть тайная лазейка,
Потому что хочет любить прибыль нечестную. (77)
 
О том, что думали об этой ситуации современники, мы узнаем из ответа на этот сонет, который написал ему товарищ по цеху  поэт Онесто из Болоньи, скептически относящийся к любовным терзаниям. Поначалу он признает тяжесть страданий друга, хотя о себе упоминает, что сам он им не подвержен:
Потому меня не жалит более любви крапива,
Что кажется сладким каждое горькое мученье,
Даже у наиболее отдаленного дорогого предмета
Его злая сила – не цена пустяка.
И эта неизвестность – мой враг.
Далее Онесто, как человек здравомыслящий,  решает дать совет другу бросить недостойную возлюбленную, не способную его оце-\нить:
Каждая широта должна иметь предел,
Кто не сладострастен, тот ошибается редко.
Если такова её жизнь внутренняя,
Уже делать ничего ты не старайся,
Не говори приятно и мило,
 Как в бесстыдной древности.
Завершая ответ, Онесто предлагает Уголино радикальное реше-ние вызвать в себе отвращение к предмету своих воздыханий, одно-временно выразив презрение к ней. Он предлагает привести к возлюбленной негра, как достойную ей пару (негры в Италии того времени если и встречались,  были, естественно, рабами), тем более, что бог весть от кого у неё  упомянутая выше «прибыль».
Друг, я прочел отрывок письма о твоей прибыли;
Приведи негра, который тебе подобен,
К ней, и Амур потерпит неудачу (дословно: «получит фигу»). (78)
 
Мечту Альбериго Манфреди о возрождении положения семьи на родине суждено было воплотить самому молодому участнику знаменитого убийства Манфредо Манфреди – Франческо. Оказавшись с родственниками в изгнании в середине 1290-х гг., он  распространил свою власть на некоторые территории Фаэнцы, заняв Луго и Баньяка-валло в 1307 г. и часть замков графов Кунио в 1309 г. Одновременно он принял меры для укрепления  своих владений в Бризигелле и Валь ди Ламоне.(79)
 
В этот период вновь обострились отношения между папством и германскими императорами. Опорой папы Климента V (1305 – 1314), который со своим двором обосновался во французском городе Авиньоне,  и главой всех гвельфов Италии стал неаполитанский король Ро-берт Анжуйский (1277 – 1343). В это же время императором Священ-ной Римской империи был избран под именем Генриха VII граф Люксембургской (1275 – 1313). Поднять престиж империи и утвердить свой авторитет он решил проверенным способом, а именно отправиться в поход в Италию. Настроения в Италии, казалось, способствовали успеху этого похода: «Условия жизни в Италии сложились так, что у  многих возникло непреодолимое стремление к восстановлению императорской власти. Отсутствие  этой власти и его печальные последствия  увенчали её неким ореолом в глазах общественного мнения». (80)  В 1310 г. гибеллины Романьи, среди которых были представители семьи Аккаризи из Фаэнцы, подняли восстание против папы. Под влиянием этих событий Климент V назначил Роберта Анжуйского на восемь лет ректором Романьи.  В свою очередь, ректор управлял всеми делами провинции через своего викария. Первым викарием стал  Николо Караччиоли, а следующим с 1311 г. – Николо Гильберто Сантилло из Каталонии, человек суровый и строгий. В задачу викария входило подавление всех врагов папы, заключение под стражу вождей гибеллинов, недопущение всяческих бунтов.(81)  Франческо Манфреди и его сторонники рассматривались новой властью как союзники. Благодаря этому Манфреди в 1313 г. был избран капитаном народа Фаэнцы и переехал во дворец городской Коммуны. Отныне в его руках были все военные силы города, а также все решения по вопросам войны и мира. Ещё не называясь синьором, он сосредоточил в своих руках власть над Фаэнцей.
 
В  апреле 1314 г.  умер папа Климент V. Поскольку выборы нового папы затянулись, Романья осталась без законного верховного правителя, так как полномочия ректора, назначенного прежним папой, тут же подверглись сомнению.(82)  9 ноября Франческо Манфреди поднял восстание в Фаэнце и Имоле против власти церкви, короля Роберта и назначенного им викария и графа Романьи Николо Гиберто Сентилло, находившегося в это время во Флоренции.(83)  Чиновники, поставленные викарием, были изгнаны.(84)  Сентилло спешно вернулся в Фаэнцу, запретив Манфреди появляться в городе.
В это же время Франческо совместно с союзниками, в число которых входили даже представители семей гибеллинов, пострадавших от чиновников викария, в том числе Ламберто Полентано и Вивиано Калболи, с 500 конниками и 1000 пехотинцев совершил неожиданное нападение на Форли, попытавшись выбить оттуда ставленников викария. Эффект неожиданности не сработал. Форлийцы оказались начеку, удар был отбит, а Калболи погиб. Желая взять реванш, Манфреди напал на замок Ориоло, занятый форлийцами, и захватил его. (85) За это равеннский архиепископ отлучил его и представителей Коммуны Фаэ-нцы от церкви.
 
По-видимому Франческо Манфреди удалось наладить хорошие отношения в королем Робертом, так как в 1216 г. его сын Риккардо был с почестями принят при неаполитанском дворе. (86)   
Рост политического значения семьи Манфреди дополнялся расширением их владений. В 1317 г., с согласия графов Кунио, Франческо  построил замок Гранароло, а его сын приобрел в 1320 г. замки Кала-мелло, Ферначчьяно, Кавина и другие.(87)
 
К 1322 г. Франческо Манфреди был настолько уверен в своем положении, что стал открыто называть себя господином Фаэнцы (dominus Faventie). В этом же году его сын Риккардо был избран капи-таном Имолы на пять лет. (88)  Впоследствии он занял там должность подесты, а затем объявил себя синьором этого города.(89)
  Когда папа Иоанн XXII (1316 – 1334) призвал синьоров Романьи платить военный налог (tallea militum), Франческо счел, что может отказаться. Его влияние в этот период охватывало территорию, в которую, кроме Фаэнцы, входили  г. Имола на западе, Луго и Баньякавалло на северо-востоке и долина реки Ламоне на юго-западе. (90) Он даже начал вмешиваться в события за пределами своей провинции, послав в 1326 г. в помощь флорентийцам 200 конников для участия в их борьбе в тираном Лукки Каструччо Кастракани.(91)
 
В 1327 г. папа, обеспокоенный ростом влияния семьи Висконти в Милане и необходимостью подчинить мятежную Феррару, отправил в Италию кардинала-легата Бертрана де Поджетто. 5 февраля тот при-был в Болонью, где должен был принять присягу на верность местных синьоров. Франческо Манфреди решил, что поступит благоразумно, если поедет вместе с сыном Риккардо к легату и подчинится его требо-ваниям. Воспользовавшись отсутствием отца и брата, второй по старшинству сын Франческо, Альбергеттино, в ночь с 9 на 10 июля со многими вооружёнными людьми вошел в Фаэнцу, сверг подесту и провоз-гласил себя синьором города. Он опасался, что отец  договорится с ле-гатом о тайной передаче ему города. Ближайшим его помощником был Чекино Манфреди, сын Уголино Буццолы (ум.1336). (92)

Джованни Виллани (1274/1280 – 1348), банкир, государственный деятель и автор флорентийской хроники, увидел в этих событиях наказание Франческо Манфреди за давний грех соучастия в убийстве. Он написал, что Альбергеттино своим поступком «показал, что не хо-чет отойти от традиций, имени и дел брата Альбериго, своего дяди, ко-торый предложил «дурные фрукты» своим родичам, зарезав и убив их в свой праздник,  так что Франческо Манфреди, который в этом участвовал, получил частично за этот грех возмездие от сына».(93) 
 Слух о поступке Альбергетто спровоцировал восстание во втором по значению городе, находившемся в поле влияния Манфреди – Имоле. 8 сентября население Имолы поднялось под лозунгом  «Смерть Риккардо, смерть тирану!» против папского ополчения, пришедшего принять город под свой контроль. Однако ополчение, при поддержке людей Риккардо, среди которых находились представители рода Алидози, смогло отбиться. В жестоком столкновении погибло до 400 горожан, а сам город был в осаде, пока не согласился покориться.
Кардинал-легат 20 мая 1328 г. послал армию под Фаэнцу, чтобы вырвать её из рук Альбергеттино. Восемь дней город стойко выдержи-вал осаду, после чего Бертран дель Поджетто увел своих солдат к вос-ставшей Равенне, но затем вернулся, укрепив войска новым ополчени-ем. Под его знаменами находились и Франческо с Риккардо и младшим сыном Малатестино Манфреди. Через 25 дней город капитулировал. В соответствии с договором, Альбергетто удалился в Болонью, где в следующем году был схвачен с другими видными болонцами за уча-стие в заговоре против викария папы в пользу императора Священной Римской империи Людовика Баварского, которому они собирались пе-редать власть над Болоньей. Узнав от предателя о грозящей опасности, кардинал-легат тайно вызвал военную помощь из Флоренции. Войдя ночью в город, этот отряд обеспечил молниеносный арест всех заго-ворщиков, которые, включая Альбергетто Манфреди, уже следующим утром (18 ноября 1329 г.) были обезглавлены.(94)   От жены Джакомы дельи Убальдини у него осталось четверо детей: Джовании, Джованна, Бернардо и Маддалена.
Франческо Манфреди, вернувшись в Фаэнцу, удалился от управления городом и даже уступил первенство в своей семье сыну Риккардо.
 
Риккардо Манфреди, находясь на службе у кардинала-легата, в 1331 г. участвовал в осаде Форли, который пал через семь месяцев. В 1333 г. он находился на службе у короля Иоанна Богемского (1296 – 1346), который воевал против тиранов Ломбардии, мечтая сделаться королем Ломбардии и Тосканы. Римский папа не мешал ему, мечтая его руками убрать своих врагов, а затем и самого вытеснить из Италии. (95) Риккардо Манфреди участвовал в операции по оказанию помощи моденской крепости Сан Феличе, осажденной враждебными папе тиранами итальянских городов.   Он был одним из ведущих капитанов в войне против Ринальдо II д’Эсте (1290 – 1235), правителя Феррары. 13 апреля 1333 г. военные силы осажденной Феррары дали бой в от-крытом поле. Жестокая битва, сначала склонявшаяся в пользу армии папы, внезапно изменила свой ход и закончилась её полным разгромом. Рикардо, Чекино Манфреди, Остазио Полента, Галеотто Малатеста, Франческо Орделаффи и другие папские капитаны попали в плен.  Многие знатные пленники были впоследствии использованы для вы-годного обмена.
Чтобы придать воодушевления своей партии и укрепить верность  преданных синьоров, папа принял меры. В частности, Риккардо Манфреди был даровано право возобновить власть над Фаэнцей и Имолой.(96)

Поскольку папа  Иоанн XXII находился в Авиньоне, посылая управлять делами в Италии иноземных чиновников, преимущественно гасконцев и французов, совершавших немалые злоупотребления на ме-стах, в Италии нарастало недовольство сложившимся положением. Особенно много недовольных было кардиналом-легатом Бертраном де Поджетто и его приближенными. 17 марта 1334 г.  в Болонье, бывшей ставкой кардинала-легата, вспыхнуло восстание под лозунгом: «Народ! Народ! Смерть легату и лангедокцам!» Преследованиям под-вергались все, кто говорил на французском языке.  Движение переки-нулось на всю провинцию Романья. Поджетто укрылся в цитадели и спасся лишь благодаря заступничеству флорентийцев, взявшихся кон-воировать  его через восставшие земли.(97)  В этой обстановке Риккардо Манфреди не только сохранил власть над синьорией в Фаэнце и Имоле, но и проявил благодарность по отношению к кардиналу-легату. Он лично вместе с отрядом фаэнтинских солдат обеспечивал его охрану до границы Франции. Прибыв в Авиньон, Поджетто не преминул рассказать об этом папе, который послал Манфреди благодарственное письмо.(98)
Владения Манфреди расширялись не только благодаря службе папе. 4 апреля 1334 г. младший брат Риккардо Малатестино (Тино) Манфреди ночью занял Баньякавалло и объявил себя синьором. Там он сразу возвел сильную крепость, но внезапно умер в 1337 г., оставив пятерых детей. 
В 1338 г.  уже пожилой Франческо Манфреди, будучи подестой Кастрокаро, купил его у бывшего владельца за 6000 флоринов. 22 июля 1340 г. Риккардо так же ночью вошел в Луго, восстановив свою власть, но 23 августа внезапно ушел из жизни. От жены Дилетты ди Альберико, дочери графа Кунио у него осталась одна законная дочь Ренгарда, а также двое узаконенных незаконнорожденных сыновей от Зефирины Нордильи из Имолы – Джованни и Гульельмо.(99)
Смерть детей вынудила старого Франческо Манфреди вновь вернуться к вмешательству в дела управления Фаэнцей. Вероятно, он приложил много усилий, чтобы 27 декабря 1341 г. его внук Джованни ди Риккардо был избран капитаном народа и стал новым синьором Фаэнцы.
Франческо Манфреди умер 29 мая 1343 г. Он пережил своих законных детей, Альбергеттино, Риккардо и Малатестино, рожденных от жены Ренгарды Малатеста. Кроме них он имел двух незаконнорожденных сыновей – Бельтрано Прекрасного и Насчимбене.  Первый из них впоследствии был казнен по приказу папской власти как заговорщик в пользу своего племянника синьора Фаэнцы Джованни ди Риккардо. Насчимбене был епископом Тривенто в Неаполитанском королевстве и умер в 1344 году. (100)  Также Франческо оставил четырех дочерей – Катерину, Онестину (жену Аригетто Рогати из важной семьи Фаэнцы, бывшей в разногласиях в Манфреди в последние годы жизни её отца), Маргариту (жену графа Кунио) и Лизу (жену Руджеро ди Гвидо Сальватико Гвиди, уже вдову в 1341г.)
 
Франческо Манфреди оставил след в архитектурном облике Фаэнцы. Он приложил много усилий для воздвижения церкви Сервитов, где построил семейную капеллу, заботился о ремонте городских стен.
Идеализированный образ первого синьора Манфреди был увековечен в «Трёхстах новеллах» Франко Саккетти (1333 – 1400), фло-рентийского писателя.  В одной из них утверждается, что основатель династии был «правитель мудрый и достойный, лишённый всякого тщеславия и скорее соблюдавший нравы и скромную внешность име-нитого гражданина, чем синьора», а затем  рассказывается случай, где он проявил «великую справедливость и великую мудрость».   Елена Цуккини полагает, что этой смягчённой характеристикой Франческо был обязан  дружбе, которую питал писатель к его внуку Асторджо I, и которая водила его пером.
От эпохи ранних Манфреди в Фаэнце сохранились крипта в многократно перестроенной церкви святых Ипполито и Лоренцо (VIII – XIII вв.), колокольня церкви Санта Мария ад Нивес (X – XI вв.), ма-ленькие церкви Сан Бартоломео (XI – XII В.) и Санта Мария Маддалена делла Комменда (XII в.).  Последняя служила приютом для палом-ников, шедших в Святую Землю.

В середине XII в. уже существовали Дворцы подесты и капитана народа. Был заложен красивый мост с  двумя башнями через реку Ла-моне (разрушен в 1842 г.), на которой стоит Фаэнца, а сам город начал всё более приобретать славу керамического центра. В нём получило широкое распространение изготовление кухонной утвари, особенно кувшинов и мисок. Они покрывались белым стекловидным покрытием и украшались росписями или процарапанным узором. Основными мо-тивами росписей были растительный и животный, а также геральдиче-ские знаки.  Преобладали зелёный и коричневый цвета. 
Франческо Манфреди умер, заложив прочную основу для эко-номического и политического роста значения своей семьи.

26. Ковалева, М.В. Основание синьории Манфреди в Фаэнце. / М.В. Ковалева. // Ученые запис-ки Орловского государственного университета. 2018 г. – №1(78). – С.26.
27.Федорова, Е.В. Люди императорского Рима. – М.: Изд. Московского университета, 1990. – С. 272, 275.
28.Aldimari, Biagio. Memorie historiche di diverse famiglie nobili, cos; napoletane, come forastiere. / Biagio Aldimari.  – In Napoli, nella stamperia di Giacomo Raillard, MDCXCI. – Р.416 - 417.
29Sansovino, Francesco. Della origine, et de fatti delle famiglii illustri d’Italia. Libro primo. – In Vinegia, pressi Altobello Salicato, MDLXXXII. – P.398.
30.Tonduzzi, Giulio Cesare. Historie di Faenza. – In Faenza, per Giofesso Zarafagli, MDCLXXV. – P. 112-113.
31.Федорова, Е.В. Ук. соч. – С.272.
32.Magistri Tolocani Chronicon Faventinum. // Raccolta degli storici italiani dal cinquecento al millecinquecento ordinate da L.A. Muratori. Tomo XXVIII. Parte I. – Bologna, Nicola Sanichel-li,1936. – P.25-26.
33.Tonduzzi G. C. Op.cit. – P.174.
34.Righi, Bartolomeo. Annali della citta di Faenza. Volume I./Bartolomeo Righi. – Faenza, per Mon-tanari e Morabini, 1840.
35.Magistri Tolocani. Op.cit. – P.25-26.
36.Magistri Tolocani. Op.cit. – Р.27.
37.Magistri Tolocani. Op.cit. – Р.40-42.
38.Magistri Tolocani. Op.cit. – Р.56-57.
39.Вис, Э. Фридрих II Гогенштауфен. – М.: АСТ – Транзиткнига, 2005. – С.267.
40.Tonduzzi, G. C. Op.cit. – P.279-280.
41.Вис, Э. Ук.соч. – С.323-324.
42.Tonduzzi, G. C. Op.cit. – С.187.
43.Подеста – выборная городская должность. Подеста выбирался из чужеземцев сроком на один год. Подеста поддерживал порядок в городе, обладал высшей юрисдикцией по граж-данским и уголовным делам.
44.Magistri Tolocani. Op.cit. – Р.231С.

45.Righi, Bartolomeo. Annali della citta di Faenza. Volume II. /Bartolomeo Righi. – Faenza, per Montanari e Morabini, 1840. – P.15.
46.Magistri Tolocani. Op.cit. –  Р.231.
47.Antonelli, Armando. Alberigo Manfredi. // Dizionario Biografico degli Italiani - Volume 68 (2007). – Режим доступа: 48.  Righi, B. Op.cit. – Р.17-18.
49.Tonduzzi, G. C. Op.cit. – Р.294.
50.Antonelli, Armando. Alberigo Manfredi. /Armando Antonelli. // Dizionario Biografico degli Ital-iani - Volume 68 (2007). – Режим доступа: 51.Federici, D.M. Istoria de cavalieri gaudenti. Volume primo.  – In Vinegia.Nella stamperia Coleti, MDCCLXXXVII. – P.230.
52.Petri Cantinelli Cyronicon.(AA.1238 – 1306). // Raccolta degli istorici italiani. T. XXVIII, p.II. -  Citt; di Castello, coi tipi casa editrice S.Lapi, MDCCCCII. – Р.17.
53.Antonelli, Armando. Op.cit.
54.Зорько, Г.Ф. Новый большой итальянско-русский словарь. / Г.Ф. Зорько. – М.: Дрофа – Русский язык медия, 2008. – Р.127.
55.Antonelli, Аrmando. Ugolino Manfredi. / Armando Antonelli. // Dizionario Biografico degli Ital-iani - Volume 68 (2007). Режим доступа:
56.Алигьери, Д.  Божественная комедия. /Д. Алигьери. – М: Эксмо, 2005. – С.524.
57.Antonelli Аrmando. Op.cit.
58.Petri Cantinelli Cyronicon. – Р.54.
59.Алигьери Д. Ук.соч. – С. 505 – 506.
60.Adzzurrinio, Bernardino. Chronica Breviora. / Bernardino Adzzurrinio. // Raccolta degli istorici italiani. T. XXVIII, P.III.   – Citt; di Castello, coi tipi casa editrice S.Lapi,1905. – Р.125.
61.Petri Cantinelli Cyronicon – Р.57.
62.Petri Cantinelli Cyronicon. – Р.56,79.
63.Adzzurrinio, Bernardino. Op.cit. –  Р.125.
64.Antonelli, Armando. Alberigo Manfredi.
65Adzzurrinio, Bernardino. Op.cit. – Р.125; Petri Cantinelli Cyronicon. – Р.79.
66.Petri Cantinelli Cyronicon. – Р.78.
67.Petri Cantinelli Cyronicon. – Р.79.
68.Petri Cantinelli Cyronicon.– Р.80-81. Tonduzzi G. C. Op.cit. – Р.340
69.Zaccagnini, Guido. Per la storia letteraria del Duecento. Notizie biografiche ed appunti dagli ar-chive bolognesi./ Guido Zaccagnini.  – Milano, casa editrice L.F. Cogliati, 1912-1913. – Р.76-77.
70.Il testamento di Frate Alberico Manfredi e Ugolino Buzzola. //Archivum romanicum. Nuova ri-vista di filologia romanza. Vol.5. – Gen;ve, Leo L. Olschi - ;ditur , 1921. – P.71-74.
71.Antonelli, Аrmando. Ugolino Manfredi.
72.Antonelli, Armando. Alberigo Manfredi.
73.Алигьери, Д. Ук.соч. – С.172 – 173.
74.Алигьери, Д. Ук.соч. – С. 167, 247.
75.Алигьери, Д. О народном красноречии. / Д. Алигьери. – Режим доступа: http://kolomna-biblio.narod.ru/TEXT/A/ad4.htm
76.Barberino, Francesco da. Del regimento e costumi di donna. / Francesco da Barberino. – Bologna: presso Gaetano Romagnoli, 1875. – P.28.
77.Rime antiche di autori faentini.  – Faenza, presso Montanari e Morabini, MDCCCXXXVI. – 31-32.
78. Raccolta di rime antiche toscane. Volume secondо. – Palermo, dalla tipografia di Giuseppe Assen-zio, 1817. – P. 369.
79.Lazzarini, I. Manfredi Francesco. / I. Lazzarini // Dizionario Biografico degli Italiani. Vol. 68 (2007). – URL:
80.Егер, О. Всемирная история. Средние века. / О.Егер. – М. – СПб: АСТ – Полигон, 2008. – С.417.
81. Bonoli, Paolo. Storia di Forli. Vol.1. / Paolo Bonoli. – Forli, presso Luigi Bordandini, MDCCCXXVI. – P. 342 – 343.
82.Tonduzzi, G. C. Op.cit. –  Р.385.
83.Cobelli, Leone. Cronache Forlivesi. Dalla fondazione della citt; sino all’anno 1498. – Bologna, regia tipigrafia, 1874. – P.87.
84.Bonoli, Paolo. Op.cit. –  Р.348.
85.Panzavolta, G.  I Manfredi, signori di Faenza  dal 1313 al 1501.  – Faenza, tipografia Marabini, 1884. – P.8, 14.
86.Adzzurrinio, Bernardino. Op.cit. – Р.126.
87.Panzavolta, G.  Op.cit. –  Р.14; Tonduzzi G. C. Op.cit. – Р.389,392.
88.Tonduzzi, G. C. Op.cit. –  Р. 394-395.
89.Adzzurrinio, Bernardino. Op.cit. – Р.127.
90.Lazzarini, I. Manfredi Francesco.
91.Tonduzzi, G. C. Op.cit. –  Р.394-395
92. Adzzurrinio, Bernardino. Op.cit. –  Р.126-127; Tonduzzi G. C. Op.cit. –  Р.398; Ghirardacci Cheru-bino. Della historia di Bologna. Parte seconda. – In Bologna, MDCLVII. – P.78.
93.Croniche di Giovanni, Matteo e Filippo Villani. Vol.1. – Trieste, sezione letterario-artistica del Lloyd Austriaco, 1857. – P.309.
94.Ghirardacci, Cherubino. Op.cit. –  P.91- 92.
95.Грегоровиус, Ф. История города Рима в средние века (отV до XVI столетия). / Ф. Грегоровиус – М.: Альфа-книга, 2008. – С.1036.
96.Righi, B. Annali della citta di Faenza. Volume II. – Р.132.
97.Грегоровиус, Ф. Ук.cоч. – С.1056.
98.Tonduzzi, G. C. Op.cit. –  Р.403.
99.Adzzurrinio, Bernardino. Op.cit. –  Р.127-128; Tonduzzi, G.C. Op.cit. –  Р.405 – 407.
100.Panzavolta, G.  Op.cit. –  Р.17.