Мастер и маргаритки - памяти Леонида Филатова

Светлана Корнюхина
«Как назвать человека, совмещающего в одном лице актёра, поэта, драматурга, режиссёра, телеведущего? А ещё и автора талантливых пародий, блистательных сказок в стихах, современной жёсткой прозы? Да и собственная жизнь Леонида Филатова напоминает сказку - притчу о стойком оловянном солдатике, чьим единственным оружием является ОБНАЖЕННАЯ СОВЕСТЬ»…
                (Из аннотации к книге  Л. Филатова «И год как день»)

   Эта книга вышла в 2000-м году. И при случайном (или не случайном) совпадении в этом же году в небольшом сибирском городке Минусинске, в средней школе № 9 была организована детская театральная студия «Тридевятое царство». После предварительных занятий по художественному чтению и актёрскому мастерству, нескольких сценок и миниатюр, поставленных и сыгранных для школьной публики, сели как-то вечером художественный руководитель (ваш покорный слуга) и режиссёр (замечательный специалист В.Слепцова), да призадумались: не пора ли предложить детям поработать над большим спектаклем? Над каким?            
Вариантов было много, а идея одна, но «пузатая»: оригинально, смешно, поучительно и ново. То есть, чтобы ещё никто и никогда не играл (из детских театров). Вот и выходит, что по всем параметрам нашим дебютом просто обязана быть сказка Леонида Филатова «Про Федота - стрельца».
Было одно сомнение:  для детей ли сказка? Убедили себя в том, что играть будет старшая группа.  А во-вторых, открыв стр. 132 той самой книги, обнаружили оригинальное «интервью» Филатова на съемочной площадке, когда он записывал «Федота» на телевидении.

Корреспондент:
Сказка – ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам урок.
Смысл твово произведенья
Всем читателям вдомек?
Ты не сетуй на глупцов,
Объясни в конце концов –
Это сказка для детишков
Или все же для отцов?..

Филат:
Чтоб смикитить, что к чему –
Тут не надобно уму!
Тут история попроще,
Чем в «Каштанке» и в «Муму».
Ну, а кто не смог понять –
На себя должон пенять:
Столь прозрачные намеки
Даже стыдно объяснять!..

    Сомнений не было: наш театральный  миллениум мы отметим знаковой театральной постановкой, в которой  сам автор даёт высший мастер-класс  литературного творчества, актёрства и… мудрости жизни.
Что тут началось! С каким-то бесовским вдохновением репетировали мизансцены, шили и подбирали костюмы (спасибо городскому драмтеатру за помощь!), изготавливали декорации, подбирали музыку и танцевальные номера. Мы даже выдержали необходимое условие. Школа в то время работала по программам экологической направленности, и пришлось в тексте некоторые эпизоды (да простит нас мэтр!) видоизменить. Но мы старались это сделать корректно, без ущерба произведению. Например, когда  царь ведёт беседу с «аглицким» послом, кроме прочих, задаёт и такой вопрос:
Вызывает антирес
Ваш технический прогресс.
Строит Англия заводы
С экологией иль без?

А когда тот выплёвывает жвачку прямо на пол, царь укоризненно замечает:

Расплевались тут, гляжу…
Аль с рассола? С куражу?
Подыми! А то «Гринпису»
Про тебя все доложу! 

Или. Выяснив намерения немецкого посла, царь замечает:

Что ж, понятен интерес:
Дай ему пеньку да лес.
Не дадим губить природу
Экологии вразрез!

   Премьера состоялась на городском фестивале «Театральная юность Минусинска». Первое место! Прямой путь на краевой фестиваль «Экология и дети. 21век»! Кто-то из зрителей преподнёс юным артистам огромный букет маргариток. Скромные цветы напоминали маленькие удивлённые звёздочки и были похожи на самих, только что родившихся на сцене звёздочек-артистов, чьи глаза сияли удивлением и радостью…
   Возбуждённые первым большим успехом, взялись за новый спектакль. Долго спорили, обсуждая  дальнейший репертуар на общем сборе.  Дети были против расставания с полюбившимися героями Филатова.  Да и уникальный «филатовский» язык прочно вошёл в кровь и плоть каждого, незаметно сделав мудрую иронию собственной линией жизни. Удивительно, но факт! «Улыбка Филатова» стала мерилом человеческого достоинства.
И мы решились на продолжение: сами написали вторую часть «Про Федота» - "Федот, да не тот". Это было немыслимо дерзко! Попросив ещё раз прощения у великого Мастера, уже в следующем году представили на суд зрителей второго «Федота». Очень боялись, что строгое жюри не простит нам такого кощунства. Дети играли «на разрыв».  А  мы с беспокойством следили из-за кулис за реакцией жюри. Но их добрые улыбки, одобрительные кивки, особенно в эпизодах на местную тему, окончательно привели нас в чувство. Аплодисменты прозвучали даже там, где мы не ждали – на обвинительной речи Федота (по сценарию – егерь в местном заповеднике).

Федот:
Я прослышал, генерал
Сам законы нарушал,
Елки он рубил втихую
И на рынке продавал.
Ты, вашбродь, хоть покрасней,
Ты ж пятно Расеи всей:
Для  Яги построил виллу,
Кабанов извёл, лосей.
А на речке кто слажал -
Браконьерский флот держал?
Рыбу выловил вчистую,
Все экологи визжат.

   Вот так  в 2003 году мы снова стали первыми! Спасибо Мастеру!
И вдруг однажды, когда все дети разошлись после очередного занятия, прозвучала эта страшная весть: умер Леонид Филатов. Мы, передавая известие друг другу по цепочке, снова собрались вместе и зажгли свечи. Рядом поставили букет засушенных маргариток, лепестки которых чуть поникли, словно застыли в печали. И весь вечер читали замечательные Филатовские стихи.

«О, не лети так, жизнь!
Я от ветров рябой,
Позволь мне этот мир
Как следует запомнить.
А если повезёт,
То даже и заполнить
Хоть чьи-нибудь глаза
Хоть сколь-нибудь собой!..» 

   Он даже и не подозревал, что где-то в российской глубинке  открыл взрослым и детям совершенно другой пласт литературы – философской, мудрой, ироничной. И заполнил Собой не только глаза, но и сердца, память до остатка уже наших дней.
   Древние мудрецы говорили: «Чем проклинать темноту, лучше зажечь одну свечу». Эта восточная мудрость стала девизом нашего театра. Мы зажгли свою театральную свечу в честь великого Мастера, чтобы нести  волшебный свет искусства!
   Потом были новые спектакли, новые удачи. И вот главная победа - в Москве. На Международном фестивале «Зелёная планета» (2004 г.), где собрались детские коллективы из сорока областей и одиннадцати стран, наш спектакль по мотивам сказки Метерлинка «За синей птицей» был признан одним из лучших и получил звание лауреата. Сам председатель жюри, художественный руководитель театра имени Ермоловой, народный артист СССР  Владимир Андреев, искренне поздравлял и жал руки каждому юному актёру. Это ли не минута славы? Но звёздной болезни по этому поводу не случилось. Я точно знаю, что, купаясь в роскоши столичных цветов, ребята в глубине души помнили скромные маргаритки первого зрительского признания. И понимали, что нашими успехами всё это время управляла путеводная звезда по имени «Мастер Филатов».