Корея через прищур Ильича

Василий Ильич Куприянов
Ровно 30 лет назад, в начале той памятной весны 1992 года, я впервые ступил на подмостки «Сферы» в роли графа Новосильцева, в спектакле по роману Василия Аксенова «Остров Крым». Сразу же после финальных поклонов Катерина Ильинична Еланская, обняв и поздравив с дебютом, предложила перейти в труппу ее театра. Поскольку на тот момент, в Новом драматическом, где пребывая в числе основателей, я прослужил более 16-ти лет, меня уже ничто не удерживало, приглашение было с радостью принято и 18 апреля 1992 года в моей трудовой книжке появилась запись о зачислении в штат театра «Сфера».

Помимо участия в новых постановках (« Прекрасные сабинянки» и «Князь Таврический»), в силу производственной необходимости, меня, как и положено, сразу задействовали во многих спектаклях текущего репертуара. Соскучившись по настоящей работе, я с интересом осваивал непривычное сценическое пространство «Сферы» и в каждой порученной роли старался добиться максимальной достоверности и убедительности. Судя по реакции зрителей мне это неплохо удавалось.

Еще до моего прихода Екатерина Ильинична осуществила постановку по роману Бориса Пастернака «Доктор Живаго». Пьеса, написанная Еланской, оказалась многонаселенной и требовала участия всей труппы. Мне перепала роль Веденяпина, дяди главного героя. Помню, как в своем коротком эпизоде, появляясь перед публикой, я с воодушевлением произносил стихи:

Мне к людям хочется, в толпу,

В их утреннее оживленье.

Я все готов разнесть в щепу

И всех поставить на колени.

К своему стыду, романа, вызвавшего при выходе бурную и далеко неоднозначную реакцию общественности, я в ту пору до конца не прочел, хотя не единожды предпринимал к этому попытки. Настоящее знакомство с текстом и проникновение во внутренний мир героев произошло позже, во время гастрольной поездки в Южную Корею. Именно тогда, вдали от России, книга нашла отклик в моей душе. Остается лишь благодарить судьбу за столь счастливое стечение обстоятельств.

Началось все с того, что спектакль «Сферы» заинтересовал корейских студентов, обучавшихся в Москве актерскому мастерству, и которые в свою очередь смогли убедить «нужных людей» у себя на Родине в необходимости организовать гастрольный тур «Сферы» по городам корейского полуострова. Участники спектакля с радостью восприняли эту новость, предвкушая все блага зарубежного вояжа. Однако, заключив договор на поездку, театр был обязан до минимума сократить состав выездной группы. Ради выполнения поставленных условий пришлось пожертвовать некоторыми сценами в том числе и моей, но горевать по этому поводу пришлось недолго.

Стремительно меняющиеся обстоятельства сложились таким образом, что, получив другую роль, я все же был включен в состав отъезжающих счастливчиков.

Совершив беспосадочный перелет из Москвы до столицы Южной Кореи, города Сеула, мы там же успешно «стартовали» на одной из престижных площадок азиатского мегаполиса. Затем были Пусан, Тэгу и другие города помельче. Названий их уж не припомнить.

На улицах Пусана с исполнителем роли Юрия Живаго, Александром Коршуновым
И везде приезду труппы из России предшествовали афиши странного содержания. На большом цветном плакате красовался голливудский актер Омар Шериф в роли Юрия Живаго, а под ним на фото помельче сцены из нашего спектакля. Вот такой маркетинговый ход.

В течение целого месяца, изо дня в день, наша труппа разыгрывала перед местной публикой один и тот же заявленный сюжет. Предоставленные нам подмостки ни в коей мере не походили на привычную круглую сцену «Сферы», и в задачу главного художника- Володи Солдатова- входила организация сферического пространства в традиционной структуре зала. Для достижения этой цели в партер «языком» выдвигался дополнительный пандус, а часть зрителей рассаживали на сцене. Некоторые выходы действующих лиц при этом предполагалось осуществлять прямо из зала.

Нередко после спектаклей благодарные хозяева устраивали обильные застолья, во время которых выражали артистам свое восхищение их игрой. Мне, наравне с другими, тоже перепадало. Правда однажды обескуражил неожиданный вопрос: «А кого же именно Вы играли?» Впрочем, удивляться не приходилось. Мы все для них, как, впрочем, и они для нас, были на одно лицо.

Заканчивали мы свои гастроли на сказочном острове Чеджудо, что на юге полуострова. Это было прекрасное завершение знакомства с экзотической страной. Шикарный отель «Pearl» стал нашим последним пристанищем перед отлетом на Родину. Подарки, уложенные в чемоданы, уже ждали своих адресатов. Сверх различных сувениров удалось привезти родным большую сумку местных мандаринов, добытых в результате дерзкого набега на цитрусовую рощу, что раскинулась близ нашего отеля. Условный заборчик, рассчитанный на низкорослых и честных корейцев, не мог быть серьезным препятствием для бравых рослых парней из Москвы.

Основной сбор урожая уже прошел и на ветках красовались лишь одиночные плоды, предназначенные видимо для перелетных птиц. Войдя в роли пернатых, мы вдвоем с коллегой с благодарностью «склевали» сладкий привет от тамошних натуралистов.

Опасения, что нас тормознут с таким грузом при посадке в самолет, оказались напрасными и по «зеленому коридору» мы прошли без особого досмотра.

С особым интересом мои рассказы о поездке слушал отец, ведь Корея была единственной заграничной страной, в которой ему удалось побывать в 1945 году. При этом служба его, в составе советских войск, проходила по другую сторону 38-ой параллели, разделяющей север и юг страны, но это уже другая совсем история…