Старый дом

Андрей Мигулин
Последнее время я очень редко еду в свой офис по центральным улицам, которые с утра загружены транспортом. Стараюсь ехать «окольными путями», параллельными улочками, где можно полюбоваться «старой Самарой». Двухэтажные, интересные в своих архитектурных решениях домики, с резными наличниками на окнах. У меня даже есть свои фавориты, два дома которые очень нравятся чисто внешне.
Так вот,  проезжая сегодня по одной из таких улиц, увидел строительную технику, суетящихся вокруг людей в кислотно-жёлтых жилетах. Подъехав ближе я понял в чём дело. Ломали старый дом, двухэтажный, деревянный, с вполне приличным ещё фасадом.
Оранжевый экскаватор, с большой фирменной чёрной надписью на механической руке, увенчанной стальным ковшом, вгрызался в боковую стену дома. Наконец стена, поддавшись стальному напору, рухнула, обнажая внутренности дома, с белыми стенами, побелёнными ещё извёсткой. По симпатичному фасаду побежала трещина, как кривая ухмылка отчаяния. Поднялся, неожиданно маленький столбик пыли, но не тяжёлый и мутный который бывает при сносе больших зданий, а какой-то лёгкий и воздушный. Такой проявляется в комнате, когда в неё проникает сквозь шторы солнечный лучик.
И почему-то стало очень грустно. Вдруг подумалось, а ведь эта домашняя пыль намного старше, например производителя работ армянской наружности в оранжевой жилетке, стоящего поодаль от разрушаемого дома, равнодушно лузгающего семечки, бесцеремонно сплёвывая шелуху себе под ноги. Грустно от того, что сейчас ломается и разрушается чья-то память, чьи-то воспоминания. Судя по всему, этот дом пережил не одну войну, революцию, величие империй и их закаты. Здесь жили, любили, радовались, смеялись, плакали, рождались дети и умирали старики, а дом пропитывался эти звуками, запахами, событиями, создавая внутри себя и вокруг неповторимую ауру человеческого бытия. А теперь по нему, со всего маху, ни сколько не жалея, ковшом…
Вдруг вспомнилось, как мой приятель недавно поехав в сопредельную страну, бывшую союзную республику, по приезду туда, сразу помчался на свидание со своим домом, где он родился и вырос. Но придя туда к величайшему своему сожалению, обнаружил, что дом его разрушен, а на его месте построен современный, многоэтажный.
Его слова меня поразили меня до глубины души:
- А знаешь, в этот момент я непроизвольно заплакал, даже не думая, что такое может со мной случиться, слёзы потекли сами. И что-то оборвалось внутри, какая-то тонкая, связующая нить.
Да, я не спорю, так происходит всегда, на смену старому приходит новое. И кому, какое дело, до переживаний тех, кто искренне жалеет об урбанизации наших «старых городов», которая стирает порой десятилетия, века, эпохи, что остаются жить только в нетленной памяти людей…