Пьеса Вышка или Полюби нас черненькими, а белыми н

Валерий Рыженко
Короткометражная пьеса «Вышка» или «Полюби нас черненькими, а беленькими нас всяк полюбит»            

                ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Максим (Макс) слушатель 1 – го курса «Высшей краснознамённой школы КГБ при Совете Министров СССР имени Ф. Э. Дзержинского». (В обиходе «Вышка»).
Андрей Дмитриевич Апой – батько Максима.
Вера Николаевна – мать Максима.
Дзержинский Феликс Эдмундович.
Анна Евгеньевна Киша – телеграфистка
Евгений Михайлович Пивасик – председатель поселкового совета. Поселковая кликуха Кабысдох.
Иван Иванович Шпендык– директор школы (Ляптя)
Виктор Андреевич Гопстоп – начальник милиции, майор. (Каракуба).

                ХАРАКТЕРЫ
Максим. Московский генерал по мнению посельчан. Весёлый, разухабистый парень, родившийся в посёлке, отслуживший армию, поступивший на 1 - й курс в «Высшую краснознамённую школу КГБ при Совете Министров СССР имени Ф.Э. Дзержинского».
Андрей Дмитриевич – поселковый мужик с авантюрной ухваткой.   Не сколько учёный, сколько смышленый.
Вера Николаевна – рассудительная поселковая женщина.
Анна Ивановна Киша.  Настырная. Геморрой.
Поселковое начальство: председатель поссовета, начальник милиции, директор школы. Лидеры посёлка.
.
                МЕСТО И ВРЕМЯ ДЕЙСТВИЯ
Короткометражная пьеса «Вышка» или «Полюби нас черненькими, а беленькими нас всяк полюбит»            
Москва. Посёлок.  Начало перестройки.
1 действие
ГОЛОС. Бывший хулиган, вор, бандит   поступил в «Вышку». Что за бандит? Что за «Вышка?». Расстрельная контора? Что за история?
Невероятная.
О поселковом парне Максиме и его батьке смекалистом Апое.   
Мужике не учёном, а смышлёном.
 
 Москва. Общежитие Вышки. Комната.
 На кровати лежит Максим. Вскакивает и кричит.
МАКСИМ. Цыганочку! Мать твою! С выходом! ****а мать!
(Танцует и приговаривает).
Ай да Макс. Ай да сучий сын. С ходу, лёта, перелёта из посёлка и в Москву. А Апой славно придумал. Ай да Апой.  Ай да сучий сын.(перестает плясать).Свою половину дела я выполнил Вторую будет выполнять Апой. А мы сейчас встряхнемся
Жизнь закусила удилА.
И мчит по кочкам, да ухабам -
Стремится выбить из седла
И расшвырять нас по оврагам
А  нас восторг берет от скачек,
Мы отпускаем удила,
Не ждем мы от судьбы подачек,
И не нужны нам стремена.
Нас замесила жизнь так круто,
И шпорой крепко подперла,
Но мы не прячемся во смутах,
Не вылетаем из седла.
Мы отпускаем лишь удИла,
Коня от шпоры бережём,
И как бы жизнь нас, брат, не била-
Мы знаем, - все переживём.
( уходит).

2 действие
ПОСЁЛОК. Кабинет председателя поссовета Евгения Михайловича Пивасика, который сидит за столом.  Вбегает Анна Ивановн.   
АННА ИВАНОВНА. (кричит) Чудо. Великое чудо, свершилось на земле нашей поселковой. Из сельских недр вышел и в московские недра подался. Он пришёл. Не убоялся. (крестица). Слава Богу, что он появился. Господь призрел на нашу поселковую юдоль.
ЕВГЕНИЙ МИХАЙЛОВИЧТ.  Я что – то не пойму. (Растерянно). Что за недра, кто из них вышел? Господь. Призрел. Юдоль.
АННА ИВАНОВНА.  Может ещё спросите, куда подался. К нам. Да что здесь понимать. Из недр вышел. Такого ещё не было у нас.
ЕВГЕНИЙ МИХАЙЛОВИЧ. Это. (Он растеряно ткнул правой рукой вверх).
АННА ИВАНОВНА. Нет это. Телеграммы из Москвы.
ЕВГЕНИЙ МИХАЙЛОВИЧ.  Мне! Давай сюды!
АННА ИВАНОВНА. (отбривает).  Не Вам.
ЕВГЕНИЙ МИХАЙЛОВИЧ. (изумлённо). Как не мне. Из Москвы значит мне.  Я самый высший и весьма важный человек по должности в посёлке. Выше меня нет.
АННА ИВАНОВНА. (припечатывает). А вот оказывается есть.
ЕВГЕНИЙ МИХАЙЛОВИЧ. (сурово). Кто такой?
АННА ИВАНОВНА. (лихо отламывает) Студент.
ЕВГЕНИЙ МИХАЙЛОВИЧ. (наращивает голос). Что за студент?
АННА ИВАНОВНА. Максим Андреевич.
ЕВГЕНИЙ МИХАЙЛОВИЧ. (разозлено). Какой Максим Андреевич?
АННА ИВАНОВНА. Сын многоуважаемого Апоя.
ЕВГЕНИЙ МИХАЙЛОВИЧ. Какого Апоя?
АННА ИВАНОВНА. Нашего многоуважаемого баяниста Апоя.
ЕВГЕНИЙ МИХАЙЛОВИЧ. (срывается). А почему многоуважаемого?
АННА ИВНОВНА. Потому, что он батько многоуважаемого Максима Андреевича.
ЕВГЕНИЙ МИХАЙЛОВИЧ. (кричит). Запутала, чёртова баба. Сейчас придут посельчане просить шифер, кирпичи, доски, а ты забила мне голову Апоем, который на гармошке играет.
АННА ИВАНОВНА. Не на гармошке, а на баяне.
ЕВГЕНИЙ МИХАЙЛОВИЧ. Для меня один хрен, кто и на чём играет. Разницы нет. 
АННА ИВАНОВНА.  Как между моей хатой и Вашим домом.
ЕВГЕНИЙ МИХАЙЛОВИЧ. Ты язык прикуси, а то зубов лишишься.
АННА ИВАНОВНА. А за меня Максим Андреевич заступится.
ЕВГЕНИЙ МИХАЙЛОВИЧ. Да я его вместе с батьком  Апоем закопаю.
АННА ИВАНОВНА. А вот и не закопаете. Он защищен такими силами, до которых Вам никогда не добраться.
ЕВГЕНИЙ МИХАЙЛОВИЧ. (голосит). Да кто он такой, мать твою?
АННА ИВАНОВНА. За ним краснознаменная школа, Совет Министров и КГБ стоят.
ЕВГЕНИЙ МИХАЙЛОВИЧ. Кто такие? Тьфу. Сбила с толку. Ты что ошалела?
АННА ИВАНОВНА. Телеграммы.
ЕВГЕНИЙ МИХАЙЛОВИЧ. Что за телеграммы? Говори ясно, а то я тебя зараза прямо в правительственном учреждении прибью и здесь прямо в гроб положу и молотком гвоздь забью.
АННА ИВАНОВНА. А у Вас в конторе досок нет, гвоздей и молотка тоже. Одни бумаги.
ЕВГЕНИЙ МИХАЙЛОВИЧ. Я тебя в бумагу заклею и.… (ступор, шевелит губами)
АННА ИВАНОВНА.  Успокойтесь, попейте водички и слушайте. Телеграмм у меня в руках нет. Валентина Ивановна прихватила их и побежала к Апою. По дороге забежала в магазин, накупила пряников, конфет, захватила бутылку водки и сейчас мчится к баянисту Апою.
ЕВГЕНИЙ МИХАЙЛОВИЧ. А у кого сегодня свадьба?
АННА ИВАНОВНА. Причём здесь свадьба?
ЕВГЕНИЙ МИХАЙЛОВИЧ. А зачем она мчится к Апою? Попросить, чтоб поиграл.
АННА ИВАНОВНА. Да нет. Слушайте и поймёте. Мчится она к Апою так, что Вам её, не говорю, что на велосипеде, а даже на реактивном самолёте не догнать. Она будет первой, а Вы вторым. Если б я послушала Валентину Ивановну никому не говорить о телеграммах, особенно, Вам, то…
ЕВГЕНИЙ МИХАЙЛОВИЧ. (перебивает). Зараза. Я её припеку.
АННА ИВАНОВНА. Почему зараза. Умная. Так вот, если б я послушала Валентину Ивановну никому не говорить о телеграммах, особенно Вам, Вы были бы последним. А так вторым.
ЕВГЕНИЙ МИХАЙЛОВИЧ. Да перестань, мать твою, молотить. (голосит из последних сил). Причём здесь пряники, водка, первый, второй.
АННА ИВАНОВНА. А вот он приедет из Москвы, будет Вам пряник, если Апоя обидите. Сидите тут и не знаете ничего. Аура у Вас плохая. Пахнет цементом, досками, кирпичами, бусугарней. Вот потому и не знаете.
ЕВГЕНИЙ МИХАЙЛОВИЧ. (в ярости). Да что я должен знать.
АННА ИВАНОВНА. А вот что. Сын Апоя Максим поступил в Высшую краснознамённую школу КГБ при Совете министров СССР имени Ф.Э. Эдмундовича. Генералом будет. В Правительстве работать.
ЕВГЕНИЙ МИХАЙЛОВИЧ. (отрывисто).  Брешешь.
АННА ИВАНОВНА. А зачем мне брехать. Телеграммы пришли с поздравлениями Апоя от краснознаменной школы, председателя Совета Министров, председателя КГБ и самого Максима. Валентина Ивановна уже чаи пьёт и водку с Апоем. Симпатию налаживает. А Вы ни хрена не меркуете.
3 действие
(Открывается дверь, заходит начальник милиции Виктор Андреевич Гопстоп).
ЕВГЕНИЙ МИХАЙЛОВИЧ. (просительно). Виктор Андреевич. Забери её ради Бога и посади в клетку. Я за себя не ручаюсь. Она мне грозит многоуважаемым студентом Максимом и его многоуважаемым батькой Апоем. И вообще я ничего из её слов не могу выловить. Кто – то, куда – то, зачем – то поступил. А зачем? (передёргивает плечами, разводит руками, чешет затылок).
ВИКТОР АНДРЕЕВИЧ. (строго). Анна Ивановна. Перед Вами государственный человек с высокой должностью майора, начальник милиции. Вы должны говорить правду и только правду. И ничего кроме правды.
АННА ИВАНОВНА. А я что брешу? Я и говорю правду. Вы знаете, куда Максим, сын Апоя, поступил?
ВИКТОР АНДРЕЕВИЧ. Оно мне нужно. Буду всякой мелочью интересоваться. Я по крупному государственному зверю работаю.
АННА ИВАНОВНА. Охотник нашёлся. А вот он приедет из Москвы и поинтересуется, как Вы тут по-крупному и государственному работаете.
ВИКТОР АНДРЕЕВИЧ. Кто он?
АННА ИВАНОВНА. Московский студент – генерал.
ВИКТОР АНДРЕЕВИЧ. (цедит). Слушай баба. Ты толком умеешь объяснять? Ты не нашем базаре, где бабки торгуют перекрашенным хреном, выдавая его за морковку.
ЕВГЕНИЙ МИХАЙЛОВИЧ. (жалуется). Она зараза и меня с ума сбила. Несносная баба. Заткни свой рупор.
АННА ИВАНОВНА. Как же мне правду говорить, если председатель рот затыкает, а майорский начальник милиции требует говорить. Что же одновременно говорить и молчать? Вы тут разберитесь, что мне говорить или молчать, а я подожду.
ЕВГЕНИЙ МИХАЙЛОВИЧ. Не говорить и не молчать, а выметайся отсюда.
ВИКТОР АНДРЕЕВИЧ. Нет. Это не государственный подход. Я, как карательное и силовое лицо, должен разобраться, почему, чем или кем она угрожала тебе? Статья 14 УК. Пусть говорит.
АННА ИВАНОВНА. Телеграммы из Москвы пришли, что сын Апоя поступил в Высшую краснознамённую школу КГБ при Совете Министров СССР имени Ф.Э. Дзержинского с поздравлениями Апоя..
ВИКТОР АНДРЕЕВИЧ. А ну повтори!
АННА ИВАНОВНА. Да что повторять. Язык уже опух от Совета Министров и КГБ. Прокрутите мысли назад и вспомните. Апой.
ВИКТОР АНДРЕЕВИЧ. (хлопает себя ладонью по лбу). Так вот почему мне из городской милиции звонили и приказали написать характеристику на семью Апоя, Его дедушек и бабушек и даже прадедушек и прабабушек.
Я тогда подумал, почему так глубоко копают и спросил, а зачем? Отматерили и ответили: «В тюрьму сажать сына Апоя будем. Для суда, чтоб правильный срок вынести». Я тогда и сказал Апою: «Твой сын ты и пиши».
ЕВГЕНИЙ МИХАЙЛОВИЧ. (растерянно) Так это как?  В тюрьму или в Совет Министров и КГБ сажать?
ВИКТОР АНДРЕЕВИЧ.  Анна Ивановна правду говорит. Я тогда сразу догадался.
ЕВГЕНИ Й МИХАЙЛОВИЧ. Что ж ты столько времени молчал? Что делать?
АННА ИВАНОВНА. Ехать, поздравлять Апоя. Водки побольше брать. Можно даже наших лабухов с духовым оркестром пригласить. Всех на ноги поднять. С цветами, знамёнами. Как на первое мая. С песней: «Утро красит нежным светом стены древнего Кремля…».
Песня как раз то, что нужно. Такая школа точно в Кремле находится, где начальство тусуется, а нигде попало, как другие, а в песне как раз о Кремле и поётся.
ВИКТОР АНДРЕЕВИЧ. Такое событие нельзя упускать. Нужно дружбу с Апоем закладывать. Мы тогда руку до Москвы дотянем. Из майора точно в полковника попаду. В адъютанты многоуважаемого Максима Андреевича. А куда бы ты хотел, Евгений Михайлович?
АННА ИВАНОВНА. Размечтались. Коньяку ещё не запрягли, а на телегу уже умостились.
4 действе
(Открывается дверь, заходит директор школы Иван Иванович Шпендык)
ИВАН ИВАНОВИЧ.  Евгений Михайлович, как наши дела? Школу нужно ремонтировать. Доски, кирпич, цемент. Всё валится, гибнет. Собак придётся вызывать.
ЕВГЕНИЙ МИХАЙЛОВИЧ. (ошарашено). Зачем собак?
ИВАН ИВАНОВИЧ. Чтоб они под развалинами учеников и учителей искали, когда школа трахнется.
ЕВГЕНИЙ МИХАЙЛОВИЧ. Сами выберутся. Не маленькие. Тут такое событие, нужно ехать поздравлять Апоя.
ИВАН ИВАНОВИЧ. Лишняя водка имеется?
ЕВГЕНИЙ МИХАЙЛОВИЧ. Лишней водки у нас никогда не бывает.
ИВАН ИВАНОВИЧ. Тогда зачем поздравлять. И с какой стати? Пенсионер. Или родственник у него какой – то значимый объявился?
АННА ИВАНОВНА. Да появился. Высшая краснознамённая школа КГБ при Совете Министров СССР имени Ф.Э. Дзержинского. Многоуважаемый Апой.
ЕВГЕНИЙ МИХАЙЛОВИЧ.  (гаркнул). Помолчи баба. Дай хоть с ним спокойно поговорить. Слышал, что она сказала? Понял?
ИВАН ИВАНОВИЧ. Нет. Не понял, но со всем, что ты сказал, согласен полностью. Правильно я говорю.
ЕВГЕНИЙ МИХАЙЛОВИЧ. Правильно. Из пушки по воробью стрельнул. Поехали с нами.
АННА ИВАНОВНА. И я с Вами. Если не возьмёте, начну бегать по улицам и кричать, что в нашем посёлке появился очень важный человек. Важнее председателя и о телеграммах расскажу.
ЕВГЕНИЙ МИХАЙЛОВИЧ.  Анна выйди. Мы тут кое-что обсудим.
АННА ИВАНОВНА. Не выйду. А могу и выйти. У меня хата течёт. Если дашь черепицы на крышу, выйду.
ЕВГЕНИЙ МИХАЙЛОВИЧ. И черепицы дам, и досок. Только выйди.
АННА ИВАНОВНА. Смотри. Если не даешь, я крышу на твоей конторе разберу и себе поставлю. А ещё Максиму пожалуюсь.
(выходит).
ЕВГЕНИЙ МИХАЙЛОВИЧ. Поздравления – поздравлениями, но нужно что – то и для нас поиметь. Читали, какие телеграммы и от кого?
Надо Апоя упросить, чтоб его сын о новых должностях для нас позаботился. У него такие пространственные связи.  С ходу, конечно, трудно определиться, но подумать нужно.
Я, как человек хозяйственный, имеющий объёмный и разносторонний опыт, вполне приемлемый для нашего времени.
ВИКТОР АНДРЕЕВИЧ. Это ты хорошо сказал: «опыт, вполне приемлемый для нашего времени». Я понимаю это так. Пришло время воровать, что хорошо и что плохо лежит.
ЕВГЕНИЙ МИХАЙЛОВИЧ. Ну, трошки есть. Не без этого, а в основном всё устойчиво. Стабильно валится.  Так вот. Объёмный и разносторонний опыт во всеобъемлющем руководстве…
ИВАН ИВАНОВИЧ. Хорошо, Михалыч. Даже очень хорошо. Дрожь берёт. Выступление истинного государственного человека.
Меня только смущает «всеобъемлющем руководстве», потому что другие подумают: он всеобъемлющий, а нас гнать нужно. Хотя можно и оставить. Гнать надо. Так что ты хочешь?
ЕВГЕНИЙ МИХАЙЛОВИЧ. Я хотел бы в первого заместителя Председателя Совета Министров.
Резиденцию устроил бы в посёлке. В Москве аура плохая. Пропиталась командирским духом. Только и знают, что приказы слать. Сделаем то, сделаем сё, а выходит ни то, ни сё. А в посёлке степью пахнет, сиреневыми палисадниками, яблоневыми садами… Так и хочется, что – то сделать.
ВИКТОР АНДРЕЕВИЧ. Так бери и делай.
ЕВГЕНИЙ МИХАЙЛОВИЧ. Материала нет, инструмента нет. Пальцем что ли делать. А ты, Виктор Андреевич?
ВИКТОР АНДРЕЕВИЧ. Не меньше генерала. Майор есть. Добавить генерала, чтобы вышло генерал – майор. Штаны с красными лампасами и сапоги в дудочку. Первым заместителем Председателя КГБ.
ИВАН ИВАНОВИЧ. А я начальником.
ЕВГЕНИЙ МИХАЙЛОВИЧ. Каким начальником?
ИВАН ИВАНОВИЧ. Просто начальником.
ЕВГЕНИЙ МИХАЙЛОВИЧ. Так просто начальником не бывает. Начальник над кем – то или начальник над чем – то. Конкретно. Нужно подумать.
(уходят)
5 действие. Москва. Общежитие Вышки. Комната.
 На кровати лежит Максим. Вскакивает и кричит.
МАКСИМ. Цыганочку! Мать твою! С выходом! ****а мать!
(Танцует и приговаривает).
Ай да Макс. Ай да сучий сын. С ходу, лёта, перелёта из посёлка и в Москву. А Апой славно придумал. Ай да Апой.  Ай да сучий сын.
(Танцуя, уходит).
 6 действие. Посёлок. Комнатка в доме Апоя.
Апой лежит на кровати.
АПОЙ. Мать. Цуцик брешет?
ВЕРА НИКОЛАЕВЕА. Ты что? Сам не чуешь?  Не брешет.
АПОЙ. Это плохо. (молчание).  Да ты послушай внимательней. Цуцик брешет?
ВЕРА НИКОЛАЕВНА. Да я же говорила. Не брешет.
АПОЙ. Это плохо. (молчание). Да ты лучше, лучше послушай. Брешет?
ВЕРА НИКОЛАЕВНА. Да что ты пристал со своим цуциком. Не брешет.
Раздаётся щенячий лай. Апой вскакивает с кровати.
АПОЙ. (подходит к окну). Идут. Ну, держитесь. Атакуем.
6 действие.
(Входят председатель, начальник полиции, директор школы).
АПОЙ. Проходите, дорогие гости. Рассаживайтесь.
(приехавшие осматриваются, куда бы сесть)
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Так это?
(тыкает пальцем в разломленные стулья).
АПОЙ. Да. Вы уж извиняйте. (разводит руками). Последние стулья поломались. Ну, ничего. Угощайтесь.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Так это?
(тыкает пальцем в стол)
АПОЙ. Да. Вы уж извиняйте. (разводит руками). Последнее доели. Угостить нечем. Выпивайте.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Так это.
АПОЙ. Да.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Ну, ладно. Постоим.
(ставит сумку на стол, вытаскивает содержимое, накрывает, достаёт телеграммы и отдаёт Апою).
АПОЙ. О! Четыре штуки. От Начальника школы, Председателя Совета Министров, Председателя КГБ и самого Максима.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Поздравляю. Величайшее событие. Наши писатели ещё не изобрели таких слов, чтоб описать его значимость. Придумывают какие - то жирные слова, словно свиней выращивают.
Ну, ничего будем обходиться старыми. Они хоть и отощали, из последних сил держаться, наверное, скоро помрут. Скажу прямо. 
Просто в голове не укладывается. Москва, Начальник школы, Совет Министров, КГБ. Поздравление от такого начальства. Я как узнал об этом, подумал: ну, слава Богу, появился и у нас студент государственного, политического масштаба. Весьма разумный и дуже добродетельный.
Надоели уже агрономы, которых сельскохозяйственный институт в городе выращивает и нам пихает.  Мелковаты умом.
Председатели совхозов и колхозов жалуются; «Без телефонной трубки на работу не выходят. Без неё ничего не делают». Некоторые приходят с книжками, становятся за полольники, читают и пашут.
Я сегодня же дам команду, чтоб у Вас взяли интервью и напечатали в нашей газете, Газета наша поселковая, но лучше столичной.
ДИРЕКТОР ШКОЛЫ. Это почему лучше. В столичной такой масштаб. Всё, всё…
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Вот, между нами. По-дружески. Ты взятки с родителей берёшь, а за что? Чтоб хорошие оценки ставить. Наша газета об этом пока не знает, а как узнает и напишет.
Посельчанин станет читать нашу газету, сразу поверит. Поймёт, где правда, а где брехня, потому что ты его уже взяткой ободрал. А в столичной напишут: мы будем жить лучше. Посельчанин и не разберётся: правда или брехня, потому что его хоть и обдирают сильно, но с обещаниями, что будет лучше. Ну, это я так. К слову.
Книжку о вас напишем. Директор школы за это дело возьмётся. У него учителей много. Даже больше, чем учеников. У тебя, Иван Иванович, уже не школа, а педагогический институт.
(Иван Иванович что – то хочет сказать, но его опережает начальник милиции)
НАЧАЛЬНИК МИЛИЦИИ. Сильно. Очень сильно поздравляю. У меня, конечно, таких возможностей, как у председателя нет.
Вы не воры, не бандиты. Сажать не за что, а вот охранять вас это моё первейшее святое дело. Быть всегда с вами.  Могу даже койку поставить и ночевать тут. Вор появится, я сразу на крючок. Стреляю метко. Без промаха. Недавно на соревнованиях…
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. (перебивает). Да ты о деле говори. Что можешь сегодня сделать для уважаемых людей?
НАЧАЛЬНИК МИЛИЦИИ. Вечером привезу бойцовскую, охранную собаку, чтоб она следила за хозяйством.
ИВАН ИВАНОВИЧ. Очень, очень сильно поздравляю.  Вы не мои ученики и не преподаватели, ругать вас не за что.
Приду с пионерами, комсомольцами, со школьным духовым оркестром, вы им всё, всё расскажите о своей жизни, Максиме. Сфотографируем и в каждом классе рядом с нашим председателем повесим. Висеть с нашим председателем это дужэ почётно.
АПОЙ. Спасибо за поздравления. Я Максиму напишу об этом. Он отблагодарит вас. И начальник школы отблагодарит, и Совет Министров, и КГБ. Так отблагодарят, что я даже представить не могу.
(берёт письмо)
Вот Максим пишет, что ему сказал начальник школы, «Максим, ты наш слушатель. Не волнуйся за родителей и не переживай.
Пусть родители постоянно сообщают тебе, а ты мне, как они там живут, обижают их, уважают или нет, помогают или нет, выполняют их просьбы или нет, всё досконально спрашивай.
Если обижают, не помогают, я с Советом Министров и КГБ приму такие меры, что они не будут знать, куда деваться. Выгоним с работы, а то и из посёлка выселим или посадим». Строгий начальник.  Прямо строгий.
За родителей слушателей горой стоит, потому что понимает, если б не было родителей, то откуда появлялись бы слушатели, а если бы слушатели не появлялись, то и школы не было, а не была бы школы, безработным бы он был.
«Батя. Так рассуждает немецкий философ Гегель, которого мы сейчас изучаем. Умный мужик. Когда ему говорили, что Ваши идеи противоречат фактам, он отвечал: «Тем хуже для фактов».
Слышите, каких уже слов набирается Максим. Гегель. Речь уже не простая, не поселковая, а очень грамотная. К ученым людям хлопец движется. И не просто к учёным, а к философски учёным. Так разговаривают только на самом высшем государственном уровне.
НАЧАЛЬНИК МИЛИЦИИ. А я слышал, что на самом, самом разговаривают только матом.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Вот ты. От тебя посетители только мат и слышат, но ты же не высшая власть.
АПОЙ. Спорить не будем. Это я выясню у Максима. Он ближе к верхам. Ну, поговорили трошки, пора и за тосты.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Да. Поступил Максим в такую школу. Другим человеком стремительно становится. Даже уследить трудно.  Цэ добрэ.
Мой тост. Ну, многоуважаемые Андрей Дмитриевич и Вера Николаевна за Вашего достойного сына и его сильно   разумных родителей, которые достаточно воспитали его до половины, остальную половину воспитывала милиция, о чём, я думаю, и скажет её начальник.
Только вот что я никак не могу понять. Как твой сын Андрей Дмитриевич поступил в такой знаменитый институт? 
Грошей у тебя в достаточном количестве нет, чтоб всунуть, токаришь в депо, держишь корову, чтоб молоко пить и на кладбище раньше времени не попасть, родословие у тебя не министерское, а от серпа и молота. Не пойму.
Если, по правде, говорить, такого засранца, как твой сын, в жизни не встречал.  Простите. По старым временам сужу. Вор. Доски, которые я приготовил для строительства сарая, он с хлопцами украл и плот сделал, чтоб на речке кататься.
Я вечером собрал доски, накрыл железом от дождя, рядом собаку. Утром просыпаюсь, досок нет, а железо и собака есть. О яблоках и грушах говорить не буду. Обчистил. Даже на закваску самогона не оставил.
Сейчас, конечно, если правильно думать с точки зрения разумных размышлений, Максим человек, политически возвышенный с общественной меркой и достаточно углублённым умом, чтоб не воровать в Совете Министров и КГБ. Думаю, что там уже поняли, что он за человек и меры приняли. За Максима.
(выпили)
АПОЙ. Сообразительный он. От книг не отлипал. Спал с ними. Все науки знал. Вот и поступил.
ДИРЕТОР ШКОЛЫ. (вспылил). Как же знал.  Ни разу у него портфеля не видел. Одна книжка под мышкой, а в руке рогатка, чтоб в воробьёв стрелять из окон школы и больше ничего.
У него в аттестате все тройки, одна пятерка по истории. Как – то случайно залетела. Я не успел выловить.  Занятия пропускал. Уроки не учил. Я сколько раз вас вызывал.
Сейчас, конечно, авторитетный и очень большой величины человек. Заслуживающий самой что ни есть достойной похвалы. За Максима.
АПОЙ. Это от высокого ума, он редко в школу ходил. Скучно ему в ней было.
(Выпили).
НАЧАЛЬНИК МИЛИЦИИ. Я тоже желаю сказать тост.  Скажи, сколько раз ты приходил ко мне и забирал его?
АПОЙ. Да чуть ли не через день.
НАЧАЛЬНИК МИЛИЦИИ. Правильно. Настоящий разбойник и бандит был. Детский пистолет в мелкокалиберный переделал. Чуть завклуба на тот свет не отправил.  Самопалов сколько я у него вытащил, не счесть.
Хлопцев организовал и назвал банду «Мексиканец». Пьяным мужикам от него и его банды покоя не было. Это что ещё. А как он ларёк грабанул. Всю мелочь, которая в горшке была, утащил. Я б его посадил, да мой сын с ним был.
Короче. Как такого и в такой институт? По всем его замашкам тюрьма. Пройдоха, а кем стал?
Да такого хлопца у нас в посёлке никогда не было. Выше всех поднялся. Выпьем за его здоровье, чтоб крепчал и не хворал, и за нас хлопотал. Свой человек в правительстве будет.
(махнули)
АПОЙ. А теперь я скажу, мало того, что он поступил в такой институт, он ещё другом сына Председателя Совета Министров стал.
Он тоже в той школе учится. Только под другой фамилией. Скрывают, чтоб с ним чего – нибудь плохого не случилось. Например, не выкрали. Максима и назначили охранником его.
Вот ты, Евгений Михайлович, Председатель поссовета. Великой хозяйственной силой обладаешь. Вскопать огород, председатель совхоза сам на тракторе приезжает и пашет. Привезти уголь, начальник шахты чуть ли не всю шахту тащит. У тебя не хата, а дворец.
Посмотри на крышу моей хаты. Видишь. Весь шифер полопался. Скажи мне: достойно ли человеку, у которого сын с сыном Председателя Совета Министров знаком и в гости к ним ходит в такой хате жить?
ЕВГЕНИЙ МИХАЙЛОВИЧ. Завтра шифер будет.
АПОЙ. Это хорошо. А знаешь, что у меня на зиму сена для коровы нет. У тебя в руках колхоз. У меня одни бодылья от кукурузы.
Скажи. Достойна ли Марта достойного человека в достаточном количестве достойную пищу иметь.
ЕВГЕНИЙ МИХАЙЛОВИЧ. Завтра будет.
АПОЙ. Да что сено. Максим ведь не просто слушатель, а человек, который находится в политически – объёмной сфере. Идеологический человек. А если по современному сказать. Креатив Мать ивою.
Четыре телеграммы. От Максима. Раз. От Начальника школы. Два. От Председателя Совета Министров. Три. От Председателя КГБ. Четыре.
А вдруг они приедут в гости. Ох. Что они могут тут наделать. Надо срочно хаты править. Посёлок в порядок приводить.
Начинайте с моей. Ко мне они первыми зайдут. Я тебе список дам, который Максим написал, что нужно для моей хаты. Так постарайся.
Такой человек, как Максим должен отдыхать, когда на каникулы или в отпуск приедет, а для этого требуется бассейн, баня, чтоб хата и двор были с удобствами.
А для хорошей хаты, что нужно?
Кирпич, камень, мрамор, доски, окна, двери, обои, стекло, диваны, стулья, зеркала…. Ну и другое. Так что вот так.
ЕВГЕНИЙ МИХАЙЛОВИЧ. Обязательно сделаем. Всё решу. Долг свой исполню. Всё, что скажешь, всё будет. А как это?
АПОЙ. Что это?
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Повыше.
АПОЙ. Что повыше?
ЕВГЕНИЙ МИХАЙЛОВИЧ. Наверх.
АПОЙ. На какой верх?
ЕВГЕНИЙ МИХАЙЛОВИЧ.  Государство у нас обширное. Нужно укреплять достойными людьми. Сложность высокая. Не каждый разберётся. У тебя и Максима сейчас имеются самые что ни на есть пространственные подходы к самым что ни на есть. Понимаешь.
АПОЙ.  А. Помочь в должностях? Так ведь дело простое. Пишите письма, что вы хотите. И больше критики своего городского начальства. Столица любит, когда её хвалят, а низших критикуют.  Кто у тебя начальник?
ЕВГЕНИЙ МИХАЙЛОВИЧ. Неразумный человек.
АПОЙ. Так ты и пиши: достаточно достойный дурак.
ЕВГЕНИЙ МИХАЙЛОВИЧ. А адрес?
АПОЙ. Адрес я Вам дам. «Высшая краснознамённая школа КГБ при Совете Министров СССР имени Ф.Э. Дзержинского». Больше ничего не нужно. Приносите письма мне. Я их завизирую и отправлю.
ЕВГЕНИЙ МИХАЙЛОВИЧ. А с таким адресом они дойдут?
АПОЙ. Ещё как дойдут. Я же писал. Доходили. Только тебе Евгений Михайлович нужно быть осторожным. Председатель КГБ Максиму сказал, что у них имеется информация о тебе.
ЕВГЕНИЙ МИХАЙЛОВИЧ. Неправда. Как они могут знать.
АПОЙ. А вот послушай и вспомни.  «Ходят, просят шифер, кирпич, доски, так я их на свой дом пустил, не в халупе же мне жить, если в халупе, какой я государственник? Не по государственному уставу действую. Телятина обыкновенная.
Машину цемента начальнику милиции не за гроши, а за так отвалил, если б не отвалил, говорили бы обо мне: вор, хапуга или в тюрьму посадили бы, а так все руку жмут, кланяются, говорят: «Здрастье, Евгений Михайлович! Долгих лет Вам».
Директору школы досок для его бани тоже не за гроши, а за так отгрузил, если б не отгрузил, никаким бы почётным общественником не числился, все классы без моих фотографий были бы, а сейчас в каждом классе фотография. Как говорят: лидер посёлка!
Самое главное для меня работа, только работа и больше ничего.  Смотреть, чтоб в бусугарню вовремя завозили   пиво, водку, вино. Бочками, цистернами, чем угодно без перерыва. Перерыв страшнее войны, сухой мужик - оппозиционер. Такую критику наведёт, что из посёлка бежать нужно».
Говорил это?
ЕВГЕНИЙ МИХАЙЛОВИЧ. Как же они узнали об этом?
АПОЙ. Не переживай. Максим похлопотал и уладил всё. Так что пиши и не стесняйся.
ЕВГЕНИЙ МИХАЙЛОВИЧ. Передай Максиму самые, самые лучшие мои пожелания. Молодец. А за мной дело не станет. Помогу всем. А сейчас пора нам. Работы выше головы.
 (Уходят).
ВЕРА НИКОЛАЕВНА. Письма не дойдут с таким адресом.
АПОЙ. Правильно. На деревню дедушке. Я их упакую в один пакет и в город отошлю. Там разберутся, что с ними делать.
ВЕРА НИКОЛАЕВНА. А то, что ты начальству говорил о родителях и Гегеле, Максим написал?
АПОЙ. Где Максим, где я. Мы с Максимом дружно работаем.
(уходят)
7 действие.
Хата председателя поссовета. За столом сидят председатель, начальник милиции, директор школы.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Да. (вздыхает). Прогадали мы. Крепко споткнулись.
НАЧАЛЬНИК МИЛИЦИИ. Стукнули так, что голова чуть не отлетела.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Не нужно было большие должности просить. А мы замахнулись. Ты, Виктор Андреевич.
НАЧАЛЬНИК МИЛИЦИИ. Что я?
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Штаны. Красные лампасы и сапоги в дудочку запросил. Генерал Гопстоп. И что получил?
(сворачивает дулю)
НАЧАЛЬНИК МИЛИЦИИ. (к председателю) А ты.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Что я?
НАЧАЛЬНИК МИЛИЦИИ. Что просил?  В первого заместителя Председателя Совета Министров. И что получил? (сворачивает дулю). Пивовасик. Пивом прёт, как будто в бусугаране родился.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. (в горячке). Я председателем родился. Природа так распорядилась.
ДИРЕТОР ШКОЛЫ Ну, да. Природа распорядилась, что б ты председателем родился, а кто распорядился, чтоб шкурником стал?
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. А ты.   
ДИРЕКТОР ШКОЛЫ. Что я?
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Захотел просто начальником. И что получил? (сворачивает дулю).
ДИРЕКТОР ШКОЛЫ. Так я же.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Что ты же?
ДИРЕКТОР ШКОЛЫ. Это.
ПРЕДСЕДЕТЕЛЬ. Что это?
ДИРЕКТОР ШКОЛЫ. Как его?
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Что как его?
ДИРЕКТОР ШКОЛЫ. Которое с нас гроши обдирает.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Правительство?
ДИРЕТОР ШКОЛЫ. Да.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Говорить разучился. Начальник.
Ты с одной школой не справляешься. Всё, что я тебе выписываю, на сторону продаешь и гроши себе в два кармана. А мне даже в один не даешь.
ДИРЕКТОР ШКОЛЫ. Как так не даю? Даю. У тебя дырка в кармане. Ты специально её сделал. Суешь деньги в карман, а они в дырку по ноге и в сапоги. По самую матню грошами забит.
Ты гроши дерёшь везде, где можно. К общественному колодцу, в котором люди бесплатно брали воду, теперь платят, потому что ты приделал ручку к вороту и написал: частная собственность.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Ладно. Все хороши. Промахнулись. Вот они и вынули из котомки и сапоги в дудочку, и лампасы красные, и заведения.
На самом верху что подумали? Выше нас хотят стать?  За это и сняли, направили работать в депо.
Хорошо, что не посадили.
НАЧАЛЬНИК МИЛИЦИИ. А могли бы и посадить, если б ковырнули твою матню, баню Ивана Ивановича. Это всё Апой со своим сыном подстроил. И прижать его теперь не чем, потому что власти у нас нет никакой.
8 действие.
(гаснет свет, слышен шум открываемой двери).
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Кто там?
(Голос: я).
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Кто я? Свет включи.
(Загорается свет. Человек в шинели и фуражке).
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. (изумлённо). Не может быть. Феликс Эдмундович Дзержинский. Дорогой ты наш. Так Вы же это.
(указательным пальцем тыкает вниз).
ДЗЕРЖИНСКИЙ. Это тут для вас я это, а там не это. (пальцем в верх). Службу несу. По своей профессии работаю, мои товарищи тоже. Параллельный мир. Готовимся к атаке на вас.
Спустился, чтобы посмотреть на школу с моим именем. Поговорил с Апоем. Толковый мужик. Самогончику дерябнули. Про паровоз спели. «Наш паровоз летит вперёд…».
А вы настоящие жулики и проходимцы. Пройдохи и лизоблюды. ****юки. ****орванцы. И засранцы. ***плёты . Мордовороты. Так быть или не быть, чтоб педарасов  на *** замочить.  Мы за идею бились, а вы и такие, как вы за гроши, обгадили и её, и нас.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Какую идею?  Иван Иванович. Ты директор школы.
 (Свет гаснет)
ДИРЕКТОР ШКОЛЫ. Да разве в темноте разберешь, что за идея?
(свет вспыхивает, Дзержинского нет).
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Что это было?
НАЧАЛЬНИК МИЛИЦИИ. Показалось.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Иван Иванович. А ты что думаешь?
ДИРЕКТОР ШКОЛЫ. Почудилось. Думаю, кем в депо работать буду. Хорошо, если сторожем, а то ведь и уборщиком могут назначить или в поросятник пошлют с грабаркой.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ.Да. Сняли нас с должностей. Да. Мы Максиму и Апою такой дом с бассейном отгрохали, а нас так обстригли и порядок в посёлке навили.
.Да если б не телеграммы палец о палец не ударили бы. Сильно, очень сильно и  достаточно неразумно, потому что на наше место другие придут Апой и Максим смеются, радуются. Они своё хозяйство подняли. А почему  смеются и радуются, что на наше место других назначат. Да дело не, сколько в других, а в том, что назначат таких, как мы, а может и похуже.  Что не так? Так. У меня дом с баней и бассейном уже построен, а у нового? Он же будет строить для себя, а материал и гроши, где будет брать? С воздуха или с поселкового кармана? То, то.
Занавес.