Любитель руинированных замков 3

Владимир Падейский
Глава3 С оглядкой на прошлое

     Перед оформлением прав на недвижимость  Мишкина, пригласили в администрацию общины  поговорить. Присутствовал и местный архитектор. Чехи улыбаясь, пояснили -
 -Продать  недвижимость можно и без беседы, только это как бы часть истории  нашей страны - Тут он и увидел все наброски, которые так и не осуществили реставраторы пару лет назад. Ну так,  вполне в чешской  готике с изрядной долей фахверка.  Реставраторы  прорисовали и рыцарскую залу и кабинет владельца и спальни и даже  кухню с десятком медных сковородок и кастрюль. Прилагалась там и смета. Мишкину она не понравилась. Это  с его бюджетом с учетом выживания - растягивало все сроки лет на десять.  Про восстановление католической  часовни он даже не вспоминал. Он же православный. 

    Хоть замок Ауэршперг не самый знаменитый,  да и места он занимает с треть гектара, права была моя экссупруга -куда дешевле смотреть телевизор и ковырять в носу....-невесело мелькнуло у Мишкина.
    -Вы   в этом году пятый покупатель,- пояснили чехи,-  Продаем уже  лет семь - тут презжают разные  интересанты - только  проку никакого. Много возни с руинами и дорога неважная. Им бы сразу в дом вселиться. А тут  еще обязательные раскопки. Пять лет назад  государственная реставраторы потрудились - ну вы наверно видели. Восстановили стену  и донжон. Особенно часть стены, которая совсем щербатая с дыркой. Дыра, скорее всего, это шальной выстрел танка. Тут военных действий не было ни в первую, ни во в вторую войны. Пронесло, поэтому окопов не рыли, ни минировали и с  военными могилами тут обошлось. Посоветуем вам бригаду  из деревни - они не реставраторы, ну да ладно их нанимают    и Сыхров и Гуквальды и Нелагозевес они восстанавливали. Конечно вызывать реставраторов из Брно накладно - обойдемся . Если что подправят.

    Если посмотреть глубже, то  сражения тут бывали  и в гуситские войны и при Валленштайне со швелами и у Фридриха с имперцами.   Изначальный вид замка Ауэрсперг  установить трудно, - есть несколько источников   Показали ему папочку, откуда станцевали реставраторы - руины тоже имели свой изначальный облик.  Есть и картина битвы при  Свратке кисти Адольфа Фриденталя, большого батального мастера. А вот  - оригинал в Пражском  музее, хорошо видно как над перелеском возвышаются стены и Донжон Ауэрсперга.  Конечно  детали дома не видны, но общее впчатление получить можно.  Спустя пару веков  несчастный кронпринц  Франц Фердинанд,  убитый позже в Сараево, оказался изрядным любителем замков.  Когда сам обосновался  на жилье в   Замке  Конопиште,  сразу     повелел перед 1912 году провести в Богемии и Моравии фотосъемку всех замков - что то осталось.   Тут  на фото  крыша рыцарского дома видна и ворота на месте. Да и местные тут рисовальщики в архиве собрали какие наброски. ПОлезно ознакомиться,  но есть ньюанс, замки чаще всего строилсь по  лекалам старших братьев  германцев.  Были и французские аналоги. Британских аналогов не наблюдались.

     Что есть точно, так родословная владельцев - владели им с 1415  года восемь семей.  В основном германцы, известные фамилии. Конечно не такие знатные, как Сайны или Штернберги, но тоже магнаты своего рода. Первый владелец и строитель  рыцарь разбойник Фридрих Лихтенберг из Кромрижа  Он возвел донжон - всего два яруса .  Лихтенбергов просто выперли после  гуситских войны чехи.  Какая то семья  Гавела Шпачек из Грудниц. Он уже строил и жилье а Ауэршперге, но недолго,. гуситов прижали и  следующие  хозяева -  германцы Гротберги   подняли донжон  и обнесли замок по периметру стеной. Ограду позже подняли до семи метров. Периметр, как вы заметили сохранился. Дом уже строили и отделывали третьи хозяева из  Пернштайна. 

    Менялись хозяева владельцы, как правило, во время войн. Вот Тридцатилетная война столько было переделов собственности - фельдмаршал Валленштайн имел один замок, а получил в ходе компании тридцать. и его генералы, такие как  Матиаш Галлас дель Кампо, тоже по пяти -шести ухватили. А потом его подставили  свои же генералы Гаррах и Пиколломини - наемники  без родославной и совести, грохнули своего командира -заколола в Хебе собственная охрана.И  снова пошла  недвижимость на передел, а потом и их, подлых   заговорщиков, вымели из собственности. С новым императором поменялись и владельцы , замки отошли   к местных магнатам, потом и к фабрикантам, банкирам и даже купцам.
       Неудивительно ,  что следующие  хозяева  Ауэршпера оказались прямыми  потомками валенштайнского генерала Адама Трчки - разбухшего еще после гуситских войн, они сами настроили немало замков. К слову император отнял замки не у всех - кто то покаялся об участии в заговоре, например братья Колоредо, им позволили сохранить свои замки до 1945 года.  Одним из  владельцев Ауэршперга оказался и крайне оригинальный дилетант граф Антонин Арбюваль Шамаре, который обожал разные замковые пикантности - вроде как камеры пыток , горгульи и химерв. Владел он замком всего пятнадцать лет, а что интересно - после него сразу появился в Ауэршперге призрак. Правда это как то заметили в другом замке Дольшин, стоящим недалече. Есть в его истории такая запись.

Предпоследние  хозяева -Лобковцы из Цтибора придали шарм французского замка, это уже 1860 годы - как то уже ренессанс,  и барокко никого не устраивала, мода пошла  в Европе на романтическую готику.
Замыкали список  владельцев  Ауэршпергом  банкиры  из Брно - это эпоха после  наполеоновских войн. владельцы  решили устроить барочный сад - его разбили на косогоре: два  десятка скульптур из мрамора, все растащили за сто лет. Потом сгорел и дом.   Прямых свидетельств штурма за пять веков замка нет - возможно был в осаде  в период Наполеона или чуть раньше. Вот только  хорошо, что он сгорел еще до туризма - никаких асфальтов для туристов,  так тропа через косогор.  Но и поднимать строматериалы конечно сложновато.
Изложив занимательную родославную, чехи  посоветовали   на досуге заняться раскопками вокруг замка. Внутри конечно, реставраторы  покопали.  Иногда много, что попадается  по делу и за стенами. Тут у Брно есть миноискатели,  помогает действительно, если системно пошарить  окрест.

   Они и  поторопили Мишкина  - бригаду нанимать нужно сейчас - пока сезон не начался. А то уедут ребята, запишите телефоны. Оформление в итоге оказалось не столь обременительным - подписал у нотариуса в Брно несколько документов , оплатил первый взнос и все - он хозяин. И  еще оставалось в кармане на  реставрацию.
      Мишкин не стал тянуть с этим и до вечера созвонился с бригадиром. По разговору ребята были в теме - работы по замкам им  изредка попадались. Мишкин переслал и эскизы флигеля, пусть прикинут объем работ. Договорились, что через   пару дней строители появлятся и завезут материал под восстановление  жилья.  Ну и получат аванс.   Бригада прибыла в составе пяти человек и для начала навела мостик через ров. Можно было вьезжать а замок даже на грузовике,. конечно полагалось поставить подъемный с цепями. Ну да, ладно и этот  сойдет. Потом бригада принялась  расчищать филигель. Спокойно поработать им удалось всего месяц до появления табора. У Мишкина был свой план - строителям он не мешал.  Из описания он понял, что реставраторы ограничились косметикой руин.  Это его не устраивало.  Сам счастливый владелец погуляв по собствености, устроился на ночлег в надвратной башне. Каземат над воротами оказался довольно вместительный, свободно  помещался топчан и стол со шкафом. Свет пступал из двух широких бойниц - одна  смотрела на подъезд,из второй можно было обозревать часть двора. Были и несколько сквозных дыр в стенах. дыр - видимо для управлением подъемными элементами - мостом и решеткой.

      Мишкин начал раскопки с косогора и довольно быстро нашел три целых ядра, алебарду и сломанный - два аршина клинок. Скорее всего офицерская сабля. Были еще и мелкие находки  часть фонаря, железный гребень  и серебрянная  кованная ложка. Ощутимы видна были следы молотка, совсем антиквариат.
      Мишкин удовлетворенно посмотрел на находки - Небольшой музей ни какому замку не помещает. Но самые интересные находки подарила ему речка Свратка. Она огибала утес замка градусов на  120,  достаточно глубокая и быстрая. Хорошее купание было метрах в трехстах, где были песчаные откосы и луговина. там она расширялась метров до двадцати.  Мишкин  походил по откосу, посматривая на темную воду речки и внезапно решил - а поищу ка я  тут. Хорошо было бы поискать с китайским эхололотом,  это нехитрый приборчик  брал рыбки отменно- но тут его интересовали, не рыбки ,а  дно. нырять он не стал, да и не умел. Потыкал пару минут багром - явно на дне был ил с метр, а то и поболее.   Тогда он выпросил в деревне кошку на тросике и  забросил в речку.  С пятой попытки  кошка прочно зацепилась за что то тяжелое. Мишкин,  дергая тросик, постепенно стал понимать, что предмет это  не камень и  не утонувшее бревно.  Что то внизу скрипело и переваливалось.

 Тогда Мишкин позвал на помощь своего жильца.   Гарба оказался не таким  сильным , как следовало по возрасту. Больше пыхтел и ругался. Однако вдвоем они вытащили на берег ствол пушки. Бронза была совершенно зеленая, но французская надпись читалась отлично. Мишкин посмотрел  наверх на обрыв- Пушка скорее всего была замковая,  при сдаче наверно ей просто сбросили с обрыва. После того как пушку утащили в замок. Мишкин снова стал забрасывать свою счастливую кошку - так он прошерстил кошкой  метров сто излучины и за неделю вытащил на берег три старых винтовки, как выяснилось потом = аж 1860 годы  местных оружейников Крнка без цевья и приклада.  Кошка вытащила на берег даже  кирасу. пробитую пулей. Были и совсем непонятные находки -  велосипед и старый мотоцикл с развалившейся резиной.- словно  в Голландии.  Тем  временем строители вели работы по  привратного флигеля. два этажа - комнаты с лестницей - всего  метров сорок с пятью окнами. Главное была и печка.

  За месяц строители поставили крышу под черепицу и вид замка с ярким пятном над стенами сразу преобразил унылые развалины. Еще месяц работы и  во флигель можно было бы  въезжать. Хорошо, лестница оказалась не щербатая.
       Строители предложили   пробить  воду артезинской скважиной, но Мишкин почуял, что колодец тут есть. Рубили колодцы практически во всех замках запредельной глубины - вон в саксонском  Кенигштайне до сто пятьдесят метров и работал.
      Он  простучал всю. брусчатку двора и достучался рядом с контрфорсов дальней стене над обрывом, где стояли развалины часовни. Там он обнаружил выложенную камнем камеру метров пять на шесть, уставленную длинными ящиками. Мишкина сразу осенило, что попал в  фамильный склеп. Никто про склеп ему не  извещал.  Гробы с останками бывших хозяев стояли штабелем - на взгляд штук двадцать пять.  Что с ними делать было непонятно. Никаких сокровищ при покойниках визуально не находилось. А жаль ...И Мишкин  задвинул плиты и продолжил поиски колодца.

      Наконец в подвале  надвратной башни под грудой столетнего мусора, он нашел  круглую крышку колодца в патине, все логично - это была сама низшая точка замка. Он  осторожно приоткрыл его, а вдруг выскочит призрак, Нет не выскочил, он посмотрел вниз  с фонариком сверкнуло зеркало воды, пахло затхлым не очень - на взгляд глубина терпимая, метров  двадцать пять -тридцать, ну провести электричество и откачать - вот о вам и  вода.

     Электричество ему бросили с другого берега Свратки - парадный фасад замка провода и столбы не портили. Да и проводку развели  по стенам неприметно.
      А потом Мишкин разорился и на парадный  подъезд к Ауэршпергу. В принципе он просматривался на косогоре, такая валяьжная полупетля. Никто ей давно непользовался, топали напрямки  покруче, но короче. Мишкин ковырнул  лопатой  в нескольких местах - кое где  попадался щербатая брусчатка с подсыпкой. Перебирать брусчатку - это для  эсететов. Мишкин подогнал пару машин с асфальтом и каток за день выутюжили ему подъезд вплотную к   воротам, а дальше шла вполне приличная брусчатка двора.