Жизнь в энергетике

Артем Кресин
                Жизнь в энергетике.
Во всякое время, по всяким поводам  приходят мысли и темы для обдумывания и осмысления прожитой жизни. Накануне «Дня Энергетики» мне вдруг захотелось вспомнить, как проходила моя производственная жизнь. Она была наполнена различными событиями, как инициируемыми моими желаниями и моей волей, так и жизненными обстоятельствами, по воле которых приходилось менять жизненный курс.

Для меня  этот курс оказался таким, что к выходу на пенсию я имел производственный стаж 47 лет. И  меня всегда удивляло, что для мужской пенсии требуется всего 25-летний стаж. Даже если мужчина начал работать в 30 лет, он этот стаж вырабатывал к 55 годам. Но очевидно у  людей бывают различные жизненные обстоятельства, и создатели пенсионных законов это учли.

Итак вернемся к истоку или началу моей трудовой деятельности. Идет война. Я воспитанник детского дома, эвакуированного из блокированного Ленинграда в 1942 году по  «Дороге жизни» в село Диево-Городище Некрасовского района, Ярославской области. В селе был колхоз «Заря пятилетки». Привезли нас в апреле 1942 туда истощенными, негодными к использованию. Однако война требовала продуктов. Мужская часть населения и городов и села была мобилизована в армию, в тылу были привлечены труду  женщины и подростки.  Поэтому через месяц другой все воспитанники детского дома с июня месяца стали привлекаться к сельским работам на все летние месяцы  Работали мы на колхозных полях по посадке, прополке, пасынкованию табачных полей, сушке и уборке сена.  Кроме того колхоз нам выделил около 5 гектаров земли, которые обрабатывались нами.

Зимой мы учились в местной школе, и учителей этой школы я вспоминаю с большой благодарностью.

В те годы был заведен порядок,  воспитанники детских домов по исполнении 14 лет «выпускались в жизнь», то-есть уходили на производство. 

В 1944 году мне исполнялось 14 лет и я знал, что приходит моя очередь покидать детский дом и уходить в новую жизнь. Меня это не пугало, наоборот, хотелось большей самостоятельности и было интересно увидеть что-то новое. По слухам, в детдом пришли заявки: в Кострому учиться на бондаря, и в Ярославль в обувную промышленность. Мне ни то ни другое не нравилось -  я больше хотел в машиностроение. Но также знал, что меня никто не спросит.

И вдруг пришло сообщение о получении заявки на комплектацию группы в ленинградские ремесленные училища.  Попасть в родной Ленинград — это запредельная мечта. (Статья «От войны к миру»). Я до сих пор испытываю благодарность к людям организовавшим исполнение девиза - «Вернуть эвакуированных ленинградских детей обратно в Ленинград».

И это осуществилось. С 1 августа 1944 года я стал учащимся Ремесленного училища № 53 в Ленинграде.  Зачислен был в токарную группу. В тот момент выбор пути от меня не зависел, меня вела судьба. Ремесленное училище находилось на территории  оптико-механического завода — ГОМЗ имени ОГПУ, одного из крупнейшего заводов Ленинграда.

Когда я познакомился с токарным станком и работами на нем выполняемыми, мне эта специальность понравилась и я с увлечением стал эту работу осваивать.  Но своей главной заслугой по сей день считаю поступление в вечернюю школу при заводе. Из детдома я вышел с пятиклассным образованием,  Но нашелся человек, который убедил меня, четырнадцатилетнего мальчишку, что оставаться с пятью классами нельзя  и откладывать продолжение учебы на дальние времена тоже нельзя.

Таким образом, ко времени окончания ремесленного училища, через два года, в 1946 году одновременно с получением документа о присвоении мне квалификации токаря 5-го разряда в училище, я получил свидетельство о получении неполного среднего образования, то есть об окончании 7 классов вечерней школы.  Это давало мне возможность поступления в техникум.

В том же году в системе «Трудовых резервов» был организован техникум, обеспечивающий общежитием, питанием, одеждой, где готовили мастеров производственного обучения для ремесленных училищ. Учащиеся этого техникума, одновременно с занятиями по теоретическим предметам, продолжали работать в мастерских и в конце учебы вместе с дипломом техникума получали документ о присвоении 7-го разряда по выбранной специальности.  Принимали в него только выпускников ремесленных училищ с 5-ым разрядом по специальности и с образованием 7 классов. Может быть это была моя ошибка, но я не стал в него поступать, поскольку мне не хотелось заниматься всю жизнь обучением молодых лоботрясов, каким я был сам и с кем я проучился два года.  Повзрослев, я понял, что  окончивший техникум или институт и получивший соответствующее звание в дипломе может далее самостоятельно выбирать себе место работы.   Мной было принято решение идти в 8-ой класс.

Зима 1946 — 1947 года была в стране очень тяжелой. Из-за летней засухи урожай был очень низок и зима была голодной. На нашем заводе, выпускавшем военную продукцию даже в годы войны хлебная норма была 650 грамм, о теперь была понижена до 600 грамм. Став штатным рабочим завода я стал работать в дневные и ночные смены. Условия заводского общежития были более суровыми, чем в ремесленном училище. В результате я не смог окончить 8 класс. Наверное и я не проявил нужного прилежания и напористости.

В 1947 году у меня появилась возможность учиться в дневном учебном заведении и принято решение поступать в техникум.  Токарное дело мне нравилось и я хотел и далее продвигаться по этой специальности. Мне очень подходил, имеющийся в Ленинграде  станкостроительный техникум. Но возникли трудности с общежитием. После долгих размышлений мне пришлось поступать в Энергетический техникум. Там была специальность «Релейная защита и автоматика». Я в те годы регулярно посещал технические выставки, читал журнал «Техника молодежи». Слова «реле» и «автоматика» мне были знакомы и я решил идти на эту специальность, с тем чтобы в дальнейшем вернуться к металлообрабатывающим станкам и заниматься их автоматизацией. Эта тема мелькала в популярной литературе.  Что такое энергетика я представлял довольно смутно.

Итак в 1947 году я ступил в стезю энергетики.  По окончании 3-го курса у нас была практика на одной из крупных электростанций Ленэнерго.  На этой практике я, наконец, понял, что такое энергетическое предприятие. Как вырабатывается электроэнергия, какой путь и какие преобразования она проходит от генераторов до потребителя.  Понял роль релейной защиты и автоматики в работе энергосистемы.  Там используются самые последние достижения науки и техники. И я понял, что этой отрасли можно посвятить свою последующую работу.

1951 год, защита диплома и получение направление на самую крупную в то время в Ленэнерго электростанцию №8. Расположена на расстоянии 65 км от Ленинграда, с прекрасным автобусным сообщением. Ожидалась интересная работа, проживание в комфортабельном пристанционным городке Кировск.  Все условия продолжать учебу в заочном энергетическом институте, филиал которого расположен в Ленинграде.

1 августа 1951 года мы с моим другом Авиловым Семеном  с министерскими направлениями прибываем в отдел  кадров 8 ГЭС для начала оформления на работу. Руководителями отделов кадров всех предприятий Ленэнерго были майоры госбезопасности. С нами беседуют директор станции, главный инженер и начальник электроцеха.

Нужно  отметить, что в те послевоенные годы техники были очень востребованы. Они быстро осваивали свои должностные обязанности и  быстро росли по службе.

Мы с другом начинаем ходить по отделам и службам, связанным с оформлением на работу.

И вдруг на второй день меня разыскивает сотрудник и просит пойти в отдел кадров электростанции. Являюсь в соответствующий кабинет, указанный майор вручает мне пакет с моими документами и заявляет — Вы направляетесь в распоряжение отдела кадров Ленэнерго.

В принципе я где-то в подкорке  этого ожидал. 8 ГЭС, как наиболее крупная станция была  особо режимная. А я имел некоторые серьезные дефекты, главным из которых было то, что в 1937 году были репрессированы мои родители, то есть я был членом семьи изменников родины — звание ниже некуда. 

Беру бумаги, еду в Ленэнерго, захожу в отдел кадров, там меня вроде ждали. Берут документы и ведут в отдел кадров с вывеской «Ленинградская Высоковольтная Сеть».  Начальник отдела кадров этой организации, тоже майор госбезопасности принимает документы, прячет их сейф и заявляет — Вы направляетесь на работу техником релейщиком в  3 Высоковольтный Район, управление которого находится в городе Волховстрой а проживать будете на станции Назия, где находится узловая подстанция. 

Назавтра еду в Назию -  67 км от Ленинграда.  Выхожу на вышеназванной станции — обычная деревня, вдали видны линии электропередачи. Иду по направлению  к ним и обнаруживаю электроподстанцию. Иду к ней, встречаюсь с главным инженером высоковольтного района. Небольшой разговор и я понимаю куда я попал. Я направлен на работу в электросетевое предприятие, обслуживающее юго-восток Ленинградской области Подстанции района разбросаны на расстояние до 300 км.

Дело в том, что до этого я был знаком только с электростанциями, и преподаватели были работниками электростанций, где проходила наша практика, и настроен был на работу на электростанциях. 

Вспомнился маленький эпизод. Когда только поступил в техникум, разговорился с выпускником и спросил его, кого готовит этот техникум. Он ответил, работы разные, главное не попасть в сетевое предприятие, там различные разъезды по глухоманям. И вот я сюда и попал.

Дело было незаконное, либо должны были принять на место, предусмотренное направлением министерства, или   дать свободный диплом. Потом стал думать, что с моей анкетой рассчитывать на что -то приличное не приходится, да денег на прожитие уже не было и, главное, уже подходил срок сдачи  приемных экзаменов в заочный институт, куда еще в июле были поданы документы. И я  сдался.

Первое время я проклинал свою судьбу, но прошло время, я познакомился с многими работающими там людьми, приспособился к сельской жизни и сейчас по прошествии многих лет с удовольствием вспоминаю те годы, поскольку самое лучшее, что тогда я имел — это была молодость

Большую часть года даже хождение на работу по поселку без резиновых сапог не обходилось. Были частые командировки- в Бокситогорск, в Пикалево. Добираться до этих  удаленных  городков было нелегко,  до Тихвина ночным поездом а далее автобусом, или поездом дальнего следования до Пикалево. И всегда сопровождала нас тяжеленная сумка с аппаратурой.

Каждую весну с начала марта и по апрель была командировка в Жихарево на торфопредпрятие «Назия». Надо было проводить подготовку подстанций, а их было 7, к торфосезону. Рабочий день выглядел так. На центральной подстанции, где мы ночевали, поднимались в 5 часов утра, наскоро перекусив к 6 часам бежали на ж.д. станцию узкой колеи, усаживались в набитые вагончики и ехали на болото. Каждый из нас был нагружен приборами, шлангами, реостатами с суммарным весом 15-20 кг. Иногда поезд подвозил близко к подстанции, иногда с этим грузом шли несколько километров по заснеженному полю до подстанции и приступали к работе. В 17 часов по той же узкоколейке возвращались на центральный поселок, где нашей задачей было успеть в столовую, чтобы перекусить и купить что — то с собой на завтра.

Это все о трудностях. Но в те послевоенные годы люди, привыкшие к лишениям воспринимали все это как нормальную жизнь. Однако, здесь мне бы хотелось отметить и положительные стороны. Назиевская подстанция, находящаяся в ответственном сетевом узле  была оснащена самыми современными устройствами релейной защиты в изучение которых я был погружен с первых дней работы.  Это содействовало моему профессиональному росту. В ноябре 1951 года я прошел проверку на право эксплуатации защит средней сложности. А в 1953 году в центральной службе релейной защиты Ленэнерго сдал экзамен на право проверки всех видов защит без ограничения.  После этого я был переведен на должность инженера. Сама работа в столь сложных условиях была для меня хорошей школой жизни.

С удовольствием вспоминаю окружающих меня людей. В релейной службе было пять человек: начальник службы Ступаков Даниил Пантелеевич, считаю его своим основным учителем по специальности, я -техник, и два электромонтера, Неженкин Павел и Чагрин Николай, которым также благодарен, многому у них научился.

После окончания дня  в этой деревне некуда было пойти. Это тоже было даже полезно — сидел и выполнял задания своего заочного института. Но при такой работе и невозможности посещать лекции учеба шла медленно — за 5 лет окончил  лишь три курса.
В 1953 году произошло еще важное событие — женился.  Стал добиваться либо увольнения либо перевода в ленинградские подразделения нашего предприятия. Но мне поставили условия подготовь замену, но где найти желающего жить и работать в таких условиях?

Нужно учесть, что три года я не имел права уволиться, как выпускник техникума,  а затем вспомним, что в те времена уволиться можно было только при согласии администрации.  Постановление о свободном увольнении через 30 дней после подачи заявления вышло, помнится в 1955 году. НО руководство наконец озаботилось переводом меня на другое место работы.  Таким образом я проработал в Назии 5 лет.

В 1956 году, после долгих хлопот я  был переведен на должность инженера релейной службы 5-го Высоковольтного района . Этот район обслуживал юго-западную часть Ленинградской области плюс Новгородскую область. Мой участок охватывал группу колпинских подстанций и далее до Чудово. Работа была той-же, но я ежедневно возвращался домой и посещал в институте лекции и лабораторные работы.   Через два года без моего согласия мне был поручен Гатчинский участок, включающий Лугу и Заплюсье, а также Рогавский участок в Новгородской области, обслуживающий торфопредприятие Тесово. Командировки были, но не так часто. В конце пятидесятых, наконец начались работы по сплошной электрофикации всех районов  Ленинградской, Новгородской и Псковской областей и нам пришлось много поработать по вводу новых сетей и подстанций.

Наконец  в 1959 году я защитил дипломный проект в  Северо-Западном отделении Всесоюзного Заочного Политехнического Института.

За время своей работы я стал неплохим знатоком релейной защиты в части наладки и эксплуатации, но я чувствовал слабину в расчетах. И когда мне предложили поработать в службе защиты и автоматики предприятия, где занимались только расчетами, я с удовольствием это предложение принял. В этой службе работали два прекрасных инженера -начальник службы Воронков Арсений Иванович и старший инженер Бабенко Юрий Львович. Я многому у них научился. Но кабинетная работа оторванная от живой производственной атмосферы меня несколько тяготила.

Я имел постоянную связь с релейщиками высоковольтных районов, от них слышал о широком внедрении новых для меня разработок. Сети 220 кв разрастались. Наша служба занималась только защитами распределительных сетей. И мне становилось скучновато.

В 1962 году мне предложили занять освободившееся место начальника местной релейной службы 5-го высоковольтного района, где я проработал прежде шесть лет и где мне все было знакомо. Я не отказался от этого предложения и стал руководителем этой службы.
Началась очень напряженная работа поскольку зона работы охватывала юго-восток Ленинградской области, целиком Новгородской и Псковской областей. Бурная электрофикация нарастала. Включались одна за другой новые подстанции — сети развивались.

Наступил момент когда сети новгородской и псковской областей выделились в отдельные предприятия.  Но работы меньше не стало, появились межсистемные связи, выполненные на напряжении 330 кв.  Первая такая подстанция была сооружена в Чудово, через  которую система Ленэнерго соединилась  через Калининэнерго с Мосэнерго. Начала формироваться Единная Энергетическая Система Европейской части СССР. Этот период считаю наиболее интересным в своей работе. В  1968 году в нашем высоковольтном районе была введена в работу подстанция 330/ 220/ 110 кв Южная, наиболее крупная в энергосистеме.
В 60-х годах мне предложили преподавательскую работу без отрыва от основной на вечернем отделении Энергетического техникума — вести на заочном отделении курс «Релейной защиты». А в конце учебного года брать на дипломное проектирование 4-5 человек.  Периодически приходилось руководить дипломниками из института.  Все это было очень интересно, загруженности по интересующей меня специальности я не боялся.

Совершенно неожиданно для меня в 1976 году меня вызывают к директору. Там  обширное совещание.  Обсуждается решение о перегруппировки и изменении границ между высоковольтными районами с образованием нового района.  Мне предлагается должность главного инженера одного из районов.  Понимая  все возникающие для меня трудности я начинаю отказываться.    Я мало знаком с первичным оборудованием, не был связан с оперативной работой.  Хочу остаться релейщиком. Мне обрисовывают обстановку. От моего 5-го района отрезают и передают в другие сети все участки, остается только Колпинский участок. Там имеются двое прекрасных инженеров релейщиков, проживающих в г. Колпино. Я проживаю в Ленинграде. То-есть если останусь в своем районе, я буду гастролирующим руководителем. Меня эта роль не устраивает. Приходится соглашаться.

Итак с 1976 года по 1984 год, восемь лет я главный инженер 1-го высоковольтного района.  Это были наиболее загруженный период  моей работы. Оборудование старое, времен индустриализации 1930 годов. Зарплата персонала мизерная,  никто на нашу работу не идет, а те что приходят никакого желания
 совершенствоваться и улучшать работу оборудования не проявляют.  Техники в виде автомашин нет. Обеспечения запчастями для ремонта оборудования  хронически не хватает. В стране процветает «застой».  Приходится все это преодолевать. Учащаются ошибки персонала. Устаревшее оборудование взрывается.  Преподавательскую работу приходится выбросить из головы.
Учащаются вызовы на работу из дома на устранение  аварийных ситуаций и в вечернее и в ночное время. Но сеть должна работать и мы работали из последних сил. Опыт работы в сетях показывает, что в большинстве случаев на подобных должностях  человек изматывается через 7-8 лет подобной работы.  И я, проработав подобный срок почувствовал — больше не могу.

В районе постоянно шла реконструкция или ввод новых объектов и мы постоянно взаимодействовали с проектировщиками. Однажды в частном разговоре один из них предложил перейти на проектную работу.  С одной стороны я совершенно не знаком с технологией проектирования. А с другой стороны интересно применить свой опыт на создании новых объектов. Начинать что-то с белого листа так же очень интересно. Благодаря многолетнему преподаванию и руководству дипломным проектированием я владел всеми необходимыми расчетами. И я подал руководству заявления об увольнении из ленинградской высоковольтной сети и руководству проектной организации с просьбой принять меня на работу в проектный институт  «Энергосетьпроект» с 1.01. 84 года на должность главного инженера проекта (ГИП). Это далось мне не просто. Я за 33 года работы на производстве в электрических сетях прикипел и к работе и к людям. 

Особенно тяжело было изменить свое сознание во взаимоотношениях. Между проектировщиком и эксплуатационником всегда возникает конфликт.  И мне предстояло перейти на другую сторону «баррикады», разделяющей эти две стороны. Тем не менее я этот нелегкий переход совершил. И я о нем не жалею. Мне, как бывшему работнику Ленэнерго передавали проекты как по новому проектированию, так и по реконструкции подстанций  находящихся в  сетях Ленэнерго. Я продолжал работать  в полную силу. Проектный труд нелегкий. Много сил и времени я потратил на его изучение.  И благодаря этому шагу я продлил свою творческую работу до выхода  на пенсию. 
Мысль о написании этой статьи пришла мне в голову за пару дней до дня энергетика. А мне очень хотелось выпустить ее именно в день энергетика. Поэтому статья писалась в спешке и конечно же в ней много шероховатостей, за что прошу извинения. Но я продолжу ее постепенно причесывать.