Чем вооружать народное ополчение?

Андрей Бухаров
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 17 июля 2023 г. № 287-З "О народном ополчении"
Принятый Палатой представителей 15 июня 2023 г.
Одобренный Советом Республики 30 июня 2023 г.
Определяет основы реализации гражданами Республики Беларусь,
иностранными гражданами и лицами без гражданства, постоянно проживающими
на территории Республики Беларусь, права на добровольное участие
в обеспечении военного положения на территории Республики Беларусь.

ПОЛОЖЕНИЕ о порядке формирования и обеспечения народного ополчения утвержденное О
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 01.11.2023 № 750 определяет порядок формирования (расформирования) народного ополчения, комплектования и ведения учета добровольцев народного ополчения (далее, если не указано иное, – доброволец), зачисления добровольцев в народное ополчение и выхода из него, а также порядок подготовки и обеспечения их деятельности.

Время нынче сложное, поэтому народное ополчение без работы не останется, однако, и в законе и в постановлении предусмотрено право ополченцев на ношение и применение оружия, однако прежде чем взять в руки оружие надо уметь им пользоваться, да и каким оружием могут местные власти, в ведении которых находятся ополченцы, вооружить их?

Во все времена оружие изготавливалось под выполнение определенных задач, основной задачей народного ополчения является оказание содействия
территориальным органам внутренних дел в осуществлении ими полномочий при
обеспечении военного положения, защите собственности от преступных и иных
противоправных посягательств. Местными советами обороны народное ополчение может привлекаться для решения иных задач по обеспечению военного положения.

Отряды народного ополчения дислоцируются в границах административно территориальной (территориальной) единицы, в которой были сформированы.
Добровольцы размещаются по месту жительства.

Доброволец при выполнении задач народного ополчения имеет право:
- применять физическую силу, применять и использовать оружие на условиях
и в пределах, установленных законодательными актами для военнослужащих
(сотрудников (работников) военизированных организаций), привлеченных к обеспечению военного положения;
- производить задержание лиц, совершивших преступление или административное
правонарушение, для передачи (доставления) в органы, уполномоченные осуществлять
уголовное преследование или вести административный процесс, в соответствии с их
компетенцией;
- требовать от граждан соблюдения общественного порядка, ограничений и запретов,
введенных для обеспечения военного положения, прекращения правонарушений либо
действий, препятствующих выполнению им задач;
- оказывать содействие территориальным органам внутренних дел при:
ограничении движения транспортных средств, осуществлении досмотра
транспортных средств и провозимых в них вещей, задержании транспортных средств;
осуществлении пропуска транспортных средств и товаров на охраняемые ими
объекты, территории в соответствии с установленным порядком пропуска;
- осуществлении проверки документов, удостоверяющих или подтверждающих
личность граждан, пропусков, личного досмотра граждан, досмотра находящихся при них вещей и документов, а также их изъятия, если таковые могут являться орудием или непосредственным объектом правонарушения, с последующей передачей этих предметов сотрудникам правоохранительных органов;
- осмотре жилых помещений и иных законных владений граждан, помещений и иных
объектов организаций, в том числе при преследовании подозреваемых (обвиняемых)
в совершении преступлений;
- использовании транспортных средств юридических и физических лиц
для доставления в организации здравоохранения лиц, пострадавших от применения
оружия, в результате чрезвычайных ситуаций, правонарушений или несчастных случаев и нуждающихся в оказании экстренной медицинской помощи.
- Добровольцам при выполнении задач народного ополчения могут быть
предоставлены иные права, помимо указанных в части первой настоящей статьи,
в соответствии с настоящим Законом и иными законодательными актами.

Доброволец при выполнении задач народного ополчения обязан:
- соблюдать Конституцию Республики Беларусь, настоящий Закон и иные акты
законодательства, не допускать необоснованного ограничения прав и свобод граждан, совершения действий, имеющих целью унижение чести и достоинства человека и гражданина;
- выполнять поручения командира отряда народного ополчения и уполномоченных
должностных лиц, связанных с выполнением задач народного ополчения;
обеспечивать защиту территории, объектов и населения от противоправных
посягательств;
-  участвовать в сборе и передаче информации органам военного управления
Вооруженных Сил Республики Беларусь и территориальным органам внутренних дел
о действиях войск противника, выявлении лиц, содействующих силам противника;
знать, хранить и содержать в постоянной готовности к применению вверенное ему
оружие и боеприпасы к нему, беречь вверенное ему иное имущество;
оказывать первую помощь гражданам, пострадавшим в результате правонарушений
или несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном или ином состоянии,
представляющем угрозу их жизни и здоровью;
- оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных
работ;
- участвовать в выполнении работ оборонного характера, ликвидации последствий
применения оружия, восстановлении поврежденных (разрушенных) объектов экономики,
систем жизнеобеспечения и военных объектов, а также в ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций и работе организаций, подлежащих переводу на работу
в условиях военного времени;
- исполнять иные обязанности, установленные иными законодательными актами.

Все вроде понятно, однако, у меня, как у капитана запаса, есть вопросы...
1. Если доброволец, получив боевое оружие, будет хранить его дома или на своем основном рабочем месте, то где гарантия, что оружие не будет утеряно? 
2. Где, в каком объеме и как будет обеспечиваться боевая подготовка добровольцев?
3. Где и как будет размещаться подразделение добровольцев во время несения службы, чем добровольцы будут питаться?

На все эти вопросы можно найти ответы в общевоинских уставах, Уставе внутренней службы и Уставе гарнизонной и караульной службы, однако этих самых уставов ни в городской, ни в районной библиотеке не найти...

Финансовое и материальное обеспечение народного ополчения осуществляется
за счет средств местных бюджетов, а также добровольных пожертвований юридических
и физических лиц и иных источников, не запрещенных законодательством.

Местный бюджет, как и средства юридических и физических лиц, такая категория, которая лишними средствами не располагает, поэтому, я полагаю, что для успешного выполнения определяемых Законом задач следует иметь некоторое специализированное предприятие, которое бы решало все перечисленные вопросы.