Японские вспомогательные крейсера

Александр Митрофанов 2
О действиях немецких вспомогательных крейсеров-рейдеров в годы как Первой, так и Второй мировых войн написано достаточно много, а об их японских «коллегах» (как впрочем и об итальянских) у нас знают немногие.
Перед началом и в ходе Второй мировой воны японцы переоборудовали во вспомогательные крейсера 14 торговых судов. В отличие от Кригсмарине, который использовал для этой цели грузовые суда, в Японии в крейсера конвертировались быстроходные грузопассажирские лайнеры.
Однако, в роли рейдеров использовались только два из них - “Aikoku Maru” и “Hokoku Maru”. Остальные двенадцать служили в качестве эскортных и патрульных кораблей, минных заградителей, войсковых транспортов и транспортов боеприпасов. Советским судам в северной части Тихого океана неоднократно приходилось сталкиваться с патрульными вспомогательными крейсерами, задерживавших их для досмотра.
Более подробно остановимся на службе рейдеров. Строились они на судоверфи Tama Zosensho K. K. (префектура Окайяма) для судоходной компании Osaka Shosen KK Lines. Строительство этих лайнеров, как и других крупнотоннажных быстроходных транспортов и танкеров, в значительной мере субсидировалось японским правительством, намеревавшегося использовать их в военных целях в случае вооруженного конфликта. Суда предназначались для перевозок между Японией и Южной Америкой.
“Hokoku Maru” вступил в строй 15 июня 1940 года, “Aikoku Maru” - 31 августа 1941 года.
На момент вступления в строй будущие рейдеры имели следующие основные характеристики:

Длина наибольшая - 160,8 м
Ширина - 20,2 м
Осадка в полном грузу - 8,8 м
Тоннаж - 10 438 GRT
Скорость - 20,9 узл
Экипаж - около 150 человек
Пассажировместимость (в трех классах) - 852 чел.
Главная силовая установка - двухвальная с двухтактными двенадцатицилиндровыми дизелями Mitsui-B&W общей мощностью 13 000 л.с.
Для перевозки грузов служили 6 трюмов, обслуживаемых грузовыми лебедками и стрелами.

Мирная служба лайнеров оказалась недолгой. 29 августа 1941 года «Хококу-Мару», а 1 сентября и «Айкоку-Мару» были реквизированы Императорским флотом и отправлены на верфь фирмы Mitsubishi Heavy Industries для переоборудования во вспомогательные крейсера.
Будущие рейдеры получили по четыре старых 152-мм орудия, снятых со списанных кораблей времен русско-японской войны, по два 76-мм орудия и по два спаренных крупнокалиберных зенитных пулемета. Кроме того, их вооружили двумя 533-мм двухтрубными торпедными аппаратами, мощными прожекторами и двумя гидросамолетами Kawanishi E7K2 (один из которых запасной). Для спуска самолета на воду и подъема на борт корабли оснастили тяжеловесными грузовыми стрелами.
Экипаж «Айтоку-Мару» насчитывал 24 офицера и 250 старшин и матросов, на «Хококу-Мару» (флагманский корабль дивизиона) - дополнительно 5 офицеров и 18 нижних чинов. Экипажи состояли в основном из мобилизованных моряков прежних экипажей, дополненных специалистами (летчиками, торпедистами, артиллеристами и т.п.).
Вспомогательные крейсера вошли в состав 24-го дивизиона (Sentai) Объединенного флота под командованием контр-адмирала Takeda Moriji.
5 ноября 1941 года адмирал Ямамото отдал секретный приказ по Объединенному флоту о будущих действиях против американского флота. 24-му дивизиону поручались действия на коммуникациях противника между Австралией и Американским континентом.
15 ноября оба вспомогательных крейсера вышли из Хиросимской бухты и направились к Маршаловым островам (в то время - подмандатная территория Японии).
26 ноября, пополнив на островах запасы, корабли вышли в море и к началу военных действий (8 декабря) находились к северо-востоку от островов Туамоту. Начался поиск судов противника на маршрутах США-острова Самоа, Панама-остров Фиджи, Сидней-Панама.
13 декабря в районе острова Питкерн рейдеры обнаружили свою первую жертву - американский пароход “Vincent” (6210 т), следовавшего из Сиднея к Панамскому каналу с грузом риса (по другим данным - хромовой руды, шерсти и древесины). «Американца» потопили артиллерийским огнем и торпедой, а весь его экипаж (36 человек) был принят на борт «Хококу-Мару». Так как “Vincent” успел подать сигнал бедствия, то рейдеры постарались быстро покинуть этот район.
После шестидневного перехода на кораблях поочередно приступили к ремонту главных двигателей, при этом один из рейдеров всегда оставался в постоянной готовности. 23 декабря работы были закончены и корабли снова приступили к поиску судов противника.
31 декабря, когда крейсера находились южнее Островов Товарищества (Французская Полинезия), на разведку были отправлены самолеты с «Хококу-Мару» и «Айтоку-Мару», при этом без вести пропал самолет с тремя членами экипажа с «Айтоку-Мару». Длительные поиски оказались безуспешными.
Утром 2 января 1942 года ведущий поиск пропавших второй самолет с «Айкоку-Мару» к югу от островов Кука на расстоянии 130 миль от рейдеров обнаружил американский пароход “Malama” (3 275 BRT), следовавший из Сан-Франциско в Манилу с грузами для американской армии на Филиппинах. На его борту находились самолеты, армейские автомобили, авиационный бензин и другое снабжение, а также пассажиры-авиационные специалисты.
На сигналы с самолета с требованием об остановке и предупредительный пулеметный огонь американцы не реагировали и послали по радио сообщения об атаке, которые приняли радиостанции на ближайших островах.
Самолет вернулся на свой корабль, где экипаж получил приказ атаковать «Маламу», чтобы не дать ему уйти. Kawanishi E7K2 обстрелял пароход из пулеметов и, после того как экипаж оставил судно и высадился в шлюпки, сбросил две (по другим данным - четыре) 60 кг бомбы. В одном из трюмов вспыхнул сильный пожар, подошедший «Хококу-Мару» добил пароход торпедой. Со шлюпок рейдеры подобрали 5 авиаспециалистов и 33 члена экипажа «Маламы».
При их допросе выяснилось, что 31 декабря над «американцем» некоторое время кружил неопознанный самолет, по описанию - пропавший с «Айкоку-Мару», после чего капитан «Маламы» отдал приказ сменить курс и приготовить судно к затоплению.
После очередного ремонта главных двигателей рейдеры снова занялись поиском жертв, но без успеха. В то же время, над ними начали сгущаться тучи. Все чаще японские радисты слышали громкие радиопереговоры американских кораблей. В это время в районе действия вспомогательных крейсеров перемещались крупные оперативные соединения (Task Force 17 и Task Force 18) и конвои противника. В состав каждого из соединений входил авианосец, несколько легких и тяжелых крейсеров, эсминцы. С атолла Кантон начали регулярное патрулировать американские самолеты - по шесть «Каталин» и Б-17 «Летающая крепость».
Ввиду этих обстоятельств, а также отсутствия возможных целей в районе рейдерства 24-го дивизиона, командование Объединенного флота отдало приказ о возвращение дивизиона на родину. 4 февраля он прибыл на атолл Трук, где пополнил запасы и направился в сторону Японских островов.
11 февраля кораблями дивизиона было остановлено и досмотрено советское судно «КИМ». После высадки 76 членов экипажей «Винсента» и «Маламы» в Оита (остров Кюсю) «Хококу-Мару» и «Айтоку-Мару»14 февраля прибыли в Куре. Их первый корсарский поход продлился 92 дня.
Здесь началось переоборудование кораблей для выполнения новых задач - наряду с ведением рейдерских операций выполнять функции снабженцев подводных лодок, действующих в отдаленных районах Индийского океана. В связи с этим 24-й дивизион был расформирован и его корабли перешли в непосредственное подчинение командованию Объединенного флота.
При переоборудовании 152-мм орудия были заменены более современными 140-миллиметровыми образца 1914 года. Для снабжения подводных лодок были оборудованы дополнительные цистерны для 1300 т дизельного топлива. Кроме того, каждый корабль мог передать лодкам пресную воду, до 70 торпед, запасные части, продовольствие и другое снабжение. Гидросамолеты-бипланы Kawanishi E7K2 были заменены на более современные Nakajima A6M2N2 model 11.
16 апреля 1942 года «Хококу-Мару» и «Айтоку-Мару» вышли из Хиросимской бухты и направились в свою новую базу - порт Пенанг, расположенный на западном побережье полуострова Малакка. Их задачей стало снабжение 8-го дивизиона подводных лодок, действовавшего в восточной части Индийского океана, а также борьба с вражеским судоходством.
30 апреля корабли прибыли в Пенанг, откуда 5 мая направились на просторы океана, где должны были обеспечивать боевую службу пяти подводных лодок. 9 мая в 1300 милях к югу от Цейлона во время снабжения двух подводных лодок было замечено следовавшее мимо судно, которое послушно выполнило требование остановиться и сохранило радиомолчание.
Это был голландский танкер  “Genota” (7987 BRT), следовавший в балласте из Джералтона (Западная Австралия) в Абадан (Персидский залив). С призовой командой на борту танкер был отправлен в Пенанг.
Рано утром 5 июня к югу от Мозамбикского пролива рейдеры обнаружили британское грузопассажирское судно “Elysia” (6757 BRT), следовавшее из Глазго в Аден и Бомбей с военными грузами - автомобили, разобранные самолеты и т.д. Судно остановиться отказалось и подало радиосообщение об атаке. Несмотря на умелое маневрирование, оно бвло потоплено артогнем и торпедой. Возможно, что “Elysia” вела ответный огонь, так как была вооружена 120-мм орудием. Опасаясь появления вражеских кораблей или самолетов, японцы быстро покинули место потопления судна, не оказав помощи его экипажу и пассажирам.
На поиск рейдеров направились британские корабли и южноафриканские самолеты, но поиски оказались безуспешными. Подошедшее британское госпитальное судно “Dorsetshire” подобрало оставшихся в живых  с «Элисеи» (136 членов экипажа и 17-58 пассажиров). Погибло 27 человек.
Вечером 12 июля в 1400 милях южнее Цейлона возвращающиеся в Пенанг рейдеры наткнулись на новозеландский сухогруз “Hauraki” (7113 BRT), следовавший из Фримантла (Западная Австралия) в Коломбо с генеральным грузом. Перед захватом судно успело подать сигнал об атаке японскими надводными рейдерами. С призовой команлой на борту “Hauraki” отправили в Сингапур.
27 июля 1942 года «Хококу-Мару» и «Айтоку-Мару» после 101-суточного похода прибыли в Сингапур. До второй половины октября они использовались в качестве транспортов для переброски войск в Рабаул и на Гуадалканал, а также проходили ремонт в Сингапуре, в ходе которого получили по два спаренных 25-мм зенитных орудия, также новые самолеты, на этот раз Aichi E13A.
1 ноября вспомогательные крейсера снова отправились в рейд по вражеским коммуникациям в Индийском океане. Поздним утром 11 ноября в 550 милях к юго-западу от Кокосовых островов был обнаружен конвой в составе шедшего в балласте голландского танкера “Ondina” (6341 BRT) и индийского корвета HMIS “Bengal” типа “Bathurst” (HMIS - Her Majesty Indian Ship - Индийский корабль Его Величества). Вооружение «Ондины» состояло из 102-мм орудия и четырех зенитных пулеметов; «Бенгала» - из одного 102-мм (по другим данным - 76-мм), трех 20-мм орудий и нескольких пулеметов. Скорость полного хода танкера составляла 12, а корвета - 15 узлов.
Шедщий первым «Хококу-Мару», а затем и следовавший в шести милях позади «Айтоку-Мару» повернули к конвою. К удивлению японцев этот слабовооруженный тихоходный конвой оказался крепким орешком. Артиллерийская перестрелка началась в 12.12, когда дистанция между «Хококу-Мару» и «Бенгалом» составляла 3200 метров, а «Ондина» открыла огонь с 8000 метров. Вскоре в бой вступил и «Айкоку-Мару».
«Ондине» и «Бенгалу» быстро удалось достичь нескольких попаданий в «Хококу-Мару», один из этих снарядов был фатальным - он попал прямо в торпедный аппарат рейдера. Обе торпеды сдетонировали, вспыхнул авиационный бензин, предназначенный для самолетов, располагавшихся на платформе над аппаратами. Несмотря на все усилия, огонь потушить не удалось. Пожар быстро распространился в машинное отделение, корабль потерял ход и обесточился.
«Хококу-Мару» начал погружаться с дифферентом на корму и командир капитан 1 ранга Имазато Хироши отдал команду «оставить корабль». Вскоре взорвался боезапас кормовых орудий и в 13.12 корабль затонул. Из 354 членов экипажа погибло 76, в том числе командир корабля.
В свою очередь «Бенгал» получил попадания двух 140-мм снарядов (из двухсот выпущенных по нему), но повреждения были незначительными, пострадавших не было. Так так корвет успел расстрелять почти весь свой боезапас, то в 12.40, поставив дымовую завесу, он покинул поле боя и направился к острову Диего-Гарсия.
«Айкоку-Мару» продолжал вести огонь по «Ондине» и ее капитан отдал приказ поднять белый флаг, а экипажу оставить судно. Капитан вскоре погиб от попадания очередного снаряда. Рейдер, приблизившись на 400 метров, выпустил по танкеру две торпеды и обстрелял спасательные шлюпки и плоты, при этом погибли три моряка «Ондины». После этого «Айкоку-Мару» занялся спасением экипажа «Хококу-Мару».
Затем «японец» вернулся, выпустил свою последнюю торпеду, но промахнулся. Опасаясь появления самолетов или кораблей противника, рейдер удалился. Голландский же танкер, несмотря на огромные пробоины и 35-градусный крен, упорно отказывался тонуть. Видя это, экипаж вернулся на борт, потушил пожар, выровнял крен и благополучно привел судно во Фримантл 18 ноября. «Бенгал» прибыл на Диего-Гарсия днем раньше.
С середины декабря 1942 года «Айкоку-Мару» стал использоваться как войсковой транспорт, доставляя войска и воинские грузы, в том числе из Кореи, Китая и Японии на острова Тихого океана. При этом он дважды подвергался атакам американских субмарин. 10 июля 1943 года, следуя в составе конвоя, к юга от атолла Трук он был торпедирован подлодкой “Hulibut” в результате чего был затоплен один из трюмов и туннели гребных валов, погиб 21 член экипажа.
16 января 1944 года «Айтоку-Мару» прибыл на якорную стоянку атолла Трук, имея на борту 629 солдат, и приступил к погрузке боеприпасов, предназначенных для Рабаула. Следующим утром начались длившиеся двое суток массированные налеты американской авианосной авиации на корабли, суда, аэродромы и другие береговые цели, находившихся на атолле Трук (операция “Hailstone”).
В налетах приняли участие самолеты с 9 авианосцев оперативного соединения Task Force 58 под командованием вице-адмирала Митчера. Всего было произведено 30 налетов, в каждом из которых участвовало не менее 150 самолетов, удары наносились ежечасно. Японцы потеряли 15 боевых кораблей, 32 транспорта и 270 самолетов.
Утром 17 января «Айкоку-Мару» был атакован самолетами с авианосца «Интрепид». Во время первой атаки транспорт получил попадания четырьмя авиабомбами, а во время второй авиационная торпеда попала в трюм, груженный боеприпасами, которые сдетонировали. Судно затонуло в течении двух минут, погибли 945 моряков, солдат и пассажиров. Жертвой взрыва стал также атакующий самолет Grumman Avenger.
«Айкоку-Мару» по сей день покоится на дне лагуны Трук, привлекая дайверов со всего мира.