Откровенные мысли

Владимир Врубель
Срок действия моего загранпаспорта заканчивался в сентябре. Поехал в уголок Российской Федерации, в генконсульство в Бонне, получил за 28 евро новый  загранпаспорт сроком на пять лет.

Сколько лет мне отпущено судьбой, один Господь знает, поэтому биометрический паспорт сроком на 10 лет брать не стал.

Теперь нужно было получить немецкое удостоверение личности в столице нашего округа,  Бергхайме.

В этом городе живут шестьдесят шесть тысяч жителей, а в нашем – шестьдесят тысяч. Многие города в Германии образованы простым организационным объединением деревень и мелких городков.
 
Так созданы и эти два города. Ехать в Бергхайм на машине минут тридцать. Приехали, получил удостоверение личности на тот же срок, что и паспорт.

Процедура заняла несколько минут. Учитывая, что я получаю базовое пособие по старости, биометрическое удостоверение, а здесь только такие, выдали бесплатно, иначе пришлось бы заплатить около 70 евро.
 
Погода на этой неделе стоит прекрасная - солнечная, сухая. Отправились погулять по пешеходной части города. Все немецкие небольшие городки уютные, зелёные, чистенькие, ухоженные, и этот тоже такой, но наш мне нравится больше, он просто утопает в зелени.

Мы шли мимо многочисленных кафе. Публика сидела за столиками, вынесенными на улицу, и грелась на солнце, неторопливо прихлёбывая кофе или пиво. В подавляющем большинстве это были пенсионеры, нарядно одетые пожилые женщины и мужчины.

В Германии пенсионерки более тщательно следят за своим внешним видом, чем молодые женщины и девушки, но главный критерий у всех - всё должно быть свежим и чистым. На работе, понятно, каждый день нужно менять одежду, если работа проходит в офисе.

Обмен паспорта и удостоверения личности навёл меня на размышления, что такое родина и страна пребывания. С детства в мою голову пропаганда вбивала, что Родина (обязательно с большой буквы) – это самое святое, и более того, писали «Родина-Мать».
 
За неё, если понадобится, нужно отдать жизнь. Родина представлялась мне чем-то эфемерным, как на плакате времён Великой отечественной войны, известной во всём мире как часть Второй мировой войны.

С войной всё понятно. Когда фашистская или нацистская Германия, сейчас стали копаться, чем эти определения отличаются, а по мне, так без разницы, напала на страну, то естественной реакцией была защита от нападения.

Без сомнения, на фронт шли и добровольцы, но основная масса была мобилизована в армию. Порядок мобилизации определяется ещё в мирное время.

Вот тогда широко используется определение «Родина» с большой буквы в качестве обобщённого понятия территории, населения и общественного строя, потому что пропаганда должна быть в военное время доходчивой, прямолинейной и простой по форме.

В мирное время родина – это то место, где родился. Государство, в виде властной структуры, и в мирное время старается перенести на себя понятие «Родины» с большой буквы.

В головы вбивается, что «Родину» с большой буквы нужно любить, и тем самым ловко подменяют властную структуру этим понятием.

Человек устроен так, что стремится всегда к лучшему. И это правильно. Масса людей родилась в деревне, а живёт в городе, потому что в городе им лучше.

Однако стремление к лучшему в широком смысле слова наталкивается на сопротивление и властей, и оболваненной части населения. Это занятно наблюдать здесь, на Прозе.ру.

Например, некая дама написала мне с гневом: «Родина вырастила вас, дала вам высшее образование, а вы уехали жить за рубеж!» Мне было смешно это читать. Растили меня мама с папой, а не какая-то абстрактная родина.

И высшее образование, кстати, их у меня два, мне тоже никакая абстрактная родина не вручала. Я учился сам, никто за меня это не делал. А возможность такую государство предоставляло, потому что ему, в виде властной структуры, это было нужно. Не всегда же добывать огонь трением!

И никакой благодарности за эту возможность я не обязан испытывать. Более того, мы прекрасно знаем, кому и как ограничивало государство возможность получить образование и работу в той области, в какой человеку хотелось.

Пошёл двадцатый год моей жизни в Германии. Говорят, что лучше всего здесь живётся детям и пенсионерам. Это верно, потому что работать в Германии надо, как говорится, без дураков, всегда присутствует конкуренция, по-разному складывается обстановка.

Я приехал в Германию уже пенсионером, поэтому о работе могу судить только со слов работающих. За годы жизни здесь, которые пролетели незаметно и стремительно, полюбил эту замечательную ухоженную страну, в которой прекрасно жить в любом её уголке.

Здесь всё создано не для избранных, а для всех людей, и люди здесь доброжелательные. Во всяком случае, мне не приходилось сталкиваться с неприязненным отношением, но повторяю, это когда ты не связан рабочими отношениями, а просто общаешься в быту.

До войны в Украине я каждый год прилетал в Петербург. Видел появляющееся хорошее, как меняется город в некоторых отношениях к лучшему.

Но мне не нравятся неимоверной ширины новые проспекты с огромными домами, которые прозвали «человейниками».

И тянуло назад, туда, где мой нынешний дом в уютном спокойном зелёном городке.

Был я и в Севастополе, где родился, учился и окончил школу. В советское время часто бывал в нём в командировках. Но это уже не мой город. Давно в нём нет тех, в чьём окружении я жил.

Чувствовал себя, как Рип ван Винкель из рассказа Вашингтона Ирвинга. И последнее, мне кто-то написал: «Вам никогда не стать среди немцев своим». А это и не нужно, никогда не стремился стать своим, такие старания бессмысленны и смешны, лучше всегда оставаться самим собой.

Дорогие коллеги, отправляюсь в очередное путешествие, поэтому не смогу оперативно ответить вам, если у вас появится желание написать отклик на эти размышления.