Новики под чужими флагами

Александр Митрофанов 2
26-27 декабря 1918 года вероятно можно считать самыми позорными днями в истории Советского флота - практически без боя англичанам сдались два новейших эсминца Красного флота типа «Новик».
9 ноября 1918 года в Германии была провозглашена республика, а на следующий день кайзер Вильгельм II бежал из страны. 11 ноября 1918 года, в Компьенском лесу, немецкой делегацией было подписано перемирие - Первая мировая война закончилась. Германская армия вскоре начала покидать Прибалтику.
Эстония провозгласила свою независимость 24 февраля 1918 года, но к 4 марта все эстонские земли были полностью оккупированы немцами, которые независимость новой страны не признали. 19 ноября представители Германии передали власть Временному эстонскому правительству, а Ревельский Совет рабочих депутатов обратился за поддержкой к правительству Советской России.
29 ноября 1918 года части российской Красной Армии и красные эстонские полки заняли Нарву, где была провозглашена Эстляндская трудовая коммуна, независимость которой 7 декабря признало правительство РСФСР. Красные войска начали наступление на Ревель.
В поддержку буржуазного эстонского правительства выступила Великобритания. Сразу же после подписания перемирия с Германией в Балтийское море вошла британская эскадра в составе пяти легких крейсеров, девяти эсминцев и семи минных тральщиков под командованием контр-адмирала Э. Александер-Синклера. 12 декабря 1918 году в Ревель прибыл отряд английских кораблей в составе двух легких крейсеров и пяти эсминцев.
Британцы постоянно обстреливали приморский фланг наступавших на эстонскую столицу советских войск, поэтому 23 декабря быд создан «Отряд судов особого назначения Балтфлота» в составе линкора «Андрей Первозванный», крейсера «Олег», эсминцев «Азард», «Автроил» и «Спартак». Им надлежало провести разведку в районе Ревеля, в случае перевеса в силах вступить в бой с английскими кораблями и уничтожить их. Отряд возглавлял член Реввоенсоветов Балтфлота и Республики Ф.Ф. Раскольников.
Непосредственно у Ревеля должны были действовать «Автроил» (типа «Изяслав», в строю с 30 июля 1917 г.), «Спартак», ранее «Капитан 1-го  ранга Миклухо-Маклай» (типа «Лейтенант Ильин», в строю с 12 декабря 1917 г.) и «Азард». В случае встречи с превосходящими силами противника эсминцам надлежало отходить на восток под прикрытие тяжелой артиллерии «Андрея Первозванного» и «Олега».
Вечером 25 декабря «Спартак» (командир Н.Я. Павлинов) с Ф.Ф. Раскольниковым на борту и «Азард» вышли в море. С самого начала операции все пошло не по плану - выход «Автроила» (командир В.А. Николаев) задержался из-за неисправности машины, а «Азард» из-за нехватки топлива вернулся для бункеровки в Кронштадт.
Около полудня 26 декабря «Спартак» обстрелял расположенный на подходах к Ревелю острова Вульф (эст. Aegna) и Нарген (эст. Naissaar), пытаясь установить, действуют ли там береговые батареи противника. Эстонский комендант Наргена сообщил в Ревель о появлении советского корабля и на его перехват направились британские крейсера и эсминцы.
В 13.15 «Спартак», видя превосходящие силы противника, попытался оторваться от преследователей и уйти на северо-восток. Произошел кратковременный артиллерийский бой, в ходе которого ни одна из сторон попаданий не добилась, но советский эсминец около 14 часов сел на банку Курадимуна (Девельсей) и был захвачен англичанами. Советские моряки были перевезены на английские корабли, а вечером того же дня британский эсминец «Вендетта» стащил «Спартака» с мели и отбуксировал в Ревель. Обнаружилось, что при посадке на камни большевистский корабль потерял винты, были погнуты гребные валы.
Вечером 26 декабря к Ревелю отправился и «Автроил». Около 11 часов следующего дня в районе плавучего маяка Ревельстейн у острова Мохни (Экхольм) он был перехвачен британскими кораблями. Артиллерийский огонь противника нанес «Автроилу» незначительное повреждение (была сбита стеньга, что привело к обрыву антенны и потере радиосвязи), но тот сдался, даже не попытавшись оказать сопротивление и был отведен англичанами в Ревель.
В плен попало 247 членов экипажей эсминцев: «Спартак» - 7 командиров и 95 матросов, «Автроил» - 7 и 138 соответственно. которых поместили в эстонском концлагере на острове Нарген. 3-5 февраля 1919 года 27 из них (по другим данным - 36) были казнены по приказу командующего военно-морскими силами Эстонии капитана ВМФ Йохана Питки (с сентября того же года - контр-адмирала).
Памятник казненным морякам был воздвигнут в Таллине на Маарьямяэ в 1940 году, куда были перенесены их останки с острова Найссаар (не знаю, снесен ли он уже в ходе изничтожения всего советского в последние месяцы) Часть пленных приговорили к различным срокам принудительных работ и другим видам наказаний, а 52-х оправдали.
Ф.Ф. Раскольникова и комиссара «Автроила» Нынюка перевезли в тюрьму на территории Великобритании и 27 мая 1919 года обменяли при посредничестве датского Красного Креста на 19 пленных английских офицеров.
В начале января 1919 года «Автроил» и «Спартак» были переданы Эстонии и вошли в состав ее ВМС под названиями «Леннук» (“Lennuk”) и «Вамбола» (“Wambola”) соответственно. Это произошло вопреки настойчивым просьбам командования Северо-Западной армии белогвардейцев, считавших, что эти эсминцы оказали бы неоценимую помощь при защите приморского фланга армии.
В тоже время ряд бывших офицеров, служивших на «Спартаке» и «Автроиле», включая командиров кораблей, перешли на службу в эстонский флот. Всего на сторону бывшего врага перешли 30 человек. А не была одной из главных причин сдачи в плен кораблей их предательство во время боя? А многие современные авторы, включая писателя-мариниста В.В. Шигина, который изображает в своем пасквиле «Дело «Памяти Азова» главным виновником Ф.Ф. Раскольникова, думаю, не во всем правы.
«Подарок» был весьма кстати - буржуазная Эстония при поддержке британского флота и вооруженных формирований из Финляндии, Швеции и ряда других стран, а также русских белогвардейцев, вела так называемую «Освободительную войну» против Красной Армии, а также с военизированными формированиями прибалтийских немцев (Ландесвера) под командованием Рюдера фон дер Гольца (известного подавлением социалистической революции в Финляндии) и Балтийского фрайкора, состоявшего из местных остзейских немцев и добровольцев из Германии, сражавшихся за создание немецкого государства на территории Прибалтики (Балтийского герцогства). Эстонцы воевали на территории Латвии также с белогвардейской Западной Добровольческой армией.
«Автроил» и «Спартак» находились в крайне запущенном техническом состоянии, кроме того подверглись изрядному разграблению британскими призовыми командами, тем не менее, «Леннук» удалось ввести в строй уже 6 января, но ремонт «Вамболы» продлился до 19 февраля. Корабли эстонцы классифицировали как «минные крейсеры» (m;niristlejad). Оба эсминца принимали активное участие в ряде десантных операций в северной Эстонии, Петроградской губернии и Латвии, постановке минных заграждений, артиллерийском обстреле береговых целей.
7 января 1919 года объединенные силы эстонцев, финнов и белогвардейцев перешли в наступление против Красной Армии, которая находилась всего лишь в 40 километрах от Таллина. С моря их поддерживали британские корабли и эстонский флот, включая недавно вошедший в строй эсминец «Леннук». Балтийский же флот Советской России был заперт льдами в Кронштадте и не мог участвовать в боевых действиях.
Вечером 14 января «Леннук» выставил 50 мин в Финском заливе к северо-востоку от острова Сескар.
В ходе наступления с эстонских кораблей при участии «Леннука» в тылу красных войск было высажено несколько десантов. Самым удачным и крупным десантом эстонских сил стала высадка на берегу Нарвского залива вблизи хутора Удрия, расположенного в 5 км западнее Гунгербурга (ныне Нарва-Йыэсуу) 17-18 января 1919 года. Операция проводилась под руководством Йохана Питки, в ней приняли участие шесть эстонских кораблей, включая «Леннук». После подавления береговых батарей на берег высадились 400 эстонцев и 600 финнов, которые, соединившись с наступавшей эстонской армией, быстро сломили сопротивление частей Красной Армии, несмотря на ее численное превосходство, и к утру 19 января полностью овладели Гунгербургом и Нарвой.
Во второй половине марта 111 офицеров и матросов с «Леннука» и «Вамболы» были временно включены в состав Морского десантного батальона, воевавшего под Псковом. Трое из них погибли, еще три моряка пропали без вести.
6 мая в сопровождении британских кораблей эстонские эсминцы выставили 202 мины между островами Гогланд и Лавенсаари (ныне остров Мощный). Некоторые источники приписывают гибель на них советских эсминцев «Гавриил», «Константин» и «Свобода» 21 октября 1919 года, что крайне сомнительно, так как эти корабли погибли в Копорском заливе в полукилометре от берега.
15 и 16 мая 1919 года «Леннук» при поддержке огня английских кораблей участвовал в высадке эстонского десанта в тылу Красной Армии в Лужской губе, а 17 мая - в Копорском заливе. В высадках участвовала десантная партия с «Вамболы» в количестве 55 человек. Эти десанты заставили Красную армию отступить к Керново. Попытка эстонцев высадиться там была отражена огнем форта «Красная Горка». С 30 мая в Лужской и Копорской губе начал действовать и «Вамбола».
В конце июня для поддержки эстонских войск, ведущих бои с Ландесвером на подходах к Риге, к устью Даугавы было направлено соединение кораблей под командованием Й. Питки в составе: «Леннук», «Вамбола», канонерки«Лембит», «Тасуйя», тральщики «Олев» и «Калев».
30 июня корабли, следуя за тральщиками, корабли пришли на рейд Риги, откуда до 3 июля вели борьбу с береговой артиллерией, вооруженными пароходами и самолетами немцев, поддерживали артогнем наступающие эстонские части, высаживали в предместьях Риги десантные партии, которым удалось захватить 3 вооружённых парохода, баржу с боеприпасами и уничтожить ряд береговых орудий. Это немало способствовало тому, что 2 июля 1919 года командование Ландесвера согласилось на перемирие с эстонскими и латвийскими войсками.
28 сентября Северо-Западная армия под командованием Юденича при поддержке эстонцев и англичан начали наступление на Петроград.
Столь упорному стремлению новорожденной Эстонской республики, выживающей на английских штыках, вернее на флоте и золоте Британской империи, к наступлению на исконно русские земли с мечтами о взятии Петрограда, немало способствовало обещание британцев подарить им Кронштадт в обмен на трофейный советский флот (на металлолом?), там захваченный. В ответ на протесты Юденича, британцы пригрозили лишить его «кормушки» и военной поддержкм и славный генерал сдался.
14-15 октября эстонские корабли высадили десанты у Керново и Калище и подавляли артиллерию Красной Армии, при этом «Леннук» попал под огонь орудий форта «Красная горка» и получил повреждения. 27 октября в район боевых действий в Копорском заливе появился британский монитор «Эребус», вооруженный двумя 381-мм и десятью 102-мм орудиями, который пытался подавить орудия форта. Его поддерживали английские и эстонские эсминцы.
В конце октября наступление Северо-Западной армии и ее союзников на Петербург захлебнулось и эстонские корабли в начале ноября вернулись в Таллин. Больше «Леннук» и «Вамбола» в боевых действиях не участвовали. 3 января 1920 года между Эстонией и РСФСР вступило в силу перемирие, а 2 февраля был подписан Юрьевский (Тартуский) мирный договор.
В 1920-1931 гг. эсминцы совершили заходы в порты Финляндии, Швеции, Польши и Дании. Однако, для нищей Эстонии содержать такие корабли, учитывая также их ухудшающееся техническое состояние, было слишком накладным, хотя большую часть времени они простаивали у причала с сокращенным экипажем.
В апреле 1933 года министерство обороны Эстонии уже рассматривало предложение о продаже кораблей на слом, когда ряд стран выразили свою заинтересованность в их приобретении. Среди них были Финляндия, Колумбия и Перу.
С лета 1932 года в далекой Амазонии разгорался конфликт между Перу и Колумбией за обладание «трапецией Летисия», расположенной на стыке границ Перу, Колумбии и Бразилии. Естественно, что соперничающие стороны старались усилить свои флоты, ведь боевые действия могли вестись не только в бассейне реки Амазонка, но и на просторах Атлантического и Тихого океанов.
7 июля 1933 года сделка на приобретения обеих эсминцев Перу за 410 000 долларов была заключена, хотя еще 30 июня они были включены в состав перуанского ВМФ под названиями “Almirante Villar” («Альмиранте Вильяр», б. «Вамбола») и “Almirante Guise” («Альмиранте Гисе», б. «Леннук»).
После продажи корабли прошли докование с освидетельствованием их подводной части, 22 августа проведены ходовые испытания. “Almirante Villar” развил скорость до 30,1 узла, “Almirante Guise” - 31,5. 24 августа на эсминцах были подняты флаги Перу.
20 августа прибывший в Таллин военный танкер “Pari;as” доставил экипажи, топливо и другое снабжение для приобретенных кораблей. Большой проблемой стал некомплект экипажей. При штатной численности 150 человек на каждом, прибыло всего лишь 56 моряков. Особенно нехватка ощущалась в механической службе, поэтому пришлось «одолжить» 28 эстонцев-машинистов на переход до Англии.
2 сентября перуанские корабли вышли в море, а 6 сентября прибыли в английский порт Грейвсенд. Здесь их уже ожидал военный транспорт “Rimac” с кадетами пятого и шестого курсов военно-морского училища на борту, которые и пополнили экипажи эсминцев. Эстонские моряки теперь могли вернуться домой.
Во время шторма в Бискайском заливе машина «Альмиранте Вильяра» получила повреждения и ему для ремонта пришлось зайти в Эль-Ферроль (Испания). 9 ноября корабли прибыли в бразильский порт Белем-ду-Пара, совершив по пути заходы в Санта-Крус-де-Тенерифе (Канарские острова) и Сан-Висенте (Острова Зеленого мыса).
До этого командование Marina de Guerra del Per; (ВМФ Перу) планировало отправить корабли в Карибское море на перехват закупленных Колумбией в Португалии двух эсминцев, но, оценив ситуацию, сложившуюся в Амазонии, перенацелило корабли ближе к району военных действий на защиту родного Икитоса, расположенном в нескольких тысячах километров от Атлантики.
Читатели будут в некотором недоумении, но, когда автор, будучи допущенным местным лоцманом постоять на руле перуанского судна, следовавшим в районе Икитоса-Летисии, почти врезался в берег, лоцман отреагировал спокойно: чего волноваться - там глубина 60 метров!
Получив «добро» от бразильских властей, 21 декабря корабли пошли вверх по великой реке Амазонке и прибыли в Икитос 5 января 1934 года. Принять участие в боях им не пришлось - 24 мая между Перу и Колумбией был подписан протокол о границе между двумя странами, положивший конец боевым действиям.
Поэтому было принято решение о перебазировании эсминцев через Панамский канал в главную база флота Кальяо, куда они прибыли 5 июля. По пути корабли прошли докование на острове Мартиника. Во время их пребывания в зоне тропиков выявились серьезные недостатки кораблей, изначально не предназначенных для действий в районах с жарким климатом, в том числе отсутствие холодильных камер, недостаточная вентиляция, что отрицательно сказывалось на обитаемости.
До 1941 года служба кораблей проходила своим чередом: учебные походы со стрельбами по морским и береговым целям и заходами в различные отечественные порты. Дважды эсминцы проходили докование за границей - в Зоне Панамского канала и в Талькауано (Чили).
5 июля 1941 года перуано-эквадорские пограничные столкновения переросли в открытую войну (Guerra de 41). К 20-м числам июля ВМФ Перу сосредоточил на севере страны эскадру, состоявшую из двух крейсеров, двух эсминцев и четырех подлодок. Эскадра получила приказ блокировать пролива Хамбели, связывающий океан с Гуаякилем - главным портом Эквадора.
В 11.03 двадцать пятого июля с эсминца «Альмиранте Вильяр» (командир капитан 2 ранга Эрнандо де Тудела-и-Лаваль ) у входа в пролив обнаружили эквадорскую канонерскую лодку “Abdon Calder;n” («Абдон Кальдерон»), вооруженную двумя 76-мм, двумя 47 -мм и двумя 20-мм орудиями
Произошла короткая артиллерийская дуэль, длившаяся 21 минуту, в ходе которой «перуанец» выпустил 41 снаряд из 102-мм орудий. Во время боя дистанция изменялась от 6000 до 3000 м. Ни один из соперников попаданий не добился и эквадорский корабль, пользуясь малой осадкой, укрылся в прибрежных мангровых зарослях. Тем не менее, эквадорская пропаганда утверждала, что в жестокой перестрелке «Альмиранте Вильяр» получил тяжелые повреждения от попаданий 25 снарядов, в том числе четырех 76-миллиметровых. Однако, после этого боя эквадорский флот больше не покидал порт, то-есть перуанцам удалось установить морскую блокаду Гуаякиля.
До конца кофликта «Альмиранте Вильяр» и «Альмиранте Гисе» патрулировали вражеское побережье, обстреливали береговые цели. В сентябре 1941 года боевые действия наконец прекратились, а 29 января 1942 года представители враждующих сторон подписали  «Протокол о мире, добрососедстве и границе», согласно которому Эквадор лишился 40% своей территории.
После начала в декабре 1941 года войны на Тихом океане ВМФ Перу, включая оба «Новика», осуществляли защиту северного побережья, где имелся стратегически важный объект – нефтеперегонный завод в Таларе, единственный на всем тихоокеанском побережье Южной Америки.
Весной 1942 года на борту «Альмиранте Гисе» в Кальяо побывали члены экипажа ледокола «Анастас Микоян», совершавшего переход с Черного моря на Дальний Восток. Советские моряки были приятно удивлены отличным техническим состоянием бывшего российского корабля.
Автору статьи удалось побывать на борту боевых кораблей многих стран мира, но наиболее благоприятное впечатление произвели корабли ВМФ Перу и Чили, как своим техническим состоянием (несмотря, иногда, на изрядный срок их службы), так и внешним видом членов их экипажей и истинно морской манерой поведения. Многие мичманы (по нашему рангу) служили на одном корабле по 25 лет!
3 октября 1948 года в главной базе перуанского военно-морского флота Кальяо вспыхнуло закончившееся неудачей восстание сторонников партии APRA (Alianza Popular Revolucionaria Americana - Американский народный революционный альянс) к которому примкнул и экипаж «Альмиранте Вильяр». При этом корабль выскочил на мель и повредил гребные винты. Позднее APRA приходила к власти уже законным путем.
Техническое состояние кораблей неуклонно ухудшалось. В мае 1949 года из состава флота вывели «Альмиранте Гисе», а в сентябре 1954 года за ним последовал и «Альмиранте Вильяр».