Феномен Неверующего Фомы

Максим Катеринич
(… по мотивам повести Леонида Андреева «Иуда Искариот»)

    В приведенном мной отрывке (см. иллюстрацию) содержится, пожалуй, одна из самых странных и неоднозначных историй имеющихся в Евангелии. Разберу это место как можно подробнее.
    Начну с того, что Стих 24 говорит, что Фома почему-то отсутствовал среди учеников, когда к ним ранее приходил Иисус в день своего воскресенья (в тот же день этого события).
    Про Фому есть важное уточнение, как «один из двенадцати». Не только он, как «один из двенадцати», тогда отсутствовал на «поминальном собрании» (по-другому, простите, не знаю, как назвать причину их встречи) апостолов. Еще на нём отсутствовал Иуда Искариот. Но по поводу последнего, всё предельно ясно: не место предателю среди соратников. Но почему на этом собрании отсутствовал Фома? Случайно? Приболел? Дела какие-то были по хозяйству? Простое совпадение? Не думаю.
    Я склонен считать, что в Евангелии нет случайных мест, историй, притч. Хотя, каким-то местам еще не найдено адекватное применение, даже в проповедях. И отсутствие Фомы на первом собрании учеников после распятия Христа не случайно.

    Для начала постараюсь раскрыть в деталях личность Фомы, насколько это позволяет Писание, повесть Леонида Андреева "Иуда Искариот", плюс собственные домыслы (которые, верю от Бога).
    Во-первых, случайно ли его прозвище «Близнец»? Всё было бы закономерно, если в Евангелии имелось бы хотя бы одно упоминание о его брате близнеце, хотя бы косвенное. Но, поскольку такого упоминания нет, остаётся только раскрыть версию, содержащейся в «Толковой Библии Лопухина»: «близнец - человек двоящейся природы». Или двоящийся в своей сущности, характере, мыслях, мировоззрении, постоянно сомневающийся и не имеющий 100% веры ни во что.
    Именно поэтому при общении с таким человеком порой сложно понять, с какой сущностью в данный момент приходится общаться: с той, что верит, или той, что не верит. Или по-другому: «Тот, с кем я сейчас общаюсь – это ты, либо я общаюсь с твоим братом близнецом, который внешне выглядит в точности как ты, но рассуждает совершенно иначе». 
    Заключаю, что именно такую особенную репутацию всегда имел Фома среди двенадцати апостолов, за что получил подходящее прозвище. Также мне понравилось упоминание Фомы в романе Леонида Андреева «Иуда Искариот». Хоть данный взгляд писателя прямо не поддерживается Писанием, очень рекомендую к нему присмотреться, так как, по-моему мнению, в нем явно содержатся зерна истины.
    Фома в романе значится основным собеседником главного героя Иуды Искариота, можно сказать, приятелем. Между ними, почти сразу же после включения Иуды (далее пишу только об Искариоте) в число двенадцати, установилось взаимопонимание и какая-то близость. Большая часть раскрытия личности и характера Иуды   звучит в повести через слова Фомы, который часто обличал приятеля и критиковал его принципы. Выглядит так, что Иуда перед Фомой выглядел как на ладони, чего не скажешь об остальных десяти апостолах, которые вообще не ведали и не шибко задумывались, кто вместе с ними ходит за Иисусом.
     И, действительно, в этих двух людях, Иуде и Фоме содержится много общего, но есть, конечно, и существенные различия. Но, вначале, о тех взглядах и принципах, что их объединяли.
     Во-первых, этих двоих никак нельзя было назвать «блаженными». Остальные десять апостолов отличались большим уровнем веры в божественность Христа, в то, что он говорил, делал. Причем, без тени каких-либо сомнений, даже когда совершенно не понимали, о чем Он говорит, а как видно из многих мест Евангелий они довольно часто (может в 50% случаях, может больше) совершенно не понимали слов Христа. Но, раз это говорит их Учитель, который по определению не может ошибаться, то значит их задача предельно проста: пусть даже совершенно слепо, но всегда доверяться Господу и нисколько в Нем не сомневаться. Именно в этом и состояло «блаженство» десяти апостолов. И именно отсутствие такого «блаженства» создавало у Фомы максимально осознанный и трезвый взгляд на всё им видимое, и как бонусом, позволяло видеть насквозь Иуду.
     Примечательно, что 11 апостолов, включая Фому, были безграмотны и знакомы с иудейскими доктринами только что разве со слов раввинов, сами же ничего не читали и не изучали. В отличие от Иуды Искариота, который владел грамотностью и отличным знанием иудейских писаний. В упомянутой книге Л. Андреева показано, что Иуда часто отдельно «расшифровывал» слова Учителя для одиннадцати апостолов, на что Иисус нисколько не возражал. Еще одно существенное отличие Иуды от остальных состояло в том, что он пришел из самой Иудеи (из города Кариот) и единственный из всех считался в прошлом настоящим посвященным иудеем. Всё это делало Иуду явным «чужаком» для одиннадцати, которые все были родом из языческой Самарии и не являлись иудеями.
     Однако «чужак» образовался и среди земляков и им был Фома. Даже с отсутствием грамотности, предварительных знаний, он не обладал блаженной слепой верой и находился в сомнениях с самого начала своего ученичества. Что и стало основой его приятельства с Иудой, с которым он вел долгие беседы.
     И Иуда и Фома имели изначально определенную цель пребывания с Христом. Цели отличались, но были относительно четкими, в отличие от других десяти. Они оба одинаково поверили в мессианство Христа. Правда, Иуда рассматривал Иисуса как потенциального революционера, за которым стоит сам Великий Иудейский Бог, и который обязательно поможет Иисусу ровно также как когда-то помог еще пастушонку, и будущему царю, Давиду в его битве с Голиафом. Только в роли Голиафа тут Римская империя.
     Фома рассматривал Иисуса исходя из рационального взгляда на то, что его учитель делал. Нельзя было отрицать и не верить своим глазам, смотря на чудеса, совершаемые Иисусом, в первую очередь, исцеления, во вторую кормление 5000-ного народа семью хлебами и двумя рыбинами, утихомирование бури в море и прочие необъяснимые вещи. Явно, к такому человеку лучше держаться поближе, чтобы он не говорил. Возможно, Он, как в своё время Моисей, приведет тех, кто за ним пошел, в новую Землю Обетованную.
     Забавно, но как видно из той же книги Леонида Андреева, Иуда был намного более верующим в мессианскую могущественность Христа, чем Фома. Последний, поскольку не видел у Учителя явных признаков большой силы и могущества, не смотря на все творимые им чудеса, в этом сильно сомневался, если не верил вовсе.

     Многие толкователи Евангелий, рассматривая мотивы предательства Иуды указывают на то, что апостол хотел «ускорить» процесс воцарения Учителя над Иудеей. (*особенно, в этом плане мне запомнился к/ф М. Скорсезе «Последнее искушение Христа»). Он уже углядывал явные намёки, производимые Иисусом, самый яркий из которых – разгон торговцев в храме. Да и так, многие окружающие из простых граждан начинали повсеместно называть Христа новым «царем Израиля», который даст израильтянам принципиально новую жизнь, главное, свободную от  римского рабства.
     Оставалось дело за малым: спровоцировать самого Бога вмешаться в процесс воцарения над Израилем своего Сына. Уж, не будет же сам Господь Саваоф бездействовать, когда римские оккупанты попытаются казнить самого мессию!  Что касается мотива по «30 серебряников», то эта версия не выдерживает никакой критики, чтобы мне её даже рассматривать.
     Фома же относился к такой перспективе с очень большим скепсисом. Он больше склонялся к тому, чтобы Иисус в срочном порядке ушел вместе с апостолами подальше от Иерусалима в дальнее странствие, пока их всех не арестовали римские легионеры из-за тех бездумных провокаций, что совершал их Учитель в последнее время. Кстати, сам Фома с большим желанием готов был пойти вместе с Христом хоть на край света, но только не на верную и глупую смерть.
 
     И вот случился арест их Учителя по какому-то нелепому сценарию с предательством и поцелуем Иуды. У Фомы совершенно не укладывался в голове безумный поступок его наиболее близкого среди всех апостолов соратника. Но, всё-таки, оставалась маленькая надежда на чудо. Вдруг Иуда окажется, действительно, прав.
     Более чем Фома в возможное чудо надеялись десять апостолов. Ведь не может же всё вот так с сыном Бога закончиться!
    
     Но больше всех на чудо надеялся, на тот момент самый верующий из апостолов, Иуда Искариот! Он его буквально лелеял! Повесть Леонида Андреева подробно описывает мысли и чувства Иуды во время его наблюдения издалека, вначале как ведут его Учителя на казнь, затем как привязывают к кресту и начинают забивать в его запястья гвозди. До него донесся душераздирающий крик от невыносимой боли, который издавался со рта Учителя.
     И на всех этапах Иуда Искариот надеялся на великое чудо. Вот-вот! Сейчас-сейчас! ...И вот крест с прибитым к нему Учителем подняли и поставили между двумя другими крестами, на которых висели разбойники. Весь измученный, израненный, истекающий кровью, с нелепым терновым венцом на голове, с издевательской табличкой с надписью «Царь иудейский», накарябанной одним из римских воинов, Учитель выглядел более чем жалко! Ну совсем не царь Давид перед Голиафом и не Моисей перед Фараоном.
     И долго Господь Саваоф будет смотреть на всё это безобразие, на все эти насмешки, на издевательства?!  Но пока Учитель жив, есть надежда. Надо подождать, нужно просто набраться терпения. Но вот, висящий на кресте Иисус поник головой, как будто испустил дух. Затем неожиданно пошел дождь. Ага, может быть как раз вот оно, начало Божьего участия! А затем один из римских воинов протыкает грудь Христа в районе сердца и из тела Учителя бурным потоком хлыщет кровь. А через некоторое время тело просто снимают с креста и куда-то относят…

     Осознание от содеянного приносило Иуде невыносимую боль и ужас. Что же он наделал!? Какой ужас! Он просто банально своими руками принёс смерть тому человеку, который не сделал ему ничего плохого! Совершенно невинному!

     Отвлечемся на других учеников, что же в это время делали они? Самый молодой из апостолов, фактически подросток, Иоанн находился вместе с матерью Христа и Марией Магдалиной почти перед крестом, на Голгофе. К нему претензий нет. Петр в одиночестве лил слезы от осознания своей слабости после трехкратного отречения от Христа. Про остальных ничего не известно. Может также издалека наблюдали за распятием. А может быть многие, как Фома, просто спрятались.
     Фома находился в большом страхе. Ведь если взяли Учителя, то скоро возьмут и всех остальных, это же совершенно очевидно! Он это сразу попытался всем донести, чтобы все разбежались по разным сторонам, спасая свои жизни, но наивные апостолы явно не спешили это делать. Ну это их дело, а жизнь у него всё-таки одна. Он скрылся из виду.

     Иуда Искариот же явился в синедрион вместе с 30 серебряниками, что ему вручили за предательство. Сказал, что он беспредельно ошибся, предав кровь невинную и попытался вернуть мешочек с серебряниками обратно. На что всеми присутствующими был поднят на смех.
- Вот так ошибся, так ошибся! - промолвил глава синедриона – мало того, что был учеником этого проходимца, ошибался вместе с ним! Так еще и своими руками убил своего Господина! На что ты вообще надеялся, а, как там тебя!? Да ты вдвойне ошибся, придурок! Ты ошибся, находясь в самой ошибке!
- Да, я заслужил смерти, казните и меня! Я не достоен жизни! – в слезах залепетал Иуда и упал на колени.
- Уйди, юродивый! – брезгливо произнес глава и пнул своей ногой Иуду в плечо, а затем смачно плюнул в него. Вторя главе стали плевать в Иуду и все остальные. Пожалуй не было никогда существа в мире более жалобнее, чем Иуда Искариот в этот момент! В итоге его вышвырнули из синедриона как плешивого пса.
     Провалявшись до утра на земле Иуда поднялся и направился в то тайное место, в малоприметную землянку, где раньше собирался Иисус со своими учениками, где он сделал непосредственно перед своим арестом своё первое причастие с вином и хлебом. Он тогда вечером говорил, чтобы ученики здесь собирались и преломляли хлеб и вино в память о нем. Возможно они прям сейчас там собрались в память о его смерти.

     Так и оказалось, в том месте находилось десять апостолов. Острожного Фомы среди них не было. А женщины пошли проведать могилу, где находился Иисус, надеясь что их не тронут и не прогонят.
     Ученики до ужаса испугались, увидев вошедшего Иуду! Как же прав был Фома, что советовал им разбежаться, вот он вестник смерти, а небось за ним идут хвостом римская стража!
     Иуда ядовито посмеялся над их страхом. А после он обвинил их в трусости, слабости! А ведь могли ведь до конца постоять за своего Господа! Тогда быть может Иисус хоть не за себя, так хоть за них бы своего Отца с неба призвал на помощь!
- Да какие же вы после этого верующие!? - разгоряченно вещал Иуда, - вы просто жалкие, ничтожные трусы! Да у вас веры не больше чем у Фомы, которого я здесь не вижу! Он, хоть, в отличие от вас, ничего из себя не строил! Честно, говорил как есть, поэтому к нему даже нет  упреков! Но что все вы!? Что вы Учителю всегда говорили? "Да мы всегда с тобой, и в огонь и в воду, куда угодно! Мы за тебя умрём! Мы тебя никогда не оставим!" Тьфу!
Я гораздо более верующий, чем вы все тут вместе взятые, так как я хоть что-то попытался сделать для исполнения божественного пророчества! А что вы!? Просто разбежавшиеся в стороны овцы!
     Ученики впали в большой ступор от речи Иуды, не зная, что и ответить. В воздухе повисло стойкое ощущение, что он тысячу раз прав, а они, действительно слабохарактерные неверующие трусы! Даже, обычно бойкий и категорически не выносящий подобных речей, Петр, просто стыдливо уткнулся взглядом в пол. Но вывел всех из ступора голос молодого Иоанна:
- Убирайся отсюда, мерзкий предатель Иуда! Дьявол до сих пор в тебе, который сожрал всё твоё сердце! И не приходи сюда никогда больше! Ты не имеешь никакого права даже произносить имя Господа!
     Тут, теперь, Иуда не нашелся ничего сказать. Просто заткнулся, затем развернулся и вышел из тайной землянки. А после пошел и повесился на дубе.
    
      На этом месте повесть Леонида Андреева «Иуда Искариот» заканчивается. Но не кончается евангельская история. Сразу же, как Иуда покинул тайное место, прибежала запыхавшаяся и тяжело дышащая Мария с сестрой:
- Иисус! Наш Господь и учитель… воскрес! – в бурной радости прокричала она.
      Никто вначале ей не поверил, хотя кричала она более чем убедительно. Затем один за другим, сверя все факты исчезновения тела с могильной пещеры, все десять апостолов поверили. А затем лично сам, с ранами на запястье десятерым явился Иисус со словами: «Мир вам!».
      Когда Иисус, побыв немного у учениками ушел, один из апостолов решил разыскать Фому. Искать пришлось долго, но с божьей помощью удалось, Фома не успел далеко уйти. Фома не верил ни одному слову Иоанна (скорее всего это был он).
— Это же какой-то бред! Как воскрес!? Да быть такого не может!
- Да также как Лазарь, - увещевал Фому Иоанн, - которого воскресил Иисус!
- Ну так Лазаря же воскресил сам Иисус! А Иисуса кто воскресил!? Сам себя что ли?

      В итоге Фома согласился прийти в тайное место, где собирались апостолы, чтобы послушать остальных. Может другие произнесут что-то более убедительное.
    … Выслушав убедительные речи от каждого захлебывающегося в неописуемом восторге апостола, Фома в итоге подскочил и гневно произнес:
- Братья! Да, что вы несёте!?  Что за чушь! Какое воскрешение из мертвых, вы с ума что ли сошли от горя!? Просто признайтесь! Вы пытаетесь выдать желаемое за действительное! Но такого быть не может! Просто смиритесь уже, займитесь лучше тем, чем раньше занимались! Рыбу ловите, овец пасите, дома стройте! Успокойтесь же уже!
- Но Иисус действительно приходил сюда! – в слезах произнесла Мария Магдалина, - показывал нам свои раны?
- Ну тогда, где он сейчас?! Почему ушел, почему сейчас не здесь, не с вами?! И если вы спрятали тело, то лучше ночью верните его обратно!
- Что ты такое говоришь?! – не выдержал Симон-Петр и резко схватил Фому обеими руками за грудки, - то есть, ты тут вообще никому не веришь, даже мне, правильно мы тебя поняли?! 
- Пока не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу пальцы мои в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в рёбра Его, не поверю – произнес Фома свои знаменитые слова
- Тогда уходи отсюда! – произнес Петр, отпуская Фому и указывая указательным пальцем на дверь, - здесь среди нас нет места неверию!
- Не уйду! - дерзко ответил Фома.
- Что? Почему?
- А вдруг вы правы! – неожиданно ответил Фома, - вдруг, всё именно так как вы говорите! Пока вы верите, я побуду с вами столько, сколько мне потребуется. И если Иисус действительно воскрес, то он обязательно явится снова и мне в этот момент нужно обязательно находиться с вами! Если вы, действительно, верите в то, что наш Господь не умер, но до сих пор жив, то позвольте же именно Ему решить мою судьбу!
     Ученики всерьез задумались, как им следует отнестись к словам неверующего, и тогда Фома добавил:
- И еще, если сюда всё-таки нагрянут римские воины, я пойду под арест вместе с вами, а может, и на казнь! Пусть глупо, но я готов пострадать за своего учителя и за свою... веру.
- Да уж, ну ты, действительно, Близнец! – усмехнулся Петр и похлопал Фому по плечу - тебя всё-таки не поймешь, то ты веришь, то ты не веришь!

     Как нам известно, Иисус на восьмой день действительно явился к ученикам. Причем, всё выглядит так, что он как будто бы явился непосредственно только ради Фомы.
- Фома, посмотри на руки Мои, прикоснись к ранам моим, вложи руку твою в ребра Мои и более не будь неверующим, но стань верующим! – произнес Господь.
     На что Фома чувственно произнес слова, которые не мог, абсолютно искренне, не кривя душой и не лукавя, произнести ни разу, сколько был с Учителем за все три года:
- Господь мой и Бог мой!
     Тогда Иисус с небольшим укором произнес:
- Ты поверил, только потому что увидел Меня; блаженны же не видевшие и уверовавшие. Ты не такой…
     На что Фома разрыдался и тихо произнес:
- Да… Не такой… 

     Что дальше происходило с апостолом Фомой? Согласно апокрифам, он направился со своей апостольской миссией в сторону индуистко-буддической Индии и судя по тому, как там разгулялось христианство, он там, видимо, преуспел (иронизирую).

     Но что я так зацепился за этого неоднозначного и где-то даже двуличного героя? Как я вначале своего этого труда отметил, считаю, что в Евангелии нет случайных мест, и история с Фомой, также, ой, как не случайна!
     Как вообще стоит христианам думать о неверующем Фоме? Ведь он своим присутствием среди двенадцати апостолов олицетворяет определенную модель христианина, которая либо имеет право на существование, либо нет.
     То есть, это религиозный человек, являющийся членом религиозного сообщества (церкви), достаточно праведный и добрый, соблюдающий заповеди, в то числе заповедь: "Всегда будь честным и открытым, особенно со своими братьями, в своём мировоззрении и вере!". Но вот, незадача, в его совершенную честность входит убеждение: "Я не могу верить в то, что я не вижу и не знаю! Чтобы мне во что-то поверить мне нужно об этом узнать, да так чтобы потом не сомневаться, и убедиться во всем собственными глазами".
     Но тут такой "неверующий Фома" вступает в абсолютно патовую ситуацию, в которой с одной стороны стремление быть абсолютно честным в том числе с самим собой, с другой стороны наличие безверия, которая автоматом отрезает от него путь к царству и спасению. И компромисс здесь для такого "Фомы" только один: попытаться всё-таки обмануть себя или поддаться обману со стороны, а там уже вера прорвется в его сердце, хлынет потоком,  как  и всем остальным верующим, и он перестанет от всех своих братьев отличаться.

      В осуждение подобной модели могут быть слова из послания апостола Иакова 1:6-8
… сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой.
7 Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа.
8 Человек с двоящимися мыслями не твёрд во всех путях своих.

      Вдобавок весь Ветхий Завет говорит о значении веры именно в невидимое, зачастую, вопреки всякой логике и здравому смыслу. Если сказать, как есть, то есть, назвать вещи своими грубыми словами, Ветхий завет призывает к безУмной и слепой вере. А далее Новый завет призывает уже христиан продолжать верить максимально слепо и быть блаженными.

      Но всем ли такое возможно? Физически, психологически!
      Не, произносить «Верую, переверую!» можно при желании натренироваться! Можно при желании убедить себя, утрамбовав в глубокий чулан все мерзкие и крамольные сомнения! Но надо ли, вот так вот обманывать себя, если тебе Богом не дано «блаженство», если ты вот такой, вот не умеешь верить в невидимое, хоть голову об стенку разбейте! Ну почему обязательно для божественного спасения надо вот обладать «блаженным» умением верить вслепую!? Ну хорошо, если без этого никак, существуют ли психиатрические препараты, может электрошокер поможет!? Человек ради спасения иногда на всё готов! Готов после нескольких "целительных" электрических разрядов слюни пускать, блаженно улыбаться и слепо верить, что впереди заветные Небеса Обетованные! А де-факто, он уже будет на "Небесах".

      К выводам! Спасенный, принятый Иисусом, неверующий Фома не случайный герой Евангелия!  Он - лазейка! Он спасительный пример для тех, кто не способен быть «блаженным». Но обратите внимание на важных два момента, без них, мне кажется, никак:

      Во-первых, Фома был среди учеников Христа (христиан), оставаясь самим собой и просто ждал. Придет Иисус, а вместе с ним все другие доказательства веры, увидит он всё своими глазами, и будет уже не верить, а знать, значит всё так и есть, и всё отлично! Не будет ничего, ну значит ничего нет, и он тоже не ошибся.

      Во-вторых, простите за наивную банальность, но, мне верится, что Иисус принял неверующего Фому по вот такой главной причине: Фома, просто, видимо, человек был очень хороший. При всём своём неверии.